Просмотр содержимого документа
«Сценарий конкурса "Знатоки русского языка"»
Конкурс «Знатоки русского языка»
9 класс
Цель: Развитие коммуникативных качеств личности, интеллектуальной грамотности, сообразительности, быстроты реакции в принятии решений
Задачи:
1. Расширить и обобщить знания обучающихся по лексике и фразеологии, грамматике и риторике, орфографии и орфоэпии; обогатить лексический запас обучающихся, расширить кругозор школьников
2. Развивать умения слушать, вести диалог, монолог, делать умозаключения, красиво и точно выражать свои мысли; развивать мотивацию к обучению; развивать интеллектуальные способности
3. Воспитывать интерес к предмету, к родному языку; формировать бережное, уважительное отношение к русскому языку
Ход конкурса
Учитель: Сегодня состоится необычное состязание:
Для этого вам понадобятся по предметам знания! Для вас, кто литературу и русский любит,
Главным оружием знания будут!
Победа сильнейшему – вот награда!
Вас ждут серьёзные испытания!
Скрытые таланты, вашу эрудицию, интеллект помогут выявить различные конкурсы.
Помните притчу, в которой говорится о зарытых талантах? Я вам сейчас ее напомню:
Некто, уходя в дальние края, поручил рабам заботу о своем состоянии. Одному он дал пять талантов (серебряная монета, имевшая хождение в античную эпоху), другому – три, третьему – один. Двое хорошо потрудились и приумножили состояние хозяина. Третий раб, ленивый и хитрый, зарыл свою монету в землю… Трудолюбие первых двух было вознаграждено. Вернувшийся хозяин подарил им заработанные таланты. А у нерадивого раба отобрал и последние. Так и появилось выражение «зарыть свой талант в землю».
Сегодня вы будете зарабатывать таланты, приумножать их своими талантами.
Сегодня, друзья, мы проводим конкурс «Знатоки русского языка», где каждый может проявить свой интеллект, свои знания в области русского языка, эрудицию, мышление, находчивость.
Наше сегодняшнее соревнование начинается с 1 конкурса «Разминка»:
1.Как правильно назвать того, кто плетёт интриги? Ответ: интриган
2. Как называется словарь, в котором даны нормы произношения звуков и нормы ударения? (Орфоэпический)
3.К какому типу лексических единиц относятся слова КЛЕВЫЙ, ТУСОВКА, КРУТОЙ ПАЦАН? (Жаргонизмы)
4. Какого рода существительное ЗУБРИЛА? (Общего)
5. Слитно, раздельно или через дефис пишется слово ПОЛ-ЛИТРОВЫЙ? (Через дефис)
6. Автор современного толкового словаря. (С.Ожегов) 7. Синоним к слову антитеза. (Противопоставление)
8 Жалюзи или жалюзИ?
9. Пароним к слову эффективный. (Эффектный)
10.Любимое дерево Сергея Есенина (Береза)
11. Со школы или из школы? (Из школы)
12.Разносклоняемое существительное м.р.? (Путь)
Конкурс 2 «Грамотеи»:
1. Задание. Орфографический марафон! Кто грамотнее и быстрее запишет окончания существительных в данных предложениях?
1) Гусары были и во Франци_, и в Англи__, и в Прусси_. В Росси_ гусары появились в 1650 году. 2) В русской арми_ происходили постоянные изменения. 3) В своем стремлени_ разбогатеть за чужой счет рыцари пошли на захват чужих земель. 4) Чтобы не чувствовать себя одиноко на чужбин_, приехавшие в Париж за знаниями объединились. 5) В память об этом событи_ была выпущена бронзовая медаль. 6) Нередко ямщики подвергались опасност_ нападения бандитов, грабителей. 7) Кондуктор, сдав почтовые мешки, сообщал публик_ последние новости. 8) Когда положение безвыходное, поедешь и в тряской колесниц_.
10.) Существительное от глагола сосредоточить сосредоточение
Конкурс 3 «Из истории слов»
Тема «Лексика»
Какими русскими словами можно заменить иноязычные слова:
Трасса
Дискуссия
Авеню
Маэстро
Ситуация
Триумф
Подберите имена прилагательные – определения к каждому из данных ниже слов:
тюль
картофель
фасоль
колибри
кофе
шампунь
Тбилиси
Сочи
рояль
мозоль
Определите часть речи. Как называются такие слова?
Простой
пила
стекло
гнет
поцелуй
три
Конкурс 4 «Крылатые слова»
Ведущий I. Крылатые слова: пословицы, поговорки…Их у русского сотни, тысячи. Мы их слышим с детства, с их помощью нам легче выражать свои мысли, чувства и переживания, проще общаться с окружающими. Благодаря им наш язык становится образнее, красочнее, ярче. А сами мы немножко мудрее.
Объяснить смысл выражений, значение пословиц.
Большому кораблю – большое плавание.
(Напутствие человеку, стремящемуся к достижению высокой цели. Положение одаренному, талантливому человеку проявить себя на каком-либо благодарном поприще).
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
(Пояснить в новую компанию, общество, дом, надо приспосабливаться к их обычаям, а не отстаивать свои).
Дыма без огня не бывает.
(У каждого следствия есть причина, у каждой сплетни – достоверный источник).
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
(Друзья – это иная ценность, выходящая за рамки «купли-продажи». Друзья дороже денег и нужнее человеку. Это становится ощутимым в трудную минуту).
Чья бы корова мычала, а твоя молчала.
(Не осуждай других, когда самим водятся грехи. Сначала посмотри на себя, а потом делай замечания другим. Выражение чаще всего используется в отношении человека, нагрешившего гораздо больше тех, кого он упрекает).
(Выражение употребляется в значении: затруднения, на которое наталкивается кто-нибудь в каком-нибудь деле).
Кисейная барышня (девушка).
(Жеманная, изнеженная девушка с ограниченным кругозором).
Книга за семью печатями.
(Что-либо не понятное, скрытое, совершенно недоступное разумению).
Медвежья услуга.
(Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность).
На седьмом небе.
(Высшая степень радости, счастья, блаженства).
Рыльце в пуху.
(Быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному).
Продолжите пословицу
1)У семи нянек (дитя без глазу).
2) Кто старое помянет (тому глаз вон).
3) На чужой сторонушке (рад своей воронушке)
4) Не красна изба углами, (а красна пирогами).
5) Взялся за гуж (не говори, что не дюж).
6) Что написано пером (то не вырубишь топором).
7) Лучше синица в руках (чем журавль в небе).
8) Не зная броду (не суйся в воду).
Конкурс 5 «Лингвистические задачи»
Задача 1
Какое слово может означать и предмет мебели, и учреждение?
Правильный ответ - стол, одно из значений которого соответствует предмету мебели (обеденный стол, письменный стол), а другое — учреждению (стол находок). Другой возможный ответ бюро все же следует оценить как неправильный, поскольку в толковых словарях русского языка эти два значения традиционно относятся к омонимам. Эти два значения слова бюро были заимствованы из французского языка независимо друг от друга.
Задача 2
Какое слово может означать и гриб, и сладкое?
Ответ: трюфель.
Задача 3
Какое слово может означать и дорожную разметку, и животное?
Ответ: зебра. Зеброй называется разметка, обозначающая пешеходный переход.
Задача 4
Какое слово может означать и часть одежды, и водный поток?
Ответ: рукав. Ср.: рукав пальто и рукав реки.
Задача 5
Какой глагол может означать и издание звука, и сообщение негативной информации?
Ответ: стучать. Второе значение (стучать на кого-либо) отмечают не все словари, но оно, безусловно, есть у этого глагола. Обычно оно описывается как «доносить на кого-либо» и помечается как «разговорное».
Задачи 6. Какое слово может означать и одежду, и помещение?
Ответ: туалет. Ср.: надеть вечерний туалет и пойти в туалет. Допустим также ответ гардероб, хотя в этом случае речь идет о совокупности одежды.
Ведущий I. А теперь для вас награда, вот загадка, вот шарада!
Знаете ли вы, что такое шарада?
Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Шарады нам нужны не только для развлечения, но и для учебы… Вам предстоит отгадать
предложенные шарады.
Шарады
1. Первый слог - мужское имя, Буква гласная - второй. Слово в целом - знак почтовый, Угадайте вы, какой?
(марк-а)
2. Моё начало - буква алфавита, Она всегда шипит сердито. Второго корабли боятся
И обойти его стремятся. А целое весной жужжит: То сядет на цветок, то снова полетит.
(ш-мель)
3. Мой первый слог- предлог, Второй - сигнал беды.
А весь я иногда Вам нужен для воды.
(на-сос)
4. Две ноты и предлог, Соединяясь, дадут гудок.
(си-ре-на)
5. Прибавь к союзу место для судов - И целое ищи среди плодов.
(а-порт)
6. Предлог и стройматериал Морской выдерживают вал.
(у-тёс)
7. Восклицанье, утвержденье, Всё - поэта сочиненье.
(о-да)
8. Подряд три предлога возьмём, Целое на дереве найдём.
(с-у-к)
Конкурс 6 «Вспоминай-ка»
В названии многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. Задание: вспомните литературное произведение, их авторов, в названии которых есть прилагательные, и напишите.
А. Погорельский «Черная курица…»
Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди»
В.Гауф «Маленький Мук»
А.Лидгрен «Пеппи - длинный чулок»
А.М. Волков «Семь подземных королей»
Г.Х.Андерсен «Снежная королева»
А.И. Куприн «Белый пудель»
А.М. Волов «Желтый туман»
Г.Губарев «Королевство кривых зеркал»
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
А.Н.Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»
Учитель: Дорогие друзья! Вот и подходит наша встреча к концу. Многие из вас показали блистательные знания, умения владеть удивительными законами русского языка, проявили любовь к нему. Более того, вы, наверное, испытывали радость от того, что узнали что - то новое, интересное.