Просмотр содержимого документа
«Сценарий конкурса " Знатоки русского языка"»
МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова с. Брыковка»
Конкурс знатоков русского языка.
Игра « Что? Где? Когда?»
Подготовила Жиркина Н.А. учитель русского языка
МОУ « СОШ имени Н.В.Грибанова
с. Брыковка »
Цели:приобщение к искусству слова, пробуждение интереса к русскому языку;
Развитие художественного восприятия мира, интеллектуального и умственного потенциала учащихся, навыков работы в группах.
Форма проведения: игра «Что? Где? Когда?»
Оборудование: круглый стол, волчок, чёрный ящик, танцевальная музыка для музыкальной паузы,
Ход мероприятия
1 вед.«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой».
2 вед. А. Н. Толстой писал: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык».
1 вед. А вот что писал Константин Паустовский : «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
2 вед. А теперь, друзья, проверим, хорошо ли вы владеете русским языком
1 вед. Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наша игра.
2. Сегодня, в международный день родного языка, мы играем в «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (,муз. заставка)
1. А теперь о правилах нашей игры. Они просты: каждая команда играет до 6 очков. Помощник ведущего крутит барабан, озвучивает номер вопроса и команды по очереди за 1 минуту дают ответ. Если вдруг вы абсолютно уверены, что знаете ответ – можете сразу и ответить. В том случае, если ваша версия совпадает с правильным ответом, вы получите дополнительную минуту и сможете впоследствии использовать оную в любой момент игры. Но если ваш ответ окажется неверным, увы, вы теряете очко.
2. Внимание, зрители и болельщики! За подсказку команда наказывается – ей засчитывается поражение за данный вопрос. Но, уважаемые знатоки, во время игры вы можете отдохнуть во время музыкальной паузы или во время игры ведущего с болельщиками.
1. За игрой следит наблюдатель, правильный ответ озвучивает жюри.
2. Правила понятны? Тогда мы начинаем
Слово предоставляется капитанам команд.( представление )
1.Наша команда «Буквоеды»
Наш девиз : «Буквы все от А до Я
Знает дружна семья»
2.Наша команда «Русичи.»
Наш девиз: «Мы- вместе, мы – едины,
и мы –непобедимы»
3.Наша команда «Молодёжь 21 века»
Наш девиз: «Мы молодёжь 21 века,
всегда и везде мы добьемся успеха»
Начинаем первый раунд игры. ( 8 муз заставка- крутится волчок.)
Вопрос …( помощник показывает номер вопроса, а ведущий открывает вопросы под этим номером для каждой из команд ( по очереди)
Вопросы знатокам 5-6 классов
1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос).
2.Ответьте на вопрос, вспомнив известную пословицу. За каждую правильно отгаданную пословицу команда получает 1 балл.
- что не вырубишь топором? (Что написано пером).
- чем долг красен? (Платежом).
- где черти водятся? (В тихом омуте).
- что любят деньги? (Счет).
- что надо сделать, когда назвался груздем? (Залезть в кузов).
- в какие сани не следует садиться? (Не в свои).
3.Соберите слова, которые спрятались в других словах. (за каждое слово – 1 балл).
1) Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а ОКОНЧАНИЕ – в слове УЧЕНИКИ (подснежники).
2) Корень – в слове ДВОРНИК, суффикс – в слове СТОЛОВАЯ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ (дворовый).
3) Приставка – в слове ЗАХОД, корень – в слове ГОРОДА, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА (загородка).
4) Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ (молодцы).
4. Как правильно сказать: у рыб нет зуб, у рыбов нет зубов, у рыбей нет зубей (у рыб есть зубы)
5. Найдите закономерность и завершите цепочку слов:
бремя, время, стремя, семя, вымя, имя, знамя, темя, пламя, племя и …
( путь) все 11 имен существительных относятся к разносклоняемым)
Вопросы знатокам 7-9 классы
1.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер).
2.Что означает авто в слове автомобиль?9Авто в слове автомобиль означает «сам».
3. Почему мы говорим: время истекло?
(Время истекло – водяные часы долго были единственным прибором для измерения времени. Время измерялось количеством воды, вытекающей из резервуара: время текло)
5.«Веселый счет» С.Я. Маршака весьма иронично повествует о взаимоотношениях цифр. Так, Единица заявляет одной из цифр, что та ничего не стоит. На что ей цифра гордо отвечает:
«Да, ты права, я признаю,
что ничего не стою,
Но можешь стать ты….,
Коль буду я с тобою»
Напишите пропущенное слово!( десятью)
6. Этот фразеологизм чрезвычайно популярен. Вот его варианты:
в английском языке: «когда свиньи полетят»,
в каталонском: «когда куры начнут высиживать котят»,
в болгарском: «когда свинья в желтых шлепанцах на грушу вскарабкается».
Напишите русский аналог всемирно известного фразеологизма! ( когда рак на горе свистнет)
7.Почтальон принес одной женщине телеграмму от сына:
2.Запишите пары слов: песня и стих, гол и пас, два и три. Все вторые слова в этих парах обладают свойством, которым не обладает ни одно из первых слов. Назовите это свойство. (Вторые слова могут пониматься как глагольные формы)
3.Вторая часть этой русской пословицы звучит так: «… да неглубоко пашет». Воспроизведите её первую часть. (Старый конь борозды не портит…)
4.В начале XVIII века в названии российского города было три твердых знака. Затем стало два, в 1914 году остался один, а сейчас нет ни одного. Что это за город? (Санкт-Петербург)
5.Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. Что это такое?( камень)
6. Почему, когда мы хотим что-то уточнить или довести до конца, говорим: «Расставим все точки над И? Зачем над И ставят точки?
(Точки ставят не над И, а над i. Ранее в русском алфавите, наряду с и, была также буква i (её называли и «и десятиричное» за то, что она могла когда-то обозначить и число 10). Вот над буквой i и положено было для порядка ставить точку. Отсюда выражение – ставить точки над и, т.е. «доводить всё до конца».
7.О каких знаках препинания идёт речь: «отдохновение», «удивный знак», «полуточие», «долгое отдохновение», «молчанка» или «пресекательный знак».
(Запятая – «отдохновение», восклицательный знак – «удивный знак», точка с запятой – «полуточие», двоеточие – «долгое отдохновение», тире – «молчанка» или «пресекательный знак».)
Черный ящик.
Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает живая, мёртвая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то можете набрать её в рот. Но в ваших интересах на него ответить.
Что в черном ящике? ( вода)
Вед. Быстро прошла наша игра. Я надеюсь, что вы будете любить и беречь наш русский язык!