В стаьте рассматривается поэтапная работа над проектом в соответствии с требованиями ФГОС во внеурочное время. Подробно описывается каждый этап работы, возникшие проблемы в ходе работы и пути их устранения. Разработка практикоориентированная, поэтому она поможет начинающим педагогам в совместной работе с учащимися.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Как мы работали над проектом"»
КАК МЫ РАБОТАЛИ НАД ПРОЕКТОМ
Нуряхметова Рузалия Хузяхметовна,
МБОУ «Балыклы-Чукаевская средняя общеобразовательная школа»
Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан
В статье представлена смоделированная и реализуемая на практике система работы учителя с учащимися начальной школы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Указаны особенности проекта, этапы реализации на практике. Предложена модель работы с учащимся.
Ключевые слова: ФГОС, проект, начальная школа.
В условиях перехода на ФГОС второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности за свои решения. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет выпускникам успешнее учиться в будущем.
ФГОС нацеливает обучение на конечный результат. Главная цель ФГОС - переход от ретрансляции знаний к творческой способности учащихся. Важно осуществить поиск нужной информации из различных источников, преобразовать её и транслировать. Так, учащиеся познают радость от получения знаний, легко усваивают изученный материал. В данном случае учитель выступает как навигатор в информационном поле, он направляет работу учащихся на получение продукта с использованием новой техники обучения.
Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью. Особенность проекта состоит в том, что в нём делается большой упор на планирование деятельности (проект – буквально «брошенный вперёд») и на самостоятельности действий ученика. Проектная работа выполняется учащимися самостоятельно по плану. Планы проектов помогают учащимся следить за своим продвижением, вносить необходимые изменения в проект, осуществлять рефлексию своего прогресса, обращаться к учителю за помощью. В прошлом учебном году с учащимися 4-х классов мы впервые занимались проектно-исследовательской деятельностью в рамках реализации ФГОС. Внеурочная деятельность по направлению «проектная деятельность» «Что? Где? Когда?» организовалась с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Проект – это «пять П»: 1- Проблема, 2 – Проектирование (планирование), 3 – Поиск информации, 4 - Продукт, 5 – Презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе отчёты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
При выборе темы проектов я исходила из того, что она, во-первых, должна быть интересной каждому, во-вторых, актуальной и, в-третьих, проектной, то есть «тянуть на проект». Поэтому с изучения всем знакомых и близких понятий мы и начали работу над проектом. Это окружение детей, семья, малая родина. Поскольку критерий личностного интереса был поставлен мною на первое место, учитывались интересы и увлечения, особенности характера и воспитания и возможности каждого ученика. Потому что не все ещё знали пользоваться компьютером, создавать презентации, искать необходимую информацию из различных источников. Например, при выполнении проектных работ «Мой четвероногий друг» информацию о собаках, кошек дети искали в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ, написали сочинения о том, за что они любят своих четвероногих друзей. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий
Неизбежные трудности, сопутствующие любой проектно-исследовательской работе, для школьников являются большой проблемой. И вот здесь-то необходима помощь и поддержка учителя. Стоит объяснить ребятам, что желание бросить начатую работу порой возникает почти у каждого человека. Это нормальное явление, свойственное юным исследователям в той же мере, что и взрослым.
Например, при выполнении проекта «Моя семья» поставили задачу - узнать историю семьи, о членах семьи, об их интересах, профессиях, о домашних делах взрослых и детей. Каждый ученик писал сочинение на тему «Моя семья», что и послужило началом дальнейшей исследовательской работы. стало ключевым моментом данного проекта в силу высокой мотивации детей и яркой эмоциональной насыщенности события. В конце четвероклассники с гордостью защитили проекты о своей семье. А ведь до этого этапа как они потрудились? По словарю выписали значение слова «семья», принесли пословицы и поговорки о семье. Кто-то забыл год рождения матери, отца или не знал, что же они закончили, какую специальность они имеют. Не было отдельных фотографий членов семьи, поэтому пришлось их фотографировать, а потом эти фотографии сканировать и создать слайд и рассказать о каждом из них. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
Интересно было работать над проектом «Казань – столица Татарстана». Дети узнали о легенде Казани и царице Сююмбике, рассказали о достопримечательностях столицы Татарстана. Заочная экскурсия по Казани, викторина, за правильные ответы которой дети получали жетоны, способствовали развитию познавательной деятельности учащихся, воспитанию патриотизма и гражданской идентичности.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Итоги реализации программы были представлены через презентации проектов, выставки, выпуском школьной компьютерной газеты «Вести». В будущем мы планируем участвовать в различных конкурсах.
Проектная деятельность предоставляет возможность реализовать свои способности не только талантливым, одарённым детям, но и открывает перспективы для развития всех учащихся. Следовательно, введение часов на внеурочную деятельность учащихся имеет большой потенциал, позволяет обратить «минусы» сельской школы с небольшим числом детей в «плюсы». Это и возможность личностно-ориентированного подхода к ребёнку и выстраивание индивидуальной образовательной траектории, создание таких условий, в которых каждый ребёнок в школе имеет возможность проявить себя в той деятельности, где он может быть успешен. В конечном счёте, этопревращение школыв культурный центр села, отвечающий требованиям нового времени.
Литература
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9.
Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- № 2.