ЗКО, г.Уральск СОШ №12
Учитель ИЗО, черчения и технологии, высшая категория
Акбулатов Вадим Агиевич
Технология 9класс.
Тема раздела: Работа над проектом.
Тема урока: Технология изготовления изделий из древесины.
Изготовление сувенирной игрушки «Канбак шал».
Цель урока:
Образовательная - дальнейшее формирование знаний, умений и навыков, специальных по предмету. Дать необходимые понятия о проекте.
Воспитательная - нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание уважения к культуре других народов, прививать навыки культуры труда, правильной организации труда.
Развивающая - развивать познавательный интерес, формировать интерес к обычаям и традициям казахского народа, развивать наблюдательность, зрительную память и творческие способности, повышения уровня самостоятельной работы и изобретательности.
Метод проведения занятий: беседа с закреплением материала, самостоятельная работа.
Межпредметная связь: литература, история, математика, изобразительное искусство, черчение.
Наглядные пособия и дидактический материал: технологическая карта, образцы сувениров.
Оборудование и принадлежности: альбом, карандаш, образцы проектных работ, слайды, интернет ресурсы, постеры.
Литература для учителя: Сборник казахских сказок, учебники «Технология», методическое руководство по технологии, электронный учебник «Казахская национальная одежда»
Ход занятия:
І. Организационная часть
- контроль посещаемости, проверка готовности к занятию.
- Повторение изученного материала
- проверка знания прошлого занятия.
- Актуализация знаний. Постановка цели.
В ходе занятия, прежде всего, рассматривается такие понятия, как «проект», «творчество».
Проект - (по определению толкового словаря) разработанный план сооружений, устройства чего - нибудь.
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Трудовая деятельность в творческом проекте должна стать источником получения новых знаний, новой информации, стимулом для познавательных интересов.
Для успешной проектной деятельности необходимо соответствующее информационное обеспечение: научная, специальная, справочная литература, альбомы конструкций и технологических процессов, образцы изделий.
IV. Создание 3-х творческих групп по созданию творческого проекта:
Изготовление сувенирной игрушки «Канбак шал».
Дарума - японская традиционная кукла неваляшка, олицетворяющая Бодхидхарму, в японской синкретической мифологии - божество, приносящее счастье.
Дарума также продаются в виде набора пяти цветов – синий, желтый, красный, белый и черный - называется Гощики Дарума.
Куклу Дарума делают не только деревянной, но из папье-маше. Лицо Дарумы несет в себе определенный смысл и толкование, так борода сделана в форме черепахи, которая живет 10000 лет и символизирует долголетие, по бокам и животу куклы расположены другие заклинания: на удачу, хороший бизнес и долгие семейные отношения. Дарума стоит от 100 рублей до 11 тысяч
А неваляшка в России появилась не так давно - менее 200 лет назад.
Наверное, это самая старая игрушка, в которой человек сознательно использовал принцип устойчивого равновесия. Получить человечка, которого никак не уложишь, очень просто: можно взять просто болванку со сферическим основанием, а в нём закрепить кусочек свинца.
Первые русские деревянные неваляшки, появившиеся на ярмарках в начале 19 века, назывались "кувырканами"; сначала это были купцы, клоуны и девочки на шаре.
Кукла-неваляшка, почти круглая, с головой чуть поуже, чем туловище – как у матрешки – вот так трогательно преломилось представление о том, что медитирующий так плотно прижимает к телу руки и ноги, что их можно не заметить. Как любая неваляшка, опрокинутая кукла дарума поднимается обратно в вертикальное положение, в шутку или всерьез напоминая нам о том, человек в силах оправиться от любых тягот жизни. Сложилась даже поговорка: "Семь раз упасть и восемь раз подняться как Дарума".
С 1890 года началось массовое производство матрешек. Сначала они тоже были неваляшками. Довольно скоро такие куклы стали делать разъемными, составными.
В 1900 году куклы прибыли на Всемирную ярмарку в Париже и произвели хорошее впечатление на экспертов и публику. Восприняли их как типично русские игрушки – в этом качестве они и приобрели всемирную известность. Вначале матрешки еще сильно напоминали своего "предшественника" - они были приземистыми, плотными, голова практически сливалась с туловищем. Постепенно они приобрели стройность, особенно после того, как производство их сконцентрировалось в районе города Семенова, старом центре токарного мастерства и хохломской росписи. Вот эти стройные матрешки и разошлись по миру, завоевывая страну за страной, сначала в Европе и Америке, а затем и в Азии.
В 2017 году в Казахстане пройдет Всемирная выставка «ЭКСПО-2017», и нам даётся уникальная возможность показать все новое, современное и в то же время показать историю и богатую культуру нашей страны.
Вы тоже можете предложить свои идеи в различных сферах и на различные темы. Сегодня нам предоставляется возможность создать для «ЭКСПО-2017» сувенир, который, как и русская матрешка не оставила бы равнодушным гостей выставки.
В начале творческая группа знакомится с текстом сказки «Канбак-шал».
«В давние времена жили старик со старухой. Старик был такой худенький да лёгонький, что самый слабый ветер валил его с ног и, как траву Перекати-Поле, носил по степи или закидывал в овраг». Поэтому все и называли старика Канбак-шал- «Перекати-Поле». Однажды Канбак-шал наловил рыбы и шёл домой. .
V. Самостоятельная работа учащихся.
- Знакомство с текстом сказки «Канбак-шал».
- Творческая группа работают над созданием образа старика «Канбак-шал».
- создают внешнюю форму сувенира «Канбак-шал», старика – неволяшк «Канбак-шал».
- создают форму сувенира, которая должна находиться внутри сувенира «Канбак-шал».
- объекты, которые могут придумать изобразить учащиеся – это яйцо, кувшин, юрта, дерево, солнце и луна, баран, рыба и.т.д.
… Взял Канбак-шал гусиное яйцо, взял большой кувшин с кислым молоком и на другой день отправился к назначенному месту..
… Канбак-шал содрал с лисы шкуру, продал её и купил овцу.
Овца принесла ему двух ягнят. Выросли ягнята, стали овечками — принесли ему четырёх ягнят. Построили они новенькую белую юрту и стали жить без нужды и без страха.
А одноглазые в ущелье скрылись и никогда больше не показывались — так их Канбак-шал напугал!
- создают психологический портрет старика.
Старик веселый, грустный, задумчивый и т.д.
г) работают по созданию комплекса одежды для старика: головной убор, верхняя одежда.
Творческим группам предлагается текстовой материал, информация об орнаменте в костюме.
«В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими и социальными условиями. Одежду для торжественных случаев шили из дорогостоящих материалов, украшали бисером, вышивкой, узорной тесьмой.
Орнамент тюбетейки - это не только характерный художественный рисунок, но и оберег.
Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины.
Правила при выполнении орнамента. Очень важна в орнаменте симметрия. Цвет в орнаменте. Сочетание цветов в орнаменте имеет важное значение- они должны чередоваться в определенном порядке.
Всякий цвет в орнаменте имеет свою символику. Голубой – обозначение неба, белый – символ радости, счастья, желтый – знания, мудрости, красный – символ юности, красоты и весны, черный – символ земли.
Орнамент должен соответствовать объёму и форме изделия. Орнаментальная композиция должна сочетаться по цвету с фоном основы. Узоры в композициях должны располагаться симметрично. Декоративный центр и бордюры орнаментальной композиции должны выделяться с помощью различных цветов. В орнаментальных решениях выбор цвета фона и рисунка определяет композиция
VI. Защита проектов
Для оценки и защиты своего проекта творческие группы предоставляют все материалы, отражающие этапы работы.
VII. Обобщение и подведение итогов
В конце урока каждый ученик выбирает Даруму раскрашенного пяти цветами: синий, желтый, красный, белый и черный.
Куклы Дарума часто продаются с недорисованными глазами - раскрашены у них только белки. Задумывая желание, нужно прорисовать краской один зрачок в пустой глазнице.
В награду за прозрение Дарума выполнит просьбу, зная, что в случае удачи ему откроют и второй глаз.
Учащиеся творческих групп загадывают желание и прорисовывают один зрачок в пустой глазнице своему Даруме.
VIІI. Домашнее задание
1. Выполнить технологическую карту для изготовления сувенирной игрушки «Канбак шал»
2. Разработать эскиз образа великанов