Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку : "Знатоки русского языка».
Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку : "Знатоки русского языка».
Внеклассное мероприятие по русскому языку проходит в виде игры, которая состоит из 6 раундов. Учащимся предлагается поделиться на две команды, выбрать капитана. Придумать название команды (название должно касаться темы « Русской язык»). Каждый раунд состоит из двух типов различных вопросов (их чётное число). Каждый из этих вопросов оценивается одним баллом. Если команда не отвечает на вопрос, то у второй команды появляется шанс ответить на него. Затем эта команда отвечает на свой вопрос. Раунд заканчивается занимательным вопросом из « Чёрного ящика» (в ящике лежит ответ). За «Чёрный ящик» команда, ответившая первой, получает 2 балла. Жюри оценивает игру каждой команды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку : "Знатоки русского языка». »
Разработка открытого внеклассного мероприятия по русскому языку :
"Знатоки русского языка».
Автор: Козонова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы.
Место работы: филиал МКОУ Богдашкинской СШ в с. Петровское; Ульяновская область, Чердаклинский район.
Цель мероприятия : стимулировать учащихся к получению новых знаний; расширять кругозор, повышать интерес к предмету; развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
Подготовка к игре: Эту игру можно провести как большое финальное мероприятие предметной недели русского языка в школе.
. Правила игры:
1. Команды играют по очереди;
2. На обдумывание вопроса даётся две минуты (время фиксируется с помощью секундомера);
3. После того как время обсуждения завершилось, капитан команды выбирает игрока, который даёт ответ на вопрос или отвечает сам;
4. Во время ответа никто не имеет права добавлять или исправлять говорящего. Уточнять вопрос может только ведущий;
5. За подсказки, разговоры, передачу подсказок жестами команде засчитывается поражение в данном раунде;
6. Если команда не дает правильного ответа, то право ответа предоставляется другой команде без потери своего хода.
7. В каждой категории вопросов имеется 1 специальный вопрос с «черным ящиком».
Ход мероприятия:
Ведущий: Все хотим, все хотим, все хотим на свете знать.
Здравствуйте, дорогие друзья! Да, на самом деле все знать хотят почти все люди на земле, тем более школьники, ведь такие знания позволили бы им получать только отличные отметки на уроках и поступать в самые престижные вузы. Но только ли для этого человеку нужны знания? “Конечно, нет”- скажете вы и будете абсолютно правы. И сегодня, здесь собралась команда знатоков, которая попытается ответить на самые трудные вопросы.
1 раунд. Представление команд ( название, девиз ), выбор капитанов
2 раунд.
1. Блиц –вопросы.
Какой раздел науки о языке занимается изучением звуков?
Какой раздел науки о языке занимается изучением морфем?
Какой раздел науки отвечает за слова?
За фразеологизмы?
За образование слов?
За части речи ?
2.«Пословицы и поговорки».Необходимо собрать 1 и 2 часть пословиц и поговорок.
Пословица
Правильный ответ
Семь бед - …
люби и саночки возить
один ответ
Что с возу упало, то…
не садись
пропало
В мешке шило …
не ездят
не утаишь
Гусь свинье …
а два - лучше
не товарищ
Не в свои сани…
пропало
не садись
В Тулу со своим самоваром…
не утаишь
не ездят
Любишь кататься…
не товарищ
люби и саночки возить
Один ум хорошо…
один ответ
а два - лучше
Внимание! Черный ящик.( +2 балла )
В ящике лежит ветка растения со съедобными листьями. Это растение посвящали богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что это за растение?
Ответ: Это лавр благородный.
3 раунд.
1. Вопросы-шутки
1. В каком слове сорок гласных? Сорока.
2. В каких словах по сто согласных? Стол ,стон, стог, стоп.
3. Какой алфавит состоит всего из шести букв? Азбука.
4. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна? Ка-мыш - мыш-ка (поменять местами слоги).
5. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево? Он - но.
6. В каком числительном содержится приказ? Три.
7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? Нос.
8. В каком слове 100 отрицаний. Стонет
2.«Где прячется слово?»
Соловей, мотоцикл ___лото
Пуговица, молоток, лава __ голова
Поворот, пороша, канава __ворона
Лужа, молоко ____жало
Заморозки, зарево ___ море
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ) В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
4 раунд.
1.Конкурс капитанов.
Я называю устаревшие слова, а вы показываете(по очереди) –по 3 балла
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ) Известно, что в жизни России большую роль играет картофель, во Франции – виноград, в странах южной Европы – олива. А какой плод, если верить легендам, трижды влиял на судьбы человечества и в каких ситуациях? (Яблоко с древа познания, яблоко раздора и яблоко, подсказавшее Ньютону закон всемирного тяготения.)
5 раунд.
Блиц –вопросы.
«Знаете ли вы?»
1.«Ночь перед рождеством »написал ( Н.В.Гоголь) 2. Самый веселый человек, который живет на крыше? (Карлсон) 3. Волшебник, колдун, чародей... (маг) 4. Автор стихов «Дядя Стёпа» (С.Михалков) 5. Известный русский баснописец? (И.Крылов) 6. Имя мальчика-луковки (Чиполлино) 7. Автор «Мойдодыра» (К. Чуковский) 8. Великий русский писатель, автор стихотворения «Парус» (М.Ю.Лермонтов) 9. Автор строчек « Мороз и солнце- день чудесный..» ( А.С. Пушкин ) 10. Автор строчек « Скажи-ка, дядя, ведь недаром…» ( М.Ю. Лермонтов )
Внимание! Черный ящик. ( +2 балла ). В черном ящике лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари.
Ему приписывали чудодейственное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов меча. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства. Ответьте, что лежит в черном ящике?
Ответ: луковица.
6 раунд.
1. Назовите слово по его лексическому значению.
1.Место стоянки судов (пристань)
2.Глава государства (президент)
3.Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)
4.Человек, совершивший подвиг (герой)
5.Руководитель предприятия (директор)
6.Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)
7.Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)
8.Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)
9.Больной, лечащийся у врача (пациент)
10.Титул древнеегипетских царей (фараон)
2.конкурс «Этимологический» 3 балла
Всем известно, что этимология – это наука о происхождении слов.
Очень интересное и познавательное занятие – попытаться узнать «родословную» слова. А знаете ли вы, как произошли некоторые фамилии? Нужно найти соответствие фамилиям:
1. Пономарёв а) делал бочки
2. Скорняков б) шил тулупы
3. Бондарев в) служил в суде
4. Сыромятников г) выделывал кожу
5. Стряпчев д) служил в церкви
6. Бортников е) разводил пчёл
(правильный вариант ответа: 1-д, 2-б, 3-а, 4-г, 5-в, 6-е)
В черном ящике находится то, что говорит молча (ответ: книга)
Дополнительный вопрос ( зрителям )
Внимание! Черный ящик.По народным преданиям, на создание письменности и выбор существующих ныне иероглифов в Японии оказали влияние очень близкие людям существа. Кто они? (Это куры с их своеобразным отпечатком лапок.)