Работа со словарными словами на уроках русского языка
Работа со словарными словами на уроках русского языка
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…
А. Толстой
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами на уроках русского языка»
МОУ «Гимназия общественно-гуманитарного профиля города Тореза»
Работа со словарными словами
на уроках русского языка в 3 классе
Учитель начальных классов Корнеева Нелля Николаевна
Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…
Ветер с берега, выйти из берегов, плыть к берегу, выйти на берег, сойти на берег, ехать берегом, мечтать о береге (земле), жить на берегу, песчаные берега.
5.Выпишите из предложений однокоренные слова. Выделить в них корень
берег, береж.
Крут бережок, да рыбка хороша. (Пословица). Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок. (Паустовский) Береговая поросль быстро теряла листву.
(Д.Мамин-Сибиряк)
Мчалась речка голубая
В изумрудных берегах
И звенела, и журчала,
Греясь в солнечных лучах. (С.Фруг)
У бережка зелёного,
Наклонив головки нежные,
Перешёптывались лилии
С ручейками тихозвонными. (С.Есенин)
6.Напиши по памяти.
Я раковину эту в коробке берегу,
Она лежала раньше в песке на берегу. А.Барто
Вместе
Вокруг
Восемь
1. Прочитайте слова. В каких словах буква м обозначает твёрдый согласный, в каких – мягкий.
Мягкий: Твёрдый:
восемь восемнадцать
восемьдесят восемьсот
2.Запиши предложения, заменяя числа словами.
7 плюс 1 получится 8. К восьми прибавить 3 получится 11. 8 плюс 8 получится 16. Из восьми вычесть 3 получится 5.
3. Запомни.
Восемь зайцев, восемь учителей, восемь комбайнов, восемь тетрадей
4. Спиши, выделяя орфограмму, выдели корень
Восемь, восемнадцать, восемьдесят, восемьсот.
5. Напишите пословицу. Объясните смысл.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Восток
Восток – одна из четырёх сторон света, направление противоположное западу; часть горизонта, где восходит солнце.
1.Спишите, выделяя орфограмму. Выделите в данных словах корень.
Как в…лика и кр…сива наша страна! На тысячи к…л…метров прот…нулась она с запада на в…сток и с сев…ра на ю… . Ждут, бывало, с юга, глядь – а с в…стока лезет рать. Румяной зарёю покрылся в…сток.
Гвоздика
Гвоздика –травянистое дикорастущее и садовое растение с яркими цветками и пряным запахом; пряность из сушёных цветочных почек тропического дерева из которого получают цветочное масло.
1.Название цветку дано по сходству его семян с гвоздиками (ударение на первом слоге). Древнерусское слово звучало почти так же: гвоздьникы, а гвозди старинные – деревянные, ещё больше напоминают её семена.
2. Спиши, выделяя орфограмму, выделите корень. Составь предложения с данными словами.
Гвоздика, гвоздичка, гвоздичное (масло).
Герой
Герой – человек, совершающий подвиги, выдающийся своей храбростью, доблестью; главное действующее лицо литературного произведения.
1.Спишите, выделяя орфограммы, разделите слова для переноса.
Мр…чный дворник в розовой рубахе с ч…рными г…рошинами гнал странствующую труппу с дачи. По А.Куприну
Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
7. Спишите однокоренные слова, выделяя сочетание оро, разберите по составу.
Горох, гороховина (гороховый стебель с листьями), гороховый, горошек, горошина, горошинка.
Дни недели:
1.Понедельник -
первый день недели,
вторник – второй день недели,
среда – третий день недели, следующий после вторника,
четверг – четвёртый день недели.
Объясните значение фразеологического оборота.
После дождичка в четверг.
пятница – пятый день недели. Объясните значение фразеологических оборотов.
Семь пятниц на неделе. Из-под пятницы суббота.
суббота – шестой день недели, перед воскресеньем,
воскресенье – седьмой день недели, общий день отдыха. Воскресный день отдыха.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В в…скресенье, в в…скресенье прил…тел к нам гость в…сенний – путешественник-скв…рец. З. Александров
2. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
В п…н…дельник ровно в час мы зажжём на кухне газ. А во вторник утром рано поб…жит в…да из крана. В ср…ду будем печь п…рог, купим сах…р и тв…рог. Вым…ем в ч…тверг …кошки, блюдца, ч…шки, вилки, ло…ки. Скатерть в пятницу погладим и за стол в су…оту сядем. Прих…дите: в в…скресенье новоселье! Вход в кв…ртиру со дв…ра. Вот и кончена игра.
(По О. Дризу)
Дорога
1.Отгадайте загадку.
Высоких деревьев длинней,
Травиночки маленькой ниже,
С ней дали становятся ближе,
И мир открывается с ней.
2. Дорога – полоса земли, предназначенная для движения; путешествие.
Самая лёгкая дорога та, которую ты уже прошёл. Самая трудная дорога та, которую знаешь. Умный товарищ – половина дороги. Одному ехать – и дорога длинна.
7.Прочитайте. Объясните, как понимаете значение выделенных слов.
Мы ехали по железной дороге. Я уступил дорогу бегущим навстречу ребятишкам. Подруги из школы вышли вместе. Им было по дороге.
Каждый человек должен найти свою дорогу в жизни. «Грибы надо уметь искать в лесу. Ведь они на дороге не валяются»,- сказал нам дедушка.
Желать
1.Желать – испытывать желание, хотеть;
(Желаю видеть его. Желаю, чтобы ты вернулся. Желаю невыполнимого).
высказывать какие-нибудь пожелания.
(Желаю вам поправиться. Желаю счастья, здоровья кому-нибудь).
Милый друг, при всём моём ж…лании ничем не м…гу п…мочь.
Ответ ж…лательно получить сейчас же.
Ответ, соответствующий моим ж…ланиям и интересам, жду с нетерпением. Я так ж…лаю, чтобы всё уладилось, и мы смогли спокойно уехать.
4. Объясните значение выражения: гореть желанием.
Жёлтый
1.Жёлтый – цвета песка, золота.
2.Выпишите из стихотворения словосочетания имени прилагательного жёлтый с именем существительным, к которому относится это прилагательное.
В пустыне
Солнечный Суслик свистит,
Жаркий Сусличонка зовёт.
Жёлтый поток Жёлтый верблюд
Льётся в пустыне К горизонту идёт.
На жёлтый песок. За горизонтом
В воздухе жёлтом Где-то вдали
И плотном, как мёд, Канал
Жёлтая птица И полоска
Неслышно плывёт Зелёной земли.
Н. Юркова
3. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень.
Расстелила на полянах осени жёлтые шелка. (А.Балонский)
Листья пожелтелые по ветру летят. (А. Толстой)
Луна, как бледное пятно, сквозь тучи мрачные желтела.
(А. Пушкин) Берёзы и клёны осень покрыла лимонной желтизной. (Г.Скребицкий) Синий лёд, зелёный лёд, серый, желтоватый, к верной гибели ведёт – нет ему возврата. (С.Маршак)
4. Напишите по памяти.
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат. ( Е.Головина)
5. В однокоренных словах выдели орфограмму. Разбери по составу.
1.Животное – живой организм, существо, обладающее способностью двигаться и чувствовать. Домашние животные. Хищные животные. Позвоночные животные.
Животные – это звери, птицы, рыбы, насекомые.
2.Это слово заимствовано из старославянского языка.
Животьно – от слова живот, что значит «жизнь».
3. Прочитай. Дельфин – самое умное морское животное. Дельфины никогда не оставят сородича в беде: раненому или больному помогают плыть, поддерживая на поверхности, чтобы мог дышать. Случалось, что дельфины точно так же спасали и людей.
Спишите, запомните и написание слова животное.
4. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.
Животные - это …, …, …,… .
… - домашнее животное.
Подчеркни в словах из словарика орфограммы.
5. Спиши. Подчеркни существительные во множественном числе.
У животных есть немало сигналов. Этими сигналами они могут многое сообщить друг другу.
Завтрак
Завтрак – утренняя еда.
1.Спишите, выделите корень в однокоренных словах.
Завтрак, завтракать, позавтракать.
2.Прочитай. Объясни значение слова завтрак в каждом предложении.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. (В. Осеева)
Ребята спешили в столовую на завтрак.
Выпишите однокоренные слова, выделите корень.
3. Когда говорят: кормить завтраками?
Земляника
1. Отгадайте загадку.
Сидит Алёнка
В красной рубашонке;
Кто мимо идёт –
Всяк поклонится.
2. Земляника – травянистое растение, дающее душистые сладкие ягоды розовато-красного цвета, а также сами ягоды.
В разных языках название ягоды земляники связывается с понятием «земля». В немецком языке название этой ягоды имеет значение «земляная ягода», в польском языке – «позёмка».
З…мл…ника, з…мл…ничка, з…мл…ничник, з…мл…ничный.
4. Спишите. Во втором предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Под кустик загляни-ка!
В укромном уголке
Алеет земляника
На тонком стебельке. ( В.Рождественский)
Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте.
(Н, Надеждина)
Подчеркни слова, которые обозначают признаки предметов. К слову земляника подберите однокоренные слова.
5. Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу. Подчеркните орфограммы.
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела. ( М. Ивенсен)
Земляничка, земляничка –
Красненькая невеличка,
Беленький цветочек
И тройной листочек. (В.М Малков)
Но ежели вы жили возле земляничника, -
Значит, земляничное варенье вам привычное. (М. Яснов)
2.Спишите, выделите корень, прилагательное разберите по составу.
Интерес, интересный, интересовать.
3. Составьте предложения с любыми выражениями (можно по вариантам, в паре, группе). Вставьте пропущенные буквы.
Инт…ресный рассказ. Инт…ресно рассказывать. Проявлять большой инт…рес. Рассказ, полный инт…реса. Защищать свои инт…ресы. В наших инт…ресах. Его инт…ресует техника. Инт…р…соваться театром.
Картина
Картина – произведение живописи; то же, что и фильм.
1.Прочитайте. Объясните значение выделенных слов.
Скучная картина! Тучи без конца,
Дождик так и льётся, лужи у крыльца. (А. Плещеев)
Если видишь: на картине
нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется пейзаж. (А.Кушнер)
В кинотеатре шла замечательная картина о жизни животных.
В последнем предложении подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Назовите части речи.
2. Найдите в предложениях слова близкие по значению (синонимы).
Осень на картинах Левитана разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесённые художником на полотно. (К. Паустовский)
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы, в однокоренных словах выделите корень.
Из его рассказа вырисовывается довольно неприглядная к…ртина.
Ребятишки построили из песка такие красивые сказочные замки, как на к…ртинке. Мы ходили на экскурсию в к…ртинную галерею.
Мама букварь подарила Аринке.
На каждой странице – цветные к…ртинки. (П, Фёдоров)
4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу.
К…ртина, к…ртинка, к…ртинный, к…ртинность (производящий впечатление своей внешней красотой, красивостью).
5. Объясните значение выражения.
Не дом, а картина.
6. Определите число выделенных слов.
… Седых, румяных, синих гор
Великолепные картины! (А.Пушкин)
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна. (А. Фет)
Картофель
1.Отгадайте загадку.
Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла,
Ты посоли её немножко.
Ведь правда вкусная…
2. Картофель – род овоща, растение со съедобными клубнями, богатыми крахмалом.
Родиной картофеля считают Америку. Название же этому растению дала Италия. А в русский язык пришло это слово из немецкого языка. Клубни картофеля похожи на гриб трюфель: как и трюфель, они растут в земле. Вот картофель итальянцы и назвали грибным именем – «тартуфоло» (ударение на втором слоге). Затем это слово немцы изменили в «картофель». Отсюда и наше слово картофель, картошка.
3.Вставь корень в однокоренные слова. Напиши. Подчеркни безударные гласные в корне.
Картофель, …ина, …инка, …ный.
4.Выпишите из текста словарные слова. Подберите к ним однокоренные, разберите по составу. Подчеркните орфограммы.
В середине с…нтября начинают копать к…артофель. К…ртофель убирают при помощи специальных машин – к…ртофелекопалок. На ог…родах р…бота ведётся вручную.
Р…бята, обязательно помогите взрослым в этом деле! Пусть ни один клубень к…ртофеля не останется в земле! ( По Г. Скребицкому)
5. Говори правильно!
Жареный картофель. Жареная картошка.
Картофель сварился. Картошка сварилась.
Напиши предложение со словосочетанием жареный картофель.
Квартира
Квартира – отдельное жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход.
1.Слово квартира пришло к нам из немецкого языка. Это слово обозначало сначала солдатское жильё, а затем уже любое наёмное помещение для жительства в городах. Сейчас словом квартира мы называем жилое помещение в доме, состоящее из одной или нескольких комнат с кухней, коридором и др.
2.Спишите. Подчеркните безударные гласные в корне, написание которых надо запомнить. Выделите корень в однокоренных словах.
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы, разберите по составу.
К…мпьют…р, к…мпьют…рный, к…мпьют…ризация.
2. Спишите, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Компьютеры прочно вошли в нашу жизнь. Они помогают нам учиться, отдыхать, общаться. Компьютерная сеть Интернет связывает между собой людей в разных городах и странах.
3. Ответьте на вопросы.
Что умеет компьютер? Из каких частей состоит компьютер? Чем ноутбук отличается от обычного компьютера?
Красная площадь
1.В древнерусском словаре слово красный означало только красивый:красный молодец, красна девица, красно солнышко. Это же значение имеет слово красный в сочетании Красная площадь (значит красивая)
2. Выпишите сочетание Красная площадь. Подчеркните в словах буквы, написание которых надо проверить.
3.Спишите. В словарных словах подчеркните орфограммы.
Мы с детства запомнили эти слова,
Но нету прекрасней и проще
Для города имени – город Москва,
Для площади - Красная площадь. (И, Токмакова)
Кремль
Кремль - городская крепость в старых русских городах.
1.Прочитай. Спиши. Запомни, как пишутся данные сочетания слов.
Московский Кремль, Кремлёвская стена, Кремлёвские звёзды.
2. Прочитай. Озаглавь текст.
Кремль рос вместе с Москвой. Деревянный Кремль сменился белокаменным. На смену камню пришёл кирпич. Из него сделаны стены и башни Кремля. Свыше восьми столетий высится над Боровицким холмом этот чудесный памятник, известный во всём мире своими стенами и башнями, дворцами, древними палатами и соборами, дивными колоколами и пушками. (По Л. Колодному)
3. Спишите.
Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский, - сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
(М. Лермонтов)
Кровать
1.Кровать – предмет мебели для спанья – длинная рама с ножками и двумя спинками, на которую кладут матрас и постельные принадлежности.
Спишите, определите ударение, подчеркните орфограмму в корне слова.
Кровать, кроватка, кроватный.
2. Прочитайте. Объясните написание орфограмм.
Приб…жала мышка-мать,
Погл…ядела на кр…вать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать.
Ж..л ч…ловек рассеянный
На ул…це Бассейной.
Сел он утром на кр…вать,
Стал рубашку над…вать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки. ( С. Маршак)
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ни перинки, ни пр…стынки, ни подушки не в…дать, а усатый-пол…сатый перебрался на кр…вать. (С, Маршак)
Брошен небрежно на спинку кр…вати старый, потрёпанный мамин халатик. Мал…чик Вова по утрам од…вается сам. Он зевает,он вздыхает и садится на кр…вать.
4.Объясни значение словосочетаний. Спиши. Выдели корень в однокоренных словах.
1.Лагерь – временная стоянка, обычно под открытым небом, в палатках; название некоторых учреждений, предназначенных для содержания большого количества людей.
2.Слово лагерь пришло к нам из немецкого языка. Сначала это слово имело значение «лежбище», потом «стоянка». В русском языке слово лагерь сохранило и прежнее значение, и приобрело новое.
3. В каком значении употребляется слово лагерь в следующих сочетаниях:
Туристический лагерь. Спортивный лагерь. Загородний лагерь. Детский оздоровительный лагерь.
Спиши сочетания слов. Поставь в словах ударение. В слове лагерь подчеркни орфограмму.
4. Выпишите из текста однокоренные слова, разберите их по составу.
Напишите первое предложение по памяти.
Утром в лагере лесном
Спят ребята крепким сном.
По палаткам ходит дрёма,
Но всё громче птичий гомон,
Птичий щебет, птичий свист,
И даёт сигнал подъёма
Алик, лагерный горнист. А. Барто
Лестница
1.Лестница– сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.
2. Прочитайте.
Лестницы выросли Лезут
Быстро, как в сказке. По лестницам
Люди в брезенте - В пламя и дым...
Один за другим - ( С.Маршак )
Спишите, в слове лестница определите ударение, подчеркните орфограммы.
2.Малина – кустарниковое растение со сладкими, обычно красными, ягодами, а также сами ягоды. Одна из версий почему малину зовут именно так: ягодка малинка состоит из маленьких частей, как бы слепленных между собой. Слова малый, маленький и определили название ягоды. Другая – ягода получила своё имя за свой тёмно-красный, малиновый цвет.
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Люблю я м…лины досыта поесть!
Нагнись за самым красивым листом
В прожилках м…линовых на золотом. В. Берестов.
Плоды м…лины сладкие, душистые, вкусные. Особенно душиста лесная м…лина. Из м…лины варят м…линовое варенье. Сушёную м…лину применяют при простудных заболеваниях как чай.
Страсть захотелось м…дв…жонку м…линки! Тайком от м…дведицы в м…линник удрал. До чего же в м…линнике х…р…шо: тишина, теплота, вареньем м…линовым пахнет. (И.Сладков, Е.Чарушин)
Каким членом предложения является существительное месяц?
4.Какое небесное тело имеет два названия: одно – мужского рода, другое – женского?
Ответ содержится в стихах А.С.Пушкина.
На м…сяц зеркальце наводит,
Но в тёмном зеркале одна
Дрож…т печ…льная луна…
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
5. Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.
Весенний месяц март. Месячник безопасного движения. Месячный отпуск. Ежемесячный журнал.
6.Объясните смысл выражений.
Пропал как молодой месяц. (О человеке внезапно исчезнувшем)
Показался как молодой месяц. Как молодой месяц покажется да опять спрячется. ( Если кто- либо приходит ненадолго, скоро уходит)
Метро
Отгадайте загадку. Напишите загадку и отгадку.
Многолюден, шумен, молод,
Под землёй грохочет город.
А дома с народом тут
Вдоль по улице бегут.
2. Метро – подземная, наземная или надземная на эстакадах городская электрическая железная дорога.
Метро – это сокращённое слово от французского слова метрополитен, что значит «столичная дорога». Первое метро появилось в Лондоне, столице Англии, более ста лет тому назад. 15 мая 1935 года поезда метро пошли и в Москве.
3.Прочитайте словосочетания.
Московское метро, войти в метро, выйти из метро, подойти к метро, жить около метро, ехать на метро.
Составить предложения с данными словосочетаниями.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Р…бята вместе с р…дителями поехали посм…треть новую станцию метро.
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Молоток
1.Отгадайте загадку.
Сам деревянный, а голова железная.
2.Молоток – инструмент для забивания – металлический или деревянный, насаженный на рукоятку.
3.Объясните различие в значении слов.
Молот, молоток, молоточек.
Разберите по составу.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Я с…жу за верстаком,
песню нап…ваю,
И в подмётки м…л…тком
гвоздики вб…ваю. (С.Михалков)
Выделенные слова разберите по составу.
5. Объясните значение высказываний.
Без молотка и пилы не выйдет избы. Вся его мебель пошла с молотка на аукционе.
2.Морковь – огородное растение, корнеплод с оранжевым сладким утолщённым корнем.
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Глуш…т сорная тр…ва
Кустики г…роха,
И м…рко…ь едва видна.
В общем, дело плохо. (А.Барто)
Митя пош…л в сад, пощупал смородину, выд…рнул м…рко…ку, вытер о тр…ву, съел, сорвал два стручка г…роха. (Б,Костин)
4.Спиши однокоренные слова, вставляя пропущенные буквы, разбери по составу.
М...рковь, м…рковка, м…рковник (кушанье из м…ркови), м…рковный (сок).
Объясни написание выделенных букв.
5.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери заглавие к стихотворению.
Ур…жай, ур…жай!
Наше лето пров…жай!
Сколько сла…кого г…роха!
…гурцы как на подбор.
На гряде сорвать не плохо
Крупный сла…кий п…м…дор!
Проб…жишься …г…родом –
Съешь м…рко…ку мимиходом. (Е.Трутнева)
Обед
1.Обед – приём пищи, обычно в середине дня; пища, приготовленная для этой еды; время этой еды, обычно полдень; перерыв в работе на время обеда, в обеденное время.
2.В древности слово обед означало только время до и после обеда. Это слово и образовано было от корня ед (еда) и приставки об.
3.Объясни значение слова обед в каждом предложении.
Брал в столовой дядя Стёпа для себя двойной обед. (С.Михалков)
Купила мать слив и хотела дать детям после обеда. (Л.Толстой)
2.Обезьяна – млекопитающее, наиболее близкое к человеку по строению тела; перен. Человек, склонный к подражанию другим, гримасник, кривляка.
2.Спишите, выделите корень.
Обезьяна, обезьянка, обезьяний (питомник), обезьянник (помещение для обезьян в зоопарке, в питомнике), обезьянничать (слепо подражать кому-нибудь), обезьянство.
Облако
1.Облако – скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.
Перистые облака. Кучевые облака. Под облаками или до облаков; сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь. Облака пыли.
2.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Облако, облачко, облачный, облачность.
3. Когда так говорят: свалился с облаков?
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Сн…ж…нки образуются высоко в небе, в …блаках.
Овёс
1.Отгадайте загадки. Напиши любую загадку по памяти.
В поле у дорожки
Качаются серёжки
И каждая из золота,
На веточке приколота.
В роле серёжки на маленьких ножках.
Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами.
Докажите, что отгадкой ко всем загадкам является слово овёс.
2.Овёс – это хлебный злак, травянистое растение. Как и у пшеницы, у него узкие и длинные листья, стебель – соломина. Стебли овса заканчиваются не колосьями, а метёлкой с маленькими ветвями. Каждая ветвь заканчивается колоском. Зёрна овса, обычно идут на крупу, корм лошадям, птице. Из овсяной муки пекут блины и сладкое печенье, делают кисель.
3.Объясните написание орфограмм.
Х…р…шо было за гор…дом! На п…лях уже з…лотилась рожь, …вёс з…ленел. (Г,Андерсен)
Выпишите слово овёс, выполните его звукобуквенный анализ.
4.Напишите по памяти.
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок! (С.Маршак)
5. Прочитай. Спиши только однокоренные слова, выделяя орфограмму. Запомни написание буквы о в первом слоге.
Сеять овёс, овсинка (один стебель или одно зерно овса), овсяный квас, овсяной сноп, овсянка (овсяная крупа или каша из неё), овсюг (сорное растение, похожее на овёс),овсяник (медведь, истребляющий овёс на полях).
Овощи
1.Овощи – огородные плоды и зелень, которую употребляют в пищу.
2. Прочитай.
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
(Ю,Тувим)
Как бы ты разрешил спор овощей?
Что мы называем словом овощи?
Напиши предложение: Овощи – это …, …, … …
3. Спишите. выделенные слова разберите по составу.
Огородный овощ. Ранние овощи. Овощной суп.
Овощевод – специалист по выращиванию овощей.
Овощеводство – отрасль сельского хозяйства по выращиванию овощей.
Овощехранилище – помещение для хранения овощей.
4.Спишите пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
Всякому овощу своё время. Без спорта нет силы, а без овощей здоровья. Овощи хороши во щи.
5. Напишите по памяти.
Фрукты
и овощи
перед
едой
мойте
горячей водой.
(В,Маяковский)
Напишите предложение в строчку.
Огород
1.Огород – участок земли под овощами, обычно вблизи дома.
2.Слово огород образовалось от слова городить. А слово городить связано со значением слова город. Древнейшим значением слова город была «ограда», а потом и «обнесённый частоколом посёлок». Поэтому слова город, городить, огород - слова одного корня.
В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. Всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Были сёла гороховые. Были луковые. 75 сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородники. (По Н.Надеждиной)
Выпишите из текста слова из словарика, подберите к ним родственные слова…
5.Прочитайте народные песенки.
Я колышки тешу, огород горожу, я капусту сажу, сажу беленькую, развесёленькую. Зайчишка-трусишка по полю бежал, в огород забежал, морковку нашёл, капустку нашёл, сидит и грызёт.
В словах из словарика подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
6. Выучите скороговорку, напишите по памяти.
В огороде рос горох,
а за речкой гречка.
Старый наш козёл Енох рвал горох,
гречку рвал за речкой.
Огурец
1.Отгадайте загадку.
Свежие - зелёные,
А зимой в бочке-
Крепкие, солёные.
Запишите отгадку, выполните её звукобуквенный анализ.
2.Огурец – огородное растение с зелёным продолговатым плодом.
Слову огурец предшествовало слово огур. Оно имело значение «неспелый, несозревший». Действительно ведь мы едим огурцы «незрелыми». Они вкуснее, пока не пожелтели, не созрели окончательно.
Огур – огурец.
3.Запишите однокоренные слова. Выдели в словах корень.
Огурец, огурчик, огуречный.
Подчеркните безударную гласную букву о.
4.Напишите по памяти.
Вчера ворона прилетела
И огурец сорвать хотела.
Но я его сберечь сумел –
Сорвал, обтёр и тут же съел. (В.Ладыжец)
5.Прочитай. В каком предложении говорится об огурцах как о растении, а в каком – об огурцах как плодах этого растения.
Наташа и её подружки поливали огурчики. Очень им нравилось, что у них цветы золотистые. (Я.Пинясов).
Пусто в огороде: ни морковки, ни огурчика. (Л.Воронкова)
Огурец лежит на грядке, прикрывается листом. (А.Шлыгин)
6.Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Пос…дили …гуречные с…мена в землю. Ст…бельки …гурцов стали ст…литься по земле. Скоро …гурцы зацв…ли. А вот и пл…ды-зеленцы.
Так называют первые м…л…дые …гурчики.
Однажды
1.Однажды – один раз. Только однажды слышал. Как-то раз, когда-то раньше.
2.Прочитайте.
Однажды кот подкрался к попугаю:
«Сейчас тебя я, братец, попугаю». (Я.Козловский)
Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.
Как понимаете значение слова однажды?
3.Прочитай.
Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. (Н.Некрасов)
Чтобы сблизиться с человеком - нужно хоть однажды побеседовать с ним с глазу на глаз. (И.Тургенев)
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то кто-то поплыл. (Ю.Коваль)
В каком предложении слово однажды имеет значение «один раз», а в каком – имеет значение «как-то раз, когда-то»
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните как вы понимаете пословицу.
Трус умирает тысячи ра…, а г…рой …днажды.
5. Написать по памяти.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись. (И.Крылов)
Подчеркнуть орфограммы, написание которых надо запомнить; поставить точки под буквами, которые вы можете проверить.
Одуванчик
1. Отгадайте загадку.
Золотой молодой,
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
2.Одуванчик – травянистое растение с жёлтыми цветками и семенами с пушистыми волосками, разносимыми ветром.
Одуванчик по-венгерски означает «детсковеночная травка», трава, из которой плетут венки. Вырванный с корнем , цветок может дозреть до семян, которые разнесёт ветер, и вновь появятся всходы.
На него подуй слегка,
Был цветок - и нет цветка…
Повеет ветром, или кто-то дунеть, и разлетятся по воздуху сотни парашютиков, то поднимаяь всё выше и выше, то спускаясь к самой траве.
Одуванчик – облетает от дуновения.
Запомните написание буквы о в слове одуванчик.
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В…сной, как только подрастёт первая тр…ва, распускаются ярко-ж…лтые
…дуванчики.
Около
Около –поблизости, рядом с кем-нибудь. Сядь около меня.
Около никого не было.
Почти, приблизительно.
Шли лесом около часа. Весит около килограмма. Мальчику около десяти лет.
Орех
1.Орех – плод некоторых деревьев или кустарников со съедобным ядром в скорлупе.
В слове орех определите ударение, подчеркните орфограмму.
5. Выпишите из предложений однокоренные слова, разберите по составу, подчеркните орфограмму.
Сыплет спелые орехи мне орешник в кузовок. (М.Исаковский)
Ореховое дерево трясут, трясут. Трясут орехи с дерева, в амбар несут. (Т.Махмуд)
6. Объясните значение выражений: крепкий орешек, на орехи достанется, под орех разделать (или отделать).
(Пословица –
7. Объясните значение пословиц.
Крепкий орешек сразу не раскусишь.
Не разгрызёшь орешки, не съешь ядра.
7. Напиши по памяти.
Хорошо в лесу густом!
Отдыхай под ёлкой,
Под ореховым кустом
Ты орешки щёлкай. И(А.Барто)
Осина
1. Отгадайте загадку.
Никто не ругает,
А вся дрожит.
Осина – лиственное дерево из семейства ивовых, родственное тополю.
Выполните звукобуквенный анализ слова осина.
У листьев осины тонкие черешки в верхней части сплюснутые. Поэтому при любом ветерке они поворачиваются то вправо, то влево, а с ними и листья колеблются, дрожат, поворачиваются то в одну сторону, то в другую.
2. Прочитайте. Выпишите однокоренные слова. Разберите по составу.
Красивы высокие стройные осины. Особенно хорош осиновый лес осенью. Стал осинник ярко-красный. Под светлыми осинками отцы- подосиновики стоят.
3.Вставьте пропущенный корень. Напишите. Составьте предложение …
Осина, . . .ка, …ник, …овый, под…овик.
Объясните написание двух букв н в слове осинник.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
В л…су …синовом др…жат …синки.
Срывает ветер с …син косынки.
С …синок веет…р косынки сбросит –
В л…су …синовом наступит ос…нь. (Г. Чокой)
5. Напиши по памяти.
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару. (И.Токмакова)
Подберите антоним к слову жара.
6.Объясните значение поговорки.
Дрожит как осиновый лист.
Песок
1.Отгадайте загадку.
Он жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
2.Песок – рыхлая осадочная горная порода, состоящая из зёрен кварца, полевых шпатов и мелких частиц других минералов.
Напишите слово песок, выполните звукобуквенный анализ.
3.Выпишите выделенное слово. Определите его морфологические признаки. Подберите однокоренные слова.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять
Словно солнышко, сиять. (К.Чуковский)
4.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
М…ленький ст…ричок с дли…й с…дой б…р…дой с…дел на скамейке и зонтиком ч…ртил на п…ске. Сетч…тая ящерица обладает острым обонянии-ем: улавливает зап…хи сквозь п…сок. Сл…ны наберут со дна п…ску с в…дой в хоботи, и как из кишки, пол…вают.
7.Объясните значение фразеологизма: пропесочили. Здорово пропесочили бракоделов на собрании.
8 Выучите скороговорку и напишите по памяти.
Сыпь песочек в жёлтенький черепочек.
Петрушка
Петрушка- огородное растение, корень и листья которого употребляются как приправа к кушаньям.
Посеяли семена петрушки, а они долго не всходили. Корень петрушки используют в медицине.
Петрушка – кукла, главное комическое действующее лицо в народном русском кукольном представлении. Нечто нелепое, странное.
Какая-то петрушка вышла! Что за петрушка!
За что же дали такое несерьёзное, клоунское название такому полезному огородному растению? Петрушка – уменьшительная форма имени Пётр. Пётр восходит к греческому петрос – «камень», петра – «скала». Русская петрушка – не что иное, как греческий петроселин, или «каменный сельдерей».
1.Пирог –печёное изделие из тонко раскатанного теста с начинкой.
Слово пирог образовано от общеславянского пиръ – «праздничный хлеб».
2.Напиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму, разбери по составу.
Пирог, пирожный, пирожковый, пирожник.
3.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Мы п…чём пш…ничные, п…роги отличные. Кто придёт к нам пробовать п…роги пш…ничные? (Из народной песни)
Погода
1.Погода – состояние атмосферы в данной местности, в данное время.
Раньше погодой называли только солнечные безветренные дни. Когда шёл дождь, мела метель, то говорили, что на улице непогода. Теперь погодой называют любое состояние окружающей атмосферы.
У нас на дворе подворье в погоду размокропогодилось.
3.спишите, вставляя пропущенные буквы.
П…года, п…годка, неп…года, п…годный.
4.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Была тихая п…года, весь н…род был на палубе.
Ненастная п…годка! Метёт пр всей земле. (А.Барто)
Зашумела, разгулялась в поле неп…года. (И.Никитин)
В тот год осенняя п…года стояла долго на дворе. (А.Пушкин)
Разыгралася п…года, п…годушка верховая. (Из народной песни). П…годные условия изменились.
Выпишите однокоренные слова, разберите по составу.
5. Объясните написание орфограмм. Напишите по памяти.
В тот го… …сенняя п…года
Ст…яла долго на дв…ре,
З…мы, ждала, ждала природа.
Сне… выпал только в …нваре. (А.Пушкин)
6. Объясните значение фразеологических оборотов:
Ждать у моря погоды. Не делает погоды.
7. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
Хоть и хорошая погода, а зонтиком запасайся. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит. Весна да осень – на дню погод по восемь.
Помидор
1.Отгадайте загадку.
Растёт на грядке
зелёная ветка,
А на ней
красные детки
2. Помидор – огородное растение с округлым сочным плодом красного или жёлтого цвета.
Родина помидора – Южная Америка. Там его называли томат,
Что значит «большая ягода». Плоды были жёлтые, мелкие, похожие на яблочки. Увидели итальянцы – обрадовались: «Помидоре!» Мол «Золотое яблоко! Золотое яблоко!». Так итальянцы и дали этому растению имя помидор. Европейцы сажали его только для красоты в садах, на клумбе, как цветы.
Но нашёлся такой смельчак – португалец, отведал золотые плоды и стал всем советовать: ешьте, не бойтесь, вкусные, полезные! Так и началось переселение помидора в огород.
3.Спишите словосочетания, выделите в однокоренных словах корень. Подчеркните безударные гласные в корне, запомните их написание.
Красный помидор, маленький помидорчик, крупная помидорина, жёлтая помидорка, помидорный сок.
Составьте предложения …
4.Спишите, вставьте пропущенные буквы. Разберите предложения по членам предложения и по частям речи.
В густой зел…ни кр…снеют п…м…доры.
Плоды п…м…доров бывают разного цвета – красные, розовые,
Ехать по первой п…роше нужно осторожно. В М…скве с утра нач…ло п…р…шить. Девушке сне… зап…р…шил шапку.
Потом
1.Потом –а) спустя некоторое время, после; вслед за кем-нибудь. Я потом приеду. Поработаем, потом отдохнём. Сначала ты, потом я.
б)Кроме того, в добавление к сказанному.
Не хочу я ехать, а потом у меня и денег нет.
В слове потом определите ударение, подчеркните безударный гласный, запомните написание…
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Ос…нью на ог…родах нач…ли ов…щи убирать.
Снач…ла убрали …гурцы-голыш… .
Потом – лук в бума…ных руба…ках.
Потом б…бы в шерстяных ч…лочках.
Убрали репу, брюкву, редьку, м…рковку, свёклу.
(По ЭШиму)
Найдите в тексте слово, противоположное по значению слову потом.
3.Проситайте. Подумайте, являются ли выделенные слова близкими по значению.
Сначала Коля положил в ящик школьные тетради, потом коллекцию уральских камней, а после альбом с почтовыми марками. Из окна вагона сначала были видны поля, потом их сменили городские постройки, а позже показался и сам город. Прошёл декабрь, потом январь, а затем и февраль.
Спишите. Подчеркните слова близкие по значению.
Поэт
1.Поэт – автор стихотворных, поэтических произведений.
2. Спиши. Разбери по составу. Запомните написание буквы о в первом слоге.
Поэт, поэтесса, поэтический, поэтичный, поэтичность.
Составьте предложения…
( Пушкин – великий русский поэт. …)
3. Объясните значение выражений.
Поэт родной природы. Поэт в своём деле. Поэтическая внешность. Поэтическая жилка.
Праздник
1.Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь. Праздник Победы.
День, особо отмечаемый обычаем или церковью. Праздник Нового года.
День радости и торжества по поводу чего-нибудь.
Семейный праздник.
День игр, развлечений. Спортивный праздник. Праздник песни.
2. Спишите. Определите ударение в словах, выделите корень
(праздник, празднич, праздн).
Запомните написание непроизносимой согласной в корне.
Старушка приветлива, всякому найдёт доброе слово сказать.
Спишите. Выделите орфограмму.
3.Спишите, выделите в однокоренных словах корень, подчеркните безударные гласные в каждом из этих слов.
Дружеский привет, приветливый хозяин, приветливо встречать гостей, благодарить за приветливость, приветствовать героев космоса, послать приветствие детям всего мира.
4. Прочитайте.
Дедушка радушно пригласил гостей в дом. Петя дружески распрощался с товарищем. Отец всегда благожелательно относился к моим друзьям; если мог, то помогал им и добрым советом. Директор школы приветливо встретил ребят, внимательно выслушал их просьбы.
Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову приветливо. Выпишите эти слова.
5. Прочитайте. Объясните смысл пословицы.
Приветливое слово гнев побеждает.
Пшеница
1.Отгадайте загадку.
Весной – зелёная и пушистая,
Летом – жёлтая и ершистая.
Пшеница – хлебный злак, а также зёрна его, из которых приготовляют белую муку. Яровая пшеница (семена высевают весной). Семенная пшеница.
В слове пшеница определите ударение, подчеркните орфограмму.
2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
З…рно пш…ницы перер…батывают (размалывают) в муку, из которой вып…кают белый хле…, из зёрен делают манную крупу, пш…ничную муку,
Крахмал.
В малом зёрнышке пш…ницы
Летом и з…мой
Сила солнышка хр…нится
И з…мли р…дной. (В.Орлов)
3.Прочитайте считалку.
Катилась торба с высокого горба.
В этой торбе хлеб, соль, пшеница.
С кем хочешь поделиться?
Выучите. Напишите по памяти.
4. Спишите. В каком значении употреблены выделенные слова?
Пшеничная мука – мука высшего сорта.
В песочнице играла девочка с пшеничными волосами.
5. В однокоренных словах вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу.
Пшеница, пшеничка, пшеничный.
6.Прочитайте. Объясните написание орфограмм.
Встаёт в…лною з…л…той,
Волнуется пш…ница,
И каждый кол…с налитой
К з…мле готов скл…ниться. (Н.Забила)
Ракета
1.Отгадайте.
Как называется аппарат для полёта в космос?
Ракета – снаряд для фейерверков; летательный аппарат с реактивным двигателем; быстроходное речное пассажирское судно.
2.Спишите родственные слова, разберите по составу, в корне подчеркните орфограмму.
Напишите существительное рисунок, выпишите из стихотворения однокоренное слово, определите какой частью речи оно является. Разберите по составу.
Ромашка
1.Отгадайте загадку.
Кто тебя не знает,
Полевой цветок:
Белые реснички,
Золотой глазок.
2.Ромашка – травянистое растение с соцветиями, у которого лепестки обычно белые, а середина жёлтая.
Лекарственный настой или порошок из цветков ромашки
Ромашка, ромашковый.
Название ромашка – собственно русское образование, от уменьшительной формы имени Роман (Роман –Ромашка)
Ромашка – символ красоты, чистоты, юности, сердечности; её лечебные свойства известны с незапамятных времён.
3. Спишите предложение, подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Ромашка обычно растёт на полях, на пустырях, на больших лугах, у дорог.
4. Спишите.
В городском парке среди роз расцвела белая ромашка.
Ромашковый чай полезен при простудных заболеваниях.
В однокоренных словах выделите корень, подчеркните орфограмму.
Россия
1.Россия – государство, расположенное в Восточной Европе и Северной Азии; страна в которой большинство населения составляют русские. Официально – Российская Федерация.
Россия (от греческого pwoia – Русь)
2. Напишите слова, выделите корень, запомните написание орфограмм в корне.
Россия, россиянин, российский.
3.Прочитайте.
Россия граничит с восемнадцатью государствами.
Россия – одна из ведущих космических держав мира: мировой лидер по количеству запусков космических аппаратов.
Россия имеет единственный в мире атомный ледокольный флот.
россия – священная наша держава!
Россия – любимая наша страна!
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена! (С.В.Михалков, Г.Эль-Регистан)
4. Объясните значение фразеологизмов и устойчивых выражений.
Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва.
Рябина
1.Отгадайте загадки.
Ягоды – не сладость,
Зато глазу – радость,
И садам – украшение,
И дроздам – угощение.
В сенокос горька, а в мороз сладка.
Запишите отгадку, выполните звукобуквенный анализ слова.
2. Рябина – дерево с плодами в виде пучка горьковатых оранжево-красных ягод, а также самые ягоды.
3. Спишите, вставляя пропущенные буквы, выполните разбор по составу.
Р…бина – дер…во величиной от ч…тырёх до д…сяти метров.
Ствол её чист и гладок. Цв…тки мелкие, белые. Пл…ды р…бины соч…ные. (Б.Тимофеев)
Кудрявые соцветия рябины выделяются своей пестротой: в прозрачных зонтиках переплетаются и светло-зелёные, и белые цветы; темнеют, просвечивают сквозь них листья, и ветки, и воздух. «Рябые», - говорили в народе.
По образному выражению наших сородичей, истоки слова «рябина от ряби пестра»
1.Самолёт – летательный аппарат тяжелее воздуха, аэроплан.
В армии Петра 1 самолётом называли особый паром, на котором можно было пересечь реку. Техники и рабочие-текстильщики называли самолётом ручной ткацкий станок. В сказках самолётом называлось то, сто могло само летать. Когда была изобретена новая воздушная машина, ей дали название аэроплан, а позже – самолёт.
1.Сирень – крупный садовый кустарник с лиловыми или белыми душистыми цветками.
2.Подберите к слову сирень однокоренные слова, подчеркните орфограмму. (Сирень, сиреневый)
3. Спишите. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
В школьном саду расцвела сирень с лиловыми и белыми цветками.
Солдат
Солдат – рядовой военнослужащий, воин.
1.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Каштанка огл…нулась и ув…дела, что по ул…це прямо на неё ш..л полк с…лдат. (А.Чехов) Не трогались с места только оловянный с…лдатик да танцовщица. (Г. Андерсен)
Выпишите однокоренные слова, разберите их по составу.
3. Объясните написание орфограмм.
Если топну я н…гою,
Поз…ву моих с…лдат,
В эту к…мнату т…лпою
Умывальники вл…тят. (К.Чуковский)
Там ст…яли знаки занятые,
Как с…лдаты, рядом, в стр…ю,
М…лчаливые, непонятные,
Не пускали в тайну свою. (М. Шестериков)
4.Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Разберите по составу.
С…лдат, с…лдатик, с…лдатский, с…лдатка.
Солома
Солома – стебли хлебных злаков, остающиеся после обмолота.
4. Объясните написание орфограмм. Запишите отрывок по памяти.
Ж…вёт Балда в п…повом доме,
Спит себе на с…ломе,
Ест за ч…тверых,
Р…ботает за с…мерых. (А.Пушкин)
Столица
1.Столица – главный город государства, место пребывания правительства и правительственных учреждений.
Слово стол в древности обозначало и «престол». На престолах восседали князья, а позднее – цари. Города, где были княжеские или царские столы-престолы (троны), стали называть стольными городами, а потом столицами. (По Д. Кобякову)
2.Спишите, вставляя пропущенные буквы.
М…сква – крупнейший гор…д нашей стр…ны, ст…лица России.
3. Спишите однокоренные слова, разберите по составу.
Столица, столичный.
Составьте предложения.
Топор
1.Отгадайте загадки.
Замечательный дружище:
Деревянная ручище,
Да железный обушок,
Да калёный гребешок.
Он у плотника в почёте,
Каждый день с ним на работе.
Нос железный, хвост сосновый,
Иногда в лесу стучит,
Дуб куснёт, как пёс дворовый, -
Тот от боли закричит.
2.Топор – орудие для рубки в виде насаженной на деревянную рукоять толстой железной лопасти с острым лезвием с одной стороны и обухом с другой стороны.
Трамвай – городская наземная электрическая железная дорога, а также поезд этой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов. Слово трамвай пришло в русский из английского языка.
Tram – вагон и way – дорога.
2. Запишите однокоренные слова. Разберите по составу.
Трамвай, трамвайчик, трамвайный, трамвайщик.
3. Прочитай.
Речной трамвай – это пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по реке в черте города.
Спишите, обозначьте в словах ударения, подчеркните орфограммы.
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Настанет ночь и тр…мваи идут в тр…мвайный парк. Р…бочие моют тр…мваи, проверяют колёса, гайки подтягивают, смотрят, всё ли в порядке.
Ужин
Ужин – вечерняя еда.
1.Объясните значение слова ужин в каждом предложении.
После обеда полежи, а после ужина походи. Всякому нужен и обед, и ужин.
2.Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Вку…ный уж…н, пора уж…нать, х….р….шо поуж…нать, отуж…нать у т…варища.
Выдели в однокоренных словах корень и приставку.
3. Списать, вставить пропущенные буквы.
Вся с…мья собралась за уж…ном. После уж…на -чуть все реш…ли отдохнуть.
Улица
1.Улица – в населённых пунктах: два ряда домов и пространство между ними для прохода и проезда, а также само это пространство.
Когда-то существовало слово ула. Оно имело значение «проход». Корень слова ула мы можем найти в словах
пере-ул-ок, за-ко-ул-ок, ул-оч-ка. Теперь же мы употребляем в речи слово улица и выделяем в слове корень улиц.
2.Объясните, являются ли данные слова однокоренными. Выделите корень в каждом слове.
Это слово употребляется в русском языке как составная часть некоторых зоологических и ботанических названий: чёрный виноград, чёрная смородина, чёрный дельфин, чёрный медведь.
2. Объясните, как вы понимаете значение каждого из данных слов.