Русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку у обучающихся среднего звена и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Одним из путей решения проблемы видится в проведении лингвистических командных игр, которые смогут вызвать интерес к такому предмету, как русский язык.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект. Лингвистические игры »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №30 г. ТОМСКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Лингвистическая игра как способ формирования внимания и уважения к слову и русской словесности»
Русанжик Марины Анатольевны,
учителя русского языка и литературы
____________
В любом человеке могут расцвести
сотни неожиданных талантов и способностей,
если ему просто предоставить для этого возможности.
Д. Лессинг
Актуальность проекта
Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. Поиск и поддержка талантливых детей, а также развитие их таланта в период школьного обучения являются составной частью новой национальной образовательной стратегии. Фактически новая национальная образовательная стратегия включает введение и реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Новые стандарты позволят развивать обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, что в итоге должно способствовать саморазвитию обучающихся, их активной учебно-познавательной деятельности, а также построению образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Ситуация, в которой возникла педагогическая проблема
Русский язык как школьный предмет, к сожалению, не у всех школьников пользуется популярностью. Это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса к русскому языку у обучающихся среднего звена и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.
Одним из путей решения проблемы видится в проведении лингвистических командных игр, которые смогут вызвать интерес к такому предмету, как русский язык.
Игра занимает важное место в учебном процессе, т.к. дает возможность сделать обучение занимательным и разнообразным, выдвинуть новые плодотворные идеи, обеспечить вариативность обучения, создать новые стимулы для учащихся.
Все необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают усвоить материал. Игра ставит ученика в условие поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, внимательным, ловким, собранным, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры.
Лингвистические игры активизируют словарный запас, пополняют его, открывают новые стороны, казалось бы, хорошо знакомой информации, учат наблюдательности, тем самым воспитывая интерес к русскому языку в целом.
Лингвистическая игра повышает у обучающихся не только внимание, но и приучает их думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут дети принимать участие в командных играх, зависит их дальнейшая самостоятельность, развитие чувства коллективизма, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой.
Цель проекта:
воспитание интереса к русскому языку через лингвистическую игру как одному из эффективных средств развития внимания, познавательных интересов и активизации деятельности учащихся.
Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Игра – один из приёмов преодоления пассивности учеников, а в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее, справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Несмотря на понимания значения лингвистических игр как приема активизации внимания и интереса к русскому языку, вопросы, связанные с их использованием остаются спорными.
Противоречие: педагогами понимается значение лингвистической игры для активизации внимания и интереса к русскому языку, однако в реальной педагогической практике она используется редко, что объясняется отсутствием соответствующе разработанной системы работы.
Объект исследования: процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у обучающихся среднего звена через лингвистические игры.
Предмет исследования: методические условия использования лингвистических игр как средства активизации внимания и развития интереса к русскому языку у обучающихся среднего звена.
Гипотеза
Процесс активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку как учебному предмету у обучающихся среднего звена будет более эффективным в том случае, если:
систематически и целенаправленно использовать лингвистическую игру как метод и прием обучения;
лингвистическая игра применяется как прием организации познавательной деятельности учащихся;
в процессе обучения использовать различные виды лингвистических игр.
Задачи исследования:
Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования;
Определить содержание принципиально важных для исследования понятий (внимание, познавательная активность, познавательная деятельность, игра, лингвистическая игра и др.);
Выявить специфику лингвистической игры, способствующей развитию внимания и интереса к русскому языку;
Рассмотреть опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к учебному предмету;
Экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной методики по активизации внимания и воспитания интереса к русскому языку у обучающихся среднего звена.
Методы исследования:
анализ научной и методической литературы;
беседы с учителями-предметниками школ города;
консультация с методистом ИМЦ;
анкетирование участников эксперимента;
педагогический эксперимент;
статистическая обработка результатов.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный (организационный) – 2011год
Изучение нормативно-правовой базы, законных актов.
Выявление одарённых и талантливых детей.
Диагностика потенциальных возможностей участников командных игр.
Разработка банка заданий для игры.
Консультации с методистом ИМЦ.
Совместная деятельность с учителями-предметниками.
Проведение игры на школьном этапе в качестве апробирования.
Основной – 2012-2015 годы
Проведение нетрадиционных форм игр.
Применение инновационных технологий в обучении командной игре.
Определение тематики проведения командных игр.
Углубленное изучение тематики заданий.
Формирование банка заданий.
Проведение школьных подготовительных игр.
Составление и уточнение списков участников командной игры.
Проведение игр на муниципальном уровне.
Театрализованное представление команд.
Обмен опытом проведения командных игр на региональном уровне.
Заключительный – 2016 год
Выпуск сборника с заданиями ежегодной лингвистической игры и обобщением опыта проведения игр.
Выступление с детьми на Всероссийской научно-практической конференции.
Обобщение педагогического опыта организации и проведения командных лингвистических игр на Всероссийском уровне .
Ожидаемые результаты реализации проекта:
развитие ребёнка как творческой личности;
формирование системы работы с одаренными учащимися;
повышение интереса к русскому языку и развитие мотивов учебной деятельности;
прочное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
увеличение количества учащихся, участвующих в лингвистических играх в олимпиадах, конкурсах, проектных мероприятиях (муниципального, регионального и всероссийского уровней).