kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основные методы развития творческого потенциала учащихся на уроках гуманитарного цикла

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раскрываются основные методы работы с учащимися на уроках русского языка и литературы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основные методы развития творческого потенциала учащихся на уроках гуманитарного цикла»

Основные методы развития творческого потенциала учащихся на уроках гуманитарного цикла

Современное общество, диктуя новые подходы и значительные изменения в системе образования, ориентирует учащихся к принятию активной позиции. «Инновационное обучение» связано с творческим поиском. Инновации являются «результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов

Основная цель современной системы обучения – не просто накопление каждым школьником определённого багажа знаний (хотя и это важно), но и полноценная подготовка его в качестве участника образовательной деятельности, способного творчески применять полученные знания на практике. Для этого требуется активность не только учителя, но и самого ученика. Воспитанию активной творческой личности служат различные формы и методы учебной деятельности, проводящейся с учётом индивидуальных особенностей как класса или группы школьников, так и каждого конкретного ученика. Отход от устаревших традиций и стандартов позволяет повысить общую культуру мнений, способствует тому, чтобы творческая деятельность школьника была основана на высоконравственной позиции.

Но индивидуальный подход не отменяет того, что учитель не должен каждый раз «изобретать велосипед». Современные стандарты, применяемые в образовании, дают ему в руки высококачественные инструменты, позволяющие поставить развитие творческого потенциала школьников на научно обоснованные рельсы, применяя целую технологию развития креативности как методологический подход.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) заостряет внимание на том, как обеспечить условия для личного развития учащихся, тем самым поощряя учителей применять инновационный подход к их работе. Личностно-ориентированное обучение – это неотъемлемая часть современного образовательного процесса, но при этом творческое развитие личности начинается только тогда, когда она овладела в достаточной степени языком и речью. Поэтому в развитии творческого потенциала школьника нельзя переоценить роль тех предметов, которые считаются гуманитарными. Уроки русского и родного языка, литература, внеклассная работа по этим направлениям создают базу для того, чтобы дети учились говорить и слушать, рассуждать и доказывать свои рассуждения, сочинять и оценивать сочинения других.

Чтобы достичь поставленной цели и развить творческие способности ребёнка, учитель должен исходить из следующих условий:

1) Развитие творческих способностей доступно для каждого из школьников.

2) Атмосфера в школе во время учебной деятельности должна соответствовать общей культуре.

3) Ученики должны доверять учителю, а его помощь им по возможности должна быть не слишком явной, больше направляющей в правильное русло, чем директивной.

4) Используемые методики должны стимулировать познавательные интересы учеников, в том числе и с использованием игры и творческих заданий.

Последнее особенно важно. Только умелое сочетание методик учёбы и игры способно в полной мере развить способности учеников. Однако для этого и сам учитель должен быть творческой личностью, способной сочетать новаторские методы и традиционный подход к обучению там, где он оправдан.

Приступая к работе по формированию когнитивных и креативных способностей учащихся младших классов, необходимо проанализировать методы, которые могут быть применены на уроках литературного чтения и русского языка. В первую очередь ценные активные методы – проблемные, поисковые, ориентированные на практические результаты. Полезным будет использование следующих методов организации учебного пространства:

1) индивидуальные (сочинение, «рифмование», отзывы о прочитанных книгах и т. д.);

2) индивидуально-групповые (практическая работа, исследовательские проекты для групп школьников и т. д.);

3) парная работа в парах сменного состава;

4) групповая работа (диспут, разрешение противоречий и т. д.);

5) коллективные (межгрупповая работа, общеклассные проекты и т. д.).

Этот перечень методов не является исчерпывающим. В своей работе учитель не должен быть шаблонным, его воздействие на учеников должно быть гибким и индивидуализированным.

В предметах гуманитарного цикла особое внимание нужно уделить работе над словом. Именно со слова начинается освоение речи, а речь в свою очередь влияет на мышление. Могут быть использованы задания типа: «Выпишите «добрые» слова в один столбик, а «злые» – в другой», «Представьте, что слово – это магнит. Какие другие слова оно притянет к себе?» и т. д.

На уроках полезными будут такие элементы технологии развития творческих способностей и критического мышления, как «Тонкие толстые вопросы», «Лови ошибку» и т. д. При этом крайне полезными являются творческие задания, которые школьники придумывают самостоятельно. Вот лишь некоторые примеры таких заданий:

1) Составить памятку для действий главного героя произведения.

2) Придумать рекламную аннотацию к книге.

3) Нарисовать (хотя бы в виде словесного описания) афишу.

4) Отправить телеграмму для героя текста.

5) Дать развёрнутый ответ на вопрос: «Что было бы, если б герой поступил по-другому в ключевой ситуации?» и т. д.

Использование таких заданий позволяет вовлечь в творческую деятельность практически всех школьников в классе, при этом каждый из них поначалу работает в меру своих способностей – с тем, чтобы в дальнейшем увеличить степень своего участия в образовательной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Пророкина Елена Александровна

Дата: 22.12.2022

Номер свидетельства: 621223

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Духовно-нравственное воспитание учащихся в сельской местности. "
    ["seo_title"] => string(73) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-uchashchikhsia-v-siel-skoi-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "121016"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413858106"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-programma-po-priedmietu-litieratura-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "230886"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442299081"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Формирование интереса к музыке у школьников "
    ["seo_title"] => string(48) "formirovaniie-intieriesa-k-muzykie-u-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "197877"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428327067"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства