. Подготовка к ОГЭ в занимательной форме.Создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание чувства любви к родине).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Наш великий, могучий русский язык».»
Урок-игра «Наш великий, могучий русский язык». 9 класс.
Цель. Подготовка к ОГЭ в занимательной форме.
Задачи.
Воспитательная:создание условий для развития личностных качеств – коммуникативные умения (вести беседу, обсуждать по теме, отстаивать свою точку зрения), познавательные и эстетические потребности (воспитание чувства любви к родине).
Развивающая: создание условий для развития высших психических функций личности – содержательность высказываний (при обсуждении вопроса), объем и концентрация внимания, логическое и абстрактное мышление.
Обучающая: стимулирование умственной деятельности учащихся (посредством малых форм интеллектуальных игр).
Оборудование: интерактивная доска, карточки с заданиями, бланки ответов, эмблемы команд, плакат со знаком вопроса.
Ход урока
Что русский язык – один из богатейших
языков в мире, в этом нет никакого
сомнения.
В. Белинский.
Ученик декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре -
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик. Он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи русский язык!
Русское слово живёт на страницах
Мир окрыляющих ленинских книг.
Русское слово - свободы зарница -
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова -
Выучи русский язык!
Мир разобщённых безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен -
Выучи русский язык!
Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Виссариона Белинского: «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения».
Издавна в народе бытуют пословицы. Может, вы вспомните какие. Верно. Их огромное количество. «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».
Итак, начинаем урок-игру «Наш великий, могучий русский язык!». Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи, в занимательной форме готовиться к ОГЭ. А эмблемой нашей игры сегодня станет Знак Вопроса.
За каждый правильный ответ вам будет начисляться определенное количество баллов.
Сегодня вы поделитесь на четыре творческие группы, то есть будете работать в группе. Готовы?
Приготовиться для кросса!
Заточить карандаши!
Предлагает Знак Вопроса
Ряд задач! Вникай! Реши!
Для начала разминка. В русском языке много прекрасных слов, но сейчас хотелось бы вспомнить такие, как РАДОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, МУДРОСТЬ. По какому признаку можно объединить эти слова?
(существительные, обозначают отвлеченные понятия, имеют одинаковые суффиксы – ость, образованы одним способом - суффиксальным).
Вспомните и запишите за одну минуту слова с таким суффиксом. Кто больше?
Итак,каждая группа получает задание на карточке. Задания соответствуют экзаменационным заданиям. И первое задание в ОГЭ под номером 4.
1 группа.
1.Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -3 и -С следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».
Нинка прижалась к матери и заплакала. Девочка как бы увидела маму в холодном, безжалостном зеркале такой, какая она есть, какой видели её мы, чужие ребята. Потом Нинка совершенно другим, спокойным голосом сказала: «Мама, давай с тобой сыграем в красавицу»
2 группа
1.Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом: «В приставках на -3, -С перед звонкими согласными пишется З».
У него таких сделанных часов — сто штук. Он и мне подарил. Закатав рукава кофточки, она влезла на качели. Когда она качнулась, часы сверкнули на весь двор. Их видела и тётка, которая развешивала бельё, и кошка, которая грелась на солнце, и малыш, сидящий в куче песка. Сам дворник спросил у неё, который час.
3 группа
1. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.
Я сел на скамейку у воды, развернул пакет, а он уселся в вежливом отдалении и так неназойливо, как бы наедине со своими собственными мыслями, облизывался вне всякой связи с моей колбасой. Я глянул ему в глаза — он отвёл их, он не хотел быть нахалом. Я кинул ему кусок колбасы — он тут же её проглотил, сел и, облизываясь, умильно глядел на меня.
4 группа
1. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука.
Она готова была растроганно благодарить его ещё час, но он развернулся и убежал. А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Он был единственный, кто это сделал, и теперь только перед Леной Поповой лежали лимонные веточки свежесрезанной мимозы.
Передаем ответы экспертам и в путь.
Лидер кросса – Знак Вопроса!
И уже не в первый раз
Он к победе дерзко рвется!
Но готовы с ним бороться
Шутка, ум и острый глаз!
Вам предлагаются задания, которые соответствуют в ОГЭ заданию № 5.
1 группа
2.Из предложений 30-32 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».
Но мы этого не замечали и пребывали в том справедливом неведении, когда красивым считался хороший человек, а некрасивым — дрянной.
2 группа
2. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса является исключением из правила.
Когда Дина проснулась, прадед сидел за столом, а перед ним стояла деревянная коробочка с инструментами. Он засовывал ремешок в ушки целых часов.
— Деда, ты починил? — не веря своим глазам, ошеломленно спросила Дина.
— Ну вот, а ты плакала. Стёклышка нового у меня нет. Здесь трещинка маленькая, — и он провёл твердым длинным ногтем по трещинке.
3 группа
2. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, пишется НН».
В первый тёплый день я поехал от химкинского речного вокзала по каналу на «Ракете», я один сошёл на маленькой голубой пристани села Троицкое и, когда ушла «Ракета», оказался в милом мире детства. Так же голосили петухи, каркали простуженные вороны, медленно разворачивая тёмные крылья над голыми осинами, на школьном дворе возбуждённо кричали мальчишки, и весенняя земля пахла пасхой.
4 группа
2. Из данных предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -О и -Е пишется столько Н, сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы
Она готова была растроганно благодарить его ещё час, но он развернулся и убежал. А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Он был единственный, кто это сделал, и теперь только перед Леной Поповой лежали лимонные веточки свежесрезанной мимозы.
Передаем задания и следуем дальше.
Интереснейший из кроссов
Наш весёлый «кросс-вопросов»
Отвечайте на вопросы,
Приглашаем всех на кросс мы!
Рамки вовсе не простые-
Лабиринты на пути.
Попытайтесь их, ребята,
Беспрепятственно пройти.
Следующее задание соответствует в ОГЭ заданию № 7
1 группа
3. Замените словосочетание МАМИНУ РУКУ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
2 группа
3. Замените словосочетание ЕХИДНО ПРОИЗНЁС, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание
3 группа
3. Замените словосочетание (НА) ПРИСТАНИ СЕЛА, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
4 группа
3. Замените словосочетание РАДОСТНО СКАЗАЛА, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Лидер кросса-Знак Вопроса-
Быстроног, неутомим,
Но смекалка и упорство
Не спасают перед ним!
Мы посмотрим, чья возьмёт?!
К ленте финишной- вперёд!
Следующее задание в ОГЭ – это задание под № 10
Группа 1
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Нинкина мать повернула лицо к свету, (1) и мы услышали, (2) как она сказала: — Посмотри на меня. Я, (3) по-твоему, (4) красивая?
Группа 2
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (-у), обозначающие (-ую) запятые (-ую) при вводном слове.
— Пожалуй, (1) кое-что вижу. Но только самое главное, (2) — ответил дед и зашептал, (3) как всегда, (4) что-то неслышное.
Группа 3
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.
Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» — как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул: — Виктория,(3) ваше сиятельство!
Группа 4
4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
Действительно, (1) сегодня Восьмое марта, (2) а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил, (3) даже ночью вспомнил, (4) а сейчас вдруг забыл
Интереснейший из кроссов
Наш весёлый «кросс-вопросов»
Отвечайте на вопросы,
Приглашаем всех на кросс мы!
Рамки вовсе не простые-
Лабиринты на пути.
Попытайтесь их, ребята,
Беспрепятственно пройти.
5 конкурс «Блиц-опрос». Следующий этап мы проведём в форме «Своей игры». Группа выбирает вопросы стоимостью от 1 до 4 баллов и без подготовки отвечает. Если команда дает неверный ответ, право ответа переходит к соперникам.
Художественные средства
Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение) – 1 балл.
Снег, словно мёд ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин) (Сравнение) – 1 балл.
Раньше был он звонкий, точно птица,
Как родник, струился и звенел… (Сравнение) 1 балл.
Лазурь небесная смеётся,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой. (Олицетворение) 1 балл.
2 балла
И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак) (Оксюморон) – 2 балла.
Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков) (Эпитет) – 2 балла.
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза) – 2 балла.
«Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень». (Антитеза) 2 балла
3 балла
Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов) (Литота) –