Методическая разработка внеурочного мероприятия "Особенности современного русского языка", 9 класс
Методическая разработка внеурочного мероприятия "Особенности современного русского языка", 9 класс
Девятый класс – класс, который необходимо подготовить к ОГЭ. Именно поэтому педагогом была выбрана тема, позволяющая продемонстрировать навыки анализа художественного текста, что необходимо при написании сжатого изложения и лингвистического сочинения. Работа в творческих группах, опора на жизненные ситуации, самостоятельное целеполагание – неотъемлемая часть технологии развития критического мышления. Составление кластера, фишбона, синквейна – это всё графические организаторы, нацеливающие обучающихся на работу с текстом, что важно на ОГЭ. Тема занятия «Особенности современного языка» предполагает более широкий анализ лингвистических аспектов, но рамки одного урока не позволяют сделать сопоставительно-аналитическую работу в полном объёме. Анализ наиболее актуальных тем: «Лексика», «Синтаксис», «Морфология» на материале художественных текстов показал уровень знаний обучающихся по этим темам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование: выставка книг: И.С.Шмелёв «Лето Господне», Ф.М.Достоевский «Бедные люди», Сесилия Ахерн «Не верю. Не надеюсь. Люблю», Стефани Майер «Сумерки», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», тезисы кластера, фишбона (распечатанные), листы самооценки, две серии детского юмористического журнала «Ералаш» («Почему мы так говорим», «Педагогическая драма»).
Ход занятия
1. Стадия вызова. Здравствуйте! Я рада вас всех видеть! Определить тему сегодняшнего занятия нам помогут мини-тесты по типу ОГЭ, решив которые, мы сможем сформулировать тему, поставить цели. Каждый учащийся вытягивает карточку с мини-тестом и садится делать её с тем, у кого такая же. (таким образом формируются творческие группы)
Мини-тест:
Найдите слово, где количество букв больше количества звуков:
А) стили Б) предложение В) русский Г) текст
2. Из предложенных словосочетаний найдите согласование:
А) лексика и фразеология Б) виды предложений
В) современный язык Г) роль языка
3. Найдите стилистически нейтральную лексему:
А) шпора Б) препод В) комп Г) особенность
Итак, тема занятия – «Особенности современного русского языка». А каковы цели занятия? (Обучающиеся самостоятельно ставят цели, педагог - корректирует).
А сейчас каждый получает Лист самооценки в виде таблицы «ЗХУ» и в течение 2 минут заполняет первую колонку. Эта колонка и поможет вам сделать первые шаги при составлении кластера. Каждый из творческой группы выходит к доске и помещает в кластер свой тезис, аргументируя его.
Стадия Осмысления. А сейчас заполните вторую часть таблицы «ЗХУ» - «хочу узнать» и через 2 минуты скажите, что вы написали. Для продолжения продуктивного разговора я предлагаю вам посмотреть из детского юмористического журнала «Ералаш» серию «Почему мы так говорим?» и ответьте на вопрос: «В чём причина подобного речевого поведения?»
Ответить на этот вопрос помогут произведения словесности. Перед вами выставка книг, выберете одно произведение – классика и одно – из современной литературы для сопоставительного анализа языка классиков и норм современного русского языка.
Я предлагаю вам по творческим группам провести мини - исследовательскую работу. И пусть подобная работа не претендует на звание филологического исследования, но на уровне гипотезы – может быть.
Первая творческая группа работает над особенностями лексики, т.е. анализирует особенности лексической стилистики. Вторая группа – трудится над синтаксической стилистикой, третья же – над стилистикой частей речи. (На этап занятия требуется от 10 минут)
Каждая творческая группа отчитывается о проделанной работе, высказывается по своей теме.
А теперь вернёмся к финальной части кластера и составим фишбон.
Вытеснение более длинных форм
Упрощение лексики, синтаксиса
Языковой портрет современника
Синтез литературных норм
Низкая культура, экономия речевых средств
Усреднённые стандарты
Стадия рефлексии. Заполните третью часть таблицы «ЗХУ», не забудьте себе поставить оценку за всё сегодняшнее занятие: как именно Вы в течение всего мероприятия работали.
Подведём итог занятия, составим синквейн:
Язык
Могучий, уникальный
Формирует, влияет, изменяется
Русский язык – герой нашего времени!
Эволюция?
Что же может произойти с русским языком в дальнейшем – посмотрите ещё одну серию «Ералаша» «Педагогическая драма». Быть может, упрощённая лексика станет нормой? От вас зависит! (Пока обучающиеся смотрят «Ералаш», педагог собирает Листы самооценки и после просмотра серии объявляет итоговые оценки).
Д/З: домашнее задание - на выбор обучающегося:
А)Эссе «Влияние медиаресурсов на современный русский язык»
Б)Лингвистическое сочинение (ОГЭ) на материале художественных текстов «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Л.С.Сухоруков, писатель.
В)Демоверсия ОГЭ (и в электронном варианте, и в распечатанном).
Всем спасибо! И пусть все наши сегодняшние сопоставительно-аналитические размышления были в виде гипотезы – есть над чем задуматься! Русский язык, по праву, - герой нашего времени! Я предлагаю вам оформить рассуждения в научно-исследовательскую работу и разместить на сайте нашей школы.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Вознесенская средняя общеобразовательная школа
Коцарева Ж.А.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Анализ занятия /русский язык, 9 класс/
Тема «Особенности современного языка»
Цель: расширение понятийного уровня темы «Современный русский язык».
Задачи: доказать, что язык – мощное средство формирования личности,
обобщить теоретический материал по теме «Стилистика»,
рассмотреть теорию на материале произведений словесности
(как классические произведения, так и современная литература).
Метод: по технологии критического мышления «Мозговая атака»,
Оборудование: выставка книг: И.С.Шмелёв «Лето Господне», Ф.М.Достоевский «Бедные люди», Сесилия Ахерн «Не верю. Не надеюсь. Люблю», Стефани Майер «Сумерки», Л.Н.Толстой «Война и мир», А.С.Пушкин «Евгений Онегин», тезисы кластера, фишбона (распечатанные), листы самооценки, две серии детского юмористического журнала «Ералаш» («Почему мы так говорим», «Педагогическая драма»).
Девятый класс – класс, который необходимо подготовить к ОГЭ. Именно поэтому педагогом была выбрана тема, позволяющая продемонстрировать навыки анализа художественного текста, что необходимо при написании сжатого изложения и лингвистического сочинения. Работа в творческих группах, опора на жизненные ситуации, самостоятельное целеполагание – неотъемлемая часть технологии развития критического мышления. Составление кластера, фишбона, синквейна – это всё графические организаторы, нацеливающие обучающихся на работу с текстом, что важно на ОГЭ. Тема занятия «Особенности современного языка» предполагает более широкий анализ лингвистических аспектов, но рамки одного урока не позволяют сделать сопоставительно-аналитическую работу в полном объёме. Анализ наиболее актуальных тем: «Лексика», «Синтаксис», «Морфология» на материале художественных текстов показал уровень знаний обучающихся по этим темам.
Комментирование серий детского юмористического журнала «Ералаш» «Почему мы так говорим» и «Педагогическая драма» также отвечало целям и задачам занятия.
Дифференцированное домашнее задание позволило обучающимся выбрать творческую работу, опираясь на собственный уровень знаний.