kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка: "Олимпиада по русскому языку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы предназначены для проведения внеаудиторной работы по русскому языку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: "Олимпиада по русскому языку"»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»


















Олимпиада по русскому языку







Подготовила: Попова С.В.,

преподаватель русского языка

с методикой преподавания






















г. Николаевск-на-Амуре

2016

  1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах.
    А) Мать любила и гордилась своим сыном.
    Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
    В) Мемориальный памятник установлен на площади.
    Г) С ним произошел неприятный инцидент.


  2. В каких словах ударение падает на последний слог: жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.



  1. В нашем языке много «парных слов»: сторож-страж, млечный - молоко, дерево - древо. В корнях этих слов чередуются полногласные и неполногласные сочетания букв. Напишите, что вы знаете об этом фонетическом явлении в русском языке.
    Это фонетическое явление лежит в основе названия реки Смородины, знакомой вам по сказкам и былинам. Как вы думаете, существовала ли такая река на самом деле? Что могло означать её название? Свой ответ аргументируйте.



  1. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания:
    А) Столовая – стая
    Б) Портной - герой
    В) Рыбачий – рабочий
    Г) Лекторий – лисий



  1. Отличаются ли по составу предложения? Свой ответ аргументируйте.
    А) Восхитительный ночлег в пути.
    Б) Ночлег в пути из-за непогоды. 



  1. Отметьте слова, в которых перед Е произносится твердый согласный: эссенция, шинель, тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер, академия, кларнет, терминал.



  1. Объясните значения слов, используя различные способы объяснения (толкование, синонимы): дилер, продюсер, форум, прецедент, рейтинг, менеджер, инаугурация, эксклюзивный, адекватный, сервис.





  1. Объясните значение фразеологизмов. Раскройте скобки:

    1. (Не/ни) в какие ворота (не/ни) лезет.

    2. (Не/ни) во что (не/ни) ставить.

    3. (Не/ни) под каким видом.

    4. (Не/ни) в зуб ногой.

    5. (Не/ни) на йоту.



  1. Замените слова или сочетания слов существительными или прилагательными с ПРЕ- и ПРИ-.

Образец: крупное изменение – преобразование.

  1. Исключительное право - …

  2. Вступительная часть музыкального произведения - …

  3. Продолжатель - …

  4. Изменник - …

  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами - …

  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж - …

  7. Преступивший закон - …

  8. Очень простой - …

  9. Аппарат для приема сигналов - …

  10. Справочник цен на товары и виды услуг - …

  1. Определите, к каким разрядам относятся местоимения: его, себя, наш, сколько-нибудь, нечто, который. Есть ли среди этих местоимений такие, которые употребляются только в именительном падеже, и такие, которые не могут употребляться только в именительном и винительном падеже?



  1. В одном африканском племени живет семья из четырех человек. Мать зовут Бере-рубо-торо-дак (темный цветок без запаха). Отец носит имя Кобо-рудо-дир (большая зеленая гора). Старшему сыну родители дали имя Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля). Что значит имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо?





  1. Расставьте знаки препинания в предложении и охарактеризуйте конструкцию в целом.  



Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля прибой это как часы самой планеты когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек звезд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь замирает и чувствуешь ее глухо и где-то далеко…



  1. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фраз? Приведите 3-4 своих примера: знакомый незнакомец, пышное увядание, мертвые души, молодая старость.



  1. Ознакомьтесь с пародией на текст-объявление. Какие из употребленных в нем слов отсутствуют в русском языке? Каким способом образованы эти несуществующие слова? Какие из слов этого текста, реально существующих в языке, образованы так же?





Внимание!

Розжиг костров, выдох вдоха,

выгул собак, вынос тела,

отлов рыбы и отстрел дичи, выводок гусей,

выпас и выгон скота, выродок людей,

выпорос свиней, выплав стали,

вымет икры, выплыв сели,

вылуп птиц из яиц, выпор детей,

выкур курей и выпрыг кенгурей, загляд и залаз в дупла

выпуг тетерев, с выкуром оттуда пчел

и распробом меда запрещен и прекращен!



  1. Предложите вариант(ы) раскрытия скобок при написании     слова (с,сс)у(ж,жж)е(н,нн)ый. Обоснуйте свой ответ.


Ответы на вопросы олимпиады


  1. А) Мать любила и гордилась своим сыном. - Мать любила своего сына и гордилась им.
    Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января. 
    Свидетель показал, что видел …
    В) Мемориальный памятник установлен на площади. - Памятник установлен на площади.
    Г) С ним произошел неприятный инцидент. - С ним произошел инцидент. 



  1. Во всех словах.
    ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг. 


  2. Слова с неполногласием пришли к нам в русский язык из старославянского. Наличие неполногласия – примета старославянизмов. Они считались словами торжественного высокого стиля. Река Смородина – эпическая, зловещая река. Смородина – смрадная, пахнущая смрадом.



  1. Ответ: Г). В слове лисий и лекторий нулевое окончание.
    А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).
    Б) Портной - герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)
    В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).



  1. Предложения отличаются по составу.
    1. Восхитительный ночлег в пути. Односоставное предложение, номинативное, распространено только определениями, согласованным и несогласованным.
    2. Ночлег в пути из-за непогоды. Двусоставное предложение, неполное, сказуемое отсутствует, но есть обстоятельство причины, относящееся к сказуемому, распространенное).



  1. Ответ: тезис, сонет, термос, бутерброд, тендер.



  1. Ответ: дилер – посредник, представитель фирмы; продюсер – доверенное лицо, осуществляющее идейно- художественный и организационно- финансовый контроль; форум – массовое собрание, съезд; прецедент – случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев подобного рода; рейтинг – показатель популярности; менеджер – специалист в области управления; инаугурация – торжественная процедура вступления в должность вновь избранного главы государства; адекватный – соответствующий, тождественный; эксклюзивный – исключительный, распространяющийся на ограниченный круг чего-либо; сервис – оказание услуг населению, обслуживание. (по 1 баллу за правильное объяснение значения слова)





  1. Ответ:

    1. Ни в какие ворота не лезет – о чем-либо несуразном, бессмысленном.

    2. Ни во что не ставить – совершенно не ценить.

    3. Ни под каким видом – ни за что, ни при каких условиях.

    4. Ни в зуб ногой – совсем ничего не знать.

    5. Ни на йоту – ни в малой степени, ни насколько. Не поумнел ни на йоту.

(по 1 баллу за каждое правильное написание и толкование фразеологизма – 10 б.)

  1. Ответ:

  1. Исключительное право – привилегия.

  2. Вступительная часть музыкального произведения – прелюдия.

  3. Продолжатель – преемник.

  4. Изменник – предатель.

  5. Слишком разборчивый, с прихотями, капризами – привередливый.

  6. Имущество, дававшееся дочери при выходе замуж – приданое.

  7. Преступивший закон – преступник.

  8. Очень простой – примитивный.

  9. Аппарат для приема сигналов – приемник.

  10. Справочник цен на товары и виды услуг – прейскурант.(по 1 баллу за правильный ответ, минус 0,5 балла за ошибку в написании слова)

  1. Ответ: его – личное или притяжательное; себя – возвратное, наш – притяжательное, сколько-нибудь – неопределенное, нечто – неопределенное, который – вопросительно-относительное. Себя – не употребляется в именительном падеже. Нечто – употребляется только в именительном и винительном падеже. (по 1 баллу за определение разряда местоимений, по 1 баллу за ответы на вопросы – 8 б.)



  1. Ответ: Большое поле без цветков. Кобо – большой, пеле – поле, торо – без, рубо – цветок. (1 балл за ответ, 2 балла за объяснение – 3 б.



  1. Ответ: (1)Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земля, (2)прибой - это как часы самой планеты, (3)когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звезд и ежей, то (4)начинается большое раздумье о всей жизни, и (5)твоя маленькая личная скорбь замирает, и (6)чувствуешь ее глухо и где-то далеко…

Предложение сложное, повествовательное, невосклицательное, с союзной (сочинительной и подчинительной связью) и бессоюзной связью. Состоит из шести предложений.  (3 балла за расстановку знаков, 5 баллов за характеристику



  1. Ответ: оксюморон.   (1 балл за ответ, по 1 баллу за пример)



  1. Ответ.

Выполз (сущ.), выпоросвыметвылуп,  выпрыгвыкурвыпуг,  выпорзаглядзалаз

распроб.

Эти слова образованы при помощи нулевого суффикса.

Таким же способом образованы слова:  розжиг, выгул, отлов, отстрел, выпас, выгон, выдох, вынос.



  1. Ответ Выбор написания зависит от  значения // происхождения  и признаков слова, а именно:

-  образованное от  глагола совершенного вида сузить страдательное причастие пишется как  суженный;

- образованное от глагола совершенного вида ссудить страдательное причасти пишется как ссуженный;

- существительное, образованное  путем перехода   в разряд существительных отглагольного прилагательного, в свою очередь образованного от глагола несовершенного вида судить,  пишется как суженый.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Методическая разработка: "Олимпиада по русскому языку"

Автор: Попова Светлана Вадимовна

Дата: 26.12.2016

Номер свидетельства: 373429

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая разработка "Олимпиада по русскому языку""
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia-razrabotka-olimpiada-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "262984"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449457296"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Мастер-класс:"Создание коллаборативной среды на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(88) "mastier-klass-sozdaniie-kollaborativnoi-sriedy-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "107505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403277549"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья по русскому языку на тему: Стандарт учителя русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "statia_po_russkomu_iazyku_na_temu_standart_uchitelia_russkogo_iazyka_i_literatur"
    ["file_id"] => string(6) "529739"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575229451"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства