расширять кругозор учащихся, развивать образное и логическое мышление, память; 2) прививать любовь к русскому языку и литературе; 3) воспитывать чувства взаимовыручки и взаимопомощи.
Планируемые результаты.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;
Личностные УУД:
осознание эстетической ценности русского языка; уважительного отношения к родному языку, потребность сохранить чистоту родного языка;
учебно-познавательный интерес к пройденному материалу и способам решения новой частной задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности занятий;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я”;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
регулятивные УУД:
целеполагание и планирование своей деятельности;
принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
адекватное восприятие оценки учителя;
контроль и оценка своих действий как по результату, так и по способу действия.
познавательные УУД:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
строить речевые высказывания в устной форме;
выделять существенную информацию из текстов;
коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
Авторы разработки: Болобанова Т.Н., Букалова К.И.
Ход мероприятия
Ведущий: Привет, друзья! Сегодня в школе
Большой и интересный день.
Чудесный праздник – КВН
Чтоб этот праздник – КВН
Вам по душе пришелся всем,
Нужно знания иметь прочные
И быть веселым и находчивым!
Но сначала мы представим команды, капитанов, услышим их приветствия.
(Представление команд, капитанов, их приветствия.)
Ведущий: Ребята, давайте поприветствуем команды и пожелаем им успеха. А наше строгое, но справедливое жюри оценит выступление команд и решит, какая из них лучше знает русский язык. Победителей и участников ждут заслуженные призы.
(Представление жюри.)
Ведущий: Учите русский– годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда – в нем самом!
Ну а начинаем мы с разминки:
Конкурс №1
РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)
1.Чем кончается день и ночь? (Ь на конце)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)
3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)
4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-бу-ка) (ал-фа-вит)
5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).
9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
10. Какую строчку нельзя прочитать? (швейную)
Конкурс №2
Кто быстрее
1. От глагола «поговорить» взять приставку, от прилагательного «слагаемое» - корень, от глагола «играть» - суффикс, от глагола «читать» - окончание, о глагола «смеяться» - суффикс возвратный. (полагаться)
2. Есть корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в - «лесник», окончание в – «ученики». (Подснежники)
На размышление дается полминуты.
Конкурс №3
Конкурс скороговорок. Команде на подготовку даётся 30 сек.
Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.
Архип осип, Осип охрип.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.
Конкурс №4
Игра «Превращения».
Слово ЛЕКАРСТВО один мастер игры «превращения» превратил в 180 слов, т.е. составил из букв этого слова 180 слов. Сколько слов составите вы? Может быть вы сможете побить этот рекорд?
Конкурс №5
«Составь предложение».
Составьте предложения.
1. Из предложения Тихим шорохом пробежал по саду ветерок, взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в форме именительного падежа, женского рода, единственного числа.
2. Из предложения. За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребив это слово как подлежащее.
3. Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван.
4. Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство.
Получилось предложение: Тихая ночь опустилась над городом.
Конкурс №5
«Закончи пословицу»
Труд кормит, а лень….. портит.
Как аукнется, так и….. откликнется.
Семь раз отмерь, один раз….. отрежь.
Нет друга - ищи, а нашёл….. береги.
Сам погибай, а товарища…. Выручай.
Мир строит, а война……..(разрушает).
Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда)
Век живи - ... (век учись)
Нет друга - ... (ищи, а нашел - береги)
Друзья ... (познаются в беде)
За двумя зайцами ... (погонишься, ни одного не поймаешь)
Поспешишь - ... (людей насмешишь)
Семеро ... (одного не ждут)
Красна птица пером, а ... (человек умом)
Цыплят по ... (осени считают)
Конкурс №6.
Конкурс капитанов.
В каких словах по 100 согласных? (сто-н, сто-л, сто-г, сто-к)
В каком слове 40 гласных? (сорок-а)
Чем заканчивается новогодняя ночь? (ь)
Перечисли 5 дней недели, не называя их по именам. (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Как написать слово мышеловка пятью буквами? А тремя? (кошка, кот)
У человека одно, У ворона два, У медведя ни одного. (о)
Что посреди земли стоит? (м)
Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх? (к-от, к-о-за)
Название какого дерева состоит из четырёх предлогов? (с-о-с-на)
Хотя пишется правильно, а читается неправильно? (слово неправильно)
В каком глаголе отрицание нет слышится сто раз?
Мама пришла с работы и, увидев в кухне, на столе стопку чистой посуды, спросила: «Чистые ли эти тарелки и чашки?» Таня ответила четырьмя местоимениями. (Они вы-мы-ты.)
Кто быстрее правильно ответит.
1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).
4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).
5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).
7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее)
Конкурс №7. Раздаются по 2 пары рифм, и они должны придумать стихотворение.
«Буриме».
1)ЯЗЫК-ДНЕВНИК
ДОСКА-ТОСКА
2)ЗНАК-ВРАГ
БУКВАЬ-ВРАТАРЬ
3)ЯЗЫК-ПРОНИК
РУЧКА-ТУЧКА
Конкурс №8.Задание: команды должны изобразить это предложение)
«ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
• Вертит языком, что корова хвостом. • Язык до Киева доведет. • Без грамматики не выучишь, и математики • Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
Конкурс №9. Вопросы-шутки
Вопрос 1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Что это?
Вопрос 2. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают деньги и слова те, кто их не ценит. Что это?
Вопрос 3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-нибудь говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дёргают, настойчиво заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Что это?
Конкурс №10. Объяснялки. Если команда угадывает с первой подсказки, то получает 3 балла, если со второй- 2, с третьей-один балл.
У женщины гораздо старше средних лет существовали до биологической смерти два представителя водоплавающей птицы подотряда килегрудых с явным проявлением сангвинического темперамента.
- Пожилая женщина обладала правом владения, пользования и распоряжения домашней водоплавающей птицей в количестве двух голов.
- У деда скончалась одна грустная курица. (Жили у бабуси два веселых гуся.)
2. Однажды Всевышний птице средней величины из отряда воробьиных сделал презент в виде небольшого количества пищевого продукта полутвердой массы, приготовленного из заквашенного особым способом молока.
- Всеядная птица с серо-черным оперением при невыясненных обстоятельствах получила от небесного прародителя вознаграждение натуральным продуктом.
- У орла раз черт украл крошку творога. (Вороне как-то бог послал кусочек сыра.)
3. Домашнее парнокопытное животное при любых метеорологических условиях способно отыскать размытую водой почву.
- Крупное наземное растительноядное животное, которое выращивается в индивидуальных и фермерских хозяйствах с целью получения сала и может произвести действие, результат которого свидетельствует о недостаточно благополучной санитарно-гигиенической обстановке вокруг нас
- Корова только здесь пылинку спрячет (Свинья везде грязь найдет)
Конкурс №9. «Черный ящик»
Учитель в ящике прячет яблоко, хлеб, иглу и соль. Затем читает по одной подсказке лексическое значение этих слов. Если ребята сразу отгадывают, то получают 3 балла, если две, то два балла.
1. Из-за него начинается вражда. Когда тесно, то ему негде упасть (Яблоко)
2. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. По-немецки «брод» (хлеб)
3.Глупый человек будет искать ее в скошенной траве, а тот, кто волнуется, будет на них сидеть (игла)
4 Ее нужно съесть 16,38 кг, чтобы чему-нибудь научиться. Давным-давно она была на вес золота. Она была только у богатых (соль)
Лист оценивания жюри.
Команда
Конкурс
5-А
5-Б
5-В
5- Г
1.Название, девиз
2. Конкурс №1
РАЗМИНКА
3. Конкурс №2
Кто быстрее
4. Конкурс №3
5. Конкурс №4
Игра «Превращения».
6. Конкурс №5
«Составь предложение».
7. Конкурс №6.
Конкурс капитанов.
8. Конкурс №7.
«Буриме».
9. Конкурс №8.
«ПОКАЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
10. Конкурс №9. Вопросы-шутки
11. Конкурс №10. Объяснялки.
12. Конкурс №9. «Черный ящик»
Итоги:
Примечания
Номинации: самые дружные 5-___, самые активные,5- ___ самые находчивые 5-____ самые веселые5-___ самые инициативные 5-____, самые сообразительные 5-____.