kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мероприятия Недели русского языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия направлена на неделю русского языка. Содержит много интересных и увлекательных заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мероприятия Недели русского языка и литературы»

Мероприятия Недели русского языка и литературы


I. Аукцион литературных знаний “Любви все возрасты покорны…”

(Принять участие приглашаются учащиеся 5-9 классов и все желающие педагоги).

Кому посвящены эти строки?

1. Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты. (А. Пушкин, Анне Петровне Керн)

2. Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем...(А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)

3. Исполнились мои желания.

Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна..,

Чистейшей прелести чистейший образец… (А. Пушкин, Наталье Гончаровой)

4. Я красивых таких не видел... (С. Есенин, сестре Шуре)

5. Я встретил Вас – и всё былое. 

В отжившем сердце ожило…(Тютчев, Елене Александровне Денисьевой)

6. И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, 

Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. (Фет, Марии Лазич)

Назовите авторов следующих строк:

  1. О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! (Тютчев)

2. Я тебе ничего не скажу,

Я тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть. (Фет)

  1. Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими. (И. Анненский)

  1. О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней. (Тютчев)

  1. Любить иных тяжёлый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен. (Б. Пастернак)

  1. Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей… (А. Пушкин, “Евгений Онегин”)

6. Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило было,

Желаний и надежд томительный обман... (А. Пушкин, “Погасло дневное светило...”)

  1. Мне дорого любви моей мученье-

Пускай умру, но пусть умру любя. (А. Пушкин, “К Наталье”)

8. О да, любовь вольна как птица,

Да всё равно – я твой!

Да всё равно мне будет сниться

Твой стан, твой огневой.  (А. Блок)

10. Не верят в мире многие любви

И тем счастливы; для иных она

Желанье, порожденное в крови, 

Расстройство мозга иль виденье сна. (М.Ю.Лермонтов)

Назовите авторов следующих афоризмов:

  1. Любви все возрасты покорны. (А.С. Пушкин)

  2. Счастливые часов не наблюдают. (А.С.Грибоедов)

  3. Любовь – претрудная школа жизни. (И.А. Гончаров)

  4. Любовь сильнее смерти и страха смерти. (И.С.Тургенев)

  5. Хочешь быть счастливым – будь им. (Козьма Прутков)

  6. Любовь к себе – вот роман, который длится всю жизнь. (О.Уайлд )

  7. Любить — это не значит смотреть друг на друга, любить—значит вместе смотреть в одном направлении. (Антуан де Сент-Экзюпери)

Вспомните строки, посвященные этим женщинам.

Можно показать портреты А.П.Керн, Н.Н.Гончаровой, Е.Денисьевой, Л.Менделеевой и др.

Назовите авторов музыки.

Звучат романсы:

Б.Шереметьева “Я Вас любил”, Н.Римского-Корсакова “На холмах Грузии”, М.Глинки “Я помню чудное мгновенье”, А. Шусера “Не спрашивай, зачем”, ария Ленского из оперы “Евгений Онегин” П.И. Чайковского. (Все музыкальные произведения можно прослушать на учебном диске “А.С.Пушкин в зеркале двух столетий” Познавательная коллекция. Мультимедиа энциклопедия ).



II. Аукцион знаний по русскому языку.

(Участвуют все желающие 5-7 классов)

За каждый правильный ответ участник получает жетон, победитель определяется по количеству жетонов.

1. Задание “Волшебный круг”.

Сколько ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЭТОМ КРУГЕ? (Буквы располагаются по кругу. Читать по часовой стрелке.)

Я Р М О С Т О Л Ь К О Т И К У С О К О Л О С Ь Я

2. Вопросы о происхождении слов. Из какого языка в русский язык пришли следующие слова:

Бульон (французский); 

Футбол (английский); 

Галстук (немецкий); 

Бухгалтер (немецкий); 

Баскетбол (английский); 

Жалюзи (французский); 

Школа (греческий);

Балет (французский); 

Гимназия (греческий); 

Спорт (английский).

3. Вопросы об устаревших словах.

Что означают эти слова: 
Вершок (мера длины, равная 4,5 см). 
Кушак (пояс из мягкой ткани). 
Сафьяновый (сделанный из кожи высокого качества).
Яхонт (драгоценный камень). 
Невод (сеть).
Розги (прутики, тонкие ветки для наказания).
Бричка (повозка, телега, вид транспорта).
Кляча (плохая, изнуренная лошадь).
Пищаль (оружие). 
Ржа (ржавчина).

4. Что обозначают в русском языке заимствованные слова:

Дискуссия – спор.

Диалог – разговор двух лиц.

Дебаты – обсуждение.

Инновация – нововведение.

Консилиум – совещание врачей.

Менталитет – склад ума.

5. Вспомните и назовите слова, состоящие из двух букв. Это могут быть существительные, прилагательные или глаголы. Не принимаются местоимения, междометия, союзы и предлоги.

(Например: юг, яд, яр, ад, ус, ал -кр. прил от алый, ел, и т.д.)

6. Назовите слова, в которых две приставки и два суффикса.

(Например, необдуманный)

7. Произнеси словами числительные:

К 518 + 242

От 263 – 75

К 359 +923

От 841 – 136

С 678 рублями

С 849 рублями

8. Назовите основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.

Б) На улице сыро.

В) Думаю о тебе всегда.

Г) Жить – Родине служить.

Д) Свобода – это осознанная необходимость.

Е) Рассвело.




III. Олимпиада по русскому языку для учащихся 4-х классов


М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, неж­ность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость грече­ского и латинского языков».


Учитель. Давайте послушаем стихи о русском языке.


1-й ученик.

Мы живем в стране российской,

Признаем язык турецкий,

Итальянский, датский, шведский,

И японский, и французский,

Но в родном краю по-русски

Пишем, думаем, живем.


2-й ученик.

Мы тогда лишь вольно дышим,

Если речь родную слышим,

Речь на русском языке.

И в своей столице древней,

И в посёлке, и в деревне,

И от дома вдалеке


3 ученик.

На свете много стран больших

И много малых есть.

И для трудностей любых

язык свой – это честь

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком


4-й ученик.

Кореец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, —

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

И я судьбу благодарю:

Мне больше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже я десять лет.

5-й ученик.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.


6-й ученик.

Суворов ободрял солдат

На русском языке,

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке.


7-й ученик.

Законы Менделеев дал

На русском языке.

«Свободу нам!» — народ сказал

На русском языке.


7-й ученик.

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познанья кручи,

Выучи русский язык!


3-й ученик.

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!


4-й ученик.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское

слово -

Выучи русский язык!


5-й ученик.

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаенных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык




1. В каком слове буква я обозначает два звука: мяч, посвящение, маяк, ребята?


2. В каком слове – непроизносимый согласный: чудес_ный, капус_ный, блес_нуть.


3. В каком слове пишется ъ: об_учить ремеслу, об_явить тревогу, поют солов_и.


4. Допишите окончания прилагательных: в зимн__ лесу, громк__ голосом, в син__ тетради.


5. Вставьте гласные в окончание глаголов: вид_т, ве_т, смотр_шь, люб_шь, та_т, стро_т.


6. Запишите антонимы (слова с противоположным значением) к данным словам: вверх –_______, молодой – ________, счастье – ______, плохой – _________, день – ________.


7. Какое слово употреблено в переносном значении: железный стержень – железный характер?


8. Докажите, что оба написания верны:

вера _________

надежда ________

Любовь __________

Лев ____________

Вера _____________

Надежда _________

любовь ___________

лев ______________



9. Почему Кощея так называют?____________ ___________________________


10. Каким гребнем нельзя расчесать волосы?___ _________________


11. Говорят, что человек может быть рыбой и рекой. Вспомните эти имена.______________

______________________________________________________________________________


12. Какие имена принадлежат и девочкам, и мальчикам?_____________________________

_______________________________________________________________________________


13. Перечислите пять дней недели, не упоминая ни чисел, ни названий_____________

____________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________


14. На какой вопрос нельзя дать ответ да?


15. Из данных слов составьте предложение: в, лес, петь, птицы.__________________

___________________________________________________________


16. Нужна ли запятая в предложении: В синем небе звезды блещут в синем море волны хлещут?


17. Подчеркните подлежащее в предложениях: Корни питают листья. Разбойник поймал Буратино.


18. Напишите как можно больше таких слов, для которых слово лес было бы проверочным._____________________________________________________________


19. Попросите продавца взвесить вам 500 граммов каких-либо фруктов из списка, приведенного ниже (апельсины, мандарины, яблоки). Запишите свою просьбу.___________________________________________________________________


20. В русском языке есть много стихов, загадок, придуманных специально для того, чтобы запомнить какое-нибудь правило.


Например:

Мороженое отличное:

клубничное, ежевичное,

яблочное, земляничное,

молочное и коричное,

сливочное, брусничное,

черничное, заграничное.

Ешь потихоньку, не спеши!

ЧН без мягкого знака пиши!


Попробуйте и вы сочинить какой-нибудь стишок, или песенку, или считалочку, чтобы запомнить какое-либо правило.



IV. Олимпиада по русскому языку

(5-9 классов)

5 класс

I тур

  1. Подберите 3 слова, в которых букв больше, чем звуков, и 3 слова, в которых звуков больше, чем букв.

  2. Придумайте по 3 примера слов-синонимов, слов-омонимов, слов-антонимов.

Расставьте ударения в следующих словах: клеить, углу­бить, звонить, цемент, фарфор, щавель, простыня, арест, вер­ба, диалог, случай.

Укажите, из каких басен И.А.Крылова взяты эти строки:

а) «Что волки жадны, всякий знает: волк. евши, никогда костей не разбирает».

б) «Поди ж, приятель, убирайся, да берегись: впе­ред ты мне не попадайся».

в) «Отколь такой берется голосок: и чист, и нежен и высок».

Напишите названия этих басен.

  1. Составьте словосочетания типа «прилагательное + сущест­вительное», включив в них такие слова: рояль, мышь, мозоль, тюль, шоссе, путь, впечатление, толь.

  2. Употребите правильно предлоги в следующих словосоче­таниях: выехать {сиз) города; достать (с, из) мешка; возвратить­ся (с, из) Крыма; выехать (с, из) Украины; прилететь {с, из) Даль­него Востока; выйти (с, из) автобуса.

  3. Составьте перечень признаков, характеризующих члены предложения: главные и второстепенные (общее и различное в них)

  4. Какие два значения имеет каждое из предложений?

а) Мой товарищ встретил брата с сестрой. б) Я встречаю его чаще всех.


II тур

  1. Есть ли в русском языке слова, которые состоят из одного звука? Запишите как можно больше таких слов.

  2. Подберите 2 группы слов так, чтобы и у тех, и у других был корень -вод-, но с разным значением.

  3. Сколько звуков в словах ел и ель, дал и даль, ямка и лям­ка? Почему?

Вставьте пропущенные буквы в словах: б..т..рея, ко..екиия, ж..ри, в..рм..шель, парашютист, профе..ия, ш..колад.

В какой сказке А.С.Пушкина слово лебедь женского рода?
Из чего это можно заключить?

  1. Подберите пословицы, построенные на основе противопо­ставления антонимов.

  2. Составьте несколько предложений с таким расчетом, что­бы в них слово язык употреблялось в разных значениях.

  3. Определите члены предложения (подчеркните условными знаками) и укажите, в каких падежах употреблены имена су­ществительные.

а) Красные осенние листья усеяли косогор.

б) Солнце закры­ло облако.

в) На горизонте туристы увидели большой город.

г) Айсберг - плавучая ледяная гора.


6 класс

I тур

1.В следующих словах один согласный замените другим, от­личающимся от первого по глухости или звонкости, чтобы полу­чилось новое слово: удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

2.Установите количество звуков:

а) 3 - Зина обратилась спросьбой к Лизе;

б) Ш - Не тот хорош, кто лицом пригож, атот хорош, кто для дела гож.

3.Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, пере­плетчик, денечек, недоверие.

  1. Замените прилагательные синонимами с приставками без-или бес- в следующих словосочетаниях: смелый человек, жес­токий враг, огромное количество, пустынная степь.

  2. Сделайте словообразовательный анализ слов: ледокольный, приоткрыть, сумочка, привокзальный, узаконить.

  3. Составьте сочетания типа «прилагательное + существи­тельное» со следующими словами: кофе, сирень, шампунь, про­стыня, кенгуру, Сочи, эскимо, такси.

  4. Произведите синтаксический разбор предложений и опре­делите падежи имен существительных.

1) Тополь перерос клен . 2) Юннаты, оберегайте леса, поля и реки. 3) Барабан - ударный музыкальный инструмент.

8.Подберите пословицы, в состав которых входили бы чис­лительные.


II тур

  1. Установите звук (звуки), который является общим в каждой группе слов:

а) книжка, нож, шар;

б) все, лов, овсом, ясень.

Какие орфограммы здесь проявляются?

  1. У каких глаголов суффикс находится после окончания? Приведите примеры.

  2. Назовите пословицы, в которых употребляется числительное семь.

  3. Вставьте пропущенные буквы: иску...ный, иску..тво,д..ликатный, ко...екция, еж...вый, пунц...вый, исти...ый.

  4. Объясните значение слов: девиз, кашпо, матрица, пенальти

  5. Назовите словами цифры, правильно сочетая их с существительными, данными в скобках.

а) Зарегистрировали 27 (делегат).

б) Не оказалось 490 (книга).

в) Расстояние между этими городами измеряется 8769(километр).

г) Прошло 74 (сутки).

д) Для швейной мама купили 33 (ножницы).

е) За книгу я уплатил около 67 (рубль)

ё) В этой стране 1565000 (население).

  1. Замените выделенные слова синонимичными им логическими оборотами: прочитать книгу до конца; уехать далеко; быстро бежать по коридору; уйти ни с чем.

  2. Какие числительные в одном из косвенных пад шутся с двумя и даже тремя Ь?




7 класс

I тур


  1. Произведите фонетический разбор слов: твоя, вьюн, шинель, шел, вдруг, объем.

  2. Чем отличаются выделенные слова друг от друга:

а)железная крыша - железная воля;

б) загородный парк -автобусный парк;

в)рукав рубашки -рукав реки;

г) коса девы- коса (орудие труда)

Какие из этих слов являются омонимами?

  1. Образуйте все формы причастий от глаголов: ожидать, слышать, привозить, таять.

  2. Составьте предложения с данными словами: варенный и варёный, кроенный и кроёный, приближенный и приближённый. Какие из этих слов относятся к прилагательным, а какие - к причастиям?

  3. Объясните значения слов: абонемент, аккумулятор, бюллетень, дублер, интеллигенция, комфорт, лабиринт, монолог.

  4. Исправьте грамматические ошибки в следующих предло­жениях:

а) Покатавшись на катке, болят ноги.

б) Подъезжая к дому, собаки залаяли на нас.

в) Мальчик присел на пень, читавший книгу.

г) Выйдя в поле, солнце скрылось за тучей.

  1. Какие наречия могут быть также предлогами?

  2. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами, а какой, наоборот, никогда не бывает без предлогов?


II тур

  1. Вставьте пропущенные буквы: ране...ый боец - изране...-ый солдат; сея...ая мука - посея...ое зерно; коше...ый или нескоше.ый клевер; тка...ая скатерть - вытка...ый ковер; ба-лова...ый ребенок — избалова...ое дитя; стриже...ый мальчик - коротко стриже.ый ; гаше...ая или негаше...ая из­весть - погаше...ый костер.

  2. Какие личные местоимения имеют значение любого рода?

  3. Запишите пословицы, в которых употребляется слово один. Какой частью речи является это слово в каждом предложении?

  4. Придумайте два предложения таким образом, чтобы в со­став одного входило наречие в форме сравнительной степени, а в другое - прилагательное в той же форме.

  5. Докажите, что в данном предложении можно употребить любую из частиц, стоящих в скобках:

Когда к ней (не, ни) придешь, она недовольна. Как при этом меняется смысл предложения?

6.Есть ли в русском языке такие слова: бака, реку, кубу, осе, ухе ? Что они означают? К каким частям речи они относятся?

7. Определите падеж имен существительных в следующих предложениях:

1) По улицам слона водили. 2) Цыплят по осени считают. 3) Ель заслоняет клен. 4) Музей посетили экскурсанты. 5) Аквариум -искусственный водоем или резервуар для содержания рыб.


8 класс

I тур

1. Объясните происхождение имен: Виктор, Валентин, Алек­сандр, Галина, Зоя, Андрей, Николай, Марина, Вячеслав.

2. Приведите высказывания великих русских писателей о русском языке.

3. Какое стихотворение Н.А.Некрасова начинается с назывных предложений?

  1. Расставьте ударения в следующих словах: торты, комбай­нер, звонит, звонят, позвонишь, начал, начала, начало, нача­ли, начался, партнер, красивее, черпая, мельком, баловать.

  2. Найдите словосочетания, которые вносят в текст стилевой разнобой.

а) У нашего кота Барсика шерстка мягкая, на лапках бархат­ные подушечки, длина усов 6 сантиметров.

б) Отшумела белая метелица, оставив обильный снежный покров.

в) Утро было слав­ное, свежее, тихое.

г) Всюду на листьях алмазами сверкали ат­мосферные осадки.

Исправьте стилистические недочеты. К какому стилю вы от­несете исправленные предложения?

6.Подчеркните в следующих предложениях подлежащие, укажите, какими частями речи они выражены.

а) Смелый к победе стремится.

в) Пришло и послезавтра.

г) Четырежды пять - двадцать.

д) А, но, зато, однако - про­тивительные союзы.

е) Из-за, из-под пишутся через черточ­ку.

ё) Не с глаголами пишется раздельно.

ж) Далече грянуло ура!

з) С десяток яблок лежало на траве под деревом.

  1. Объясните значение терминов «причастие» и «деепричастие».

8.Составьте предложения с прямой речью, использовав в ка­честве слов, вводящих прямую речь, следующие глаголы: ска­зать, пролепетать, прошептать, буркнуть, воскликнуть


II тур

1.Произведите синтаксический разбор следующих предло­жений:

а) Сумерки. б) Вечерело. в) Люблю тебя, Петра творенье, люб­лю твой строгий, стройный вид. (А.С.Пушкин.) г) Газ называ­ют голубым углем.

  1. Составьте пары предложений со свободными сочетаниями и фразеологизмами, используя следующие выражения: в не­скольких словах; правая рука; держаться в тени; утереть нос; намылить шею; много воды утекло; стоять на часах.

  2. Какая форма одной из частей речи (без каких-либо изме­нений) может выступать в роли любого необособленного члена предложения (из пяти основных членов предложения)? При­ведите примеры.

  3. Составьте предложения, чтобы в них данные слова были то членами предложения, то вводными словами: правда, види­мо, очевидно, наоборот, значит.

  4. Перечислите как можно больше фамилий известных рус­ских ученых-языковедов.

6.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Покраш..ный пол, краш..ый пол, краш..ый охрой пол, некраш. .ые стены; пр. .быть (во)время, о. .дыхать (во)время кани­кул; смотреть (в)даль, уходить (в)даль моря; (не)ждать помо­щи (из)вне, поступить (не)справедливо; (н..)где (не)найти, (н..)когда (не)опаздывать.

7.Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Куда бы нас отчизна ни послала, мы с честью дело сделаем свое: она взрастила нас и воспитала, мы все сыны и дочери ее.


9класс


I тур

1. Произведите фонетический разбор следующих слов: сшить, сбить, все, счетчик,июль, кассир, второй.

2. Объясните значение следующих слов: абитуриент, анно­тация, вакуум, гипербола, зенит, кульминация, престиж. ,

3. Проспрягайте глаголы хотеть, бежать в единственном и во множественном числе.

4. На каком языке говорят в Австрии, Бразилии, Аргентине, Пакистане, на Кубе?

5. Перечислите, какие языки относятся к славянской груп­пе языков.

6.Исправьте грамматические и речевые недочеты.

а) Врача не смущали далекие расстояния, он объехал самые далекие селения.

б) Лиза была домработницей у Фамусова.

в) Сей­час доктор подтвердил о том, что началось выздоровление.

г) Су­дья предупредил футболистов за грубую игру.

д) Я ложу книгу в портфель, он становится еще более толще, и я с трудом закры­ваю его.

Укажите, какие из этих ошибок являются грамматически­ми, а какие - речевыми.

7.Определите, какими членами предложения являются и к каким частям речи относятся выделенные слова.

а) Брат старше сестры. Брат выглядит старше сестры.

б) Ране­ный неподвижно лежал на кровати. Раненый солдат медленно шел на перевязку. Раненный утром солдат был отправлен в госпиталь.

8.Составьте предложения, используя все известные вам слу­чаи выражения подлежащего различными частями речи.


П тур

  1. Чем отличаются пословицы от крылатых слов и выраже­ний? Приведите примеры пословиц и крылатых выражений.

  2. Какие языки принадлежат к южнославянской группе язы­ков? А какие к западнославянской и восточнославянской?

  3. Запишите несколько слов, заимствованных из латинского и греческого языков.

  4. Определите члены предложения и части речи в следующей фразе, лишенной смысла:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

Разберите по составу каждое слово.

  1. Определите, какие из данных слов имеют приставки, а ка­кие - их не имеют: подосиновик, подорожник, подозрение, по­доходный, подоить, подоконник.

  2. Придумайте 3 предложения с обособленными причастны­ми оборотами, замените эти предложения конструкциями с определительными придаточными. Какие из синонимичных конструкций используются по преимуществу в книжном сти­ле, а какие - в разговорном?

  3. Образуйте, где это возможно, деепричастия от следующих Глаголов: печь, писать, зябнуть, дать, ковать, пить, брать.

  4. Запишите не менее 10 слов, у которых написание расхо­дится с произношением. Сделайте классификацию орфограмм, встречающихся в записанных вами словах.





V. Заседание круглого стола

«Выдающиеся лингвисты России»

В работе круглого стола принимают участие учащиеся 6 – 8 классов.

Цель: познакомить учащихся с научным наследием выдающихся лингвистов, занимавшихся проблемами изучения русского и мордовских языков; формировать лингвистическую и коммуникативную компетенции учащихся.

Оборудование: компьютер, презентации, созданные при помощи мультимедиа технологий, портреты выдающихся лингвистов, лингвистические словари.

Ход мероприятия.

Мероприятие проводилось в творческой непринужденной обстановке, Столы составлены в форме круга.

Учитель: Наше сегодняшнее мероприятие «Выдающиеся лингвисты России» посвящено людям, которые отдали всю свою жизнь проблемам изучения языка. Они очень любили свою Родину, родной язык, национальную культуру. В свой труд они вложили много душевной теплоты, искренности, терпения. Даже спустя много лет их имена не забыты. Работая с книгами этих ученых, со словарями, мы начинаем понимать, насколько был велик их труд. Сегодня прозвучат ваши сообщения, посвященные жизни и научному наследию В.И. Даля, А.М. Пешковского, А.А. Реформатского, В.В. Виноградова, Н.М. Шанского и др.

Мероприятие проводилось следующим образом: учащийся знакомил собравшихся с содержанием подготовленного им сообщения по заданной теме. Сообщение сопровождалось обсуждением. Выступающему задавались вопросы по теме.

Даль Владимир Иванович (1801 - 1872)

Русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, врач. Владимир Иванович Даль родился 22 ноября (по старому стилю - 10 ноября) 1801 в Луганске Екатеринославской губернии. Отец - Иоганн Даль - датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать - Мария Христофоровна Даль (урожденная Фрейтаг) - полунемка, полуфранцуженка из гугенотского рода.

В 1814 поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив курс в 1819, Владимир Даль более пяти лет служил во флоте в Николаеве. Получив повышение, был переведен на Балтику. В 1826 вышел в отставку, поступил на медицинский факультет Дерптского университета, окончив его в 1829 и став хирургом-окулистом. В 1831 Владимир Даль принимал участие в походе против поляков, отличившись при переправе Ридигера через Вислу у Юзефова. Даль впервые применил электрический ток в минновзрывном деле, заминировав переправу и подорвав ее после отступления русской дивизии за реку. На рапорте начальству о решительных действиях девизионного лекаря Даля командир корпуса генерал Ридигер наложил резолюцию: "За подвиг представить к ордену. Объявить выговор за невыполнение и уклонение от своих прямых обязанностей". Император Николай I наградил Владимира Даля орденом - Владимирским крестом в петлице. По окончании войны Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-хирургический госпиталь, где работал хирургом-окулистом.

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819. В 1832 были опубликованы "Русские сказки. Пяток первый", обработанные Владимиром Далем. По доносу Булгарина, книга была запрещена, автора отправили в III отделение. Благодаря заступничеству Жуковского Владимир Даль в тот же день был выпущен, но печататься под своим именем не смог: в 30-40-х годах печатался под псевдонимом Казак Луганский. Семь лет Даль прослужил в Оренбурге. В 1836 Владимир Даль приезжал в Санкт-Петербург, где присутствовал при кончине А.С. Пушкина, от которого Даль получил его перстень-талисман. В 1838, за собирание коллекций по флоре и фауне Оренбургского края, Владимир Даль был избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук по классу естественных наук. В 1841-1849 жил в Петербурге, служил чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. С 1849 по 1859 Владимир Даль занимал пост управляющего нижегородской удельной конторой. После выхода в отставку поселился в Москве, в собственном доме на Большой Грузинской улице. С 1859 являлся дйствительным членом Московского Общества любителей российской словесности. В 1861, за первые выпуски "Толкового словаря живого великорусского языка", Владимир Даль получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1863 был награжден Ломоносовской премией АН и удостоен звания почетного академика. Первый том "Словаря..." был напечатан за счет ссуды в 3 тысячи рублей, выданной Далю Московским Обществом любителей российской словесности. В последние годы жизни лютеранин Даль принял православие. Умер Владимир Даль 4 октября (по старому стилю - 22 сентября) 1872 в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Среди произведений Владимира Даля - очерки, статьи по медицине, лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, повести: "Цыганка" (1830; повесть), "Русские сказки. Пяток первый" (1832), "Были и небылицы" "Пословицы русского народа" (1853, 1861-1862, сборник, включавший более 30 000 пословиц, поговорок, прибауток, загадок), "Два сорока бывальщинок для крестьян" (1862), "Толковый словарь живого великорусского языка" (в 4 томах; составлялся более 50 лет; опубликован в 1863-1866; содержал около 200 000 слов; Даль был награжден Ломоносовской премией АН и в 1863 удостоен звания почетного академика), учебники ботаники и зоологии. Печатался в журналах "Современник", "Отечественные записки", "Москвитянин", "Библиотека для "Чтения".

Алексей Александрович Шахматов (1864-1920)

В истории отечественной лингвистики видное место принадлежит Алексею Александровичу Шахматову. Служению науке о языке была отда­на вся его кипучая жизнь. Немало спорят о тру­дах академика Шахматова. Но все признают боль­шую роль этого учёного в решении многих важных и сложных вопросов языкознания.

Алексей Александрович Шахматов занимался историей русского языка. Он рассматривал её в связи с историей создателя и носителя этого язы­ка — русского народа. Та же связь прослеживалась им в исследованиях по диалектологии*, по истории древнерусской литературы и древнерусского летописания.

Крупнейший труд академика Шахматова — «Синтаксис русского языка», созданный в последние годы жизни. В нём Шахматову удалось собрать и тонко проанализировать огромный по объёму материал. В по­разительном разнообразии синтаксических конструкций русского язы­ка учёный стремился найти систему. Он подверг глубокому анализу разные типы предложений, и в частности односоставные предложения.

Чтобы самое общее представление об Алексее Александровиче Шах­матове получилось полным, надо ещё добавить, что это был живой, об­щительный человек, хороший организатор. Он участвовал в составле­нии и редактировании словаря русского языка, руководил комиссией по вопросам русского правописания. Шахматов проявлял заботу и о том, чтобы в школе хорошо было поставлено изучение русского языка.

Александр Матвеевич Пешковский (1878-1933).

Отечественная синтаксическая традиция, начало торой, как и многому другому в нашей науке, было положено М. В. Ломоносовым, представлена великими именами и насчитывает в своём развитии уже более 200 лет. Синтаксисом занимались такие выда­ющиеся учёные, как А. X. Востоков, Ф. И. Буслаев, X Ф. Фортунатов, А. А. Шахматов и др. К их числу принадлежит и Александр Матвеевич Пешковский.

Судьба Пешковского сходна с судьбами многих отечественных языковедов, чей путь в науку начался с преподавания языков и словесности в гимназиях. А. М. Пешковский долгое время служил в различных московских гимназиях. Он считал своим долгом обучать учеников таким образом, чтобы они понимали грамматику родного языка, умели судить о ней не по-школярски, имели представление о языковедении как науке. Прежде чем изучать язык во всех его проявлениях, ученики должны составить представление о его структуре, увидеть род­ной язык как единое целое.

Гимназический опыт повлиял и на характер научной деятельности _ М. Пешковского. Самый известный его труд «Русский синтаксис в научном освещении» — книга, в которой проявился талант Пешковского как педагога. Вместе с читателями он проводит эксперименты и размы­шляет над их результатами. Именно А. М. Пешковский ввёл в синтаксис понятие нулевой связки и нулевого бытийного глагола, дав им собствен­но языковое обоснование. Нулевые связки и бытийные глаголы выявля­ются на основе сопоставления таких предложений, как Он инженер.— Он был инженер.— Он будет инженер. Тем самым было предложено сыграв­шее большую роль в развитии синтаксической теории решение вопроса о выражении категорий времени и наклонения в предложениях.

Алекса́ндр Алекса́ндрович Реформа́тский (1900 - 1978) — российский лингвист, доктор филологических наук (1962, без защиты диссертации), профессор (с 1962), один из представителей Московской фонологической школы. Труды по фонологии, транскрипции, графике и орфографии, морфологии, семиотике, терминоведению, истории лингвистики. Автор классического учебника «Введение в языковедение». Ввёл во всеобщее употребление термин «практическая транскрипция».

Родился в семье профессора химии. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1923), учился у Д. Н. Ушакова. Работал корректором и редактором в издательствах; преподавал в ряде вузов Москвы, в том числе в Московском городском пединституте, в Литературном институте и в МГУ, где создал Лабораторию экспериментальной фонетики. С 1950 г. — в Институте языкознания АН СССР, заведующий сектором структурной и прикладной лингвистики (1958—1970), где под его руководством работали И. А. Мельчук, Р. М. Фрумкина, В. А. Виноградов и другие известные лингвисты.

Ранние работы по теории литературы отмечены влиянием взглядов ОПОЯЗа, к представителям которого А. А. Реформатский был близок. В монографии «Техническая редакция книги» (1933), содержание которой гораздо шире названия, высказаны во многом новаторские взгляды на семиотику печатного текста. С середины 1930-х гг. много занимается фонологией; один из основателей Московской фонологической школы и активный пропагандист её концепции. Наиболее полно фонологические взгляды А. А. Реформатского изложены в изданной им хрестоматии «Из истории отечественной фонологии» (1970) и в сборнике с характерным для его научного стиля названием «Фонологические этюды» (1975).

Научное наследие А. А. Реформатского разнообразно, но сравнительно невелико, он принадлежал к тому типу исследователей, которым высказать идею было интереснее, чем подробно разрабатывать её. В истории российской лингвистики он остался прежде всего как автор живо написанного и многократно переиздававшегося учебника и как яркая личность, темпераментный полемист, создатель особой творческой атмосферы, в которой сформировалось множество прямых и косвенных учеников А. А. Реформатского. Основные статьи А. А. Реформатского собраны в посмертном сборнике: А. А. Реформатский. Лингвистика и поэтика. М., 1987.

Виктор Владимирович Виноградов (1894-1969).

Виктор Владимирович Виноградов — крупней­ший учёный, организатор отечественной филоло­гической науки, академик Академии наук, ученик академика А. А. Шахматова. В. В. Виноградов был директором Института языкознания, затем — ди­ректором Института русского языка АН. В. В. Ви­ноградова отличала громадная эрудиция, глубокое знание истории русской литературы и русского языка, русской общественной жизни, исключи­тельная осведомлённость в области истории рус­ской лингвистической науки. В теории Виноградова в центре изучения языка стоят слово как центральная единица языковой системы и текст во всей его сложности. При его участии бы­ли созданы «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «Словарь современного русского литературного языка в 17 томах». Он был одним из инициаторов создания и редактором «Словаря языка А. С. Пушкина». Учение Виноградова о происхождении русского литературного языка и его отношении к языку церковно-славянскому отражает состояние первых этапов развития письменности на Руси и показывает истоки богатства русской стилистической системы, многообразия её функциональных разновидностей. Выделив исследование языка писателей в особую категорию филологических исследований, В. В. Виноградов изучал языковое творчество Н. М. Карамзина, И. А. Кры­лова, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. А. Ахматовой и др. В воспоминаниях современников В. В. Виноградов сохранился таким: «В нём, во всей его фигуре, элегантно и строго одетой, в его скупых жес­тах было природное достоинство. Он смотрел отдаляющим взглядом хо­лодных серых глаз. Его голос, глуховатый и грассирующий, звучал отстра­нение, без пафоса и эмоций. И взгляд, и голос делали его неуязвимым... Он не разговаривал на языке окружающих его «фигур», не смешивался с ними, не сводил с ними счётов, но умел отвечать остро и веско и не чуждался полемики. Он был не борец, а творец. Его творчество, рано на­чавшееся исследованием о старообрядцах, продолжалось до последних лет жизни.

Знаток и любитель русской словесности, Виктор Владимирович был учёным европейской культуры и европейской образованности».

Сергей Иванович Ожегов - выдающийся русский языковед, лексикограф и лексиколог, историк литературного языка, профессор, автор всемирно известного «Словаря русского языка». (1900 - 1964)

Первое издание «Словаря русского языка» С.И. Ожегова вышло в 1949 году. С того времени по 1991 год ожеговский словарь выдержал 23 издания, общим тиражом свыше 7 миллионов экземпляров. Он стал поистине настольной книгой «правильной русской речи» для всех, кому дорог и кому настоятельно нужен русский язык.

История создания «Словаря русского языка» С.И. Ожегова началась задолго до выхода в свет первого издания. Ей предшествовала работа Ожегова в составе редакционной коллегии знаменитого четырехтомного «Толкового словаря русского языка». Словарь под редакцией профессора Дмитрия Николаевича Ушакова («Ушаковский словарь») вышел в свет в 1935-1940 годах.

В процессе работы над Ушаковским словарем у Ожегова возникла идея создания краткого толкового словаря для самого широкого использования. В самом конце 30-х годов возникла инициативная группа по созданию «Малого толкового словаря русского языка», а в июне 1940 года была образована редакция, в которую вошли Д. Н. Ушаков (главный редактор), С. И. Ожегов (зам. главного редактора), Г. О. Винокур и Н. Л. Мещеряков. Время активной работы над «Словарем русского языка» пришлось на зразгар Великой Отечественной войны. В 1942 году в эвакуации в Ташкенте умер Д.Н. Ушаков, в этом же году ушел из жизни Н.Л. Мещеряков. Сергей Иванович Ожегов, оставшись в Москве, работал над словарем: «В комнате чисто и холодно. Курева нет, отвыкаю». Однако все эти тяготы быта отходили на второй план, главным была работа, упоенное «погружение в словарь».

Первое издание «Словаря русского языка», составленного С. И. Ожеговым (при участии Г. О. Винокура и В. А. Петросяна), под общей редакцией акад. С. П. Обнорского вышло спустя четыре года после окончания войны. Популярность словаря Ожегова начала быстро расти сразу же после выхода в свет. «Словарь русского языка» выдержал шесть прижизненных изданий. Первое и последнее прижизненное издания - это, в сущности, совершенно разные книги. За ними стоят не только достижения лингвистической науки и лексикографической практики, но и годы поистине титанического труда составителя. От издания к изданию Ожегов перерабатывал свой словарь, стремясь усовершенствовать его как универсальное пособие по культуре речи. «Словарь русского языка» неоднократно переиздавался в зарубежных странах.

До последних дней жизни ученый неустанно работал над совершенствованием своего детища. В марте 1964 года, будучи уже тяжело больным, он подготовил официальное обращение в издательство «Советская энциклопедия", в котором писал: «В 1964 году вышло новое, стереотипное издание моего однотомного «Словаря русского языка»... Я считаю необходимым подготовить новое, переработанное издание, включить новую лексику, вошедшую за последние годы в русский язык, расширить фразеологию, пересмотреть определения слов, получивших новые оттенки значения, усилить нормативную сторону Словаря». Осуществить этот замысел Сергей Иванович не успел: 15 декабря 1964 года его не стало.

В 1990 году словарь был удостоен престижной академической премии имени А. С. Пушкина. В 1992 году на специальном заседании ученого совета Института русского языка РАН было решено вновь поместить на титул словаря гриф Академии наук. Этот академический "знак качества" подчеркивал научную ценность издания.

Никола́й Макси́мович Ша́нский (1922 — 2005) — доктор филологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования. Научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы.

Родился в Москве 22 ноября 1922 года. В 1940 году поступил в московский Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), после слияния института с МГУ был студентом филологического факультета последнего. С 1948 года — кандидат филологических наук (тема диссертации — «Из истории имён существительных на –ость в русском литературном языке»[2]). Тогда же Н. М. Шанский начал преподавательскую деятельность в Рязанском педагогическом институте. В 1951 году перешёл на работу в московский «Учпедгиз». С 1953 по 1987 год преподавал на кафедре русского языка МГУ, куда был приглашён В. В. Виноградовым (с 1961 года также руководил Этимологическим кабинетом МГУ, где велась работа над «Этимологическим словарём русского языка»).

С 1963 года — главный редактор журнала «Русский язык в школе». С 1966 года — доктор филологических наук (с диссертацией «Очерки по русскому словообразованию»). В 1970 году возглавил НИИ Преподавания русского языка в национальной школе при Академии педагогических наук СССР.

В 1996 году в Курске состоялась первая всероссийская олимпиада школьников по русскому языку, одним из инициаторов проведения которой выступил Н. М. Шанский. Он же являлся членом жюри ряда олимпиад.

С 1999 г. — член президиума Федерального экспертного совета Министерства образования РФ. В 2001 г. удостоен звания почётного профессора РГГУ.



VI. Написание Тотального диктанта на знание основных языковых норм

Цель: формировать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся.

Оборудование: компьютер, мультимедиа презентация, текст диктанта.


Учитель: Во многих странах мира существует правило, оспаривать которое никому не приходит в голову. Каждый человек, который находиться в зоне речевой активности (то есть тот, в чьи служебные обязанности входит общение: учитель, чиновник, журналист, диктор, врач, политик и т.д.), должен сдавать какой-либо экзамен, позволяющий выяснить уровень языковой компетенции. Если человек не проходит испытание успешно, это расценивается как служебное несоответствие и вакантный пост или должность проходят мимо.

В нашей стране начиная с 2004 года ежегодно проходит акция под названием "Тотальный диктант", которая собирает около 25 тысяч участников. Цель данного мероприятия состоит в стремлении заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.

Сегодня мы проведем свой Тотальный диктант.


«Тотальный диктант»

Изба в густом майском лесу, перед ней поляна, среди поляны раскидистая яблоня, вся белая и кудрявая от света. Солнце уже село за селом, но ещё долго будет светло. Всё свежо, молодо, всего переизбыток: зелени, трав, соловьев, горлинок, кукушек. И сладко лесом, цветами, травами пахнет лёгкий холодок зари. За теми чащами, над которыми светлая пустота весеннего заката и которые спускаются в лесные овраги, розовеющим зеркалом сквозит пруд, и в нём иногда квохчет лягушка, томно, изнемогая от наслаждения. Соловьи низко перелетают над поляной, гоняются друг за другом, на лету цокают, трещат.

Верховая лошадь, кажущаяся под седлом ещё легче и красивее, стоит под яблоней. Она тянется мордой к мелкой листве среди белых цветов, обрывает её и всё время звучно жуёт. А я сижу в продолжение целого часа на пне возле избы, и мне приятно, что я здоров, молод, что я хорошо езжу и что лошадь ценит это. Мне кажется, что лошадь любит меня, что она так породиста и что она с одинаковым удовольствием покоряется мне во всём: принимает на себя седло, чувствует крепко охватившие её подпруги, идёт крупным(,) вольным шагом или во весь опор скачет, стоит возле крыльца, на меже в поле, под деревом в лесу.

Широта и глубина светлого заката сократилась, померкла. В бездонной высоте, сереющей над поляной, парами налетают утки, на мгновение останавливаются и летят дальше. Лягушка умолкла, во всём лесу тишина, и только щебечут где-то вблизи две птички, да и то как-то безжизненно, как будто перед сном..

( И.А.Бунину. Рассказ « Полуночная зарница»)


VI. Конкурс мини – проектов с использованием мультимедиа технологий «Почему мы так говорим?»

В конкурсе принимают участие учащиеся 7 -11 классов.

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения некоторых фразеологизмов, формировать культуроведческую компетенцию учащихся.

Оборудование: компьютер, презентации учеников, созданные при помощи мультимедиа технологий.

Подготовительная работа.

Учащиеся выбирают понравившиеся фразеологизмы, используя различные лингвистические источники, исследуют историю возникновения фразеологизма. Результаты исследовательской деятельности школьников находят свое выражение в созданных ими презентациях с использованием мультимедиа технологий.

Ход мероприятия.

Учитель: Ребята, сегодняшнее наше мероприятие посвящено истории возникновения некоторых русских фразеологизмов. Очень часто фразеологизмы называют хранителями истории. Они доносят до нас вышедшие из употребления слова, обозначения предметов старины, древние формы слов. Таким образом, фразеологизмы являются ниточкой, связывающей нас с историей, культурой, традициями предшествующих поколений. Многие из вас сегодня подготовили сообщения, связанные с историей возникновения некоторых фразеологизмов.

В ходе мероприятия учащиеся защищают свои творческие проекты. Каждому ученику по итогам выступления были заданы вопросы.


Мероприятия по русскому языку

Высказывания о русском языке 

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий. (В. Г. Белинский)

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат.  (А. П. Сумароков.)

   Как материал словесности, язык славяне - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. (А. С. Пушкин)

Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатую и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков. (М. В. Ломоносов)

Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражаетсяна нем - отвлеченные мысли, внутренние, лирические чувствования... крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.     (А. И. Герцен)

Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... (А. Д. Ушинский)

Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры.... Поэтому – то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью...    Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, послушен, ловок и вместителен...   (А. И. Куприн)

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.. .Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.  (К. Г. Паустовский)

Русский язык - это язык Пушкина и Толстого, Достоевского и Тургенева, Чехова и Горького, это тот "могучий и прекрасный”, на котором создана великая литература, пользующаяся заслуженной славой и признанием всего человечества. 
(Олесь Гончар.     Украина)

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять - таки Пушкин! Берегите чистоту языка, как святыню!      (И. С. Тургенев)

О литературе и поэзии

Новая литература затмевает старую; полезно время от времени оглянуться назад. Мы лучше всего сохраним в себе оригинальность, если не потеряем из виду своих предшественников, И. В.Гете

Наша литература - наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней - вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа; в этом дивном, сказочно быстро построенном храме по сей день ярко горят умы великой красы и силы, сердца святой частоты - умы и сердца истинных художников. 
М.А. Горький

Стих, как монету, чекань – 

Строго, отчетливо, честно, 

Правилу следуй упорно: 

Чтобы словам было тесно, 

Мыслям - просторно. Н. А.Некрасов

Что бы ни случилось с русской литературой, как бы пышно ни развивалась она, Белинский всегда будет ее гордостью, ее славой, ее украшением... Н. А.Добролюбов

Быть поэтом - это значит то же, 

Если правды жизни не нарушить, 

Рубцевать себя по нежной коже, 

Кровью чувств ласкать чужие души. С. А.Есенин

Мощь, мудрость и красота литературы открываются во всей своей широте только перед человеком просвещенным и знающим. К. Г. Паустовский

Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Л. Н. Толстой (О поэзии) 

Это - круто налившийся свист, 

Это - щелканье сдавленных льдинок, 

Это - ночь, леденящая лист, 

Это - двух соловьев поединок. Б. Л.Пастернак

Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет 

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет: 

Хорошие стихи не так легко писать... А. С. Пушкин

Толстой - это целый мир.. .Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький


В гостях у Словаря

Только люди обладают даром речи. С помощью слова люди общаются друг с другом. С помощью слова человек описывает природу, мир, самого себя. Владимир Даль, составитель знаменитого словаря, писал: "Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Словом называют слово, беседу, разговор, речь, пароль, обещание, ругательство, букву, письменный знак, остроту, шутку”. 

Народ издавна отметил разницу между словом и делом: "На словах и так и сяк, а на деле - никак”, "Кто словом скор, тот в деле не спор”, "От слова до дела не близко”. Александр Трифонович Твардовский в стихотворении "Слово о словах” пишет об ответственности человека за свои слова: 

Да, есть слова, что жгут, как пламя, 

Что светят вдаль и вглубь - до дна. 

Но их подмена словесами 

Измене может быть равна. 

Поэт мечтает о таком времени, 

Чтоб ограничить трату слов, 

Чтоб сердце кровью их питало; 

Чтоб разум их живой смыкал; 

Чтоб не транжирить как попало... 

А великий Лев Николаевич Толстой когда - то писал: "Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно служить вражде и ненависти”. 
Так сколько же слов в русском языке? Обратимся к словарям русского языка. В однотомном "Толковом словаре” С. И. Ожегова около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова более 85 тысяч слов. Этот словарь отразил все лучшее, что накопила русская лексикология за все свое существование. Почти вплоть до середины XX века этот словарь оставался незаменимым пособием для учителей, лингвистов и всех любителей русского языка. На смену этому словарю пришли два новых академических словаря: 17 - томный ( более 120 тысяч слов) и четырехтомный. Заглянув в словарь и найдя нужное слово, мы узнаем, что оно обозначает, как пишется, где находится ударение, как оно изменяется. Анатоль Франс, известный французский писатель, сказал о словарях: "Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке.. .Все эти собранные слова - дело плоти, крови и души родины и человечества”. 

Попытку собрать все слова русского языка предпринял Владимир Иванович Даль. В его "Толковом словаре живого великорусского языка” более 200 тысяч слов. Над своим словарем Даль работал 47 лет! По образованию Даль был хирургом. Он был также известным писателем ( под псевдонимом Казак Луганский ), имел способности к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря. Это научный подвиг ученого. Когда Владимир Иванович готовил свой труд к печати, работать ему приходилось очень много, иногда до обмороков. В. Даль был одновременно и автором словаря, и редактором, и корректором. Ученый-языковед сумел раскрыть неисчерпаемое словарное богатство русского языка. 

Какие есть еще словари?

"Орфографический словарь русского языка” под редакцией С Г Бархударова, С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро (104 тысячи слов).

"Словарь ударений” ( для работников радио и телевидения ) под редакцией Д. Э. Розенталя. "Русское литературное произношение и ударение” под редакцией Р. И Аванесова и С. И. Ожегова.

"Фразеологический словарь русского языка” под редакцией А. И. Молоткова (4000 выражений).

"Словарь синонимов русского языка” под редакцией З.Е. Александравой.

 "Словарь русских личных имен” под редакцией Н. А. Петровского.

"Словарь иностранных слов” под редакцией И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова и Л. С. Шаумяна (23 тысячи слов иноязычного происхождения).

 Есть и другие языковые словари. 

В жизни часто приходится обращаться к энциклопедиям, различным справочникам: "Энциклопедический словарь” (86 томов) "Большая энциклопедия” (20 томов).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

- Какие словари есть в вашей библиотеке? Кто их авторы?

О чем можно узнать с помощью этих словарей?

- Каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение словосочетаний: между двух огней', хлопать глазами. Ответьте, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю.

- Пользуясь школьным словообразовательным словарем, объясните, как образовались данные слова: пчела, игрушка, жалеть, молниеносный.

- Что означают слова? Авеню, аршин, кольраби, ротационный, омшаник. 
           Обращайтесь к школьным словарям и справочникам постоянно. Помощь, которую они вам окажут, вы, несомненно, оцените, а школьная дружба со словарями сохранится у вас на всю жизнь.


Ты и твое имя

Имя человеку дается один раз. Оно становится своеобразным удостоверением личности человека, его личным именем. Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений, признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина. До принятия христианства у русских были имена, которые называли человека по внутреннему или внешнему признаку (Большой, Рябой, Косой, Буян, Мал, Ждан, Молчан, Кудряш, Нелюб), отражали порядок появления новых членов семьи (Первой, Первуша, Второй, Третьяк, Малюта, Меньшик, Поздей). Имена отражали социальное и экономическое положение (Холоп, Бобыль, Селянин, Гольтепа), место происхождения (Несвой, Инозем, Ненаш, Казанец, Серпуховитин), церковные отношения (Богомаз, Грех, Богомол, Игумен, Келарь). Иногда и клички (Олух, Болван, Беспортошник). Наши предки пользовались и иносказательными именами (Баран, Волк, Блоха, Гнида, Оладья, Дуб). В летописи XV века сохранились имена: Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов. Были и имена другого рода - княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Всеволод, Владимир, Будимир и др. Некоторые славянские имена возникли позже: Важен - желаемый, Тарас -беспокойный, Руфина - рыжая. Иногда в качестве имен брались не реальные, а желаемые признаки: Светозар (светлый как заря), Владислав (владеющий миром), Доброслава (имеющая добрую славу), Всемила (всеми милая). Детям давались и древнегреческие, и древнеримские имена: Каллистрат (хороший воин), Севастиан (достойный поклонения), Наум (радость, утеха), Домна (хозяйка). Красивых древних женских имен сохранилось очень мало: Голуба, Несмеяна, Забава, Лебедь, Ждана, Досада, Любава, Борислава. Смысловые значения некоторых имен забывались. А нарицательное имя превращалось в собственное. Имя Прасковья осознается как имя только потому, что в быту уже едва ли кто вспомнит о его первоначальном значении - "пятница”.Некоторые обрусевшие имена подвергались сокращению: Борислав — Борис (борющийся за славу), Владимир - Вадим (наставляющий мир). В. А. Жуковский опоэтизировал имена Светлана (светлая), Людмила (людям милая). А. С. Пушкин использовал имя Чернова. Д. И. Фонвизин назвал своего героя из комедии "Недоросль” Митрофаном. В буквальном переводе с греческого языка это означает "являющий свою мать”, т. е. Похожий на свою мать. Имя положительной героини - Софья (греч.) - "мудрая”.В популярной повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза” главный персонаж - Эраст (греч.) -"прелестный, милый, возлюбленный”. Главный герой "Шинели” назван Н. В. Гоголем Акакием Акакиевичем (греч.) - "не делающий зла, безропотный, кроткий”. Он на самом деле кроткий, тихий, безропотно переносящий все невзгоды. У А. Н. Островского в "Грозе” главная героиня Катерина, что означает "гордая, чистая”. А в пьесе "Бесприданница” героиня - Лариса - "чайка”. Она , действительно, как чайка, стремившаяся к свету, свободе. А вот имена из сказок: Елена и Василиса. Елена (от греч. Не1епо§ - "свет, факел”). Василиса (от греч. ВазПеш - "царица”). Героини различны по своему характеру. Елена -мягкая, лиричная, "носит” постоянный эпитет "прекрасная”. А Василиса - мужественная, находчивая, энергичная. Поэтому Василиса всегда "премудрая” Почему на Руси было распространено имя Иван? Потому, что это имя в полных святцах встречается 170 раз. (Святцы или месяцесловы в русской православной церкви -особые книги. В святцах на каждый день были записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник родителям перед обрядом крещения предлагал на выбор несколько имен, которые значились в святцах). Иногда священник шел на уступки и давал другое имя, которое в святцах не значилось. Этим и объясняется, что иногда имя, редко встречающееся в святцах, в жизни встречалось довольно часто. Таковы славянские имена Вера, Надежда, Любовь. Революция и имена

Регистрацию новорожденных стали вести отделы записи актов гражданского состояния ЗАГСы). Родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена. Известно около трех тысяч новых и заимствованных имен, которые не имели распространение в последующие годы. Например: Береза, Сирень. Представлены чуть ли не все элементы таблицы Менделеева: Радий, Иридий, Вольфрам, Рубин. В качестве личных имен и математические термины и технические названия: Медиана, Радиана, Алгебрина, Гипотенуза, Турбина. После революции были модны имена из других языков: Изольда, Артур, Элиза, Роберт, Эдуард, Эвелина. Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана. Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево -то получится Ленин), Вилена ( Владимир Ильич Ленин - сокращенно Вилена), Нера (новая эра), Роблен ( родился быть ленинцем). Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография). Н. А. Петровский рассказывает в "Словаре русских личных имен” о странных именах, нередко звучащих диссонансом с русским отчеством и фамилией. Например: Гарри Семенович Попов, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич. Бывшего директора Сталинградского драмтеатра (50 -е годы) звали Палладий Меринов. Трактор Иванович Конев был назван в честь выпуска в Сталинграде первого трактора.

Что означают некоторые имени?

Александр - защищать, защитник. Анастасия - воскресшая. Андрей - мужественный. Анатолий - восток, восточный. Анна - грациозная, миловидная. Валентина - сильная, здоровая. Валерия - крепкая, бодрая. Виктор, Виктория - победитель, победа. Виталий - жизненный, витаминный. Герман - родной, единокровный. Григорий — бодрствующий. Дарья - сильная, побеждающая. Дмитрий - принадлежащий Деметре, богине земледелия и плодородия. Евгений - благородный. Екатерина - чистая Елена - светлая, солнечная. Иван — благодать Божия. Игорь - хранитель. Ирина - мир, мирная. Кирилл - повелитель, владыка. Максим - величайший. Константин - стойкий, постоянный. Марина - морская. Наталия - родная, природная. Олег, Ольга - святой, святая. Петр - каменный. Раиса - легкая. Роман - крепкий. Светлана - светлая София - мудрая. Татьяна - устроительница. Филипп - любящий лошадей. Полная информация о значении имен в книге: П. А. Петровский. Словарь русских личных имен. М. :Сов. Энциклопедия, 1980.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИКТОРИНЫ 

Кто больше назовет женских имен с удвоенной согласной в корне?

Какие имена можно получить, заменив одну букву

Какое женское имя состоит из тридцати букв я ? (ЗОЯ)

Назовите города, состоящие из двух мужских имен (Борисоглебск)

Попробуйте, меняя последовательно по одной букве, превратить имя Лев в имя Тит.

 Вспомните названия растений ( цветов, трав, деревьев), которые созвучны с именами. (Например: Василий - василек, Снежана - подснежник)

Образуйте имена от следующих сочетаний слов: владеть миром (Владимир), владеть всем ( ? ); свято славить ( ? ); милая людям ( ? ). 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мероприятия Недели русского языка и литературы

Автор: Медведева Елена Валерьевна

Дата: 04.12.2021

Номер свидетельства: 593457

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Неделя русского языка и литературы в коррекционной школе  III  вида . Отчёт о проведении"
    ["seo_title"] => string(86) "niedieliarusskoghoiazykailitieraturyvkorriektsionnoishkolieiiividaotchiotoproviedienii"
    ["file_id"] => string(6) "317955"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1460468419"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Отчёт о проведении предметной недели ШМО учителей русского языка, литературы и истории, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "
    ["seo_title"] => string(172) "otchiot-o-proviedienii-priedmietnoi-niedieli-shmo-uchitieliei-russkogho-iazyka-litieratury-i-istorii-posviashchionnoi-70-lietiiu-pobiedy-v-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie"
    ["file_id"] => string(6) "220207"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434545723"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Проект «Неделя русского языка в школе»"
    ["seo_title"] => string(44) "proiekt-niedielia-russkogho-iazyka-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "249352"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1446888844"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Открытие недели русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(49) "otkrytiie-niedieli-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177301"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424616298"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Неделя русского языка и литературы в школе "
    ["seo_title"] => string(50) "niedielia-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "150823"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420560307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства