На сегодняшний день существует достаточно доказательств, доказывающих, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
Помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
Содействует аргументированию учениками своих идей;
Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе обучения.
Диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса. В данной работе представлены наработки учителя по организации диалога на уроке.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер- класс "Диалог на уроке" »
КГУ «ОСШ № 27 г. ТЕМИРТАУ»
Мастер- класс «Диалог на уроке »
Учитель русского языка и литературы Трубач А.М.
Слайд 1 2 3
Целью государственной программы развития образования является повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путём обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики. Одной из самых ответственных задач является подготовка учителя новой формации, так как новое содержание программы потребует нового учителя. Трёхмесячные курсы АО «Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» по Карагандинской области» по проекту Кембриджского университета помогли мне поменять взгляды на обучение. Хочу поделиться своими размышлениями о ходе практики касательно модуля «Новые подходы в преподавании и обучении».
Слайд 4
Талантом собеседника отличается не тот
Кто охотно говорит сам, а тот,
С кем охотно говорят другие.
( Ж. Лабрюйер)
Слайд 5
Этими словами хочется начать разговор о важности диалога в классе. Результаты научных исследований показывают, что диалог в классе занимает центральное место на уроке.
Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их результативности в обучении. Исследователями подчеркивается, что как интерактивное общение со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению и развитию детей.
Слайд 6
Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя.
Слайд 7
На сегодняшний день существует достаточно доказательств, доказывающих, что совместная беседа учеников в классе приносит большую пользу, так как:
Позволяет ученикам выражать свое понимание темы;
Помогает им осознать, что у людей могут быть разные идеи;
Содействует аргументированию учениками своих идей;
Помогает учителям понять, на какой стадии находятся их ученики в процессе обучения
Слайд 8
На уроках русского языка и литературы возможны разные виды учебного диалога в системе:
учитель – ученики;
учитель – ученик;
ученик – ученик;
ученик – ученики.
Самым распространенным видом диалога в основной школе является система учитель – ученики.
Харгривс и Гэлтон (2002) обнаружили, что после получения ответа на вопрос в среднем учитель ждет около двух секунд, а за тем может повторить вопрос, перефразировав его, либо уточнить сам. А вот увеличение этой паузы может привести к тому, что увеличивается количество добровольных ответов, количество ответов слабых учеников чистота вопросов учеников и дискуссионных ответов.
Слайд 9
Вывод: диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.
Слайд 10
Приведу пример диалога на своем уроке. При изучении темы «согласованные и несогласованные определения»
безоблачное небо
небо без облаков
городская девушка
девушка из города
привокзальная площадь
площадь у вокзала
ночное дежурство
дежурство ночью
Слайд 11
При диалоговом обучении немаловажно помнить и о диалоге «ученик-ученик».
Слайд 12
Работа в группах также даёт развитие диалогу. Ведь здесь может быть услышан каждый. И я использую это на различных уроках. Ведь у учащихся часто возникают вопросы, которые они не в силах решить самостоятельно. И тут можно обратиться за помощью к товарищу.
Слайд 13-14-15-16
Использование на уроках диалоговой работы в группах и парах убеждают в том, что:
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; - сплоченность класса резко возрастает, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; - растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; - учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей.
Говоря о целях организации совместной учебной работы детей, мы имеем в виду дать каждому ребенку:
- эмоциональную поддержку, без которой многие дети не могут добровольно включиться в общую работу класса; - возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах; - опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться: цель – планирование – рефлексия.
Учитель при этом получает дополнительные мотивационные средства для вовлечения детей в содержание обучения; возможность сочетать на уроке обучение и воспитание; строить человеческие и деловые отношения с детьми. В целях формирования и развития учебной мотивации необходимо создавать учащимся условия, при которых их учебная деятельность будет опираться на следующие потребности:
- быть признанным, принятым; - принадлежать к общности, к коллективу; - самостоятельно достигать успеха, признания; - самореализацию своего «Я»; - видеть в учителе друга, союзника и помощника.
Слайд 17
Поработаем в группах!!!
Перед вами слова- что это за слова?
Что общего в них?
Чем они отличаются?
Школа
Яблоко
Рожь
Книга
Лимон
Дочь
Река
Гнездо
Любовь
Земля
Закат
Речь
Роща
Поле
Печаль
• Найди способ прочитать написанное:
й
з
о
г
т
и
к
т
и
и
н
и
с
н
б
а
н
и
к
ю
н
ч
у
е
л
(Любите книгу- источник знаний. Нужно читать, начиная правого нижнего угла по вертикальным колонкам).