Игра по речевому этикету в форме путешествия в 10-11 классах
Цели:
1. Общеобразовательные:
Дать учащимся понятия о формулах речевого этикета
Познакомить с типичными речевыми ситуациями речевого этикета
Познакомить с правилами поведения в данных речевых ситуациях
2. Развивающие:
Развивать умения выбирать оптимальный вариант речевого выражения для данной ситуации
3. Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к собеседнику
Воспитание культурной личности
Оформление
Заголовок «Путешествие в страну этикета»
Название станций: «Приветствие», «Давайте говорить друг другу комплименты...», «У меня зазвонил телефон», «Приходите в гости!»
Рисунки, иллюстрирующие приветствие
Распечатки заданий
Два телефона
Подготовка
Сценка «Разговор по телефону»
Сценка «Разговор Этикеши и Риторика»
Подготовить выступление чтецов1, 2
Участникам подготовиться отвечать на вопросы:
1) Как приветствовали друг друга в разные века и в разных странах?
2) Повторить правила приветствия
3) Повторить правила разговора по телефону
4) Нарисовать рисунки, иллюстрирующие правила разговора по телефону
5) Повторить правила поведения в гостях и правила приёма гостей
Подготовить похвальное слово школе
Станция 1. Что такое этикет?
Ведущий.
Попытки раскрыть смысл, который вкладывается в понятие «хорошие манеры», предпринимались много раз.
Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».
Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.
По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».
Станция 2. Приветствие.
Ведущий
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя. Начнём с приветствий.
Как принято было приветствовать друг друга в разных странах и в разные века?
* Команды отвечают.
ПК. 1) У некоторых индейских племён принято при виде незнакомого человека до тех пор видеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда для приветствия они снимают обувь.
2) В 17-18 веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивлись при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.
3) Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку закладывают они за ухо, ещё высовывают язык.
4) У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий, средний поклон - с углом 30 градусов и лёгкий - с углом в 15 градусов.
5) Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Этот жест понятен сейчас всем. Хотя, например, китайцы в старые времена, здороваясь, пожимали руки самим себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
6) А вот эскимосы, приветствуя друг друга, легонько стучат друг друга кулаком по голове и плечам. Лапландцы трутся носами.
Ведущий
Сейчас конкурс разминка-пантомима. Кто быстрее и лучше, используя мимику и жесты, покажет ситуацию?
* Выходят представители команд, вытягивают по две ситуации.
Ситуация 1.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 2.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 3. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 4.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Ведущий.
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
1-я ситуация.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
2-я ситуация.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
3-я ситуация.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
Станция 3 «Давайте говорить друг другу комплименты...»
Этикеша.
Слушай, Риторик, ты случайно не знаешь, что такое комплимент?
Риторик.
Думаю, Этикеша, что это приятные слова, лестное замечание, похвала.
Этикеша.
И какие же комплименты говорят люди друг другу?
Риторик.
Всякие. Например, тебе говорят, как прекрасно ты выглядишь, как ты правильно поступил, как хорошо сказал, подумал...
Этикеша.
Я понял: комплимент говорят, чтобы человеку было приятно, чтобы показать своё отношение.
Риторик.
Да. А иногда, чтобы поднять настроение, поддержать в трудную минуту или просто так: ведь каждому приятно услышать о себе похвальные слова.
Ведущий.
Предлагаем выйти представителей команд. Вам надо сказать комплимент, учитывая предложенную ситуацию.
Ситуация 1.
После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел
Ситуация 2.
Вам понравился ответ друга на истории. Сделайте ему комплимент
Ситуация 3.
Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который бы поднял ей настроение.
Ситуация 4.
Вам сделал комплимент младший брат. Как бы вы ответили?
Ведущий.
В качестве домашнего задания командам было предложено поздравить школу с юбилеем. Представьте себе, что школа - одушевлённое лицо. Скажите ей комплимент или поздравьте её, произнесите похвальное слово.
* Выступают капитаны команд.
Станция 4 «У меня зазвонил телефон».
Ведущий
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка
* Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём... О чем-нибудь... Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы жюри для болельщиков
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста.Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. ( *Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)
Станция 5 .Приходите в гости!
Ведущий
Умеешь ли ты принимать гостей? А быть хорошим гостем? Ведь только кажется, что это дело нехитрое.
Попробуйте поставить себя на место героев двух маленьких историй и подумайте, как бы вы себя повели.
Чтец1.
Здорово, когда приходят гости. Но один раз гость меня не обрадовал. С самого порога в грязных ботинках он протопал в комнату, стал всё осматривать и хватать в руки.
- Это ваза? Ну-ну!
- Это лампа? Ну-ну!
- А это сушки? - спросил он, загребая в карман горсть сушек.
- Ну ладно, - сказал он, - я пошёл...
И ушёл.
«Для чего он, интересно, приходил? - подумал я. - Ведь кроме грязных следов на полу, он ничего не оставил».
- Как же вы бы себя повели на месте хозяина квартиры?
Чтец2.
Однажды я был у друга в гостях. Там были ещё ребята. На меня нашло такое веселье! Я ко всем приставал, кричал во всё горло разные смешные глупости, жевал конфеты со страшным чавканьем. В общем, всех смешил. А всем это не нравилось. И хозяину тоже. Он надулся и обиделся, будто шуток не понимает. Мне кажется, гостеприимный хозяин не должен дуться на гостей. Всё им должен прощать.
- Согласны ли вы с мнением рассказчика?
- В чём он себя неправильно вёл?
- Почему обиделся хозяин?
Задание командам:
- Напишите правила поведения в гостях
- Напишите правила поведения хозяина, принимающего гостей
* Командам даётся 5 минут, потом они представляют свои ответы
ПК
Если ты гость.
Ходить в гости надо или только по приглашению, или предупредив о своём визите
Звонить в дверь надо не больше двух раз
Находясь в гостях, некрасиво оценивать квартиру, особенно делать критические замечания
Нельзя брать в руки вещи, чтобы их рассмотреть
Не выпытывай, что сколько стоило и где было куплено
Если ты хозяин.
Принимать гостей следует любезно и сердечно Если гость зашёл больше, чем на несколько минут, надо предложить ему раздеться. Причём ты должен помочь повесить пальто на вешалку и дать тапочки Постарайся, чтобы гость скорее освоился и почувствовал себя как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой Пусть гость сам выбирает тему для разговора Не оставляй гостя надолго одного Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти удобную, очень тактичную форму, как дать ему это понять