kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературного бала, посвящённого творчеству А.С.Пушкину

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный  сценарий поможет возобновить проведение в начальной школе литературных балов, посвящённых творчеству А.С.Пушкина.В ходе данного мероприятия дети исполняют три танца (вальс, полонез и мазурка), читают стихи  , знакомят с биографическими данными поэта, участвуют в викторине по сказкам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературного бала, посвящённого творчеству А.С.Пушкину»

Сценарий литературного бала, посвященного творчеству А.С. Пушкина,

( звучит муз. Г.Свиридова к повести “Метель”)





Цели:

образовательная: более широкое знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

развивающая: развитие кругозора, речи, творческой активности;

воспитательная: привитие любви к родному языку

Оборудование:

портрет А.С. Пушкина (репродукции картин О.А. Кипренского или В.А. Тропинина);

презентация;

выставка книг – произведения А.С. Пушкина;

выставка рисунков и проектов к произведениям А.С. Пушкина;

оформление помещения для проведения литературного праздника.


Ход мероприятия

(звучит спокойная инструментальная музыка Муз. Г.Свиридова к повести “Метель”)



Ведущий 1:  Добрый вечер! 

Ведущий 2:  Добро пожаловать на Литературный бал!

Ведущий 1:  Мы очень хотим, чтобы вам -  нашим гостям, было у нас интересно!

Ведущий 2:  Чтобы этот осенний вечер был согрет вашими теплыми  улыбками и добрыми взглядами.

Ведущий 1:Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век и побывать на великосветском балу!

Ведущий 2: Испытать вихорь танца и насладиться поэзией Пушкина! Ведущий 1:Ведь сегодня наш бал посвящён именно ему- Александру Сергеевичу Пушкину!

( Слайд №1- на экране портрет поэта)


( ученица читает стихотворение )




Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было, и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

За Пушкина Руси спасибо

От имени всего народа!

Ведь мы стихи его читаем

Как он писал – без перевода.


Ведущий 1:По светским условиям бала представляю вам почётных гостей –это наши родители, и т.д.………..


  Ведущий 2:   А участники бала- учащиеся 4а класса.


( звучат фанфары, ученики встают и приветствуют гостей поклоном и реверансом)


А вот уж и гости спешат на вечер-

Наряды, прически, открытые  плечи,

Музыка, танцы, цветы –

День поэзии и красоты!



Ведущий 1: Итак, полонез, господа! (все дети исполняют танец полонез)  


( выходят чтецы и на фоне муз. Свиридова к повести « Метель» ведут рассказ)


1 ученик :Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть , когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?


2ученик :Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь! Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта! Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

 

(Слайд № 2.- детский портрет)


3ученик:

А.С.Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 г. Москва в это время гордилась своим университетом, библиотеками, театрами. Россия училась читать и писать по книгам, издаваемым в Москве. К образованной Москве  относился и дом Пушкиных.

 

(Слайд № 3- отец и мать Пушкина)

4ученик:

Отец поэта Сергей Львович, отставной военный, был потомок знатного рода, острослов, страстный любитель поэзии, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал богатейшую библиотеку.


5ученик:

Мать поэта, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, образована, остроумна.


6 ученик:  

Как принято было в то время в дворянских семьях, детям наняли гувернеров иностранцев. Родители заботились о воспитании детей в духе времени, в правилах света. Отец разрешал детям читать книги из своей библиотеки.


7 ученик:

Маленький Александр с детства пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Книги стали главным источником знаний. Книги сделали свое дело. «Чтение – вот лучшее учение!» - любил говорить Пушкин.

Благодаря книгам он с детства в совершенстве знал французский язык и литературу, за что в лицее друзья ему дали прозвище «француз».

 

 Ведущий 1:  А вы знаете, что свое первое стихотворение Пушкин написал в 8 лет!

Оно было совсем коротенькое и было на французском языке.



  Ведущий 2:  Мы, к сожалению, французского языка  не знаем, но зато мы учим английский.

И поэтому сейчас  в нашей гостиной прозвучат стихи на английском языке.



(дети выходят и читают стихи)

Yellow, red  and  green and brown,

See the little leaves come down

Dancing, dancing in the breeze

Falling,  falling  from  the  trees.

RAIN

              by Robert  Louis Stevenson

The rain is raining all around,

It falls on field and tree,

It rains on the umbrellas here,

And on the ships at  sea.











TELL ME THE STORY

Tell  me  the  story

Of  castles  and  Kings,

Of wizards  and  princesses,

Magical  things.

When  day  is  over,

And  I´m  in  bed,

The  story  keeps  going

Inside  of  my  head.

 

(Слайд № 4- портрет Арины Родионовны)

8ученик: Самым близким сердцу А.С. Пушкина его няня - Арина Родионовна Матвеева, крепостная, простая русская женщина, мастерица народной речи. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Ее песни, сказки запомнились ему на всю жизнь.  Многое записывал, а затем использовал в своих произведениях.

 

(Слайд№5- памятник Пушкину и няне)

9 ученик читает стихотворение « Няне»

Это стихотворение Пушкин посвятил своей няне

Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы 
Горюешь, будто на часах, 
И медлят поминутно спицы 
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты 
На черный отдаленный путь: 
Тоска, предчувствия, заботы 
Теснят твою всечасно грудь. 


(Слайд № 6 - Лицей)

10ученик: Юность поэта прошла в Петербурге.  В1811 году в Царском Селе открылся Лицей. Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там Александр Сергеевич нашел верных друзей. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В садах лицея Пушкин стал поэтом. Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина годами нравственного воспитания, школой чести, сострадания и веры в силу добра.

 

 

 


(Слайд № 7 - вид Петербурга)

11ученик: Пушкин переехал в Петербург и поступил на службу, которая мало интересовала его. Он увлекался театром, балами. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной жизни. Балы, маскарады, обеды, пирушки сменяют друг друга.

Ведущий 2:  И Петербург уж не пустынен,

И начинаются балы.

И, вслед за пушкинской строкою,

Туда отправимся и мы.

(Слайд №8 - изображение бального зала)

Ведущий 1: Вторым танцем на балу был вальс, о котором Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный

Чета мелькает за четой.


(Дети танцуют вальс )


(Слайд№9 -изображение Петербурга)


Ведущий 2:  С того времени поэт полюбил величественный Петербург. В своих произведениях он воспел этот чудный город. Эти стихи помогают представить нам величие Петербурга, его строгость, гордую красоту в безлунные белые ночи.


 ( Ученик читает стихотворение)


Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла.



Ведущий 1:  Стихи Александра Сергеевича прекрасны! Читая, слушая их, мы представляем наяву картины, которые рисует нам поэт. Больше всего Пушкин любил осень.


(Слайд №10 - картина осени)


Ведущий 2:  Этому времени года он посвятил больше всего стихотворений. (Фоном звучит музыка Г.Свиридова. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Романс.)


( ученики читают стихи)


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.



Ведущий 1: На балах, в перерывах между танцами, вели беседы, играли и слушали музыку. Мы постараемся не нарушать традиции и предлагаем послушать сонату Моцарта в исполнении………

( выступает ученица)

Ведущий 2:   Творчество Пушкина вдохновляло музыкантов. Послушайте романс на стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер» в исполнении оперного певца Дмитрия Хворостовского

Учитель: Коль на балах проводились игры, значит и мы тоже немного поиграем- и проведём викторину по сказкам Пушкина. Приз ( книга А.С.Пушкина) получит тот, кто наберёт больше жетонов.

Викторина


1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...»


2. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)


3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? 
(царь Дадон)


4. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?
(«Сказка о золотом петушке»)


5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)


6. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта?
(за непомерную жадность)


7. Кто дал царю Дадону золотого петушка?
(мудрец-звездочёт)


8. . К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? Кто ему подсказал, где её искать?
(к солнцу, месяцу и ветру; подсказал ветер)


9.  В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)


10 Куда сослала старика старуха, став столбовою дворянкою? (конюшня)

11 – Чем ловил старик золотую рыбку? (невод)

12– «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, … по морю плывет». Куда были заточены царица с сыном в «Сказке о царе Салтане»? (бочка)

13 – Кто завел в лес молодую царевну с «Сказке о мертвой царевне…»? (Чернавка)

14 – Имя царя из «Сказки о золотом петушке» (Дадон)

15 – Как звали царевича из «Сказки о мертвой царевне…»? (Елисей)

Ведущий 2:  Право вручить приз предоставляется нашему школьному библиотекарю –……..


Ведущий 1: А сейчас -Мазурка  !


( дети исполняют танец)


Учитель:   Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи поэта, воздвигнуты памятники.  В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Есть памятник Пушкину и в Санкт-Петербурге на Площади Искусств ,напротив Русского музея. Сроки стихотворения Александра Сергеевича стали пророческими:



( слайд №11 -памятник Пушкину)

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…



( выходят чтецы)

1 Мы чтить тебя привыкли с детских лет, 
И дорог нам твой образ благородный; 
Ты рано смолк; но в памяти народной 
Ты не умрёшь, возлюбленный поэт! 

2 Бессмертен тот, чья муза до конца 
Добру и красоте не изменяла, 
Кто волновать умел людей сердца 
И в них будить стремленье к идеалу; 


3 Вот почему, возлюбленный поэт, 
Так дорог нам твой образ благородный; 
Вот почему неизгладимый след 
Тобой оставлен в памяти народной! 

4 Но Пушкин есть

И будет с нами

И через сто,

И тыщу лет.

Он не померкнет,

Не увянет

( все): Великий русский наш поэт!

Учитель:  Наш праздник – Литературный бал подошел к концу!  В заключении хочется сказать А. С. Пушкину - огромное спасибо за гениальность, за доброту, за любовь к Отчизне!
Благодарю всех за работу и любознательность!
Я счастлива, что мне достались такие замечательные ученики!
Спасибо всем, что были с нами!

И, как принято, небольшое угощение – шоколад « Сказки Пушкина»








































Ученик 3: А мне очень нравится стихотворение Пушкина «Люблю тебя, Петра творенье», в котором поэт восхищался городом на Неве, ему он посвящает следующие стоки:


Люблю тебя, Петра творенье
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла

Ученик 4: А я очень люблю стихи Пушкина о зиме. Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, наслаждаясь изяществом его языка. Поэт все изображал с блеском. Таков был солнечный гений Пушкина. Я прочитаю вам стихотворение «Зимнее утро». 


ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Ведущий 1: Есть у нас и любимая песня М. Яковлева «Зимний вечер» 

Учитель: Все мы с детских лет слышали сказки и стихи А. С. Пушкина, которые читали и рассказывали нам наши мамы и бабушки, воспитатели и учителя, смотрели замечательные фильмы, созданные по его произведениям.
Ученик:
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ведущий:
Наш Пушкин жив! Он живет в каждом сердце, в каждом доме. Вместе с солнышком он заглядывает в наши окна. ПУШКИН – это радость, это добро, это тепло, уют и любовь. Все, что сотворил Пушкин – это его памятник. Он при жизни себе его воздвиг. Накануне своей трагической гибели в 1837 году пишет он гениальное стихотворение, которое было пророческим:


Памятник
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, 
К нему не зарастет народная тропа, 
Вознесся выше он главою непокорной 
Александрийского столпа.

Ребята, а вы знаете, что осень была любимым временем года поэта?

Он сам об этом писал: «Мне никогда не пишется так легко, свободно, как осенью»

Ученик:

 «Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 2:   Мне тоже очень нравится осень.

Как замечательно, как уютно шуршат листочки под ногами.

Посмотрите, а вот несколько осенних листочков залетели в нашу гостиную.

(девочки танцуют танец с листьями)

Презентация «Детство Пушкина»

Заключительная часть

Ведущий 1:

Мы весь вечер читали Пушкина,

Его сказки прекрасные слушали.

Он, конечно же, был среди нас:

Тенью легкой кружился в вальсе,

Мягким шелком лежал на плечах,

Трепетал в ярко-желтых свечах,

Ведущий 2:

Притаился в улыбках на лицах,

Между строчек на книжных страницах

Незаметный, как взмах ресниц…

Осторожной, пугливой птицей

Тихо-тихо, едва дыша, здесь витала его душа.

Подарки

Чаепитие

Я называю букву алфавита – вы отвечаете названием произведения Пушкина на эту букву

А – “Анчар”, “Ангел”, “Арион”…

Б – “Бахчисарайский фонтан”, ”Бесы”…

В – “Вольность”…

Г – “Гаврилиада”.

Д – “Друзьям”, “Домик в Коломне”.

Е – “Его стихов пленительная сладость”.

Ж – “Жених”, “Желание славы”.

З – “Зима”,“Зимнее утро”.

И – “Иностранке”.

К – “Кавказ”, “Кинжал”, “К морю”, “К Керн”.

Л – “Лицинию”.

М – “Медный всадник”.

Н – “Няне”, “Ночь”.

О – “Осень”.

П – “Полтава”.

Р – “Руслан и Людмила”.

С – “Сказка о …”

Т – “Туча”, “Талисман”.

У – “Узник”.

Ф – “Фонтану Бахчисарайского дворца”, и т.д.

Выходит группа ребят, они становятся свободно и читают стихотворение А.Плещеева “Памяти Пушкина” .[1]

Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;

Кто сердцем чист средь пошлости людской,
Средь лжи кто верен правде оставался
И кто берег ревниво светоч свой,
Когда на мир унылый мрак спускался.

И все еще горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.

Все лучшие порывы посвятить 
Отчизне ты зовешь нас из могилы;
В продажный век, век лжи и грубой силы
Зовешь добру и истине служить.

Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след 
Тобой оставлен в памяти народной!

 

Слайд № 5

Ученик

Юность поэта прошла в Петербурге.  В1811 году в Царском Селе открылся Лицей. Годы учебы в Лицее навсегда сохранились в душе поэта. Там Александр Сергеевич нашел верных друзей. Эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. В садах лицея Пушкин стал поэтом. Шесть лет, проведенных в лицее, стали для Пушкина, как и для многих других лицеистов первого выпуска, прежде всего годами нравственного воспитания, школой чести, уважения к человеческой личности, сострадания и веры в силу добра.

 

 

 

Слайд № 6

УченикПушкин переехал в Петербург и поступил на службу, которая мало интересовала его. Он увлекался театром, балами. Молодой поэт радостно бросается в водоворот шумной жизни. Балы, маскарады, обеды, пирушки сменяют друг друга.

И Петербург уж не пустынен,

И начинаются балы.

И, вслед за пушкинской строкою,

Туда отправимся и мы.



(Дети танцуют вальс, девочки в бальных платьях с веерами, мальчики в смокинга

 

С того времени поэт полюбил величественный Петербург. В своих произведениях он воспел этот чудный город. Эти стихи помогают представить нам величие Петербурга, его строгость, гордую красоту в безлунные белые ночи.

 

Ученик

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит.

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла,

И, не пуская тьму ночную

На золотые небеса,

Одна заря сменить другую

Спешит, дав ночи полчаса…

 

Ведущий

  • Стихи Александра Сергеевича прекрасны. Читая, слушая их, мы представляем наяву картины, которые рисует нам поэт Но больше всего Пушкин любил осень. Этому времени года он посвятил больше всего стихотворений. Поэт восхищался лесами, одетыми в золото, небесами покрытыми волнистой мглою, редкими, но яркими лучами солнца и тянувшимися к югу караванами перелётных птиц.



Танец «Унылая пора» (Девочки танцуют танец с разноцветными лентами под песню «Унылая пора» сл. А. С. Пушкина, муз. И. Молотова)



. Дети прочитают нам любимые стихотворения.

Ученики

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница – зима.

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

 

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой, сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче … погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки,

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

 

Слайд № 7

Ведущий

Любимое время года поэта – осень.

Он пишет:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой

красою тихою, блистающей смиренно…»

Сейчас мы с вами послушаем прекрасные строки об осени.

 

Фоном звучит музыка (Г.Свиридов. Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Романс.)

Ученики

 

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей;

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак

Уснувшие дубравы.

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

 

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь;

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод…

 

 

Слайд № 8

Ведущий 

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт – сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а, кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

 

 

Композитор Г.И. Свиридов создал удивительный по своей красоте цикл музыкальных произведений Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». Во времена А.С. Пушкина на балах, приемах дамы и кавалеры исполняли романсы, музицировали, танцевали. Сейчас ребята станцуют вальс под музыку Свиридова из «иллюстраций к повести Пушкина «Метель».

 

Ребята исполняют танец.



Послушайте музыкальное произведение на стихотворение А.С.Пушкина («Зимний вечер») в исполнении оперного певца Дмитрия Хворостовского, нашего современника (слайд 7). Обратите внимание, как музыкальное сопровождение передает состояние природы.

 

Слайд № 14

Ведущий

Александр Сергеевич Пушкин получил всенародное признание еще при жизни. Это был первый поэт России, который получал жалованье за свои произведения. Во всех местах, куда приводила Пушкина его непростая судьба, созданы музеи поэта, воздвигнуты памятники.  В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. У памятника всегда цветы. Памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Опекушин создал образ поэта понятный, доступный и близкий всем. Сроки стихотворения Александра Сергеевича стали пророческими:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа…

« Я в гости к Пушкину спешу…» - такими словами на протяжении школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные  великому поэту. И так же ласково будет смотреть Пушкин на своих потомков, как бы говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» А мы будем отвечать: «Здравствуй Пушкин!»

 

1.Мы чтить тебя привыкли с детских лет

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк, но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!



2.Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла,

Кто волновать умел людей сердца

И в них будить стремленье к идеалу;



3.Кто сердцем чист средь пошлости людской,

Средь лжи кто верен правде оставался

И кто берег ревниво светоч свой,

Когда на мир унылый мрак спускался.



4. И все еще горит нам светоч тот,

Все гений твой, пути нам освещает;

Чтоб духом мы не пали средь невзгод,

О красоте и правде он вещает.



5.Вот почему, возлюбленный поэт,

Так дорог нам твой образ благородный;

Вот почему неизгладимый след

Тобой оставлен в памяти народной!



6.Конечно, Пушкин беспределен,

Неиссякаем, как родник.

Но завершить нам выступленье

Граница времени велит.



8.Но Пушкин есть

И будет с нами

И через сто,

И тыщу лет.

Он не померкнет,

Не увянет ( все): Великий русский наш поэт.

«Богатство наше, слава и наследство,

В душе народной навсегда, навек

Неистребимый и глубокий след

Оставил ты, Поэт и Человек.

И клятвой нерушимого союза

Поэтов наших связаны сердца.

Заботливая пушкинская муза

Всем поколеньям служит до конца».

/М.А.Дудин/

Выставка-игра «Сказки Пушкина читаем,

веселимся и играем»

(младший возраст)



На книжно-иллюстративной выставке рекомендуем представить сборники сказок А.С.Пушкина разных лет издания

Цитата: «О Пушкин! Кто тебя

Учил пленять в стихах чудесных?

Какой из жителей небесных,

Тебя младенцем полюбя,

Лелея, баял в колыбели?»

/Ф.Глинка/



Обращение к читателям:

«Дорогие ребята! Кот Ученый приглашает вас в путешествие

по сказочным Пушкинским тропам! А во время остановок вы

сможете играть в его игры: «Почитаем- посчитаем!»,

«Кроссворд разгадаем». И если вы правильно ответите

на все вопросы, то получится сумма в 230 очков.

Проверьте себя! Хорошо ли вы знаете сказки А.С.Пушкина?»



Раздел 1: «Там, на неведомых дорожках…»

раскроет мир сказок А.С.Пушкина.



Обращение: Сказки, сказки - ярмарка чудес.

Мир волшебный, разноцветный лес.

Крылья сказок тихо-тихо шелестят,

Значит, в гости к нам они летят.

/К.Карева/



Игра первая «Почитаем-посчитаем!»

  1. За сколько лет Балда должен был собрать оброк с чертей? (за три года)

  2. Какую плату назначил Балда за свою работу? (в год за три щелчка по лбу)

  3. Сколько зайцев понадобилось Балде, когда он перехитрил бесёнка в первый раз? (два)

  4. Сколько лет рыбачил старик из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (тридцать лет и три года)

5.Сколько раз закидывал старик невод в море? (три)

6. Сколько сыновей было у Дадона? (два)

7.Какое приданое приготовил царь для своей дочери из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (семь торговых городов да сто сорок теремов)

8.Сколько глаз на троих имели ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха?

(Четыре)

9.Сколько богатырей было с дядькой Черномором? (тридцать три)



Игра вторая: «Кроссворд разгадаем!»

Сказки прочитали, очки подсчитали!

А теперь и кроссворд разгадаем!

Можно предложить читателям кроссворд «Сказки Александра Сергеевича Пушкина»//Дошкольное воспитание.-1999.-№4.-С.76-77



1 – Что просил у золотой рыбки старик в первый раз? (корыто)

2 – Кого должен был обогнать бесенок из «Сказки о попе и работнике его Балде»? (заяц)

3 – (по горизонтали) – «Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и ушла в глубокое море. Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе воротился – глядь: опять перед ним … На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто». На пороге чего в конце сказки оказалась жадная старуха? (землянка)

3 – (по вертикали) – «Говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила и, красуясь говорила…» С кем разговаривала своенравная царица в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? (зеркало)

4 – Кто помог царевичу в этой сказке отыскать царевну?(ветер)

5 – Куда сослала старика старуха, став столбовою дворянкою? (конюшня)

6 – Чем ловил старик золотую рыбку? (невод)

7 – «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут, туча по небу идет, … по морю плывет». Куда были заточены царица с сыном в «Сказке о царе Салтане»? (бочка)

8 – Кто завел в лес молодую царевну с «Сказке о мертвой царевне…»? (Чернавка)

9 – Имя царя из «Сказки о золотом петушке» (Дадон)

10 – Как звали царевича из «Сказки о мертвой царевне…»? (Елисей)

11 – Кем стала одна из трех девиц, которые «под окном пряли поздно вечерком»? (ткачиха)

12 – На чем въехал царь Дадон с шамаханской царицей в город в «Сказке о золотом петушке»? (колесница)

Цель: Реализация внеаудиторного занятия по литературе как лирическое погружение во времена Пушкина, проведение бала.

Задачи:

-познакомить с историей балов 19 века;

- разучить и исполнить танцы: полонез, вальс, мазурка, котильон;

- осуществить взаимодействие с СДК, родителями;

- повторить сказки и стихотворения великого поэта;


  (Звучат фанфары, зал украшен в стиле XIX века, )


Звучит полонез (классический вариант)  

На сцене несколько пар танцуют и  остаются потом  за кулисами

1-й ведущий: Добрый вечер, господа! Мы приглашаем  Вас в наш  литературно-музыкальный салон на Пушкинский бал, посвященный жизни и творчеству великого поэта. Мы отправляемся в ХIХ век, век дворянских усадеб, почтовых карет, длинных писем, балов при свечах...

 2 –й ведущий: На балах было принято не только танцевать, но и играть в различные игры, например, в буриме. Вот возьмите бумагу, перо и попробуйте написать стихи, используя рифмы:
Взоры – Авроры
Чудесный - прелестный
Проснись - явись

1-й ведущий:  Как видите, очень трудно сочинить и несколько строк из предложенных рифм. А у Пушкина это выглядит вот так:

(Стихотворение «Зимнее утро» в исполнении уч-ся …………………………..)

ГОСТИ ( из тех, кто танцевал)  ПО ОЧЕРЕДИ спускаясь в зал:

- Это Вам не тяжеловесные оды Тредиаковского или Ломоносова.
- Никакой назидательности.
- А язык? Он выразителен, пластичен.
- А какой богатейший мир чувств.
- Пушкинский стих похож на античную статуэтку, в которой все изящно и закончено.
- Его стихи обжигающие.  Опьяняющие.
- Исповедальнические и трибунные.
- Их можно петь, читать во весь голос, их можно шептать.
- Пушкин – неслыханное явление на Руси.
- Пушкин – мера.  Пушкин – море.

 (расходятся под слова ведущего, садятся в кресла первого ряда в зале):


Внимание, внимание, внимание! 

Учитель:

Мы приглашаем вас в увлекательное путешествие в XIX век, приглашаем побывать на великосветском балу, испытать вихорь танца, насладиться поэзией Пушкина. Сегодня нас ожидает лирическое погружение во времена поэта.

По светским условиям бала представляю вам почётных гостей.-ваши родители,


        Участники бала: Учащиеся 4а класса

(Фанфары)

  1. Итак, полонез, господа! (все дети входят в зал танцем-шествием полонез)   во время вступления :

мадмуазель Ярослава   и мисье Никита  

мадмуазель Юлия и   гусар  Константин    

мадмуазель Мария и   мисье Юрий    

мадмуазель Полина и   гусар  Никита  

мадмуазель Кристина и  гусар  Денис   


1 Ведущий:

Сиянье люстр и зыбь зеркал

Слились в один мираж хрустальный,

И веет, веет ветер бальный

Теплом душистых опахал

                                  А. С. Пушкин

Опахало – приспособление в виде веера больших размеров из веток, перьев и.т.п. насаженного на длинную рукоятку.

Учитель:

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Было принято открывать бал польским танцем или полонезом, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была Мазурка, и завершал балы Котильон. В перерыве между танцами велись беседы, играли в игры. Мы сегодня будем придерживаться этих же правил.

(Фанфары)


2 Ведущий: Когда мы говорим о Литературе, каждый человек вспоминает Александра Сергеевича Пушкина. Эпоха, в которой жил и творил великий Пушкин не зря называется Золотым веком русской литературы. Эти времена нашли отражение в произведениях русских писателей красивыми балами.


         Несколько слов об истории балов в России.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра I были учреждены ассамблеи , ставшие первыми русскими балами.

Бальный сезон начинался с Рождества (25 декабря по старому стилю, 7 января по новому стилю) и до последних дней Масленницы.

        Обучение танцам начиналось рано – с пяти-шести лет. Так, например, Пушкин начал учиться танцам уже в 1808 году. А он родился в Москве 6 июня 1799 года. Маленькому Александру было 9 лет. До лета 1811 года Пушкин с сестрой посещал детские балы у московского танцмейстера Иогеля в общие праздничные дни: на Новый год, Масленицу. Изящество, сказывающееся в точности движений, являлось признаком хорошего воспитания. В учениках Иогеля в разные годы были Жуковский В.А., Грибоедов А.С., Лермонтов М. Ю.


Во дни веселий и желаний

Я был от балов без ума:

Верней нет места для признаний

И для вручения письма.

О, эта бешеная младость,

И теснота, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.


Так отзывался о балах А. С. Пушкин



 Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:


 Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

 Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.


Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Эдик: Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам.

Русский вальс (танец)

III.  

1. Литературная викторина по сказкам Пушкина

Приглашаем Музу литературы.

Добрый день, уважаемые гости, юные почитатели литературы!

Предлагаю литературную викторину по сказкам А.С.Пушкина.

Сказки Пушкина написаны в стихах, но  всегда воспринимаются даже самыми маленькими детьми , так как изложены они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и пояснение того, какой вывод можно сделать после прочтения. И, главное, абсолютно все сказки Пушкина воспитывают благородные чувства.

Вопросы викторины:

1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря...»


2. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц, если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)


3. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? 
(царь Дадон)
4. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?
(«Сказка о золотом петушке»)

5. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)

6. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта?
(за непомерную жадность)

7. Кто дал царю Дадону золотого петушка?
(мудрец-звездочёт)

8. . К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты, и кто ему подсказал, где её искать?
(к солнцу, месяцу и ветру; подсказал ветер)
9.  В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33 богатыря, царевна Лебедь)

3. Мазурка   (танец)


Учитель: Наш праздник подошел к концу! 
В заключении хочется сказать А. С. Пушкину - огромное спасибо!
За гениальность, за доброту, за любовь к Отчизне.
Благодарю всех за работу, за наблюдательность и любознательность.
Я счастлива, что мне достались такие замечательные ученики!
Спасибо всем, что были с нами!



(Сценка родителей из «Царя Салтана».  Мамы изображают трех девиц, у них в руках вязание, вышивание. Они поют песню.)

Ходила  младешенька по борочку,

Брала, брала ягодку земляничку.

           Брала, брала ягодку земляничку,

          Наколола ноженьку на былинку.

Наколола ноженьку на былинку,

Болит, болит ноженька, да не больно.

         Болит, болит ноженька, да не больно.

         Пойду к свету батюшке да спрошуся

Пусти, пусти, батюшка, погуляти,

Пусти, пусти, матушка, ягод рвати.

- Кабы я была царица, -

   То на весь крещеный мир

   Приготовила б я пир.

-  Кабы я была царица, -

    То на весь бы мир одна

    Наткала я полотна.

-  Кабы я была царица, -

    Я б для батюшки-царя

    Родила богатыря.

-  Здравствуй, красная девица, -

    Будь царица!

    И роди богатыря

    Мне к исходу сентября.

   

Ведущий 1:  

Ребята, вы узнали, что это за сказка?   А теперь попробуйте узнать другие сказки.                      

Дети показывают сценки.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Рыбка:

- Чего тебе надобно, старче?

Старик:

- Смилуйся, государыня рыбка!

   Опять моя старуха бунтует:

   Уж не хочет быть она дворянкой,

   Хочет быть вольною царицей.

Рыбка:

- Не печалься, ступай себе с богом!

   Добро! Будет старуха царицей!

(«Сказка о царе Салтане»)

Царевна- Лебедь:

- Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

  Что ты тих, как день ненастный?

   Опечалился чему?

Гвидон:

- Грусть-тоска меня съедает,

   Одолела молодца:

   Видеть я б хотел отца.

Царевна- Лебедь:

- Вот в чем горе!

- Ну, послушай: хочешь в море

   Полететь за кораблем?

   Будь же, князь, ты комаром!

   

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Богатырь 1:

- Что за диво! Все так чисто и красиво.

Богатырь 2:

- Кто-то терем прибирал

   Да хозяев поджидал.

Богатырь 3:

- Кто же? Выдь и покажися,

   С нами честно подружися.

Богатырь 4:

- Коль ты старый человек.

   Дядей будешь нам навек.

Богатырь 5:

- Коли парень ты румяный,

   Братец будешь нам названый.

Богатырь 6:

- Коль старушка, будь нам мать,

   Так и станем  величать.

Богатырь 7:

-  Коли красная девица,

    Будь нам милая сестрица.

(«Сказка о царе Салтане»)

Салтан:

- Ой вы, гости-господа,

  Долго ль ездили? Куда?

  Ладно ль за морем иль худо?

  И какое в свете чудо?

Гость 1:

- Мы объехали весь свет;

   За морем житье не худо;

   В свете ж вот какое чудо:

   Остров  на море лежит,

   Град на острове стоит.

Гость 2:

- С златоглавыми церквами,

   С теремами да садами;

   Ель растет перед дворцом,

   А под ней хрустальный дом;

   Белка там живет ручная

   Да затейница какая!

Гость 3:

-  Белка песенки поет

   Да орешки все грызет,

   А орешки не простые,

   Все скорлупки золотые,

   Ядра - чистый изумруд;

   Слуги белку стерегут.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Сценарий литературного бала, посвящённого творчеству А.С.Пушкину

Автор: Стрепетова Наталья Борисовна

Дата: 14.03.2016

Номер свидетельства: 305779


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства