Литературный бал, посвящённый жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова
Литературный бал, посвящённый жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова
Литературный бал, посвящённый М. Ю. Лермонтову
Цель привлечение учащихся среднего возраста к мероприятиям, способным оказать влияние на повышение общей культуры подростков, повышение интереса к литературе, к жизни и творчеству великого русского поэта, воспитание эстетической составляющей поведения учащихся среднего и старшего возраста. Привлечение родительской общественности к школьной жизни.
Возрастная категория учащиеся 8-11 классов
Краткое описание.
Данное мероприятие поможет учителям-словесникам организовать яркое, зрелищное театральное действие, способное собрать подростков, желающих проявить себя в творчестве и зажечь искру интереса к литературе, к писателю. В организации бала может принять участие не один учитель, а ШМО, что облегчит работу по подготовке и проведению мероприятия. Коллеги распределят фрагменты для подготовки инсценировок, а учителя эстетического цикла помогут в организации танцевальных моментов. Подготовка займёт довольно много времени (4-6 недель), но все старания окупятся с лихвой. Материал для инсценировок взят из произведений М. Лермонтова, А. Пушкина и книги М. Сизова «Из пламя и света», посвящённой жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Как показала практика, желающих участвовать в постановке литературного бала очень много. В инсценировках участвуют учащиеся разных классов, но ведущие роли – Михаила Лермонтова и Вареньки Лопухиной- исполняют одни и те же учащиеся.Обязательно пригласите родителей, а желающих просто посмотреть предупредите о соблюдении требований к бальной одежде. Удачи, коллеги.
Оформление зала
Сцена актового зала оформляется с учётом колорита 19 века, все танцевальные паузы проводятся не на сцене, а в зале, в котором от кресел освобождена центральная часть. При расстановке кресел в зале необходимо учесть, что участники бала между танцами и во время инсценировок будут сидеть, и принять во внимание организацию посадочных мест для зрителей (родители и учащиеся).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературный бал, посвящённый жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова »
Литературный бал, посвящённый М. Ю. Лермонтову
Цель привлечение учащихся среднего возраста к мероприятиям, способным оказать влияние на повышение общей культуры подростков, повышение интереса к литературе, к жизни и творчеству великого русского поэта, воспитание эстетической составляющей поведения учащихся среднего и старшего возраста. Привлечение родительской общественности к школьной жизни.
Возрастная категория учащиеся 8-11 классов
Краткое описание.
Данное мероприятие поможет учителям-словесникам организовать яркое, зрелищное театральное действие, способное собрать подростков, желающих проявить себя в творчестве и зажечь искру интереса к литературе, к писателю. В организации бала может принять участие не один учитель, а ШМО, что облегчит работу по подготовке и проведению мероприятия. Коллеги распределят фрагменты для подготовки инсценировок, а учителя эстетического цикла помогут в организации танцевальных моментов. Подготовка займёт довольно много времени (4-6 недель), но все старания окупятся с лихвой. Материал для инсценировок взят из произведений М. Лермонтова, А. Пушкина и книги М. Сизова «Из пламя и света», посвящённой жизни и творчеству М. Ю. Лермонтова. Как показала практика, желающих участвовать в постановке литературного бала очень много. В инсценировках участвуют учащиеся разных классов, но ведущие роли – Михаила Лермонтова и Вареньки Лопухиной- исполняют одни и те же учащиеся.Обязательно пригласите родителей, а желающих просто посмотреть предупредите о соблюдении требований к бальной одежде. Удачи, коллеги.
Оформление зала
Сцена актового зала оформляется с учётом колорита 19 века, все танцевальные паузы проводятся не на сцене, а в зале, в котором от кресел освобождена центральная часть. При расстановке кресел в зале необходимо учесть, что участники бала между танцами и во время инсценировок будут сидеть, и принять во внимание организацию посадочных мест для зрителей (родители и учащиеся).
Организатор бала
Сегодня бал, в огнях весь дом Подъехали кареты Шампанское укрыто льдом И слуги приодеты
Вплывают дамы, всех слепят Бриллианты и сапфиры Надеты модные шарфы На оголенных спинах
Везде банты и кружева Мелькают эполеты И знатоки Парижских мод В новинки разодеты
Зал весь в свечах и зеркалах Хрустальный звон бокалов Хозяин дома объявил Раздолию начало
Полонез, начинающий бал
Все рассаживаются, Лермонтов случайно наступает на шлейф даме. Обладательница шлейфа, наведя на него лорнет, спросила:
— Ты, мой милый, кто таков? Как фамилия?
— Лермонтов. Я виноват, прошу прощения, — быстро ответил он, остановившись перед ней.
— Князь Лермонтов? Или граф Лермонтов?
— Нет, Миша Лермонтов, — ответил виновный и убежал.
— Я так и знала! Ну времена!.. Не титулованный, и всей ногой на шлейф! Они только это и умеют, где ж им приличия знать?!
Сценка из «Горе от ума» разговор о женихах
Княгиня
Сс! – Кто это в углу, взошли мы, поклонился? Наталья Дмитриевна Приезжий, Чацкий. Княгиня От-став-ной? Наталья Дмитриевна Да, путешествовал, недавно воротился. Княгиня И хо-ло-стой? Наталья Дмитриевна Да, не женат. Княгиня Князь, князь, сюда. – Живее. Князь (к ней оборачивает слуховую трубку) О-хм! Княгиня К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитревны знакомого: вон он! Князь И-хм! (Отправляется, вьется около Чацкого и покашливает.) Княгиня Вот то-то детки: Им бал, а батюшка таскайся на поклон; Женихи ужасно стали редки!.. Он камер-юнкер?[ 65 ] Наталья Дмитриевна Нет. Княгиня Бо-гат? Наталья Дмитриевна О, нет! Княгиня (громко, что есть мочи) Князь, князь! Назад!
Танец
Все рассаживаются. Лермонтов хочет сесть рядом девушкой.
— Мишель, я запрещаю вам садиться рядом со мной! Потому что вы меня обманули!
Она говорит тоном избалованного ребенка.
— Обманул? Вас?! Ни-ког-да!
И, несмотря на запрещение, он садится на пустой стул рядом с ней.
— Вы обещали вчера написать стихи обо мне, а вместо того прочитали что-то про рабство и про цепи — одним словом, опять про Россию, хоть и от имени какого-то турка. Как это скучно!
— Скучно? — повторяет он с какой-то тоской. — Но ведь я писал правду!
— А зачем о ней писать? — Черноволосая девушка, Катишь Сушкова, пожимает плечами. — Сочинители должны писать только о любви и иногда еще о женской красоте!
Песня или Д. Давыдова, исполняемая подготовленным учащимся. После песни танец, во время которого разыгрывается сценка.
Внезапно длинный шарф
За пуговицу фрака зацепился.
он нервно дёргал нить,
От фрака шарф пытаясь отцепить,
И, будто вспомнив, произнёс поспешно:
- Прошу простить, представиться забыл:
Бахметев Николай, а Вас, простите?
О нет! Прошу Вас! С места не сходите!
Ещё не всё! И сквозь внезапный пыл
В ответ услышал: "А меня – Варвара".
"Да что же шарф не выпутать никак!
Быть может, это всё – мне свыше знак?"
- Ну вот, Варвара, Вы теперь свободны…
- Ах, Вы уверены? – спросила вдруг она.
И голова кружилась без вина…
- О, да!.. А что, шарфы так нынче модны?
Танцуют вместе ,после танца Варя с подругой
Подруга
Бахметьев делал тебе предложенье?
А что Мишель? Ужели ты должна
Его предать? Нет, право, невозможно
Об этом думать! Ведь ты ему -
так симпатична.
Варя
Но отчего же он так неприлично
Себя ведёт? Кто скажет почему,
Он так смеётся в каждом разговоре,
Как только вдруг заходит речь обо мне?
подруга
Ах, надо полагать, ему видней!
Варя
Но как понять: мы в дружбе или ссоре?
И кто ответит, что ж так тянет он?
Ведь мы, помилуйте, давно не дети.
Ах, кто, скажите, всё же мне ответит:
Мишель играет мною, иль влюблён?"
…Девушки окружают Лермонтова и спрашивают его
-Ах, Мишель, где вы пропадали?
- Я был очень занят в эти дни.
— Чем же?
— Моей поэмой.
— Конечно, ваша поэма посвящена какой-нибудь девушке и носит ее имя? Правда,Варенька?
— Я тоже так думаю, — говорит уверенно Варенька.
— Скажите нам по крайней мере, как называется ваша поэма? Как имя ее героини?
— «Демон», — говорит Миша.
Сашенька молчит. Катишь с легким пренебрежением смотрит на побледневшее лицо поэта.
— «Демон»? — повторяет она. — Вот удивительно! И каков же на вид ваш демон? У него есть рога и хвост? Скажите же, Мишель! На кого он похож?
- Это вам решать, мои милые читательницы.
Сценка по мотивам поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»
Вальс
Выходят несколько дам и разговаривают:
- Ах, молодёжь, а помните, ма шер, разбойника Пугачёва? Сколько крови он пролил!
— В Краснослободске был убит родственник отца моего, а также родственники матери моей
— От всей семьи наших соседей осталась в живых лишь годовалая дочь. Нянька выдала Варюшу за своего ребенка и тем только спасла ее. Она и сейчас жива, замужем за Раевским. Ты же знаешь ее сына Святослава.…
— А в Тарханах, где Мишель вырос, Пугачев был?
— Управляющий их, Злынин, был прехитрый человек. Он роздал барский хлеб и сумел ублаготворить всех недовольных. Вот почему он и сам остался жив и пугачевцы не заходили сюда…
Сценка из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», суд Пугачёва
Мазурка. После мазурки сцена из поэмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад»
Князь Но счастие мое неполно. Маска А как знать … Вы, может быть, должны судьбу благословлять За то, что маску не хочу я снять. Быть может, я стара, дурна … какую мину Вы сделали бы мне. Князь Ты хочешь испугать, Но, зная прелестей твоих лишь половину, Как остальных не отгадать. Маска , хочет идти . Прощай навеки?.. Князь О, еще мгновенье! Ты ничего на память не оставишь? Нет В тебе к безумцу сожаленья? Маска , отойдя два шага . Вы правы, жаль мне вас — возьмите мой браслет. (Бросает браслет на пол, пока он его поднимает, она скрывается в толпе.) Арбенин приезжает домой. Что, барыня приехала домой? Слуга Нет-с. Арбенин , один Бог справедлив! и я теперь едва ли Не осужден нести печали За все грехи минувших дней. Бывало, так меня чужие жены ждали, Теперь я жду жены своей… Приезжает с бала Нина.Целует ее руки, и вдруг на одной не видит браслета, останавливается и бледнеет. Нина Ты побледнел, дрожишь … о, боже! Арбенин , вскакивает Я? ничего! где твой другой браслет? Нина Потерян. Арбенин А! потерян. Нина Что же! Беды великой в этом нет. Он двадцати пяти рублей, конечно, не дороже. Арбенин , про себя Потерян… Отчего я этим так смущен, Какое странное мне шепчет подозренье! Нина Тебя понять я, право, не могу. Арбенин (пронзительно на нее смотрит, сложив руки) Браслет потерян?.. Нина , обидясь Нет, я лгу! Верно, уронила В карете я его, — велите обыскать; Конечно б я его не смела взять, Когда б вообразила… Прежние и слуга Арбенин , звонит, слуга входит (Слуге) Карету обыщи ты вдоль и поперёк — Потерян там браслет… Избави бог Тебе вернуться без него! (Ей.) О чести, О счастии моем тут речь идет. (Слуга уходит.) (После паузы, ей.) Но если он и там браслета не найдет? Нина Так, стало быть, в другом он месте. Арбенин В другом? и где — ты знаешь? Нина В первый раз Так скупы вы и так суровы; И чтоб скорей утешить вас, Я завтра ж закажу, такой же точно, новый. (Слуга входит.) Арбенин Ну что?.. скорее отвечай… Слуга Я перешарил всю карету-с. Арбенин не нашел там! Слуга Нету-с. Арбенин Я это знал… ступай. (Значительный взгляд на нее.) Слуга Конечно, в маскераде он потерян. Арбенин А?.. в маскераде?.. так вы были там? — Выход пятый Прежние, кроме слуги Арбенин (слуге) Иди. (Ей.) Что стоило бы вам Сказать об этом прежде. — Я уверен, Что мне тогда иметь позволили бы честь Вас проводить туда и вас домой отвезть. Я б вам не помешал ни строгим наблюденьем, Ни пошлой нежностью своей… С кем были вы? Нина Спросите у людей; Они вам скажут всё, и даже с прибавленьем.
Они по пунктам объяснят: Кто был там, с кем я говорила, Кому браслет на память подарила. И вы узнаете всё лучше во-стократ, Чем если б съездили вы сами в маскерад. (Смеется.) Смешно, смешно, ей-богу! Не стыдно ли, не грех Из пустяков поднять тревогу. Арбенин Дай бог, чтоб это был не твой последний смех.
Занавес закрывается.
Танец.
После танца. Хозяйка, Нина, несколько дам и кавалеров (Во время последних строк входят) Хозяйка Не худо бы немного отдохнуть. Дама , другой Так жарко здесь, что я растаю. Петров Настасья Павловна споет нам что-нибудь. Нина Романсов новых, право, я не знаю, А старые наскучили самой. Дама Ах, в самом деле, спой же, Нина, спой. Хозяйка Ты так мила, что, верно, не заставишь Себя просить напрасно целый час. Нина , садясь за пиано Но слушать со вниманьем мой приказ, Хоть этим наказаньем вас, Авось исправишь! (Поет)
Прежние и Арбенин (В конце 3-го куплета муж входит и облокачивается на фортепиано. Она, увидев, останавливается) Арбенин Что ж, продолжайте. — Нина Я конец совсем Забыла. Арбенин Если вам угодно, То я напомню. Нина (в смущении) Нет, зачем? (В сторону, хозяйке) Мне нездоровится. (Подают мороженое. Гости расходятся к
другому концу залы и по одному уходят
в другие комнаты, так что наконец
Арбенин и Нина остаются вдвоем. (Мужу)
Мой ангел, принеси мороженого мне. — (Арбенин вздрагивает и идет за
мороженым; возвращается и всыпает яд.) Арбенин (в сторону) Смерть, помоги. Нина (ему) Мне что-то грустно, скучно; Конечно, ждет меня беда. Арбенин (в сторону) Предчувствиям я верю иногда. (Подавая) Возьми, от скуки вот лекарство. Нина Да, это прохладит.
Двое разговаривают
Какое радушие! Какое гостеприимство! И какие теперь балы! Хоть не танцую сам, но люблю смотреть на балы. В последний раз мы встретились с вами во вторник в Благородном собрании, не так ли?
— Как будто, — сказал Раевский.
— Какой был прелестный бал! А женщины московские, бог мой, какое очарование! Да-а! А вы слыхали новость – Варенька Лопухина выходит замуж за Бахметьева!
— Почему не начинают бала, княгиня? Оркестр играет какое-то попурри! —
В зал легкой походкой входит новый гость(М. Лермонтов) — на нем необыкновенный восточный костюм и большая книга в руках.
Его мгновенно окружают любопытные маски.
Пестрое домино громко объявляет, что в перерыве между танцами приехавший из дальних стран знаменитый астролог будет предсказывать желающим судьбу.
— Вам угодно задать вопрос? — очень любезно спрашивает домино.
— Нет, — уже робея, говорит паж, — я просто так…
Но приехавший из дальних стран астролог уже протягивает руку к таинственной книге. Он перевертывает огромную страницу, всматривается в ее черные знаки и через минуту каким-то удивительным голосом громко произносит:
Не чудно ль, что зовут вас Вера?
Ужели можно верить вам?
Нет, я не дам своим друзьям
Такого страшного примера!..
Вокруг раздаются веселый смех и аплодисменты. Паж убегает.
Становится маска в пестром костюме шута со звенящими бубенчиками на колпаке.
— Смотри сюда! — грозно говорит астролог.
Маска заглядывает в книгу, но не видит в ней ничего, кроме нескольких черных знаков.
Предсказатель перевертывает страницу и строгим голосом читает:
На вздор и шалости ты хват
И мастер на безделки.
И, шутовской надев наряд,
Ты был в своей тарелке…
Гром аплодисментов награждает астролога, и тогда от веселой толпы отделяется новая маска (Варя Лопухина). Астролог молча смотрит в глаза, сверкающие сквозь отверстия черной маски.
Потом медленно перевертывает страницу и тихо говорит:
— Положите на нее руку.
он говорит:
Я не достоин, может быть,
Твоей любви: не мне судить;
Но ты обманом наградила
Мои надежды и мечты,
И я всегда скажу, что ты
Несправедливо поступила.
Он умолкает, опустив голову, и легкое замешательство пробегает по толпе масок.
Тогда астролог поднимает голову и с самой непринужденной веселостью обращается к стоящей перед ним маске
Дай бог, чтоб вечно вы не знали,
Что значит толки дураков,
И чтоб вам не было печали
От шпор, мундира и усов.
Такое всем понятное предостережение встречается уже общим весельем,
распорядитель объявляет вальс
В зале начинается ссора между двумя людьми.
- Если вам угодно, чтобы ваша мон ами была с вами ласкова, надо не стишки писать ,а подарить пару серег.
-Почему вы об ней такого мнения?
-А потому ,что знаю по опыту её нрав и обычай.
- Ты лжёшь, мерзавец! Ты лжёшь самым бесстыдным образом.
-Это тебе так не пройдёт. Вы дадите мне сатисфакцию.
- Изволь, когда хочешь.
Молодые люди поднимаются на сцену, разыгрывается сцена дуэли из «Капитанской дочки»
Организатор бала
Замолк оркестр, в окне рассвет И слуги гасят свечи Гостей развозят по домам Красивые кареты
Довольны все и стар и млад Вот будет разговоров Немного жаль, грядущий бал Готовится не скоро