kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лексика и фразеология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги. Предлагаю лингвистическую квест-игру для 5-7 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лексика и фразеология»

Лингвистическая квест – игра «Лексика и фразеология».

Форма проведения мероприятия: квест- игра - путешествие по станциям.

Участники: ученики 5-8 классов (команда сборная 6 человек)

Продолжительность квеста: 1 час

Место проведения: учебные кабинеты, территория школы.

Авторы: Олюкова С.Н., Дворник О.Н. учителя русского языка и литературы.

Обучающие цели:

  • Обобщить изученный материал по разделам русского языка (лексика, фразеология).

  • Формировать умения применять полученные знания на практике.

  • Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

  • Формировать познавательный интерес учащихся к изучению русского языка;

Развивающие цели:

  • Развивать логическое, аналитическое мышления, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

  • Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

  • Развивать коммуникативную и кооперативную компетенции, культуру общения;

Воспитывающие цели:

  • Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: словари, справочники, энциклопедии, учебники русского языка, Интернет, оборудование для мультимедиа.









Ход мероприятия:

«Каждое произнесённое тобой СЛОВО – ЖИВОЕ, оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объём, память, историю, предназначение, силу и нежность. Только люди об этом почему-то забыли».

Ведущий 1. Добрый день, уважаемые гости, любители русского языка!

Светлана Николаевна, как красиво и официально начинаем наше мероприятие. А ведь большая часть аудитории – дети. Да и где наше гостеприимство? Разве так встречают долгожданных гостей? Обычно хлебом-солью. Но, мы проспали и не приготовили красивый ароматный пышный с хрустящей корочкой каравай. Но, для создания приятной, веселой атмосферы мы хотим подарить танцевальный номер озорных девчонок маленьких, но таких талантливых. Небольшое отступление. Светлана Николаевна, назови синоним к слову «Малявка». Молодец, итак объявляем номер. Встречайте – Малявки.

Ведущий 2. Язык – это острое оружие дипломатов, политиков, деятелей искусств.

Ведущий 1. Одного из видов искусства – литературы – просто не могло бы быть без языка.

Ведущий 2. Войны могут начать с принятия законов о языке… Хотите мира, говорят дипломаты, берегите свой язык, уважайте чужой и при этом оставайтесь реалистами.

Ведущий 1. Мы владеем одним из пяти основных языков мира. В мире насчитывается около 7000 языков, среди них – 5 основных: английский, русский, испанский, китайский, немецкий).

Ведущий 2. Это ли не повод, чтобы гордиться великим, могучим и свободным русским языком!

Ведущий 1: Мы собрались сегодня, чтобы провести лингвистическую квест-игру «Лексика и фразеология». Всем участникам игры предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по этим важным разделам языкознания, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем. Победителем станет тот, кто наберёт больше всех баллов, двигаясь по лингвистическому маршруту.

Ведущий 2: Но для начала каждая команда должна себя представить. Это главное условие для получения маршрутного листа и начального пути для получения баллов. Перед вами шары. Цвет не имеет значения. Важно содержимое. В каждом шаре номер маршрутного листа. Номер — это не только маршрутный лист, но и порядок выхода команд для представления-знакомства. Итак, командиры к барьеру. Здесь от вас потребуется меткость и четкость движения.

Ведущий 1: Командир, в чьих руках номер один получает маршрутный лист номер 1 и тянет задание для своей команды. Ждем устного ответа и желаем получить за правильное суждение первый жетон.

  1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)

  2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

  3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)

  4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)

  5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)

  6. Кто сможет быстрее остальных заменить все слова в предложении на синонимы: Врач прописал уколы пациенту? (Доктор назначил инъекции больному)


Ведущий 2: Итак, у нас 6 команд. Каждая сейчас доказала, что способна окунуться в тайны русского языка. А теперь погружаемся в маршрутные листы. У каждой команды свой порядок прохождения маршрутных станций.

По мере вашего движения вы будете получать всё новые жетоны. Каждая остановка – не более 10 минут. Напоминаю, чтоза каждый правильный ответ команда будет получать по одному жетону, за неправильный ответ команда остаётся без жетона. К концу игры все жетоны в подписанных конвертах сдаются жюри для подведения итогов. Вы должны совещаться, чтобы отвечать правильно, доверять друг другу, быть одним сплочённым коллективом. Начинаем!


1 Станция «В мире слов»

Ведущий 3:Добрый день. Ваши знания, эрудиция станут ключом к тайнам, связанным с историей языка, этимологией, толкованием слов. Оценивается правильность и количество выполненных заданий.

1 задание: за каждый правильный ответ один жетон

Объясните значения устаревших слов.



Вепрь

Кабан

Ланита

Щека





Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеницы

Уста

Выя

Чело

Перст

Комонь

Глаза

Губы

Шея

Лоб

Палец

Конь





2 задание: за каждый правильный ответ один жетон


Владимир Иванович Даль (1801-1872) предлагал заменять в речи иноязычные слова русскими словами-соответствиями. Соотнесите заимствованные слова с русскими словами – соответствиями.

Волнователь

Агитатор

Глазоём

Горизонт

Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

Маршрут




2 Станция «Волшебная шкатулка»

Ведущий 4:Добрый день. У меня приготовлена шкатулка, в которой лежат некие предметы. Я постараюсь вам намекнуть на их содержимое. Ваша задача– за время моего объяснения угадать предмет. Правильный ответ оценивается в один жетон.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно то, что лежит в этом ящике. Он бывает краеугольным, а бывает преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может найти на него (Камень)

2. Новая одежда только что с неё. Кто очень волнуется, будет на них сидеть, а глупый искать в сене. С её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя. (Иголка)

3. Это помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Она была на вес золота. Её нужно съесть пуд, чтобы чему-то научиться. (Соль)

4. Её можно ломать, снимать, хватать в охапку; ими можно даже закидать. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. (Шапка)

5. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож на то, что находится в черном ящике. Странно, почему-то все боятся узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он, взобравшись на гору, свистнет. Это беспозвоночное увековечено в одной из басен Крылова. (Рак)

6. Что удивительно, некоторые любят вставлять в это палки. На нем можно даже жить, а можно вертеться. Его почему-то любят белки. (Колесо).


Ведущий: А ещё в волшебной шкатулке приготовлены зашифрованные в картинках фразеологизмы. Ваша задача: рассмотреть предложенные изображения и записать фразеологизмы. Каждой картинке соответствует свой номер. Правильный ответ оценивается в один жетон.


3 станция «Удивительная фразеология»


Ведущий: Добрый день. Фразеологизмы, крылатые слова и выражения – это образные, меткие, устойчивые выражения, изречения, обороты речи, вошедшие в общее употребление. Их называют крылатыми, потому что они быстро перелетают из уст в уста. Смысл таких выражений порой бывает непросто разгадать, ведь он не складывается из значений, входящих в них слов.

Фразеологические обороты украшают нашу речь, делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.




1 задание (за каждый правильный ответ 1 жетон):


«Я начну, а ты продолжи»:

  • На все руки (мастер).

  • Смотреть правде (в лицо).

  • Выносить сор (из избы).

  • Держать язык (за зубами).

  • Как корова (языком слизала).

  • Куда глаза (глядят).

  • Как ветром (сдуло).

2задание: (за каждый правильный ответ 1 жетон):

Ведущий:Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

  1. Ползет, как черепаха.

  2. За двумя зайцами...; Трусливый, как заяц.

  3. Топает, как слон.

  4. Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

3 задание: (за каждый правильный ответ 1 жетон):


Ведущий: Ответить фразеологизмом. Как можно:

  • Сильно краснеть - (До корней волос.)

  • Крепко спать - (Как убитый, без задних ног.)

  • Быстро бежать- (Сломя голову.)

  • Промокнуть - (До костей.)

  • Хорошо знать- (Как свои пять пальцев.)

  • Громко кричать- (Во все горло.)







Станция «Занимательный кроссворд»

Ведущий: Добрый день. Перед вами необычный кроссворд. Он имеет развёрнутую форму. Вы должны разгадать слова, помещенные по горизонтали. За каждый правильный ответ по горизонтали команда получает один жетон. Желаю успеха.



  1. Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.

  2. Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.

  3. Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.

  4. Впадина на поверхности земли, часто заливаемая водой.

  5. Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).

  6. Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.

  7. Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.

  8. Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).

  9. Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.

  10. Молодой сын князя, не имеющий собственного княжения.

  11. Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.

  12. Диалектное слово. Конечно, разумеется.





5 станция «Приятные противоположности»

за каждый правильный ответ один жетон

Ведущий 7: Добрый день.

Задание 1. Вам нужно придумать как можно больше синонимов к каждому слову на карточке.

Страх, боязнь, испуг, ужас, паника,

Простор, ширь, даль, приволье, раздолье

Метель, вьюга, буран, пурга, ураган, шторм

Родина, отечество, отчизна

Пустяк, мелочь, безделица, ерунда, чепуха

Душистый, ароматный, пахучий

Мокрый, сырой, влажный, влажный

Угрюмый, мрачный, хмурый, сумрачный

Вкусный, аппетитный, лакомый

Воевать, бороться, биться, ополчаться, сражаться

Грустить, печалиться, унывать, кручиниться

Блестеть, сиять, сверкать, искриться, светиться


Задание 2.Вам нужно придумать антоним к каждому слову на карточке.

Родина - чужбина

надежда - отчаяние

расторопный - медлительный

аккуратный - неряшливый

приятный - отталкивающий

верный - ошибочный

гладкий - шершавый

греть - охлаждать

светать - смеркаться

помогать - мешать

мерзнуть - согреваться

оборонять - нападать

тужить - радоваться

спасти - погубить


Подведение итогов.

Итак, теперь нам с вами нужно перейти к подведению итогов. Сейчас я прошу вас подсчитать жетоны и огласить результат.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Лексика и фразеология

Автор: Дворник Ольга Николаевна

Дата: 07.04.2020

Номер свидетельства: 545706

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "краткосрочный план на тему Повторение.Лексика. Фразеология. "
    ["seo_title"] => string(65) "kratkosrochnyi-plan-na-tiemu-povtorieniie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "147024"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419307959"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) "«Лексика. Фразеология» "
    ["seo_title"] => string(23) "lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "190973"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256417"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Открытый урок: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(60) "otkrytyi-urok-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127864"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415382549"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Лексическая тема: «Изображение природы русскими художниками»  Грамматическая тема: «Лексика. Фразеология.» "
    ["seo_title"] => string(115) "lieksichieskaia-tiema-izobrazhieniie-prirody-russkimi-khudozhnikami-grammatichieskaia-tiema-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "198714"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428433200"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация: "Повторение по теме "Лексика. Фразеология" "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-povtorieniie-po-tiemie-lieksika-frazieologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "127882"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415383214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства