Просмотр содержимого документа
«КВН "Занимательная грамматика" (5 класс)»
КВН "Занимательная грамматика" (5 класс)
Цели:
1. Развитие интереса к изучению литературы и русского языка, его фонетики и орфографии.
2. Обогащение словарного запаса учащихся.
3. Развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности.
4. Укрепление и сплочение детского коллектива.
Оборудование:
карточки с гласными О ОО ООО;
карточки – слова;
конверты с частями пословицы;
кроссворд;
заглавные буквы – В, У, Б, К, Ы;
К, У, З, В, И.
ХОД ПРАЗДНИКА
Ведущий: Здравствуйте! Начинаем познавательную и занимательную игру – КВН “Занимательная грамматика”. Мы будем, играя, состязаться в познаниях по русскому языку.
Русский язык – один из самых красивых и богатых языков в мире. Но он непрост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. И грамотному человеку следует их знать и понимать.
А сейчас, мы с вами начнём наш КВН. Сначала я загадаю загадки для первой команде. Им вручаю таблички с заглавными буквами ответов на загадки. Так же будет и для второй команде.
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД.
1 Команда:
1) Рукавом махнул, дерева погнул. (ветер) В
2) Плывёт пароход, то взад, то вперед. (утюг) У
3) Два братца В воду глядятся Век не сойдутся. (берега) Б
4) Растёт на суше, голова из плюша. (камыш) К, Ы
2 Команда:
1) Не огонь, а жжётся (крапива) К
2) Кто на себе свой дом таскает? (улитка) У
3) Чёрненька собачка, Свернувшись, лежит, Не лает, не кусает, А в дом не пускает. (замок) З
4) Два братца Пошли в воде купаться. (вёдра) В
5) Что находится между горой и долиной? (буква И) И
- Теперь из букв составьте название своей команды.
Получатся названия команд – “БУКВЫ” и “ЗВУКИ”.
Ведущий: Ребята, слово сопровождает нас в течение всей жизни, и оно само её часть, дух и плоть.
Известный русский философ Н. Бердяев писал: “Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живём их в царстве”. Пусть будет оно всегда чистым и новым.
2. СОСТАВЬТЕ СЛОВА.
Каждая команда составляет слова, используя имена существительные, в которых есть одна гласная буква О, две гласных ОО, три гласных ООО.
О
ОО
ООО
мост
мороз
молоток
3. БУКВА ЗАБЛУДИЛАСЬ.
- Я буду читать стихи, а вы, если заметите букву – путешественницу, хором назовёте нужное слово с буквой, соответствующей нужному звуку, взамен неверного.
Команда “БУКВЫ”
1)Закричал охотник: “Ой! Двери гонятся за мной!”
2) Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
3) Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.
Команда “ЗВУКИ”
1) На виду у детворы Крысу красят маляры.
2) Миша дров не напилил, Печку кепками топил.
3) Мы собрали васильки, На головах у нас щенки.
4. ПРОДОЛЖИТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ.
- Я буду читать отрывки из разных стихотворений, но только по две – три строчки, а вы будете продолжать и назвать автора.
Команда “БУКВЫ”
1) У лукоморья дуб зеленый…. (Златая цепь на дубе том. И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом.) А. ПУШКИН
2) Люблю грозу в начале мая… (Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.) Ф. ТЮТЧЕВ
3) Черёмуха душистая С весною расцвела…. (И ветки золотистые, Что кудри завила.) С. ЕСЕНИН
Команда “ЗВУКИ”
1) Унылая пора! Очей очарованье!... (Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.) А. ПУШКИН
2) Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя… (То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.) А. ПУШКИН
3) Вот моя деревня…. (Вот мой дом родной Вот качусь я в санках По горе крутой.) И. СУРИКОВ
5. УДАРЕНИЕ – ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ.
- Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение. Например: замок – замок, рожки – рожки. Для каждой команды даётся задание – упражнение.
Правильно расставить ударение в предложенных стихотворных строчках, в словах с одинаковым написанием.
Белки прыгают по веткам, Принесли орешки деткам!
Взбей яичные белки, И печенье испеки.
Ставь козлы посреди двора, Дрова пилить начнём с утра.
Козлы сердиты и рогаты, Вы не сердите их, ребята!
В дом войти никто не мог: На двери висел замок.
Я песок руками рою, Королевский замок строю.
Плывут по озеру пироги – На остров нет другой дороги.
Любишь кушать пироги – Печь их маме помоги.
Из стенки гвоздики торчат, Повешу я на них плакат.
Гвоздики, розы, маргаритки Растут на клумбе у калитки.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ ЗАЛА.
“Слово спрятано в слове”.
ХЛЕВ – ЛЕВ, УТОЧКА – ТОЧКА, СТОЛБ – СТОЛ,
ЩЕЛЬ – ЕЛЬ, ПОЛК – ПОЛ, ЗУБР – ЗУБ, КОСА – ОСА,
МРАК – РАК, УДОЧКА – ДОЧКА, ДРАМА – РАМА.
6. ИГРА В СЛОВА “ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ!”.
- Я буду называть слово. Если это слово обозначает предмет, который летает, то вы хором говорите: “Летает!” и поднимаете руки. Если наоборот, то “Не летает!”, и руки должны быть опущены.
Команда “БУКВЫ”
Самолёт, башмак, ворона, дерево, дом, синица, сова, голова, воробей, корова.
Составьте пословицу. Постарайтесь составить так, чтобы её можно было прочесть.
Команда “БУКВЫ”
СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ: ВЫЛЕТИТ - НЕ ПОЙМАЕШЬ.
Команда “ЗВУКИ”
НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.
8. РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА.
1) Мы ходим ночью, ходим днём, но никуда мы не уйдём. (часы)
2) Где упрётся хвостом, станет дырка потом. (шило)
3) Ходят с края на край, режут чёрный каравай. (ножи)
4) Всем, кто придёт, И всем, кто уйдёт, Она ручку подаёт. (дверь)
5) Круглое, румяное Я расту на ветке; Любят меня взрослые И маленькие детки. (яблоко)
- После разгадывания кроссворда по вертикали получится “СЛОВО”. Это обозначено с цифрой 6.
Жюри подводит итоги.
Ведущий: “Хромое слово – кривая речь” - гласит русская народная пословица. Чтобы речь не была “кривой”, а красивой, надо не только знать слова, но и уметь с ними обращаться.
СЛОВО О СЛОВАХ.
Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай, не спеши. Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся, То медью траурной поёт, Покуда слово сам не взвесишь, Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить И радость людям отравить, Им можно лёд зимой расплавить И камень в крошку раздолбить.
Она одарит иль ограбит, Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить Того, кто слушает тебя.
Ведущий: А теперь послушаем жюри.(выступление жюри)