Тип урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся 5 класса по разделу «Словообразование»
Основная цель: Развитие у учащихся любви к русскому языку, стремления к более глубокому его изучению.
Задачи: 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Словобразование».
2. Предупредить формальное выделение морфем, помочь осознать школьникам взаимосвязь языковых явлений.
3. Сформировать умение обосновать выделение морфем, строить монологическое высказывание с использованием лингвистической терминологии.
4. Воспитывать любовь к родному языку, развивать познавательный интерес учащихся.
Использованная литература:
-
Занимательная грамматика. Сост. Е.Г. Бурлака, И.Н. Прокопенко. Донецк ПКФ «БАО», 1998 год.
-
Г.Г. Граник и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся. М,Просвещение, 1991 год.
-
А.Г. Арсирет, Г.М. Дмитриева. Материалы по занимательной грамматике Русский язык. Ч.1.М,учпедгиз,1963 год
Оформление доски:
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВН
Внимание!
Идет стройка!
60 000 слов
4,5 тыс. корней
500 суффиксов
100 приставок
по дом и и хорош ум и л
ник ы ниц ум стро ий
Оборудование: Словообразовательный словарь русского языка
ХОД ИГРЫ
-
Вступительное слово учителя.
-Ребята. Сегодня у нас не обычный урок, а соревнование – словообразовательный конкурс веселых и находчивых. Наш важный гость – словообразовательный словарь.
Представление судей.
2. Подготовленное учеником выразительное чтение стихотворения «Создатели слов» (из книги «Занимательная грамматика». Сост. Е.Г. Бурлака)
3. Подготовленное сообщение ученика «Много ли на свете приставок,
корней, суффиксов?»
На доске открывается запись:
60000 слов конструируются с помощью
4,5 тысяч корней,
500 суффиксов,
100 приставок.
Вопросы к классу:
Почему корней больше?
С помощью чего образуются новые слова в языке?
4. Учитель сообщает об условиях игры.
Класс делится на 4 команды. Разыгрывается право отвечать первыми
(капитаны выбирают карточки с названием морфем) Командам дается название по основным частям слова: Приставки, Корни, Суффиксы, Окончания.
5. Морфемные игры.
Игра с вертушкой
Представители команд заводят юлу (заготовленный из картона шестиугольник с шириной граней 2-3 см, на нем пишутся шесть приставок: вы-, без-, от-, при-, под-, пред-., следят, на какую приставку она упадет. Команды записывают слова с этой приставкой одновременно. Выигрывает тот, кто правильно запишет больше слов за 1 минуту.
Судьи оценивают: за каждое слово – 1 очко.
Шарады
Команды получают задания на карточках. Время для обсуждения – 1 минута.
-
В «списке» вы мой обнаружите корень,
суффикс в «собрании» встретите вскоре,
в слове «рассказ» вы приставку найдете,
в целом – по мне на уроки пойдете.
(Расписание)
2. Корень мой находится в «цене»,
в очерке найди приставку мне,
суффикс мой в тетрадке вы встречали,
весь же – в дневнике я и в журнале.
(Оценка)
3. Корень извлечь из «начинки» несложно,
приставка сосуде хранится надежно,
суффикс в «гудении» ясно услышишь,
вместе на темы различные пишешь.
(Сочинение)
4. Начало – голос птицы.
Конец на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда.
(Картина)
Шарады зачитываются в классе, в случае неответа другие команды зарабатывают дополнительные очки.
Судьи оценивают: за правильный ответ – 1 очко.
Родственные слова. Кто больше?
Участникам предлагается от какого-либо слова с непроизводной основой образовать наибольшее количество родственных слов. Например, вода, дом, воз, цвет.
Задание можно ограничить какой-либо частью речи. Например, словообразование от слова земля.
Существительные: земелька, землица, земляк, землепашец…
Прилагательные: земной, подземный, земляной…
Глаголы: заземлит, приземлиться…
Время – 1 минута. Судьи оценивают : за каждое правильное слово – 1 очко.
Викторина.
На обсуждение вопроса дается полминуты, ученики могут пользоваться словообразовательным словарем.
-
С какой буквы начинаются корни в тех словах, в которых пишутся два с ? Приведите примеры таких слов.
-
В корне каких слов отсутствуют гласные?
-
Есть ли корень в слове вернуть?
-
Подберите слово из 5 букв, в котором были бы и приставка, и суффикс и окончание.
-
Объясните с помощью глаголов корни в словах запор и замок.
-
В каких словах и выражениях сохранился старинный корень ок(о) = глаз?
-
Объясните, когда в словах привидение и приведение пишется гласная е, а когда и.
-
Есть ли суффиксы в словах ложка, банка ?
Судьи оценивают: за правильный ответ – 1 очко.
Исправьте ошибки
Совет приятеля
Летом Витя был в трудовом лагере, а его приятель Петя в санатории.
Однажды Витя в письме к Пете посоветовал товарищу закалиться, чтобы не хворать. В ответном письме Петя насмешливо заметил другу, что он совсем не собирается себя убивать.
Какую ошибку допустил Витя? Передайте совет мальчика от его лица.
Помогите Наташе.
Мамы не было дома, и Наташа оставила на столе записку о том, что она пошла в детское ателье примерять платы. Когда она возвратилась домой, мама уже тоже была дома и, смеясь, спросила ее:
- С кем же твое платье поссорилось? Уж не с портнихой ли? Или, может быть, с заказчиком?
Наташа смотрела на маму удивленными, непонимающими глазами.
Напишите записку от имени Наташи. Какую ошибку она допустила?
Задание дается на карточках. Судьи оценивают полноту ответа, наивысший балл – 3 очка.
6. Подведение итогов
Жюри подсчитывает очки. Класс составляет слова из морфем, данных вразброс.
На доске:
по дом и и хорош ум и л
ник ы ниц ум стро ий
Учитель: Мы построили хороший дом из приставок, суффиксов, корней и окончаний. Умники и умницы! Молодцы!
Выступление жюри. Награждение.
7. Заключение.
Ребята! Мы убедились с вами, как важно разбираться в образовании слов, думать о значении каждого из «строительных кирпичиков» слова, чтобы наш язык мог постоянно обновляться, обогащаться хорошими и добрыми словами