- Образовательная - закрепить, обобщить и систематизировать знания, проверить теоретические знания учащихся и их практические навыки; формирование у учащихся бережного, уважительного отношения к родному языку, расширение общего и лингвистического кругозора.
- Развивающая - формирование интеллектуальных умений: развивать умение связно излагать свои мысли в устной форме с учётом ситуации общения; развивать умения работать в команде.
-Воспитательная - воспитывать познавательный интерес к изучению родного языка, воспитывать аккуратность, внимательное отношение к ответам товарищей, развивать умение учащихся работать в группах.
Форма и структура проведения: интеллектуально - познавательная игра
Оборудование: тематическая газета, ребусы, пословицы, материалы для творческого задания (ватман, карта мира, корабли"Знаний", цветные карандаши, ножницы,клей), дипломы.
Построение команд. Под музыку учащиеся занимают свои места.
Учитель: Здравствуйте, дорогие гости и участники нашего праздника! Я рада приветствовать вас на конкурсе "Знатоков русского языка"
Главный гость сегодня - его величество Русский язык.
Язык, на котором мы говорим, красив. Он не похож ни на один другой. Ему посвящено много красивых строк, и сегодня мы будем много говорить о нашем русском языке. Итак, мы начинаем конкурс "Знатоки русского языка". Прошу команды до окончания музыкальной заставки выбрать капитанов. (Музыка) Капитаны выйдите и выберите названия для своих команд. Баллы будут защитываться по итогам каждого конкурса, а потом подведем общий итог.
Конкурс №1. «Визитка»
Капитаны представляют свою команду. (название и девиз) - Вот и познакомились мы с командами. Надо сказать , что они очень решительно заявили о себе.
Учитель: Ребята, на столах у вас лежат ватманы, пазлы карты мира, "кораблик "Знаний", конверты с заданиями. По мере выполнения заданий вы должны собрать карту мира, чтобы пустить кораблик "Знаний" в путь.
Конкурс №2 "Разминка". (За каждый правильный ответ -1 балл)
Задание для команды "Умники"
Сколько раз надо отмерить, чтобы один раз отрезать?
Этот сказочный герой любил кататься на печи.
Так называют дырку в зубе и в дереве.
3вуков или букв больше в слове ЯКОРЬ?
Если слово надо исправить, что в нем допустили?
Пять ступенек - лесенка, на ступеньках - песенка.
Сколько букв в слове солнце?
Какая по счету в русском алфавите буква Ё ? (7).
Задание для команды "Грамотеи"
1.Назовите синоним слова ДОРОГА.
2.Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
3. Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Глагол).
4.Баранка, которую нельзя съесть (Руль).
5. Греческий бог, повелитель морей (Посейдон).
6.Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
7.Какие два местоимения мешают автомобилистам? (я-мы).
8.Отгадайте загадку: в школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу (Дневник).
Учитель: разминка окончена. Начнем собирать карту мира. (Дети находят первый пазл)
Внимание! Внимание! Ждёт вас новое испытание. Ох, и трудное предстоит вам задание! Скучающих сейчас быть не должно- Помните: “Один за всех, и все за одного!”
Конкурс №2 "Знатоки ударения"
Итак, задание: правильно расставить ударение в словах. Задание находится у вас в конвертах. Каталог, договор, торты, столяр, жалюзи,красивее, звонишь, щавель, газопровод, столяр, жалюзи.
Хорошо, а теперь давайте проверим, у всех ли правильно поставлено ударение, за каждое правильно поставленное ударение 1 балл.
(Дети собирают 2 пазл)
Конкурс №3 Собери пословицу
- Мир освещается солнцем, а человек знанием.
- При солнышке тепло, при матери добро.
Участники команд объясняют смысл пословиц и наклеивают новый пазл .
Конкурс №4 Синонимы
Ребята подбирают синонимы к смайлакам и находят новый пазл.
Конкурс№5 "Антонимы"
Палитра красок человеческих характеров не имеет границ. Есть люди добрые и …………., храбрые и ……………, умные и ……………………, красивые и ……………….., здоровые и ……………….., веселые и ……………………, старые и …………………….., прямые и ……………………., откровенные и………………………….
. Продолжи как можно больше фразеологизмов. Если вы забыли продолжение, скажите «Дальше».
Два сапога…….
кусать…..
зарубить
топтаться на.....
как две капли…..
крокодиловы…..
от корки…..
принять за чистую…..
проще пареной….
.обвести вокруг……
.как бельмо……
кисейная…..
Подведение итогов:
Наше мероприятие подошло к концу. Нам хочется поблагодарить всех вас за работу. Любите родной язык, изучайте его. Обогащайте словарный запас, свою память, ведь только знание языка поможет вам в овладении многими науками. Новых вам открытий, знатоки и любители русского языка! А ваш кораблик "Знаний" пусть покоряет новые маршруты! И на карте мира отразите ваше эмоциональное состояние, насколько понравилась вам игра!