Просмотр содержимого документа
«КВН Знатоки русского языка и литературы»
КВН
«Знатоки русского языка и литературы»
Обучающая цель – умение применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Развивающая цель – развитие умения работать в группе.
Воспитательная цель – интерес к русскому языку.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
( в зале звучит музыка КВН)
Ведущий:
- Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, участники нашего КВН.
В работе КВН принимает участие очень справедливое и, надеемся, весёлое и находчивое жюри. Следуя традициям КВНа, начинаем нашу встречу с представления команд.
Итак, слово командам.
1 конкурс Приветствие команд.
1-ученик 2-й ученик
Мы веселые ребята, Мы отвечаем дружно,
И не любим мы скучать, Здесь сомнений нет.
С удовольствием мы с вами, Сегодня будет дружба
Будем в КВН играть. Владычицей побед.
3-й ученик 4-й ученик
И пусть острей кипит борьба, И, соревнуясь вместе с вами.
Сильней соревнование, Мы останемся друзьями.
Успех решает не судьба, Пусть борьба кипит сильней,
А только наши знания. И наша дружба крепнет с ней.
1. Команда «Почемучки».
Девиз: Люби вопросы задавать,
Учись на них ответ искать.
2. Команда «Всезнайки».
Девиз: Хочу всё знать,
Хочу всё знать,
Чтоб русский выучить на «5».
Ведущий:
-Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я.
«Грамматике учиться - всегда пригодится » - так называется наш конкурс – разминка.
2 конкурс Разминка «Грамматике учиться – всегда пригодится».
Все игроки по одному выходят к доске и вставляют пропущенную букву. Всего 6 слов.
Каждой команде необходимо записать за 2 минуты наибольшее количество слов. Записывать слова необходимо в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого; НАПРИМЕР: адрес – салют, тетрадь – деревня. Необходимо стараться записывать слова, которые бы не заканчивались на ь,ы. Если слово все-таки оканчивается на одну из этих букв, то последующее слово писать с предпоследней буквы слова: рожь – жёлуди.
Команда №1 стол
Команда №2 карандаш
-Ребята, так как это КВН по русскому языку, то будем учитывать не только количество написанных слов, а орфографический правильно записанных.
За каждую ошибку будет сниматься 1 балл.
4 конкурс «Назови пару».
К существительным мужского рода команды по очереди называют существительные женского рода. Если команда назвала неверно существительное женского рода, то соперники имеют право дать правильный ответ и заработать очко.
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осёл - ослица
Ворон- ворона
Волк- волчица
Петух- курица
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Бык- корова
Повар-повариха
Купец-купчиха
Портной-портниха.
Ведущий:
- Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка – это флаг корабля. Капитан, капитан, подтянитесь, только смелым покоряются моря.
5 конкурс Конкурс капитанов.
Каждому капитану на листке бумаги дано задание. Дается время подумать, после чего ребята доказывают свою точку зрения.
Определить, какой частью речи являются выделенные слова.
Команда №1. Посадила мама впечьпироги с капустойпечь.
Команда №2. Снежноепокрываловсе поле покрывало.
6 Конкурс «Собери пословицу».
На экране - перепутанные пословицы. Участникам необходимо собрать пословицы.
1. Семь раз отмерь - а речь короткая.
Без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
Веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
Старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
Бояться несчастья – в лес не ходить.
Волков бояться - и счастья не видать.
7 Конкурс «В мире литературных сказок»
а ) Из какой сказки эти слова:
1
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно.
В год по три щелчка тебе по лбу.
Есть же давай мне варёную полбу.
«Сказка о попе и работнике его Балде»
2
С какими словами царица обращалась к зеркальцу?
«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…»
3
Какими словами начинается сказка о рыбаке и рыбке?
«Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»
4
Какими словами заканчивается «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
« Я там был, мед, пиво пил,
Да усы лишь обмочил».
Продолжи строку стихотворения
5
У лукоморья дуб зелёный …
( У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…)
А.С.Пушкин
6
Зимний вечер.
(Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…)
А.С.Пушкин
7
Чародейкою зимою…
(Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудной жизнью он блестит…)
Федор Иванович Тютчев
8
Белая берёза.
(Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром…)
Сергей Александрович Есенин
б) Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят имена числительные.
«Три толстяка» Ю.Олеша
«Три мушкетера» А.Дюма
«Три медведя», русская народная сказка
«Двенадцать стульев» И.Ильф, Е.Петров
«Тысяча и одна ночь», арабская народная сказка
«20 тысяч лье под водой» Ж.Верн
«Два капитана» В.Каверин
«Петр I» А.Толстой
«Двенадцать месяцев» С.Маршак
«Сердца трех» Дж.Лондон
«Пятнадцатилетний капитан» Ж.Верн
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкин
«Волк и семеро козлят», русская народная сказка
«Семь подземных королей» А.Волков
8 Конкурс «Словотворчество»
К словам в левом столбике подберите слова из правого, образуя новые:
Вол рис /волокно
Вино окно /виноград
Сено град /сеновал
Кипа вал /кипарис
Сад рак /садовод
Приз овод /призрак
9 Конкурс грамотеев: (исправь ошибки)
Присла вясна. Таед снек. Открывают гласки подснешники. На береске распустилис зеленые листочки. Сат наполнился голосами грачей и скворсов.
Вопросы для болельщиков.
1.Как называется раздел науки о языке, который изучает звуки речи? (фонетика) 2. Сколько звуков в слове я? (2) 3. Какие морфемы входят в основу слова? (приставка, корень, суффикс) 4. Сколько букв в русском алфавите? (33) 5.Перечислите второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство) 6.Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (! . ? …) 7.Произнесите по слогам слово БА-ТАЛЬ-ОН.8. На какие вопросы отвечает имя существительное? (кто? что?) 8. Приведите примеры слов, состоящих из одного слога.(дом, тень) 9. На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? (кто?) 10. К какой части речи относятся слова ТЫ, МЫ, Я, ОН, ВЫ? (местоимение) 11. Я иду. Это словосочетание или предложение? (предложение) 12. На какие вопросы отвечает имя прилагательное? (какой? какая? какое? какие?).13. Назовите корень в словах ДОМИК, ДОМАШНИЙ, ДОМОВОЙ. (дом). 14. Какой второстепенный член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей? (дополнение) 15. Назовите одушевленное имя существительное. (собака, синица, девочка) 16. Сколько букв в слове «ЕЛЬ»? (3) 17. Какие имена существительные относятся ко 2-му склонению? (средний род
(-о, -е) и мужской род без окончаний) 18. Перечислите времена глагола (настоящее, прошедшее, будущее) 19. Скажите по слогам слово ЭКС-КУР-СИ-Я. 20. Какие буквы не имеют звуков? (Ъ, Ь)
Наше мероприятие хочу закончить словами узбекского поэта Сабира Абдуллы:
Выучи русский язык! Если ты хочешь судьбу переспорить, Если ты ищешь отрады цветник, Если нуждаешься в твердой опоре, Выучи русский язык! Он твой наставник великий, могучий, Он переводчик, он проводник. Если штурмуешь познания кручи - Выучи русский язык! Горького зоркость, бескрайность Толстого, Пушкинской лирики чистый родник. Блещут зеркальностью русского слова. Выучи русский язык!
- Наша игра подходит к концу. Пора подвести итоги.
Пока жюри подводит итоги, заключительная головоломка.
Задание:составить из частей напутственные слова
рим за
Бла го да
у час ти
е! Твор
чес ких
ус пе ре
хов, бя
та!
Благодарим за участие! Творческих успехов, ребята!