5
Декада русского языка и литературы
КВН
для учащихся 5-х классов
"Знатоки русского языка"
Учитель русского языка и литературы
Моржерина С.А.
Нальчик, 2021г.
Ученики делятся на две команды:
1 Команда Имя существительное (И.С.) | 2 команда Имя прилагательное (И.П.) |
I. ПРИВЕТСТВИЕ
1. НАЗЫВАЮТСЯ КОМАНДЫ
2. ДЕВИЗ
И.С. Мы отличаемся находчивостью, Дружбой, сообразительностью. | И.П. Мы веселые, умные, смелые ребята. |
3. РАССКАЗЫВАЮТ СТИХОТВОРЕНИЕ ОБ ИМ. СУЩ. И ИМ.ПРИЛ.
Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам. Род мужской, конечно, - мой Женский род, помню я, То про что скажу - моя Средний род - оно моё: Моё окно, село моё. | Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь Меня вам надо знать, беречь! |
II. РАЗМИНКА
1. 3а одну минуту подобрать имена прилагательные к словам
Квартира Сад
2.На скорость подобрать по 10 имен существительных:
Мужской род, 2 скл. Мужской род, 3 скл.
III. А НУ-КА, ДОГАДАЙСЯ
1. Кто быстрее прочитает ребусы (Каждой команде по 3 ребуса).
2. Отгадать кроссворды. Кто быстрее? (задание по выбору).
Кто где водится? (муравейник) | Профессии (парикмахер) |
1. Там водятся акулы. 2. Будка собаки. 3. Лежбище медведя. 4. Там живут кроты. 5. Там отдыхают коровы. 6. Там птицы выводят птенцов. 7. Домишко пчел. 8. Помещение для лошади. 9. Ее плетут пауки. 10. Там водятся щуки. | 1.Он готовит обед в столовой. 2.Он сидит за кассой. 3.Он лечит. 4.Он учит детей в школе. 5. Он летает 6. Он красит забор, стены. 7. Он ловит рыбу. 8. Он работает в шахте. 9. Он строит дома. 10. Он шьет красивые вещи. |
3. Заменить одним словом (синоним к фразеологизму)
И.С.
Бить баклуши - (бездельничать)
Делать из мухи слона - (преувеличивать)
Зарубить на носу - (запомнить)
Клевать носом - (дремать)
Мозолить глаза - (мешать)
Чесать языком - (разговаривать)
И.П.
Зимой снега не выпросишь - (жадничать)
Прикусить язык - (замолчать)
Обвести вокруг пальца - (обмануть)
Пропустить мимо ушей - (прослушать)
Вставлять палки в колеса - (мешать)
Морочить голову - (обманывать)
4. Закончить начатые пословицы или поговорки
И.С.
Нет друга - ищи, ... (а нашел - береги)
За двумя зайцами погонишься ... (ни одного не поймаешь)
Умелые руки ... (не знают скуки)
Маленькое дело лучше ... (большого безделья)
Не имей сто рублей, а ... (имей сто друзей)
Хлеб - ... (всему голова)
Крепкую дружбу ... (и топором не разрубишь)
Волков бояться ... (в лес не ходить)
Любишь кататься ... (люби и саночки водить)
Красна птица пером, ... (а человек умом)
И.П.
Слово не воробей, ... (вылетит не поймаешь)
Под лежачий камень ... (вода не течет)
Труд кормит, ... (а лень портит)
Делу время, ... (а потехе час)
Друзья познаются ... (в беде)
Поспешишь ... (людей насмешишь)
Семь раз отмерь, ... (один раз отрежь)
Встречают по одежке, ... (провожают по уму)
Цыплят по ... (осени считают)
Друга ищи, ... (а найдешь - береги).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Прочитать рассказ о лесе, составленный дома.
осенний зимний
И.С. И.П.
2. Творческое задание:
Представьте себя рублем, ковром или зеркалом.
V. КОНКУРС КАПИТАНОВ
Подобрать имена существительные:
Команда И.С. Косой, слабый, трусливый ... (заяц) Больной, косолапый, грубый ... (медведь) Солнечный, веселый ... (день) Мягкий, теплый ... (ветер) Интересная, новая ... (книга) Пушистый, мягкий, глубокий ... (снег) | Команда И.П. Серый, хищный, глупый ... (волк) Рыжая, хитрая ... (лиса) Ясная, холодная, темная ... (ночь) Серое, хмурое ... (утро, небо) Вкусная, сладкая ... (конфета) Горячий, крепкий ... (чай, кофе) |
VI. КОНКУРС "КТО КОГО"
Необходимо (как можно больше) собрать слов из букв за 1 минуту.
М Н
Т
А А
И Г
М
А Р К
VII. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ
1. "Сказка о золотой рыбке" на новый лад.
VIII. ИТОГИ ЖЮРИ