Конспект открытого внеклассного мероприятия по русскому языку по теме "Архаизмы" для учащихся 5 класса. Занятие направлено на расширение словарного запаса учащихся, формирование навыков самостоятельного поиска информации. На занятии исползеются толковый словарь В.И.Даля, интерактивная доска, компьютер.Технологии: игровая технология, информационные технологии, развитие критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого мероприятия»
5
Кружок «Занимательный русский язык», 5 класс.
Тема занятия «Архаизмы»
Пантус Светлана Николаевна,
Педагог
ГБОУ СОШ №247
Красносельского района
Санкт-Петербурга.
Задачи:
Расширение словарного запаса.
Воспитание интереса к русскому языку.
Формирование навыков самостоятельного поиска информации.
Оборудование:
Толковый словарь В.Даля.
Интерактивная доска.
Компьютер.
Ход занятия.
Игровая разминка «Домино».
Задача - повторить основные лексические термины.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ – работа на доске в интерактивном режиме.
Длительность этапа – 7 минут.
Работа с текстом. Формулирование темы занятия.
Задачи:
Сформулировать тему занятия;
Разграничить понятия: архаизм и историзм.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ – работа с текстом, выделение в предложенном тексте разными цветами указанной информации, работа с иллюстрациями.
Длительность этапа – 10 минут.
- Чтение учителем текста.(Тургенев «Муму», отрывок)
Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - … проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж... Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником.
Двенадцать вершков роста – два аршина + 12вершков =71см*2+12*4,5=142+54=196см
Неистомная работа – работа без устали.
- Можно ли героя этого отрывка назвать нашим современником? Докажите свою мысль.
- Как называются слова, которые ушли из употребления? Тема занятия – устаревшие слова.
- В игре «Домино» два термина объясняются одинаково – устаревшие слова. Что это за термины?
- Чем отличаются историзмы от архаизмов?
- Слова из текста распределить на две группы: архаизмы и историзмы.
архаизмы
Историзмы
Вершок
Трехаршинный
Неистомная
Челядь
Барыня
Тягловый мужик
Кафтан
Тулуп
Повторение изученного.
Задачи:
Повторение архаизмов тематической группы «Внешность человека».
Развитие зрительной памяти.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ – работа на доске в интерактивном режиме, сопоставление иллюстрации с архаизмами.
Длительность этапа – 7 минут.
Очи.
Чело.
Зеницы.
Ланиты.
Выя.
Рамена.
Шуйца
Десница.
длань.
Перст.
Уста.
Физкультминутка.
Задачи:
Повторение архаизмов тематической группы «Внешность человека».
Развитие двигательной памяти.
Длительность этапа – 3 минуты.
Поднимите шуйцу.
Перстом коснитесь ланит.
Улыбнитесь устами.
Дланью накройте левое око.
Нахмурьте чело.
Пощелкайте перстами.
Склоните выю.
Спрячьте очи под зеницами.
Поднимите десницу.
Изучение нового материала.
Задачи:
Познакомиться с архаизмами тематической группы «Старинные монеты».
Формировать навыки работы с толковыми словарями.
Формировать навыки работы с интернет-словарями.
Основной вид деятельности со средствами ИКТ - работа с компьютером, выход в сеть Интернет.
Длительность этапа – 20 минут.
- Почему на экране эти изображения (современные денежные знаки)
- Как это связано с темой занятия?
- Учитель раздает монеты, а затем просит, чтобы вернули алтын, полуполтинник, гривенник, семишник и т.д.
- Чтобы выполнить мою просьбу, нам придется обратиться к толковому словарю. Мы воспользуемся 4х томным словарем Даля, а также ресурсами Интернет.
Полушка – ¼ копейки
Семишник – 2 копеки
Алтын – 3 копейки
Пятак
Гривенник – 10 копеек
Пятиалтынный – 15 копеек
Двугривенный – 20 копеек
Полуполтинник - 25 копеек
Полтинник – 50 копеек
Рубль (монета)
Рефлексия.
Задача – закрепить знания по новой тематической группе.
Длительность этапа – 5 минут.
- Составьте задачу по математике для учеников начальной школы с использованием архаизмов тематической группы «Старинные монеты»