Материал предназначен для внеаудиторной работв по русскому языку
Просмотр содержимого документа
«Конкурс "Знатоки русской филологии"»
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
Викторина
«Знатоки русской филологии»
Подготовила: Попова С.В.,
преподаватель русского языка
с методикой преподавания
2016
Задание 1. Выберите правильный вариант.
Становление русского литературного языка связано с именами многих известных русских учёных: М.В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова. Особая роль в развитии русского языка принадлежит ….. .
а) Н.В. Гоголю
б) Ф.М. Достоевскому
в) А.С. Пушкину.
Задание 2.
Назовите качества хорошей речи.
Задание 3. Поставьте ударение в следующих словах: Квартал, копировать, униженные, щекотно, мельком, баловать, озлобить, ржаветь, афера, подростковый, ломоть, красивее.
Задание 4. Подберите русские эквиваленты к пословицам из разных языков.
а) На какую гору пришёл, такую песню и пой.
б) Рис рассыпал – собрать можно, слово скажешь – назад не вернёшь.
в) Один волк не кусает другого волка.
Задание 5. Определите вид речевых ошибок, допущенных в данных предложениях:
1.Слово употребляется в несвойственном ему значении
2.Речевая избыточность
3.Повторение однокоренных слов
4.Нарушена сочетаемость слов
5.Речевая недостаточность
А. Из ее глаз беззвучно текли слёзы.
Б. Базаров – это яркий представитель. Он нигилист.
В. Увлечение народным фольклором привело его в ансамбль.
Г. Гуманизм и доброта противопоказаны жестокости и равнодушию.
Д. Это характеризует характерные черты нашего времени.
Задание 6.
Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:
а) День был пасмурный.
б) У страха глаза велики.
в) Наша команда – победитель.
г) Набрали ягод – кот наплакал.
Задание 7. Определите, какое изобразительно – выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие.
1.Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский)
2.В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяковский)
3. Годами когда – нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б.Пастернак)
4.Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…(А.Пушкин)
А. Олицетворение
Б. Метафора
В. Ирония
Д. Метонимия
Задание 8. Как сказать правильно: поезд сошел с рельсов или сошел с рельс? Объясните свой ответ.
Задание 9. Установите соответствие:
1.Определённо-личное предложение
2.Неопределенно-личное предложение
3.Безличное предложение
4. Назывное предложение
5.Обобщенно-личное
предложение
А. Вот море, вот пермские дремучие места.
Б. С утра морозило.
В. После дела за советом не ходят.
Г. Через два часа снова буду говорить с врачом.
Д. Проснулись ночью.
Задание 10. Назовите способ словообразования существительного подмастерье .
Задание 11. Какие имена существительные относятся к ж. р: а) авеню; б) пенальти; в) бра; г) кольраби; д) забияка.
Задание 12. Корень -вяз- с разными приставками может дать больше 30 глаголов. А сколько таких глаголов помните вы?
Задание 13.
Сосновый бор имеет круглую форму, с диаметром 80 км.
Как далеко медведь может забежать в этот бор?
Задание 14
К какой группе языков относится русский язык:
а) западнославянская;
б) восточнославянская;
в) южнославянская.