"Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение"
"Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение"
Тема: «Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение»
Цель урока: повторить знания о падежах имени существительного, синтаксическую конструкцию обращения; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией, соответствующей конструкции обращения.
Задачи урока:
показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления языкового материала тем «Обращение» и «Звательный падеж»;
развивать навыки грамотного письма;
совершенствовать коммуникативную культуру учащихся (прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи);
способствовать развитию критического мышления, умение делать умозаключения.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: учебник, компьютер, интерактивная доска, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь В.И. Даля «Пословицы русского народа», листы самооценки, шкала оценки.
Ход урока.
.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение" »
УРОК
РУССКОГО ЯЗЫКА 6 КЛАСС
«Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение»
(базовый учебник: «Русский язык.6 класс, Москва, «Просвещение», 2013г., автор М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова)
В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Подготовила: Елистратова Ксения Александровна,
учитель русского языка и литературы,
первой квалификационной категории
Место работы: г. Череповец, МБОУ «СОШ № 34»
г. Череповец
2014 год
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Из истории русского языка. Звательный падеж и обращение»
(с использованием технологии развития критического мышления)
Цель урока: повторить знания о падежах имени существительного, синтаксическую конструкцию обращения; познакомить со звательным падежом как грамматической категорией, соответствующей конструкции обращения.
Задачи урока:
показать взаимосвязь исторической грамматики на примере сопоставления языкового материала тем «Обращение» и «Звательный падеж»;
развивать навыки грамотного письма;
совершенствовать коммуникативную культуру учащихся (прививать элементы культуры использования обращения в письменной и устной речи);
способствовать развитию критического мышления, умение делать умозаключения.
Методы обучения:
Словесные (беседа, фронтальный опрос);
Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);
Практические (упражнения);
Поисковые (частично-поисковые);
Аналитический;
Самостоятельной работы учеников.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная
Средства обучения: учебник, компьютер, интерактивная доска, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь В.И. Даля «Пословицы русского народа», листы самооценки, шкала оценки.
Ход урока.
I. Организационный момент (психологический настрой на работу)
(Учитель) Начинаем новый урок. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду. Забудьте о ней. Возьмите за руку сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам удачного урока. А начать сегодняшний урок мне хотелось бы со слов А. С. Пушкина:
«О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух…»
-Каково значение слова «просвещенье»?
(Ученики) Отвечают на вопрос учителя («просвещенье – знание и степень образованности человека»).
(Учитель) А теперь давайте проверим, верны ли наши суждения? На слайде проектора вы видите определение из Малого академического словаря (МАС): «Просвещение – 1. действие по значению глагола просветить — просвещать; 2. распространение знаний, образования».
(Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т. 3. П—Р. — С. 519).
(Учитель) Как вы думаете, почему мы начали урок с этих слов?
(Ученики)Нам предстоит сделать какие-то открытия, узнать что-то новое. Каждый урок- это открытие чего-то нового.
(Учитель) На слайде проектора вы видите ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, имя числительное, частица, предлог.
Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать?
(Ученики) Части речи
(Учитель) Какая часть речи лишняя?
(Ученики) Частица, предлог.
(Учитель) Почему?
(Ученики) Это служебная часть речи, а остальные - самостоятельные части речи.
(Учитель) Перед каждым из вас на партах лежит раздаточный материал – отрывок из произведения русской литературы. Ваша задача – узнать, из какого произведения представлен отрывок, кто автор.
***
Пошёл старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
(Ученики) «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.
(Учитель) Вы, конечно, без труда узнали строки знаменитой пушкинской сказки. Сегодня мы неслучайно выбрали иллюстративный материал из творчества А.С. Пушкина, так как 6 июня – 215 лет со дня рождения русского поэта и писателя.
А сейчас ещё раз внимательно прочтём каждый про себя отрывок из сказки и заполним таблицу, которая вам предлагается в раздаточном материале (время выполнения – 5 минут):
Именные части речи
Служебные части речи
«пошёл», «старик», «синему», «морю»
«к (синему морю)»,
«не спокойно», «стал», «он», «кликать»,
«золотую рыбку»
«к (нему)»
«приплыла», «нему», «спросила»
«чего», «тебе», «надобно»
(Учитель) Определите, какая из именной части речи встречается больше в отрывке? Вы считаете все части речи, даже те, которые встречаются несколько раз в отрывке.
(Ученики) Имена существительные.
(Учитель) Молодцы! А теперь давайте определим падежи имён существительных в отрывке из сказки А.С. Пушкина. Ребята, кто хочет поработать у доски?
(Один из учеников выходит к доске, прочитывает все имена существительные и указывает падежную форму. Все остальные слушают, проверяют ученика, карандашом отмечают падежные формы. («старик» - им. падеж, «морю» - дат. падеж, «море» - им. падеж, «рыбку» - вин. падеж, «рыбка» - им. падеж, «старче» - ?
(Учитель) Физкультминутка. Ребята, а вот и случилась заминка, наверное, не помешает разминка? (Учитель предлагает собрать отрывок из другой сказки А.С. Пушкина. Каждый ряд – отдельная группа. Победит тот, кто быстрее соберёт отрывок и определит, из какой сказки взяты строки. Время – 3 минуты.
(Правильный ответ) А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди: «Изумился князь Гвидон. / «Ну, спасибо, - молвил он, - / Ай да лебедь – дай ей, Боже, / Что и мне, веселье то же».
(Учитель) Мы продолжаем работу. Ребята, посмотрите внимательно на строки и ответьте, встретилась ли вам форма имени существительного, у которой затруднено определение падежа?
(Ученики) «Боже»
(Учитель) Правильно. Это форма звательного падежа. Отложим раздаточные листы на край стола и запишем тему урока в тетрадь. На слайде проектора тема дублируется.
3. Пробуждение интереса к новой теме. (Определение темы урока. Постановка учениками собственных целей).
(Учитель)Ребята,давайте попробуем определить тему нашего урока и поставить задачи. А поможет нам в этом приём «Инсерт». У вас на партах лежат раздаточные листы. Вы должны прочитать текст и сделать в нём пометы: V – «мне всё известно», «?» - «хочу узнать больше», «+» - «мне очень интересно», «-» - «мне не интересно».
Текст для чтения
Звательный падеж и обращение
.Звательная форма существововала в церковнославянском языке на правах седьмого падежа, которого нет в современной системе русского склонения. В древнем языке звательная форма. не считалась полноценным падежом, так как охватывала только формы ед.ч. существительных мужского и женского рода (но не среднего рода) и только первых четырех типов склонения. Звательная форма употреблялась при обращении, например: сыну; врачу (исцелися сам); старче; отче (наш). В современном русском языке есть остатки звательной формы. Например: Боже Господи! Сегодня это устойчивые выражения, которые мы уже не воспринимаем как прямой призыв. Они стали в современном русском языке междометиями. В литературном языке 19 в. древняя звательная форма иногда использовалась в стилистических целях (в том или ином литературном произведении у А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др.). В современном русском языке могут использоваться бывшие звательные формы с иронической или архаической окраской: друже, человече. В украинском языке звательная форма сохранилась. В современном русском языке для обращения употребляется усеченная форма И.п.: пап, мам, Ир, Зар, Кар, Люсь, Ану. Это своего рода «остатки» звательного падежа в русском языке, его разговорная форма. Слова в звательном падеже употребляются, когда хотят к кому-то обратиться, хотят кого-то позвать, о чём-то попросить.
(Учитель) В соответствии с вашими пометами давайте заполним таблицу.
( Таблица Инсерт на слайде проектора и в раздаточных листах у учеников)
V
( «мне всё известно»)
–
(«мне не интересно»)
+
(«мне очень интересно»)
?
(«хочу узнать больше»)
Учащиеся заполняют таблицу – 5 минут.
(Учитель) Ребята, какую важную информацию вы нашли в тексте? С каким грамматическим явлением в современном русском языке связана звательная форма? Догадайтесь, какие две темы встретились у нас на уроке? Сформулируйте цель нашего урока.
(Ученики) Познакомиться со звательной формой, сопутствующей конструкции обращения.
(Учитель) Какие задачи мы должны сегодня решить с вами?
(Ученики) (Начать приобретать навык определения звательной формы имени существительного в тексте, навык в правильном образовании звательной падежной формы имён существительных. Развивать навыки пунктуационной грамотности).
4. Поисковая работа с различными видами текстов. (Осмысление)
(Учитель) Ребята, сейчас распределимся на группы по вариантам (I – IV). На столах у вас есть конверты с заданиями, которые соответствуют каждой группе. Найдите конверт с индексом «З» (З – звательная форма падежа), достаньте задание, прочитайте и найдите слова в форме звательного падежа.
(Ученики) Выполняют поисковое групповое задание. Время выполнения 3 минуты. Выходит один представитель от группы к доске, читает отрывок из текста, остальные участники команд – заполняют таблицу в раздаточном листе:
Звательный падеж
Начальная форма
I группа: «Сядем же, други, на борзых коней да посмотрим синего Дона! («Слово о полку Игореве…»)
друзья
II группа: «Брате Андрее, не пощадим живота своего за землю Русскую!» («Задонщина»)
брат Андрей
III группа: «Доне, Доне, быстрая река, прорыла ты еси каменные горы и течеши в землю Половецкую». («Задонщина»)
Дон
IV группа: «На тебе, боже, что нам не гоже. / Врачу, исцелися сам»
Бог, врач
(Учитель) Встретились ли вам непонятные слова по-своему значению?
(Ученики) «Живота», «еси», «не гоже».
(Учитель) А теперь немного из истории русского языка. «Живот» в древнерусском значении – «жизнь» (сравните пословицу «не жалея живота своего»), есть аналоги в других языках (лат. «vita» - «жизнь»); «еси» - форма 2-го лица от глагола «БЫТИ» в настоящем времени, в функции вспомогательного глагола; «не гоже» - разговорная глагольная форма в значении «неприлично, не следует делать».
Найдите конверт с индексом «С» («С» - словарь В.И. Даля «Пословицы русского народа»).В конверте вы найдёте пословицу, в которой есть имена существительные в звательной форме. Назовите их. Победит та команда, которая быстрее всех назовёт все имена существительные в звательной форме. Время – 1 минута.
Пословица: «До чего язык не договорится! Языце, супостате, губителю мой!»
(ответ: «языце», «супостате», «губителю»)
(Учитель) Образуйте начальную форму этих имен существительных. Победит тот, чья команда выполнит задание быстрее. Время – 2 минуты
(ответ: «язык», «супостат», «губитель»). Дополните таблицу новыми звательными формами.
(Учитель): Вызываем к доске двух добровольцев – словолюбителей. Ваша задача – найти из предложенных определений на доске слов «супостат» и «губитель» верное. Все остальные – проверяют.
«СУПОСТАТ – ТОТ, КТО ПРИВОДИТ К ПОГИБЕЛИ, БЕДЕ, ГУБИТ»
(ответ: «губитель – тот, кто приводит к погибели, беде, губит»; «супостат – стоящий напротив, противник, недруг, неприятель, враг»).
(Учитель) Ребята, вы настоящие словолюбители! Молодцы! А теперь, зная значение слов, сможете ли вы объяснить её значение?
(Ученики) Если не думать о том, что говоришь, можно навредить себе (отвечают по руке).
(Учитель) Верно. Подберите синоним-пословицу к данной.
(Ученики) Язык мой – враг мой (отвечают по руке)
5 (А).Чтение текста. Выполнение заданий на систематизацию знаний (игровой этап)
(Учитель) А теперь, ребята, переходим к конверту с индексом «Ц» («Ц» - церковнославянский язык). Каждой группе предлагается одинаковые тексты, задания. Победит та команда, которая быстрее выполнит все задания. Время – 7 минут.
1 Задание: найти и подчеркнуть существительное в звательной форме, расставить знаки препинания.
Друже не увижу тебя.
Сыне моих заповедей не забывай.
Врачу исцелися сам.
Душе моя восстани, что спиши.
Ангеле мой не остави мене.
Земля русская украшай свой дом.
Царю небесный утешителю, душе истины.
Жено что плачеши, кого ищеши.
2 Задание: Перед вами отрывок из басни, написанной в XVIII веке. Подумайте, какой знак препинания следует поставить на месте круглых скобок.
Пава* некогда услышала соловья, поющего прекрасным голосом, очень удивилась и воскликнула: «О госпожа природа (…). Как ты сотворила меня такой величественной и украшенной золотыми перьями, но не имеющей такого голоса, как эта малая птичка?»
Пава* – ж.р. от павлин
5 (Б). Игровой этап.
(Учитель)Итак, мы с вами познакомились с разными примерами употребления звательного падежа. Чтобы выполнить следующее задание, вам потребуется систематизировать ваши знания. В качестве помощника вам предлагается таблица, в которую внесены окончания церковнославянского языка, так как вы не изучали склонение церковнославянского языка. Ваша задача – правильно вписать встретившиеся окончания в текстах. За каждый правильный ответ – балл. Победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.
Мужской род
Женский род
-е-, -ю-, -у-, -и-
- о-, -е-
(правильный ответ: муж. род – «друже», «сыне», «врачу», «ангеле», «царю»; жен. род – «душе», «жено»).
(Учитель) А теперь попробуйте записать свои имена, подставляя окончания из древнерусского языка. Например, Александр – Александре, Инна – Инно, Мария – Марие.
6. Рефлексия.
Какие задачи мы должны были решить на уроке?
Смогли ли мы достичь поставленных целей.
Блиц-опрос (по руке)
Сколько падежей в современном русском языке?
Есть ли в современном русском языке звательный падеж?
Как называются все падежи, кроме именительного? (косвенные)
С каким грамматическим явлением в современном русском языке тесно связан звательный падеж?
(Учитель) Ребята, вы молодцы! Оцените свою работу с помощью смайлика. Поднимите его высоко-высоко, чтобы я видела, как вы сегодня поработали.
было интересно и легко
было интересно , но трудно
не разобрался в теме
7. Домашнее задание
(Учитель) Домашнее задание будет творческого характера.
Уровень А: записать имена своих родственников на древнерусском языке.
Уровень В: написать связный текст (8 предложений) с именами существительными в звательной форме.
Уровень С: выписать из произведений русской литературы 6 примеров с именами существительными в звательной форме.