Просмотр содержимого документа
«Интеллектуальная игра "Путешествие по стране Русский язык"»
Интеллектуальная игра
«Путешествие по стране Русский язык»
В игре участвуют 2 команды. Команды выбирают капитанов. Домашнее задание командам: придумать название команде и девиз, связанные с русским языком; подобрать 5-7 пословиц о русском языке.
Ведущий – учитель.
Оформление класса: на доске карта страны Русский язык, но города, в которых предстоит побывать учащимся, закрыты, они открываются в процессе игры. Высказывания писателей о русском языке.
Оборудование класса: мультимедийная установка, компьютер, экран.
Ведущий: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Русский язык. Страна эта очень большая, поэтому мы успеем побываем лишь в нескольких ее городах. С собой в дорогу мы возьмём багаж – это знания, которые есть у нас по русскому языку. А сейчас, пожалуйста, представьтесь нам.
Д/ЗПредставление команд (капитан команды; название, связанное с русским языком, девиз )
У ворот страны стоит строгая стража, чтобы нас пропустили за ворота, нам нужно пройти первое испытание.
Д/З назовите пословицы о русском языке.
Команды по очереди называют пословицы, они не должны повторяться.
Город ФОНЕТИКА
1. В какой город мы попали? В этом городе живут звуки. (ФОНЕТИКА)
- В нем всего две улицы. Как вы думаете, какие? (улица Гласная и Согласная).
2. Какие слова записаны в транскрипции? Прочитайте их (выведены на экран).
В этом городе очень хорошо знают значения всех слов, их употребление и происхождение. (ЛЕКСИКА)
Исправь речевые ошибки.
1 команда: В этом рассказе рассказывается о море. (Рассказывается в
рассказе)
У нее были прекрасные коричневые глаза. (Карие)
Мама сварила рыбий суп. (Рыбный)
2 команда: Все работали молча, без слов. ( Молча = без слов)
Я весело брел по тропинке. (Шагал)
Одень пальто, на улице холодно. (Надень)
Пословицы перепутались, соберите их:
1 команда: Любишь кататься – люби и саночки возить. Ученье свет – неученье тьма. Встречают по одежке, а провожают по уму. Добрая слава лучше богатства. На языке мед, а под языком лед. Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.
2 команда: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Не место красит человека, а человек место. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Рубашка беленькая, да душа черненькая. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Приведи примеры однокоренных слов, образованных от устаревших слов, которые употребляются в современном языке.
Что это за город, в котором можно вставлять палки в колеса, водить за нос, работать засучив рукава, бить баклуши, задирать нос, жить за тридевять земель, прочитать книгу от корки до корки? (ФРАЗЕОЛОГИЯ)
1. Кто больше назовет фразеологизмов со словом ВОДА (команды говорят по очереди, побеждает последняя).
2. Подбери синонимы к фразеологизмам: ждать у моря погоды, считать ворон, ни зги не видно, как сельдей в бочке, повесить нос, сидеть сложа руки, держать язык за зубами, работать спустя рукава.
3. Объясни значение фразеологизма. Бить баклуши, вставлять палки в колёса; работать спустя рукава, водить за нос.
Город МОРФЕМИКА
В этом городе слова ходят не целиком, а по частям, которые соединяются, в разных вариантах, образуя новые слова. (МОРФЕМИКА)
Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы появились новые
(части слов перепутаны, закреплены магнитами на доске):
Сено вал
Зал ежи
Глазо мер
Яр марка
Хор овод
Воз ок
Пчел овод
Гриб очки
Зверо лов
Банк рот
Поле вод
2. Назови слово: корень, как в слове сказка; приставка, как в слове расчертить; окончание, как в слове стол; суффикс, как в слове возчик. (РАССКАЗЧИК))
Город МОРФОЛОГИЯ
А в этом городе живут части речи, назовите их.
Поспорили жители города, к каким частям речи отнести эти слова:
Команда: МОСТОВАЯ, БОЛЬНОЙ – существительное или прилагательное;
2 Команда: СТЕКЛО, ПЕЧЬ – существительное или глагол.
Какие это слова? Запиши имена существительные.
(П
А)
ЛЬ
(М
А)
(П
О)
ЛЬ
(К
А)
(К
И)
ЛЬ
(К
А)
(Г
И)
ЛЬ
(З
А)
Подбери имена прилагательные – определения к словам: ТЮЛЬ, РОЯЛЬ, КАРТОФЕЛЬ, ФАМИЛИЯ, ШАМПУНЬ, КОЛЬРАБИ.
Назови прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения:
В этом городе нас научат правильно составлять текст. (СИНТАКСИС)
Собери текст (Предложения перепутаны)
Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилег под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение. Кругом не слышалось почти никакого шума… Одни огоньки тихонько потрескивали. Мальчики сидели вокруг них. Тут же сидели и две собаки, которым так было захотелось меня съесть.
- Из какого произведения этот отрывок? Кто автор? (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
Подведение итогов и награждение победителей. Зрители определяют самого умного члена команды. Активные болельщики получают призы.