Тема. Обобщающе-повторительный урок по изученному материалу в разделах «Предлог» и «Союз».
Форма урока: игра « Звездный час».
Цели урока:
- повторение и совершенствование знаний о предлоге и союзе как частях речи; проверить знания учащихся по пройденному материалу;
-развивать умение творческой работы на уроке и умение ориентироваться в игровой ситуации;
-воспитывать уважительное отношение к русскому языку, труду, друг к другу.
Оборудование: таблицы с заданиями для каждого тура ; карточки для индивидуальной работы, шаблоны звездочек.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
Фронтальный опрос.
-Что общего между предлогами и союзами и чем они отличаются друг от друга?
-Какие предлоги называются производными, а какие - непроизводными?
-Чем отличаются составные предлоги и союзы от простых?
-Как отличить предлоги в течение, в продолжение ,вследствие от существительных с предлогом?
- На какие разряды делятся союзы?
-Какие союзы служат для связи предложений и однородных, а какие только для связи предложений?
-На какие группы делятся сочинительные союзы?
- Как отличить на письме союз чтобы от местоимения что с частицей бы?
III. Игра «ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС». ( участвуют 5-6 пар, остальные- ассистенты).
I Тур
Карточка № 1.
Частица.
Глагол.
Предлог.
Морфология.
Союз.
Фонетика.
Задание.
1.Укажите часть речи, которая связывает простые предложения в составе сложного? ( союз)
2. В каком разделе русского языка изучаются самостоятельные и служебные части речи? ( морфология)
3. Укажите часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании или предложении? (предлог)
4. Какие части речи делятся на группы простых и составных? (предлоги и союзы)
5. Какая часть речи может связывать однородные члены предложения? (союз)
Карточка № 2.
Соединительные.
Сравнительные.
Противительные.
Причинные.
Разделительные.
Задание.
1.Какие варианты ответов относятся к подчинительным союзам? (2 и 4)
2.Какой союз обозначает «или то, или это»? ( 5)
3.К какой группе относятся союзы и, да, не только--, но и…? (1)
4.Какой союз обозначает « и то, и это»? (1)
Карточка № 3.
В течении реки
Видно вокруг
В продолжении года
Вокруг дома
В течении дня
Не смотря под ноги
Задание.
1. Какие из названных вариантов являются производными предлогами перешедшими из существительных? (3 и 5)
2. Укажите производный предлог, образованный на основе наречия? (4)
3. В каких вариантах ответов допущены орфографические ошибки? (3и5)
Подведение итогов: во второй тур переходят 4 пары, которые оказались впереди;( выбывшим из игры выдаются карточки для индивидуальной работы)
II ТУР.
Задание.
За минуту составить максимум слов из следующих букв
А Р Д Е Л И Г О М З
Подведение итогов: в 3 тур должны перейти 3 пары, употребившие максимальное количество букв.
III ТУР.
Карточка № 4.
и О, и О, и О .
[ ], ( чтобы….).
[ ], ( но …).
( Если…), [ ].
[ O, O, и O], а [ ].
Задание.
Укажите сложносочиненное предложение? (5 )
Определите простое предложение. (1)
В какой схеме допущена пунктуационная ошибка? (5)
Какая схема предложения составлена неверно? (3)
Карточка № 5.
Задание.
Указать из группы предложение, в котором раздельное написание.
А. 1. Что(бы) мне рассказать вам интересное?
2. Миша решил задачу, я то(же) с ней справился.
3.Мы долго трудились на поле, за(то) получили хороший урожай.
( 1)
Б. 1. Он учится в автошколе, я то(же) хочу там учится.
2. Мне он то(же) советует заниматься спортом.
3. Я люблю делать то(же), что и брат. (3)
Подведение итогов: в 4 тур выходят только 2 пары.
IV Тур.
Задание.
Употребив буквы из данного слова, придумать только имена существительные.
Ф О Н Е Т И К А
Подведение итогов всей игры. Оценка учащихся.