План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Правильное питание» из раздела «Азбука здоровья» (игра)
Цель: обогащение словарного запаса учащихся, закрепление орфографических навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своём здоровье, предупредить вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни.
Ход внеклассного мероприятия:
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Садитесь!
- Посмотрите, пожалуйста, на слова, написанные на доске, и скажите, что объединяет все эти слова, о чем сегодня пойдет речь на занятии?
- режима питания
- калорийность
- белки
- жиры
- углеводы
- витамины
- минеральные вещества
Итак, тема нашего внеклассного занятия «Правильное питание» Оно- основа здоровья человека. Именно пища, которую мы принимаем, обеспечивает развитие и постоянное обновление клеток и тканей организма, является источником энергии, которую наш организм тратит не только при физических нагрузках, но и в состоянии покоя. Продукты питания — источники веществ, из которых синтезируются ферменты, гормоны и другие регуляторы обменных процессов. Обмен веществ, лежащий в основе жизнедеятельности человеческого организма, находится в прямой зависимости от характера питания.
- - Давайте обратимся к «ларчику мудрых мыслей» и попробуем объяснить значение пословиц.
- “Здоров на еду, да хил на работу”,
- “Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест”,
- “После обеда полежи, после ужина походи”,
- “Кто жаден до еды, тот дойдёт до беды”,
- “По яблоку в день – и доктор не нужен”,
- “Ешь просто - доживёшь лет до ста”.
- Как видим, питание непосредственно обеспечивает все жизненно важные функции организма. Состав пищи, ее свойства и количество определяют рост и физическое развитие, трудоспособность, заболеваемость, нервно-психическое состояние, продолжительность жизни.
- Как вы думаете, каким же должно быть правильное, здоровое питание?
- Итак, основные правила питания:
- Соблюдение правильного режима питания. Оптимальным считается четырехразовый прием пищи с интервалами в 4-5 часов, в одно и то же время. При этом завтрак должен составлять 25% суточного рациона, обед — 35%, полдник — 15% и ужин — 25%. Ужинать рекомендуется не позднее, чем за 3 ч до сна.
- Достаточная, но не избыточная калорийность рациона. Количество потребляемых калорий должно покрывать энергозатраты человека (которые, в свою очередь, зависят от пола, возраста и образа жизни, в том числе от характера труда). Вредит здоровью как недостаточная, так и избыточная калорийность рациона.
- Правильное соотношение основных компонентов питания (белков, жиров, углеводов).
- Должна покрываться потребность организма в основных пищевых веществах (в первую очередь - незаменимые аминокислоты, полиненасыщенные жирные кислоты, витамины, микроэлементы, минеральные вещества, вода), обеспечиваться их правильное соотношение.
- Что же все-таки мы должны употреблять в пищу,…может быть, конфеты…. или, может быть, кашу? - Давайте выполним следующие задания и попробуем ответить на вопрос.
- Сделайте фонетический разбор слова, обозначающего род жёстких конфет, приготовленных из сахара и патоки. Подсказку можно найти в скороговорке “Вёз корабль…, наскочил корабль на мель”.
- На Руси каша считалась самой простой, сытной и доступной едой, недаром говорили: “Щи да каша – пища наша”. Чем же объяснить возникновение фразеологизмов: “С ним каши не сваришь”. “Заварить кашу”?
- Для сохранения сбалансированности питания следует включать в меню различные продукты животного и растительного происхождения, достаточное количество свежих овощей и фруктов.
- Запишите буквальный перевод следующих заимствованных слов:
помидор, вермишель, батон, винегрет, пельмени, редис.
Слова для справок: корень, червячки, золотое яблоко, палка, кислое вино, медвежьи ушки.
- Скажите, пожалуйста, что такое режим питания и как его соблюдать?
Ритмичная работа органов пищеварения, хорошее усвоение пищи, нормальное течение обменных процессов возможны только при правильном режиме питания. Режим питания означает определенное время приема пищи, ее распределение в течение дня по калорийности, химическому составу, набору продуктов и объему. Взрослым здоровым людям рекомендуется 3- или 4-разовое питание. Промежутки между приемами пищи 4—5 часов.
Запишите меню, исправив в нём ошибки.
- Щи из свежей копусты.
- Пильмени.
- Кортошка тушёная.
- Яишница с калбасой.
- Пирожное бисквитное.
- Кесель клюквенный.
- Кампот яблочный.
Запомните!
Пищу нужно хорошо пережевывать. Плохо пережеванная пища усиливает образование слизи в желудке, снижает кислотность и переваривающие свойства желудочного сока. Неприятные разговоры, чтение газет и другие отвлекающие моменты также тормозят секрецию органов пищеварения и ухудшают аппетит. Ешьте в одно и то же время. Соблюдайте умеренность в еде! Переедание вызывает чувство тяжести, сонливость, снижение трудоспособности. Длительное переедание, особенно при малоподвижном образе жизни, приводит к ожирению, ранней старости.
- И в заключение, напишем небольшой диктант, связанный с темой нашего занятия:
Софья Андреевна Толстая всю жизнь собирала рецепты вегетарианской кухни – ведь великий писатель не ел мяса. Вы можете приготовить одно из овощных блюд, которые подавались на стол в Ясной Поляне. Для этого смешайте мелко нарезанные редьку, морковь, зелень петрушки, посолите по вкусу, добавьте сахар и приправьте сметаной.
- На нашем классном часе мы говорили о правильном питании. Ребята, скажите, пожалуйста, было ли вам интересно? - Почему? - Что нового вы узнали?