Я - ДЕЛОВОЙ ЧЕЛОВЕК
(игра по теме "Употребление предлогов в деловой речи", 7 класс)
Цели:
- в непринужденной обстановке закрепить и обобщить знания об официально-деловом стиле речи;
- повторить необходимые для грамотного делового общения сведения по лексике и фразеологии, орфографии и орфоэпии;
- более живо активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.
Организация игры. Учащихся класса разделить на группы (количество групп соответствует количеству "станций"). Учащиеся должны пройти по всем составляющим игру "станция", сменив различные "профессии". "Станциям" даны соответствующие названия.
Ход урока.
Станция 1 : "Служба безопасности".
1. "Коварные вопросы" для самых внимательных.
1) Какую гласную вы напишите в окончании существительного? Могут ли быть различные варианты? Почему? Составьте предложения. Объясните свое решение.
Ответ : а) благодаря фирме: Мы смогли получить кредит благодаря посреднической фирме.
б) благодаря фирму: Мы прощаемся, благодаря фирму за помощь в получении кредита.
2) Вы попросили своего заместителя пригласить на совещание бухгалтершу и инженершу по технике безопасности. Ваша просьба заставила его серьезно задуматься. О чем? Объясните свой ответ.
Ответ : Ваш заместитель понял, что вы не знаете норм русского литературного языка. Правильно: инженер, бухгалтер.
3) Какой вариант вам кажется предпочтительнее? Почему? Может быть, они абсолютно синонимичны?
Предоставить отпуск ввиду болезни.
Предоставить отпуск вследствие болезни.
Ответ : предлог ввиду предполагает что-то предстоящее, а предлог вследствие – что-то случившееся, поэтому правильным является второе предложение.
4) Можно ли на деловую встречу одеть смокинг? А одержать поражение в споре можно?
Ответ : Смокинг можно только надеть. Одержать победу, потерпеть поражение – устойчивые словосочетания. Одержать можно только победу, поражение же можно только потерпеть.
5) Поставьте ударение в выделенных словах.
Шофер, документы, премировать, ссуда взята, товары продали, узнайте цену изделия, вы правы.
2. "Осторожно! Штампы!"
1) Известно, что официально-деловой стиль предполагает использовать устойчивые сочетания – клише.
Представьте, что жена обратилась к мужу с такой речью:
"Я ускоренными темпами обеспечила восстановление по рядка на жилой площади, а также в предназначенном для приготовления пищи подсобном помещении общего пользования. В последующий период времени мною было организованно посещение торговой точки с целью приобретения необходимых продовольственных товаров"
Найдите в "речи" жены устойчивые выражения. Уместно ли в данном случае их использовать? Обоснуйте свой ответ.
2) Замените слова, которые вам кажутся неуместными в данной ситуации.
В поезде молодая женщина расхваливает свой дом: "Чуть выйдешь за калитку, сейчас же зеленый массив".
Незнакомец подходит к человеку, который ловит рыбу, и спрашивает: "Какие мероприятия предпринимаете для активизации клева?"
Молодой человек увидел пятилетнюю девочку, которая стояла и плакала. Он ласково наклонился к ней и спросил: "Ты по какому вопросу плачешь?"
3) Представьте свой плакат "Осторожно! Штамп!".
Станция 2 : "Референты".
Проверяемся умением составлять такие документы, как доверенность, расписка, заявление, автобиография, деловое письмо.
Орфографическая страничка.
.дм.н.страция, з.веду.щий, с.кр.тарь, оф.ц.альный, в.(с, сс)т.н.вить, кв.л.ф.кация, р.з.люци.я, уч.реждение, о(ф, фф)ис, к.нкурену.я, пр.зидент, м.н.стерство, орг.н.зация, а.т.б..графия, пр.зид.ум, пр.бле(м, мм)а, пр.гре(с, сс), пр.(ф, фф)е(с, сс)ия, р.путац.я, сп.ц.альность, ун.в.рсальный, труж.(н, нн)ик, ин.ц.активный, пр.гра(м, мм)а, к.(л, лл).кти., иметь (в)виду следу.щее, впосле.стви., (в)т.чени., (в)пр.д.лжени. месяца, (в)виду (не)д.статка мат.р.алов, (по)вид.м.му, пр.изво.ство, пр.мышл.(н, нн)ость, ра(?)ётл.вый, к.мп.тентный, д.кумент, (по)изучени. вопроса, (по) полчени. письма.
Станция 4 : "Психологическая служба".
"Психологам" предлагается составить для своего "шефа" конспект главы из книги Д. Карнеги "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей" (Проверяется умение составить конспект по опорной схеме). Также "психологи" должны, заметив в высказываниях "шефа" резкие слова, так или иначе смягчить их, употребив соответствующие слова и словосочетания.
1) Прочитайте отрывок книги Карнеги "Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей".
2) Составьте план-конспект по схеме
:
3) Используя необходимые слова, снимите категоричность высказывания, создайте возможность тактичного речевого обращения в условиях обсуждения.
Например : Возможно, со времен вы измените свое мнение.
Нельзя!
– Вы не правы.
– Это абсолютно неверно.
– Ну и глупости вы говорите.
– Я вам докажу, что это не так.
– Послушайте лучше, что я скажу.
Нужно.
...
...
...
...
...
Станция 5 : "Рекламное агентство".
Рекламные агенты должны проанализировать рекламу конкурентов и подготовить собственный вариант рекламы.
1) Объясните значение фразеологизмов.
Несколько оставшихся без работы инженеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму "Левша", намекая на то, что им по силам и блоху подковать. Были они не любителями в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза людям, заморочит людям голову, обберет как липку, оставит после себя филькины грамоты и под сурдинку канет в лету. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.
Нет. Наши знакомые во главу угла поставили профессионализм и честность. И хотя не раз повисал над фирмой дамоклов меч, и казалось, что дело табак, работали ребята засучив рукава. Сейчас "Левша" в зените славы, заткнув за пояс конкурентов, пожинает заслуженные лавры, являясь первой величиной в отечественном приборостроении.
2) Используя полученную информацию, составьте характеристику данной фирмы . Покажите, чем занимается фирма "Левша".
Оценка работы учащихся. Обобщение учителя по игре.
Домашнее задание :
1) Придумать название команды, девиз, эмблему.
2) Создать рисунок-плакат "Осторожно! Штампы!"