kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленная   методическая разработка праздника русского языка  затрагивает вопросы воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««И мы сохраним тебя, русская речь…»»

Клочко Рема Никитична учитель русского языка и литературу МОУ «Школа № 47 города Донецка»


«И мы сохраним тебя, русская речь…»

(праздник русского языка)


Аннотация

Представленная методическая разработка праздника русского языка затрагивает вопросы воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей.


Слайд 1.

Тема. «И мы сохраним тебя русская речь…»

Цель: показать красоту и величие русского языка; рассмотреть изменения, происходящие в современном русском языке; формировать чувство бережного отношения, любви и уважения к русскому языку, русской культуре.

Оборудование: кабинет украшен плакатами с высказываниями великих людей.

«И мы сохраним тебя русская речь

Великое русское слово.

А.Ахматова

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой»

Л.Н. Толстой

С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью.
В.И. Даль


Ход мероприятия

Слово учителя. Ребята! Наш праздник посвящен Великому, Могучему, Правдивому и Свободному русскому языку.

1-й ведущий. Читает стихотворение С. Саблина «С благоговеньем прикасайся к тому, чем ты вооружен…»

Слайд 2.

С благоговеньем прикасайся

К тому, чем ты вооружен,

Твори светло и упивайся

Безбрежным русским языком.


Воздушно легок, сочен, вкусен,

Суров и нежен, многолик,

Во всех мелодиях исскусен

Наш удивительный язык.


Ему к лицу и термин узкий,

И междометный вздох и клич,

Гордись, что понимаешь русский,

Старайся глубину постичь.

С. Саблин

2-ой ведущий. Существует библейская легенда, что все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который спасен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва жили в одном месте и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что пришла необходимость разойтись в разные стороны, они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и башню, которая своей вершиной достигала бы неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки, и они престали понимать друг друга. Поневоле им пришлось расстаться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Священной истории Ветхого Завета»).

1-ый ведущий. Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Так уж сложилось исторически, что для нас, живущих на востоке Украины, русский язык стал родным языком. Относитесь к нему бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его!

Учитель. Ребята, а что для нас значит русский язык?

Примерные ответы.

  • Русский язык – язык межнационального общения.

  • Русский язык – один из шести официальных рабочих языков ООН.

  • Русский язык – один из ведущих мировых языков.

  • Это государственный язык для ДНР и РФ.

  • Русский -язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Пастернака, Цветаевой, Бродского, язык национальной гордости и достоинства.

  • Это язык овладения знаниями. Один из самых развитых, красивых и богатых языков мира.


Выступления учащихся


1-й ученик. Современный русский литературный язык родился под пером А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, рос и возмужал в творчестве Н.А. Некрасова. Это язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздным, ласковым и разящим. Он нежно звучал в стихах русских поэтов и прозе великих писателей.

2-й ученик.

Слайд 2

К.Г. Паустовский, великий русский писатель, говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русскими словами. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».

3-ий ученик.

И этот могучий, великий русский язык поблекнул в ХХІ веке. Современный человек принес в этот язык много безобразного. Вдумайтесь в слова «прикол», «мент», «бабки» (деньги), «крутой», «отвянь», «зашибись». Неужели иссякли запасы русского языка? Одной из важных проблем нынешнего поколения - употребление нецензурной лексики.

4-ый ученик.

Человек умный, добрый высокообразованный никогда не станет говорить гадости, другим людям, кричать, проклинать их. В Писании говорится: «В гневе сомкнутся уста ваши». Те, кто с такой легкостью разбрасывают мат и проклятия, совершают страшный грех, за который их ждет суровая кара после смерти.

1-й ведущий.

- А сейчас мы сможем увидеть, как грубые, некрасивые слова могут уничтожить самые светлые и прекрасные человеческие чувства. Воистину, «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести».

Инсценирование «Объяснение в любви»

Рома

Смирнова Дашка, свет моих очей,

Открой окошко поскорей!

Продрог стоять тут на ветру,

Я от любви с ума схожу.

Даша. Ромка? Сидоров, ты че? Щас предки проснутся, тебе мало не покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как оголтелый?

Рома (пряча букет). Ну ты, Дашка, даешь! На часы - то погляди, еще и одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.

Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов.

5-ый ученик. Горько и обидно становится от того, что некоторые ребята жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.

6-ой ученик.

Слайд 3

В речи, как в зеркале, отражается Человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно уметь легко и красиво владеть им», - писал А.М. Горький. Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»

7-ой ученик. Ребята, задумайтесь.

Непристойные слова, слова – агрессоры, слова – оскорбления живучи. Они наполнены огромной отрицательной энергией и направлены против самого матерящегося. Часто рядом с нами находятся самые близкие люди. Материться – это грех. Об этом сказано в Библии. Слово должно излучать добрую энергию.

Крыть матом, что пускать стрелы, напитанные ядом.

Учитель. Ребята! Нуждается ли русский язык в защите?

Примерный ответы учащихся.

Да, конечно, нуждается в защите русский язык. Об этом прекрасно сказал поэт Эдуард Асадов.

Слайд 4

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня, а давным - давно,

Но в первый раз ведь было кем – то, где- то
В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил,

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,

А поднялось, как темная река.

Нашлись другие. Взяли, подхватили

И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому – то очень хочется

Хлестнуть врага словами, как бичом,

И резкость на язык не просто просится,

А в гневе и частенько произносится,

Но только мать тут все - таки при чем?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.

И все же трудно попросту понять,

Что слово «мат» идет от слова «мать»,

Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,

За то, что родила нас и растила,

Мать лучшего уже не заслужила,

Чем это шлейф из непристойных слов?

Ну как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей.

Не трогайте, не смейте, не грязните

Ни имени, ни чести матерей!

Э. Асадов

1-й ведущий. Чтобы точно и правильно выражать свою мысль, надо учиться языку. А вот что может случиться с теми, кто не хочет хорошо учиться.
Посмотрите сценку и вы в этом убедитесь.

Инсценируется стихотворение С. Михалкова «Слова – калечки».

Слова - калечки

Грустный, сонный, невесёлый

Вова наш пришёл из школы,

Сел к столу, разок зевнул.

Тут явились три словечка:

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

Подошли они все трое

И сказали: «Что такое?

Что ты, Вова, сделал с нами?

Мы пожалуемся маме!»


«Я, - воскликнул «Апельсин», -

Никакой не «Опельсин»!»

«Я, - расплакалось «Колечко», -

Никакая не «Калечка»!»

«Я, - разгневалась «Сосна», -

Я до слёз возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я «Сасна»!»

«Мы,слова, оскорблены

Тем, что так искажены!

Вова, Вова! Брось лениться!

Так учиться не годится!»

(С. Михалков)

2-ой ведущий. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы основательно изучить русский язык и свободно владеть им, ибо хорошее знание языка является необходимостью для каждого культурного человека.

1-ый ведущий. Классик русской литературы, замечательный знаток и мастер слова И.С. Тургенев призывал в одном из своих стихотворений в прозе: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» Эти слова как никогда актуальны в наше время.

Слайд 5

2-ой ведущий. Языковая раскованность сегодня все чаще подменяется языковой распущенностью: в повседневной речи, а нередко и с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов на нас обрушивается лавина жаргонных слов и выражений, удручающее количество вопиющих ошибок. Сквернословие стало печальным знаком нашего времени. Каждый грамотный человек просто обязан бороться за чистоту речи.

Ученик читает стихотворение.

О чистоте языка

Будем гордиться своим словарем,

Грязь из него навсегда уберем!

Детям нельзя души матом пятнать,

Это родителям надо понять.

Мат проникает в сердца и умы.

С детства за это ответственны мы.

Наша обязанность в детях беречь

Доброе сердце и чистую речь.

Чтоб сквернословие крепко связать,

Каждый отец должен сыну сказать:

«Речь не грязни и язык не калечь!»

Души чисты там, где чистая речь.

Дан нам язык, чтобы мысль выражать,

А не за тем, чтоб его искажать.

Грубостью женщина губит любовь,

К ней же она не воротиться вновь.

Мерзость нечистых речей велика.

Стыд молодца и позор старика.

Чтобы язык не растаял в веках,

Будем беречь чистоту языка.

1-ый ведущий. Наш праздник хочется закончить стихотворением Анны Ахматовой «Мужество»

Слайд 6

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет,

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

От чистоты речи зависит и чистота земли нашей. Ведь какова речь человека – таков он и сам. Задумайтесь, ребята.

Литература.

  1. Бондарев В. Мы наш, мы русский мир построим! Ж. «Родина» № 9, 2007.

  2. Демыш М.С. Русский язык великого русского народа. Ж. «Русский язык и литература в школах Украины» № 8, 2008.

  3. Ковалышина Н.И. «Слово…О! Великое русское слово!» Ж. «Русский язык и литература в школах Украины» № 3,2002.

  4. Никитина Светлана. Ж. «Восход» № 9,2016.

  5. Шмелева Елена. Разделенные одним языком: о новых и уходящих словах эпохи. Ж. «Новый мир» № 7, 2008.

  6. Максим Кронгауз. Русский язык не грани нервного срыва – языки славянских культур. Ж. «Русский язык в школе» № 7, 2008.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«И мы сохраним тебя, русская речь…»

Автор: Клочко Рема Никитична

Дата: 22.11.2020

Номер свидетельства: 564039

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Методическая разработка урока русского языка в 10 классе  "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово" "
    ["seo_title"] => string(125) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-v-10-klassie-i-my-sokhranim-tiebia-russkaia-riech-vielikoie-russkoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "209326"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431092871"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "турнир по русскому языку "
    ["seo_title"] => string(25) "turnir-po-russkomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "172130"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423759951"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Люби, цени и знай русский язык."
    ["seo_title"] => string(33) "liubi_tsieni_i_znai_russkii_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "405545"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1490982052"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "презентация "Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..." "
    ["seo_title"] => string(75) "priezientatsiia-my-sokhranim-tiebia-russkaia-riech-vielikoie-russkoie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "235173"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443623492"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Открытие тематической недели русского языка "
    ["seo_title"] => string(51) "otkrytiie-tiematichieskoi-niedieli-russkogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "132281"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1416321006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства