Представленная методическая разработка праздника русского языка затрагивает вопросы воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««И мы сохраним тебя, русская речь…»»
Клочко Рема Никитична учитель русского языка и литературу МОУ «Школа № 47 города Донецка»
«И мы сохраним тебя, русская речь…»
(праздник русского языка)
Аннотация
Представленная методическая разработка праздника русского языка затрагивает вопросы воспитания у учащихся любви и уважения к родному языку, развивает патриотизм на основе сохранения и приумножения культурного и интеллектуального наследия страны, способствует укреплению нравственных ценностей.
Слайд 1.
Тема. «И мы сохраним тебя русская речь…»
Цель: показать красоту и величие русского языка; рассмотреть изменения, происходящие в современном русском языке; формировать чувство бережного отношения, любви и уважения к русскому языку, русской культуре.
Оборудование: кабинет украшен плакатами с высказываниями великих людей.
«И мы сохраним тебя русская речь
Великое русское слово.
А.Ахматова
«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьезный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой»
Л.Н. Толстой
С языком шутить нельзя: словесная речь человека – это видимая связь, звено между душой и телом, духом и плотью. В.И. Даль
Ход мероприятия
Слово учителя. Ребята! Наш праздник посвящен Великому, Могучему, Правдивому и Свободному русскому языку.
1-й ведущий. Читает стихотворение С. Саблина «С благоговеньем прикасайся к тому, чем ты вооружен…»
Слайд 2.
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружен,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком.
Воздушно легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях исскусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.
С. Саблин
2-ой ведущий. Существует библейская легенда, что все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который спасен Господом во время Всемирного потопа вследствие благочестия его и его семейства) сперва жили в одном месте и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что пришла необходимость разойтись в разные стороны, они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и башню, которая своей вершиной достигала бы неба. В наказание за такое суетное и гордое предприятие Господь смешал их языки, и они престали понимать друг друга. Поневоле им пришлось расстаться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Священной истории Ветхого Завета»).
1-ый ведущий. Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Так уж сложилось исторически, что для нас, живущих на востоке Украины, русский язык стал родным языком. Относитесь к нему бережно и любовно. Думайте о нем, изучайте его, страстно любите его!
Учитель. Ребята, а что для нас значит русский язык?
Примерные ответы.
Русский язык – язык межнационального общения.
Русский язык – один из шести официальных рабочих языков ООН.
Русский язык – один из ведущих мировых языков.
Это государственный язык для ДНР и РФ.
Русский -язык Пушкина, Толстого, Достоевского, Пастернака, Цветаевой, Бродского, язык национальной гордости и достоинства.
Это язык овладения знаниями. Один из самых развитых, красивых и богатых языков мира.
Выступления учащихся
1-й ученик. Современный русский литературный язык родился под пером А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, рос и возмужал в творчестве Н.А. Некрасова. Это язык украшал сказками и песнями тяжелую долю простого русского человека, был гневным и праздным, ласковым и разящим. Он нежно звучал в стихах русских поэтов и прозе великих писателей.
2-й ученик.
Слайд 2
К.Г. Паустовский, великий русский писатель, говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русскими словами. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
3-ий ученик.
И этот могучий, великий русский язык поблекнул в ХХІ веке. Современный человек принес в этот язык много безобразного. Вдумайтесь в слова «прикол», «мент», «бабки» (деньги), «крутой», «отвянь», «зашибись». Неужели иссякли запасы русского языка? Одной из важных проблем нынешнего поколения - употребление нецензурной лексики.
4-ый ученик.
Человек умный, добрый высокообразованный никогда не станет говорить гадости, другим людям, кричать, проклинать их. В Писании говорится: «В гневе сомкнутся уста ваши». Те, кто с такой легкостью разбрасывают мат и проклятия, совершают страшный грех, за который их ждет суровая кара после смерти.
1-й ведущий.
- А сейчас мы сможем увидеть, как грубые, некрасивые слова могут уничтожить самые светлые и прекрасные человеческие чувства. Воистину, «Словом можно убить. Словом можно спасти. Словом можно полки за собой повести».
Инсценирование «Объяснение в любви»
Рома
Смирнова Дашка, свет моих очей,
Открой окошко поскорей!
Продрог стоять тут на ветру,
Я от любви с ума схожу.
Даша. Ромка? Сидоров, ты че? Щас предки проснутся, тебе мало не покажется. Чего приперся среди ночи, да еще и орешь как оголтелый?
Рома (пряча букет). Ну ты, Дашка, даешь! На часы - то погляди, еще и одиннадцати нет, а ты дрыхнешь.
Даша. Ну ты, Рома, нашел время для делов.
5-ый ученик. Горько и обидно становится от того, что некоторые ребята жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.
6-ой ученик.
Слайд 3
В речи, как в зеркале, отражается Человек, его культура, богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно уметь легко и красиво владеть им», - писал А.М. Горький. Замечательный русский писатель Иван Сергеевич Тургенев написал о русском языке стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!»
7-ой ученик. Ребята, задумайтесь.
Непристойные слова, слова – агрессоры, слова – оскорбления живучи. Они наполнены огромной отрицательной энергией и направлены против самого матерящегося. Часто рядом с нами находятся самые близкие люди. Материться – это грех. Об этом сказано в Библии. Слово должно излучать добрую энергию.
Крыть матом, что пускать стрелы, напитанные ядом.
Учитель. Ребята! Нуждается ли русский язык в защите?
Примерный ответы учащихся.
Да, конечно, нуждается в защите русский язык. Об этом прекрасно сказал поэт Эдуард Асадов.
Слайд 4
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным - давно,
Но в первый раз ведь было кем – то, где- то В кощунственную брань обращено?
Тот пращур был и темный и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как темная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому – то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут все - таки при чем?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И все же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идет от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем это шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Там оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Э. Асадов
1-й ведущий. Чтобы точно и правильно выражать свою мысль, надо учиться языку.А вот что может случиться с теми, кто не хочет хорошо учиться. Посмотрите сценку и вы в этом убедитесь.
Инсценируется стихотворение С. Михалкова «Слова – калечки».
Слова - калечки
Грустный, сонный, невесёлый
Вова наш пришёл из школы,
Сел к столу, разок зевнул.
Тут явились три словечка:
«Апельсин», «Сосна», «Колечко».
Подошли они все трое
И сказали: «Что такое?
Что ты, Вова, сделал с нами?
Мы пожалуемся маме!»
«Я, - воскликнул «Апельсин», -
Никакой не «Опельсин»!»
«Я, - расплакалось «Колечко», -
Никакая не «Калечка»!»
«Я, - разгневалась «Сосна», -
Я до слёз возмущена!
Можно только лишь со сна
Написать, что я «Сасна»!»
«Мы,слова, оскорблены
Тем, что так искажены!
Вова, Вова! Брось лениться!
Так учиться не годится!»
(С. Михалков)
2-ой ведущий. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы основательно изучить русский язык и свободно владеть им, ибо хорошее знание языка является необходимостью для каждого культурного человека.
1-ый ведущий. Классик русской литературы, замечательный знаток и мастер слова И.С. Тургенев призывал в одном из своих стихотворений в прозе: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!» Эти слова как никогда актуальны в наше время.
Слайд 5
2-ой ведущий. Языковая раскованность сегодня все чаще подменяется языковой распущенностью: в повседневной речи, а нередко и с экранов телевизоров, со страниц газет и журналов на нас обрушивается лавина жаргонных слов и выражений, удручающее количество вопиющих ошибок. Сквернословие стало печальным знаком нашего времени. Каждый грамотный человек просто обязан бороться за чистоту речи.
Ученик читает стихотворение.
О чистоте языка
Будем гордиться своим словарем,
Грязь из него навсегда уберем!
Детям нельзя души матом пятнать,
Это родителям надо понять.
Мат проникает в сердца и умы.
С детства за это ответственны мы.
Наша обязанность в детях беречь
Доброе сердце и чистую речь.
Чтоб сквернословие крепко связать,
Каждый отец должен сыну сказать:
«Речь не грязни и язык не калечь!»
Души чисты там, где чистая речь.
Дан нам язык, чтобы мысль выражать,
А не за тем, чтоб его искажать.
Грубостью женщина губит любовь,
К ней же она не воротиться вновь.
Мерзость нечистых речей велика.
Стыд молодца и позор старика.
Чтобы язык не растаял в веках,
Будем беречь чистоту языка.
1-ый ведущий. Наш праздник хочется закончить стихотворением Анны Ахматовой «Мужество»
Слайд 6
Мужество
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет,
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
От чистоты речи зависит и чистота земли нашей. Ведь какова речь человека – таков он и сам. Задумайтесь, ребята.
Литература.
Бондарев В. Мы наш, мы русский мир построим! Ж. «Родина» № 9, 2007.
Демыш М.С. Русский язык великого русского народа. Ж. «Русский язык и литература в школах Украины» № 8, 2008.
Ковалышина Н.И. «Слово…О! Великое русское слово!» Ж. «Русский язык и литература в школах Украины» № 3,2002.
Никитина Светлана. Ж. «Восход» № 9,2016.
Шмелева Елена. Разделенные одним языком: о новых и уходящих словах эпохи. Ж. «Новый мир» № 7, 2008.
Максим Кронгауз. Русский язык не грани нервного срыва – языки славянских культур. Ж. «Русский язык в школе» № 7, 2008.