Филологическая игра "Грамотеи"проводилась в рамках Недели русского языка и литературы в параллели 8-х классов. Но материал, предложенный в ней, вполне доступен и для учеников 6-7-х классов. В ресурсе содержится инструкция по проведению этого внеклассного мероприятия и распечатанный материал заданий четырех туров для 3-х команд. Количество участников в команде произвольное, но не менее шести человек. В первом туре один участник от каждой команды должен вспомнить устаревшие слова и привести современные им синонимы. Во втором туре к первому участнику присоединяется второй, и они вместе выполняют уже два задания из тем "Лексика" и "Словообразование". В третьем туре к ним на помощь приходит третий участник команды, все вместе ученики решают три задачи по теме "Фразеология". В четвертом туре четверо учеников выполняют задания разного уровня сложности.В пятом туре команда в полном составе. Она обсуждает речь по заданной теме, которую все команды получили в начале игры. Им предстоить дописать речь, откорректировать, привести аргументы и убедительно выступить перед своими соперниками.
Примеры заданий:
1.Запишите напротив каждого устаревшего слова его современный синоним.
Ланита –
Очи-
Плоть –
Вежды-
Шуица-
Длань-
Десница-
Перси-
Выя-
Рамо (рамена) -
Перст-
Чело-
2.
-Расшифруйте аббревиатуры
ЧП –
СССР -
ДТП -
МЧС -
СМИ –
КГБ -
вуз –
МВД -
ТЮЗ –
РФ -
ВВС –
3.
- Исправьте ошибки в употреблении фразеологических оборотов.
Деньги выпускаются в трубу.
Слухом не слыхивал.
Душа кровью обливается.
Мне хотелось не упасть лицом в грязь.
Он отдал девушке руку и сердце.
Гора отвалилась от сердца.
4.
-Под данными картинками подпишите фразеологизмы, которые на них зашифрованы.
5.
- Запишите в 1 столбик фразеологизмы, обозначающие действия учителя, а во второй столбик – действия ученика во время уроков.
Что делает учитель (фразеологизмы)
Что делает ученик (фразеологизмы)
Инструкция по ходу мероприятия:
- Вступительное слово
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком.
Вот почему нам дорог чистый, ясный
Народа русского язык прекрасный.
_Ребята, обычно на Неделе филологии мы проводим мероприятия по литературе. Но сегодня я хотела бы обратиться к русскому языку.
-Как вы считаете, какие проблемы, связанные с русским языком, есть сейчас в нашем обществе?
1)проблема засорения иностранными словами,
2)канцеляризмы,
3)проблема бедности, скудности языка.
-Вы уже приближаетесь к тому возрасту, когда мнение о вас складывается именно по вашей речи. Поэтому я призываю вас обогащать свой словарный запас и развивать речь.
2. Правила турнира.
-Итак, у нас филологический турнир «Грамотеи». Объясняю правила. Игра состоит из 5 туров. В каждой команде по 5 человек, участие каждого члена команды важно.
1 тур – по 1 человеку от команды садятся за стол, получают задание и выполняют его в течение 5 минут. Затем задание собирается.
2 тур – к первому участнику присоединяется второй, даются 2 задания и 8 минут на выполнения и т. д.
В 5 туре вся команда собирается вместе и в течение 3 минут корректируют речь на данную в начале игры тему.
3 Итак, игра.
4. Подведение итогов.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!