Просмотр содержимого документа
«"День родного языка"»
Тема: Международный день родного языка
Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.
Задачи:
Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».
Продолжать развивать и корригировать устную связную речь , мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.
Оборубование: карточки с заданиями для конкурсов - «Дополни пословицу», «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.
Форма проведения: конкурс «Знатоки родного языка».
Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.
Ход мероприятия
Вступление. Сообщение темы занятия
1-й ведущий. Ежегодно 21 февраля отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000языках. А всегда ли это было так?
2-й ведущий. Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа вследствие благочествия его и его семейства) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба.Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение».Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)
1-й ведущий . В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.
2-й ведущийРоссия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?
1-й ведущийМы можем услышать украинский язык, язык армян, греков, адыгов и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.
2-й ведущий. Мой родной язык – русский. Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».
1-й ведущий. А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо,… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь.
Объявляется конкурс «Знатоков родного языка», в котором принимают участие представители каждого класса ……. (представление участников конкурса)
Основная часть
1-й ведущий. Наш родной язык богат пословицами.
– Что такое пословица? (Пословица – это краткое, мудрое изречение, которое имеет поучительный смысл и заключает в себе житейскую мудрость).
-Для чего нужны пословицы? (Пословицы украшают нашу речь, делают её яркой и убедительной).
2-й ведущий. Пословицы не даром молвятся,
Без них прожить нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни новые друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.
1-й ведущий. Объявляется 1-й конкурс «Дополни пословицу»
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи - …(век учись).
Крепкую дружбу топором …(не разрубишь).
Без труда … (не вытащишь и рыбку из пруда).
Землю солнце красит, а человека - …(труд).
Нет друга – ищи, … (а нашёл береги).
Человек без Родины, … (что соловей без песни).
Поспешишь … (людей насмешишь).
Язык мой - …(враг мой).
Семеро одного … (не ждут).
Хочешь, есть калачи …(не сиди на печи).
Делу время … (потехе час).
Друзья познаются в …(беде).
2-й ведущий. В то время пока участники выполняют задание, объявляется конкурс для зрителей «Вопрос-ответ». За правильные ответы вы будете получать жетоны, и затем мы выявим лучшего знатока русского языка из зрителей.
- Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что?
- Сколько падежей в русском языке?
- Какие вопросы имеет родительный падеж?
- Какие вопросы имеет винительный падеж?
- Слова, которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что делать? что сделать и др.
- Из чего состоит наша речь?
- Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: какой? какая? какое? какие?
- В каком времени может находиться глагол?
- Какие глаголы относятся к 1-му спр., какие ко 2-му спр.?
- Назовите местоимения 1 (2,3) лица?
1-й ведущий. Проверим выполненные задания участников.
1-й ведущий Конкурс «Крылатых выражений»
- Что такое крылатые выражения? (Крылатые выражения - попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность).
2-й ведущий. Раскроите смысл этих выражений.
Во весь дух. (Быстро)
Сесть в лужу. (Быть обманутым)
Прикусить язык. (Замолчать)
Знать на зубок. (Выучить)
Оказаться у разбитого корыта. (остаться не с чем)
В час по чайной ложке. (медленно)
Водить за нос.(обманывать)
Зарубить на носу. (запомнить)
Чесать языком. (болтать)
Делать из мухи слона. (преувеличивать)
Белая ворона. (о лишнем человеке)
За красивые глаза. (бесплатно, даром, просто так)
(Стихотворение Галины Пурга «О родном языке» читает ученица ……….)
(Конкурсное стихотворение)
О родном языке
Уму и сердцу язык твой проводник,
Без него попадёшь ты в тупик.
Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,
Ты без него уже не ты.
Язык твой как родная мать,
Которую не унижать нельзя, не оскорблять.
Его ты должен, друг, благодарить
За то, что правильно умеешь говорить.
Родной язык – твоя душа, твой мир, твой луч,
Люби его за то, что он могуч.
Язык твой – щит, твоё общенье
Не допусти к нему пренебреженья.
Не дай повесить родному языку чужой ярлык.
Наследие твоё – твоя земля и твой язык
И искажать его невеждам не давай,
Об этом, ты, дружок не забывай.
2-й ведущий. Игра на внимание. Если я называю имя существительное в ед. ч. Вы хлопаете в ладоши, если во мн.ч. – поднимаете руки вверх и трясёте пальцами. (Тетрадь, карандаши, ведро, дети, пальто, человек, тигры и т.д.)
А теперь я называю слово в ед. числе, а вы должны назвать его во мн.ч.
Цветок - … ,
железо - … ,
хлопок - … ,
глаз - … ,
озеро - … ,
дом - … ,
зверь - … ,
молодёжь - … .
2-й ведущий. Выступает танцевальная группа с танцем «Хоровод»
1-й ведущий. Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.
2-й ведущий. (Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает уч-ся ….)
(Конкурсное стихотворение)
Стихи о человеке и его словах
Слова бывают разные,
Слова бывают всякие,
Слова бывают ясные,
Твёрдые и мягкие,
Слова бывают смелые,
Упрямые, суровые,
Но непременно дело
Стоит за каждым словом.
Много слов на свете,
Много дел на свете,
Если дела нету –
Слово – это ветер.
Слово улетает,
Не поймаешь снова…
Человек без дела –
Человек без слова!
1-й ведущий Проверим, какой запас слов у наших участников. Объявляется конкурс «Богатый словарный запас»
Задание: сказать как можно больше прилагательных, описывая предлагаемый вам предмет.
2-й ведущий. (Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читает уч-ся ….)
(Конкурсное стихотворение)
Русский язык
(отрывок)
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех, он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Хочешь – песни, гимны пиши,
Хочешь выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная, живуч.
Он – язык луны и планеты,
Наших спутников и ракет,
В школе, дома и на совете
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
1-й ведущий. Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях. Словари – это сборники слов, расположенных в алфавитном порядке.
Объявляется конкурс «Грамотеев». Участникам предлагается возможность показать свою грамотность. Вы будете работать с орфографическими словарями.
Вставьте пропущенные буквы.
6 кл
равнина
физкультура
библиотека
колонна
расстояние
здравствуйте
грамота
7 кл
продавец
мороженое
государство
лекарство
насекомое
электричество
велосипед
8 кл
абонемент
бюллетень
операция
территория
санаторий
пациент
абонемент
9 кл
авиация
правительство
колония
биография
вентиляция
катастрофа
окрестность
2-й ведущий. Конкурс для зрителей «Весёлые вопросы»
- Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2,3)
- Сколько горошин может войти в стакан? (Они не могут ходить)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет разговаривать)
- Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным)
- Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
- Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
- Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)
- Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
- За чем во рту язык? ( За зубами)
- Почему шапку покупают? (Потому что бесплатно не дают)
- Назовите имя первой женщины-лётчика? (Баба-Яга)
- Без чего хлеб не испечёшь? (Без корки)
- У кого есть шляпа без головы, а нога без сапог? (У гриба)
- Чем заканчивается день и ночь? (Мягким знаком)
- Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (Буква б)
1-й ведущий. Проверим правильность выполнения задания конкурса «Грамотеев»
2-й ведущий. Знаете ли вы, что в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
1-й ведущий. Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?
Заповеди речевого этикета
1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость - основа речевого поведения.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
2-й ведущий (Стихотворение «В день родного языка» читает ученик ….)
(Конкурсное стихотворение)
В день родного языка
Мы станем ценить каждое слово,
Участь его была не легка,
Но мы сохраним наследие живое!
Прадеды наши и наши отцы
Нам передали красу неземную
Русского слова из русской души,
Что задевает всех нас за живое.
С праздником Вас, весь российский народ
Мы поздравляем и смело желаем
Освободиться от бренных забот.
И пусть страна зацветёт, процветает!
Итог занятия
2-й ведущий. Пока наше уважаемое жюри будет подводить итоги конкурса, мы предлагаем вашему вниманию сценку «Секреты здоровья» в исполнении нашего школьного кукольного театра.
1-й ведущий. Слово для подведения итогов конкурса «Знатоки родного языка» (участник конкурса, зритель, чтец) предоставляется жюри.
2-й ведущий Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. Мы пришли к выводу, что надо бороться за чистоту родного языка.
1-й ведущий. Чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом.
Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.