ГУ «Кабинет психолого-педагогической коррекции Житикариснкого района» Управления образования акимата Костанайской области
открытое занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"
для учащихся начальных классов с ЗПР.
подготовила и провела педагог-психолог КППК Ильенко Н.В
Тема: "ЗДРАВСТВУЙТЕ!".
Задачи:
Диагностические и образовательные:
- Знакомство учащихся с предметом
- Исследование общей осведомлённости
- Исследование зрительного и слухового восприятия
- Исследование умения выполнять инструкцию взрослого
- Исследование умения выполнять дыхательные, глазодвигательные упражнения
- Исследование произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
- Исследование межличностных отношений в коллективе
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение к предмету
- Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
- Воспитывать уважение друг к другу, способность услышать другого человека.
ХОД З А Н Я Т И Я.
№
Содержание
Время
ЗАНЯТИЕ 1.
1
Вступление. Настрой на работу.
2 мин.
2
Небольшая беседа о курсе занятий
3 мин.
3
Упражнение "Давайте познакомимся".
4 мин.
4
Упражнение "Давайте поздороваемся"
3 мин.
5
Упражнение "я - дрозд, ты - дрозд!".
4 мин.
6
Упражнение "Меняются местами"
3 мин.
7
Дыхательное упражнение "Ветер-ветерок"
1 мин.
8
Глазодвигательное упражнение "Солнышко играет"
1 мин.
9
Упражнение "Я вижу"
4 мин.
10
Физкультминутка "Если нравится тебе…"
4 мин.
11
Игра "Я знаю"
3 мин.
12
Упражнение "Опросник для учащихся"
5 мин.
13
Упражнение "Дружба начинается с улыбки"
1 мин.
14
Подведение итогов занятия.
2 мин.
40 мин.
Психолог: Добрый день, ребята! Сегодня мы начнём с вами занятия по предмету, который называется "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов". Занятия будут проходить 2 раза в неделю в этом кабинете. А проводить их буду я. Мы с вами будем играть в разные игры, путешествовать по сказкам, рисовать, лепить и заниматься многим другим. Вы пришли сюда в первый раз, поэтому нам надо познакомиться. Зовут меня ____________. А вас? (Знакомство с учащимися)
Упражнение "ДАВАВЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ".
ЦЕЛЬ: Знакомство с участниками тренинга, создание положительного настроя.
Все игроки сидят в кругу. По кругу передаётся мяч. Каждый участник, к кому попадает мяч, называет своё имя и то, что он больше всего любит.
Упражнение "ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ!"
ЦЕЛЬ: Создание положительного настроя в группе ориентация в пространстве (право-лево).
Игроки стоят напротив друг друга, образуя 2 круга. Они здороваются теми частями тела, которые указывает ведущий. (Например: ладошками, пятками, носами, ушами, локтями и т.д.). Игра заканчивается после того, как все обойдут круг и вернуться к 1 партнёру по игре.
Игра "Я - ДРОЗД, ТЫ - ДРОЗД"
ЦЕЛЬ: Знакомство с участниками тренинга, создание положительного настроя, ориентация в пространстве (право-лево).
Все игроки образуют 2 круга, расположенные друг напротив друга. И говорят слова стихотворения:
Я- дрозд, и ты- дрозд,
У меня - хвост, и у тебя - хвост,
Меня зовут…
А меня зовут…
Давай поиграем тут (участники берутся за руки и кружатся по двое).
Далее внутренний круг остаётся на месте, внешний круг делает шаг вправо. Игра повторяется сначала.
Упражнение "МЕНЯЮТСЯ МЕСТАМИ"
ЦЕЛЬ: Создание положительного настроя в группе, диагностика умения ориентироваться в пространстве. Водящий стоит в центре круга. Все игроки сидят на стульях. При словах водящего: Меняются местами те, кто любит… (Например: Играть) все игроки, которые любят это делать, должны поменяться местами. Водящий может занять любое место. Тогда игрок, оставшийся без стула, сам становится водящим.
Дыхательное упражнение "ВЕТЕР-ВЕТЕРОК"
ЦЕЛЬ: Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование организма.
Все участники сидят, удобно устроившись на стульях и выполняют упражнение: Сначала необходимо расслабиться, начинать потихоньку вдыхать воздух. Глубокий вдох-задержка-выдох: Струя воздуха идёт через приоткрытый рот-задержка. Повторить упражнение несколько раз.
Глазодвигательное упражнение "СОЛНЫШКО ИГРАЕТ"
ЦЕЛЬ: Снять усталость и напряжение глаз, профилактика глазных заболеваний.
Ведущий предлагает представить детям, будто они солнышко: светлое, яркое доброе.
Оно проснулось рано утром и прежде чем выйти к людям решило немножко поиграть с самим собой:
посмотрите вправо, посмотрите налево, а затем по кругу, медленно двигая глазками. Сначала вправо-вниз-влево-наверх. Затем быстрее и т.д.
Упражнение "Я ВИЖУ"
ЦЕЛЬ: Развитие наблюдательности, внимания, умения слушать окружающих.
Участники сидят в кругу и по очереди называют предметы, находящиеся в помещении. Нельзя повторять уже названные предметы. Невнимательные могут быть "наказаны", у них можно взять какую-либо вещицу "фант", за которую они выполнят несложное задание: проскачут на одной ножке, скажут несколько добрых слов и т.д.
Физкультминутка "ЕСЛИ НРАВИТСЯ ТЕБЕ…"
ЦЕЛЬ: Развитие двигательной активности, умения выполнять одновременно несколько действий.
1-ый куплет:
Если нравится тебе, то хлопай так.
Если нравится тебе, то хлопай так.
Если нравится тебе, то и другому покажи.
Если нравится тебе, то хлопай так.
Хлопаем в ладоши после первой фразы
Хлопаем в ладоши после второй фразы
Хлопаем в ладоши после четвёртой фразы
2-ой куплет:
Если нравится тебе, то топай так.
Если нравится тебе, то топай так.
Если нравится тебе, то и другому покажи.
Если нравится тебе, то топай так.
Топаем ногами после первой фразы
Топаем ногами после второй фразы
Топаем ногами после четвёртой фразы
3-ий куплет:
Если нравится тебе, то щёлкай так.
Если нравится тебе, то щёлкай так.
Если нравится тебе, то и другому покажи.
Если нравится тебе, то щёлкай так.
Щёлкаем пальцами после первой фразы
Щёлкаем пальцами после второй фразы
Щёлкаем пальцами после четвёртой фразы
4-ый куплет:
Если нравится тебе, то хлопай так.
Если нравится тебе, то хлопай так.
Если нравится тебе, то и другому покажи.
Если нравится тебе, то хлопай так.
Хлопай ладошами по коленям после первой фразы
Хлопай ладошами по коленям после второй фразы
Хлопай ладошами по коленям после четвёртой фразы
5-ый куплет:
Если нравится тебе, то делай всё.
Если нравится тебе, то делай всё.
Если нравится тебе, то и другому покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.
Выполняем все движения после первой фразы
Выполняем все движения после второй фразы
Выполняем все движения после четвёртой фразы
Игра "Я ЗНАЮ"
ЦЕЛЬ: Исследование общей осведомлённости детей.
Ведущий говорит: Я знаю 7 названий предметов (животных, растений, городов, рек и т.д.) и кидает мяч участникам игры. Они должны по очереди называть предметы.
Упражнение "ОПРОСНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ"
ЦЕЛЬ: Исследование общей осведомлённости детей.
- Сколько тебе лет?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Как зовут твою маму, где она работает?
- Как зовут твоего папу, где он работает?
- На какой улице ты живёшь?
- Когда ты обедаешь, завтракаешь, ужинаешь?
- Какие времена года ты знаешь?
- Почему снег бывает зимой?
- Покажи левую, правую руку: да, нет левый, правый глаз: да, нет
- Что находится вверху, внизу?
- Каких животных ты знаешь?
- Каких птиц ты знаешь?
- Назови месяцы по временам года:
- Назови дни недели:
- У кого больше ног: у курицы или у кошки?
- Сливы, груши, яблоки - это.
- Чем похожи друг на друга белка и кошка?
- Чем отличаются винт и гвоздь?
- Почему на конверт нужно приклеивать марку?
- Собери картинки в нужной последовательности (картинки даются в отдельном наборе)
Закрепление положительных эмоций.
Упражнение "ДРУЖБА НАЧИНАЕТСЯ С УЛЫБКИ"
ЦЕЛЬ: Закрепление положительных эмоций.
Стоящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку. (По очереди).
Подведение итогов занятия.
Психолог спрашивает о том, что понравилось и запомнилось ребятам, а затем прощается с учащимися.