kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по теме: "Толерантное общение - залог психологического здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный файл содержит сценарий занятия, технологическую карту и мультимедийную презентацию.

Цель занятия: создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.

Задачи:

- сформировать у учащихся представление о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»;

- познакомить обучающихся со способами позитивного отношения к различиям между людьми, к представителям других социальных, этнических и религиозных групп,

- развивать у школьников критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- развивать способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие и достоинство как элементы толерантности в контексте межличностных отношений;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий занятия Заколодняя»

МБОУ «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко

Волоконовского района Белгородской области»












Сценарий занятия:

«Толерантное общение – залог психологического здоровья»












Подготовила педагог-психолог

Е.Г. Заколодняя








Волоконовка

2015

Цель: создание условий для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.


Задачи:

- сформировать у учащихся представление о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»;

- познакомить обучающихся со способами позитивного отношения к различиям между людьми, к представителям других социальных, этнических и религиозных групп,

- развивать у школьников критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- развивать способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие и достоинство как элементы толерантности в контексте межличностных отношений;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.


Материалы: мультимедийная презентация, плакаты с высказываниями о толерантности, эмблемы, символы толерантности, определения толерантности у разных народов, рисунок дуба для рефлексии, музыкальное сопровождение: строки из песен «Две дороги, два пути» сл. Л. Агутин, исп. Л. Агутин, А. Варум; «Каждый выбирает по себе» сл. Ю. Левитанский, исп. О. Газманов; «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский, муз. Д. Тухманов в исп. С. Ротару.



I. Вступительное слово педагога.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о толерантности.

16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и с 1996 года Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. Давайте посмотрим с вами на экран и прочитаем слова британского писателя и драматурга Бернарда Шоу.


Эпиграф на экране:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу»


Сегодня мы с вами как раз и поговорим о том, как научиться жить в мире и согласии с собой и окружающими людьми, как сохранить лад в душе и своё психологическое и физическое здоровье.


На доске высказывания:

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием.

Конфуций


Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует.

Ф. Бэкон


Кто ищет зла, к тому оно приходит.

Соломон


Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю.

Антуан де Сент-Экзюпери


Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями.

Пифагор

Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы.

Ж. Леметр


Сострадание правит миром.

Древнеиндийская пословица


На доске вы видите высказывания других знаменитых людей, ознакомьтесь с ними, выберите то, которое вам больше всего. Работу с этими высказываниями мы продолжим с вами на следующем занятии.


II. История толерантности.

Педагог: Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.


III. Определения толерантности.

Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с определениями толерантности в разных мировых культурах, на разных языках.

(На слайде определения:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).)


Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  • А что же объединяет эти определения?

  • Какое из определений вам импонирует более всего?

  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(Дети обсуждают определения.)


Педагог обобщает ответы школьников.


Педагог: Вы правы: умение позитивно и эффективно общаться – основа психологического здоровья современного человека. А что же входит в это понятие ещё? Давайте посмотрим на экран.

(На экране слайд:

  • Чувство юмора.

  • Непредвзятое отношение.

  • Понимание того, что стереотипы не всегда верны.

  • Умение доверять или не доверять другим.

  • Вежливость.

  • Желание общаться и находить компромиссы.

  • Умение найти общие интересы и преимущества.

  • Уважение во всём.

  • Умение не мешать другим.

  • Предоставление возможности самовыражаться.

  • Отсутствие поспешных выводов.)


IV. Толерантность в межличностных отношениях.

А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Разделимся на группы. Каждая группа получает лист со словом «толерантность». Подберите, пожалуйста, слова на соответствующие буквы, чтобы эти слова выражали определения толерантности, качества толерантного человека. Выберем независимого эксперта, который оценит вашу работу.


Т------------------
О------------------
Л------------------
Е------------------
Р------------------
А------------------
Н------------------
Т------------------
Н------------------
О------------------
С------------------
Т------------------
Ь


А теперь, пожалуйста, пригласим независимого эксперта. (Ученик анализирует написанное группами.)

Давайте посмотрим, какие варианты ещё можно было написать.

(На экране слайд:


Терпимость
Открытость
Любовь
Единство
Равенство (расположенность к другим)

Альтруизм
Непредвзятое отношение
Такт

Ненасилие

Оригинальность
Сострадание (сотрудничество, согласие, снисходительность, стойкость)
Творчество

Ь)


Педагог: Вы правы, этот термин многогранен, он включает в себя множество понятий, способствующих налаживанию отношений между людьми.


V. Толерантная и интолерантная личность.


Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте»


Ребята, сейчас мы с вами посмотрим сценку и ответим на несколько вопросов. (Учащимся раздаются распечатанные вопросы):

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?)


(Трое учащихся разыгрывают сценку)


Сценка:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

- Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.

- Я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.

- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.

- Вы обязательно найдете себе счастье.


(На экране высвечиваются вопросы:

  • Почему молодой человек отказался помочь?

  • Как бы вы поступили в этом случае?

  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?)

(Дети высказывают свои мысли по поводу увиденного и отвечают на вопросы).

Педагог подводит итог высказываниям учащихся.


Педагог: В жизни каждого человека бывают ситуации, когда нужно делать выбор, каким путём идти: путём мира и толерантности или другим путём, интолерантным… Давайте сейчас выполним с вами следующее задание. На столе лежат таблички с различными качествами человека, определяющими, толерантную или интолерантную личность:

  • Уважение мнения других

  • Доброжелательность

  • Желание что-либо делать вместе

  • Понимание и принятие

  • Чуткость, любознательность

  • Снисходительность

  • Доверие, гуманизм

  • Непонимание

  • Игнорирование

  • Эгоизм

  • Нетерпимость

  • Выражение пренебрежения

  • Раздражительность

  • Равнодушие

  • Цинизм

  • Немотивированная

Агрессивность.


Предлагаю представителю первой группы выбрать из этого списка признаки толерантной личности, а представителю второй – интолерантной и прикрепить на доску в соответствующую графу таблицы, опираясь на текст слайда.


Слайд:

Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфорта, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.


После выполнения задания открывается слайд:



Толерантная личность



Интолерантная личность



  • Уважение мнения других

  • Доброжелательность

  • Желание что-либо делать вместе

  • Понимание и принятие

  • Чуткость, любознательность

  • Снисходительность

  • Доверие, гуманизм



  • Непонимание

  • Игнорирование

  • Эгоизм

  • Нетерпимость

  • Выражение пренебрежения

  • Раздражительность

  • Равнодушие

  • Цинизм

  • Немотивированная

агрессивность



Педагог комментирует выполнение задания учащимися.


VI. Мозговой штурм: изготовление коллажа «Мы вместе».

Ребята, я предлагаю вам сейчас по группам выполнить в виде рисунка своеобразную эмблему толерантности, чтобы она отражала ваше отношение к этой теме, ваше понимание данной проблемы.

(По окончании работы плакаты с рисунками вывешиваются на доске и комментируются спикерами групп.) (Учащиеся знакомы с техникой проведения мозгового штурма и самостоятельно выбирают председателя, спикера, таймера и т.д.)


VII. Терпение – основа благополучия в межличностных отношениях. Работа с литературным источником.

«Ладная семья» (китайская притча).

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил: "И мира тоже".


Педагог: - Ребята, скажите, что, согласно этой притче, лежит в основе лада и согласия в семье?

- Только ли в семейных взаимоотношениях нужно проявлять данные качества?

(Смысл данной притчи в том, что семья здесь – это класс, и школа, друзья и соседи… весь мир. И чтобы избежать ссор, драк и раздоров, сохранить спокойствие, добросердечные отношения, мир и психологическое здоровье, нужно проявлять друг к другу терпение и уметь прощать.)


Педагог делает обобщение сказанному.

VIII. Рефлексия “Дерево толерантности”

Педагог:

- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наш класс и школа в целом стали пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными. (Ученики на листочках бумаги в форме листа дуба пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)


- В конце мне хочется ещё раз подчеркнуть, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, прощение и терпение, взаимопонимание и любовь, не было бы ни ругани, ни ссор, ни конфликтов, а все вопросы решались сообща, с учётом мнений и интересов всех.


- Ребята, благодарю вас за активную работу, на следующем занятии мы продолжим с вами работу по этой теме.










10



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия»

Учебно-методическая разработка классного часа «Толерантное общение – залог психологического здоровья»

Предмет

Классный час

Класс

9

Тема занятия

Толерантное общение – залог психологического здоровья

Тип занятия

Занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.


Цели



Создать содержательные и организационные условия для воспитания открытости, признания многообразия культур, формирования навыков позитивного отношения к различиям между людьми.

Задачи

- сформировать у учащихся представление о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»;

- познакомить обучающихся со способами позитивного отношения к различиям между людьми, к представителям других социальных, этнических и религиозных групп,

- развивать у школьников критическое мышление, дискуссионную культуру, умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- развивать способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие и достоинство как элементы толерантности в контексте межличностных отношений;

- развивать коммуникативные навыки, укрепляющие взаимоотношения.


Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

- формирование у учащихся представлений о таких нравственных категориях, как «терпимость», «добро», «милосердие», «гуманизм»;

-формирование системы научных знаний о понятии «толерантность»;

-формирование основ психологической грамотности, способности оценивать последствия влияния слов и поступков на взаимоотношения с другими людьми.

-умение самостоятельно определять цели своего обучения;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

- умения определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения, умозаключения.

- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи;


- способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания;

- формирование дискуссионной культуры, умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- формирование психологической культуры.

Основные понятия, изучаемые на занятии

Толерантность, терпимость, милосердие, гуманизм, толерантная личность, интолерантная личность.


Организационная структура занятия


№ этапа

Этап занятия

УУД





Деятельность

ЭОР

Время



учителя

учащихся

1

Мотивация




Коммуникативные (речевая деятельность)



Регулятивные (инициативность, самостоятельность);


Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о толерантности.

16 ноября 1995 года государства — члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и с 1996 года Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости. Давайте посмотрим с вами на экран и прочитаем слова британского писателя и драматурга Бернарда Шоу.

Эпиграф на экране:

«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на Земле, как люди.

Б. Шоу»

(приложение 1)

Сегодня мы с вами как раз и поговорим о том, как научиться жить в мире и согласии с собой и окружающими людьми, как сохранить лад в душе и своё психологическое и физическое здоровье.

На доске вы видите высказывания других знаменитых людей, ознакомьтесь с ними, выберите то, которое вам больше всего нравится. Работу с этими высказываниями мы продолжим с вами на следующем занятии.

На доске высказывания:

Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - вот что можно назвать человеколюбием. Конфуций



Чем достойнее человек, тем большему числу существ он сочувствует. Ф. Бэкон

Кто ищет зла, к тому оно приходит. Соломон

Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю. Антуан де Сент-Экзюпери

Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами,

а недруги стали друзьями. Пифагор


Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий - это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы. Ж. Леметр


Сострадание правит миром. Древнеиндийская пословица

Учитель подводит к мысли, что чтобы сохранить своё психологическое и физическое здоровье, нужно научиться жить в мире и согласии с собой и окружающими людьми.

Итак, тема нашего занятия:


«Толерантное общение – залог психологического здоровья»


Учащиеся читают, выбирают высказывания, которые им понравились, объясняют свой выбор.












Мультимедийный проектор

(Презентация (приложение 7) слайды 1-4)

















Мультимедийный проектор

(слайд 5)

5 мин.

2












































Актуализация субъективного опыта


II. История толерантности










































III. Определения толерантности.












































Коммуникативные (навыки сотрудничества);


Регулятивные (инициативность, самостоятельность)



Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ имеет свою историю.

На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь.

Ребята, познакомьтесь, пожалуйста, с определениями толерантности в разных мировых культурах, на разных языках. И ответьте, пожалуйста, на вопросы (вопросы на слайде):

(На доске и на слайде определения (приложение 2):

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).)

Ответьте, пожалуйста, на вопросы (вопросы на слайде):

  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

  • А что же объединяет эти определения?

  • Какое из определений вам импонирует более всего?


  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?











































































































Вы правы: умение позитивно и эффективно общаться – основа психологического здоровья современного человека. А что же входит в это понятие ещё? Давайте посмотрим на экран.



(На экране слайд:

  • Чувство юмора.

  • Непредвзятое отношение.

  • Понимание того, что стереотипы не всегда верны.

  • Умение доверять или не доверять другим.


  • Вежливость.

  • Желание общаться и находить компромиссы.

  • Умение найти общие интересы и преимущества.

  • Уважение во всём.

  • Умение не мешать другим.

  • Предоставление возможности самовыражаться.

  • Отсутствие поспешных выводов.)







Учащиеся рассматривают слайд.




































Учащиеся отвечают на вопросы и обсуждают определения.

- Мне больше всего понравилось определение толерантности в русском и английском языках. Во-первых, они учат принимать людей такими, какие они есть. Во-вторых, стойко переносить жизненные трудности, бороться с любыми проблемами, никогда не опускать руки, не впадать в депрессию.

- Мне нравится больше всего определение толерантности в арабском языке. Потому что в нём подразумевается сострадание и милосердие к другому человеку. Именно эти качества помогают нам пережить какие-то трудные ситуации в нашей жизни. Бывает, когда сострадание и помощь другого человека помогают побороть тяжёлую болезнь или даже предотвратить самоубийство.

- Мне нравится определение и в испанском и французском языках. Суть этих определений в том, что люди могут быть разные, думать по разному, иметь своё мнение. Именно эти определения говорят о том, что какие бы трудности у нас в жизни не возникали, никогда не нужно опускать руки, нужно всегда помогать другим людям, когда им плохо. И, если мы будем помогать другим, то и нам кто-нибудь обязательно поможет.


- Определения толерантности в разных странах различны потому что в разных странах разные культуры, разные религии, разные традиции. Но, мне кажется, суть этих определений одна и та же: все мы разные, но всегда люди имеют право иметь свои традиции, выражать свои чувства по-разному, носить разную одежду, но всё равно все мы люди и все равны.


- Объединяет эти определения то, что у всех определений смысл в том, что нужно по отношению к другим людям, не таким, как ты сам, которые думают иначе, выглядят иначе, имеют отличные от тебя взгляды на жизнь проявлять уважение, милосердие и сострадание, снисхождение к их взглядам, внешнему виду и т.д., только если это не унижает достоинства других людей, не противоречит закону и не угрожает жизни и здоровью других людей.


- В последнее время в молодёжной и подростковой среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения, появление различных экстремистских групп. Поэтому нужно научиться разбираться в том, что происходит в мире, и как избежать конфликтов и трагедий.

- В настоящее время толерантность так актуальна, потому что сейчас люди могут свободно передвигаться по всему Земному шару, всегда могут встретить человека другой национальности или другой веры, сами могут попасть в страну с другой культурой, поэтому нужно уметь уважать традиции других людей, даже если нам в них что-то не нравится.


Ученики формулируют цели урока.

Мы живём в многополярном, многонациональном мире, все мы разные: разные национальности, разные традиции, вероисповедания, разный возраст, разные характеры, разное воспитание, разные темпераменты и поэтому нужно научиться эффективно общаться, чтобы добиться успеха, предотвратить стрессы и избежать конфликтов.

Мультимедийный проектор


(слайды 6-7)



































Мультимедийный проектор


(слайд 8)








(слайд 9)









































Мультимедийный проектор


(слайд 9)



























































































































Мультимедийный проектор


(слайды 10- 11)


2 мин.








































11 мин.








































































































































































































3






















































































































































































































4






















































































5



















6












































































































































7








Восприятие и осмысление учащимися нового материала


IV. Толерантность в межличностных отношениях.





























































V. Толерантная и интолерантная личность.

Сценка «Перед вами две дороги, выбирайте» (приложение 3)































































































































































Первичная проверка понимания

































































































Первичное закрепление и применение знаний.


VI. Мозговой штурм: изготовление коллажа «Мы вместе».











Анализ

VII. Терпение – основа благополучия в межличностных отношениях. Работа с литературным источником.





































































































































Рефлексия

VIII. Рефлексия “Дерево толерантности














































Регулятивные (инициативность, самостоятельность)


Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)


Личностные (смыслообразование самоопределение)









Коммуникативные

(навыки сотрудничества)
















Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)






















Личностные (самоопределение)


Регулятивные (инициативность, самостоятельность)


Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)



Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества)































































































Личностные (самоопределение, нравственно-оценочные умения)



Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества)






















Личностные (самоопределение)


Познавательные (работа с информацией, выполнение логических операций)


Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества)











































































Личностные (самоопределение, нравственно-оценочные умения)



Коммуникативные (речевая деятельность, навыки сотрудничества)






















































Коммуникативные (речевая деятельность)


Личностные (нравственно-оценочные умения)































Ребята, вы совершенно правы. На следующем слайде вы видите международные соглашения,
в которых раскрываются
основные понятия и принципы толерантности:

1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических

правах.

4. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него.

6. Конвенция о правах ребёнка.

7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религиозных убеждений.


8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.




- Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

- Ребята, благодарю вас за активную работу, на следующем занятии мы продолжим с вами работу по этой теме.















А сейчас мы с вами выполним следующее задание. Разделимся на группы. Каждая группа получает лист со словом «толерантность». Подберите, пожалуйста, слова на соответствующие буквы, чтобы эти слова выражали определения толерантности, качества толерантного человека. Выберем независимого эксперта, который оценит вашу работу.



Т------------------
О------------------
Л------------------
Е------------------
Р------------------
А------------------
Н------------------
Т------------------
Н------------------
О------------------
С------------------
Т------------------
Ь

А теперь, пожалуйста, пригласим независимого эксперта. Давайте посмотрим, какие варианты ещё можно было написать.

(На экране слайд:

Терпимость
Открытость
Любовь
Единство
Равенство (расположенность к другим)


Альтруизм
Непредвзятое отношение
Такт

Ненасилие

Оригинальность
Сострадание (сотрудничество, согласие, снисходительность, стойкость)
Творчество

Ь)


Вы правы, этот термин многогранен, он включает в себя множество понятий, способствующих налаживанию отношений между людьми.



Ребята, сейчас мы с вами посмотрим сценку и ответим на несколько вопросов. (Учащимся раздаются распечатанные вопросы (приложение 4)).























































































































































В жизни каждого человека бывают ситуации, когда нужно делать выбор, каким путём идти: путём мира и толерантности или другим путём, интолерантным…

Давайте сейчас выполним с вами следующее задание. На столе лежат таблички с различными качествами человека, определяющими, толерантную или интолерантную личность. Предлагаю первой группе выбрать из этого списка признаки толерантной личности, а второй группе – интолерантной и прикрепить на доску в соответствующую графу таблицы. (Приложение 5)









Слайд:

Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфорта, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.



После выполнения задания открывается слайд:



Толерантная личность




  • Уважение мнения других

  • Доброжелательность

  • Желание что-либо делать вместе

  • Понимание и принятие

  • Чуткость, любознательность

  • Снисходительность

  • Доверие, гуманизм




Интолерантная личность




  • Непонимание

  • Игнорирование

  • Эгоизм

  • Нетерпимость

  • Выражение пренебрежения

  • Раздражительность

  • Равнодушие

  • Цинизм

  • Немотивированная

агрессивность


- Ребята, молодцы! Вы отлично справились с заданием!

Ребята, я предлагаю вам сейчас по группам выполнить в виде рисунка своеобразную эмблему толерантности, чтобы она отражала ваше отношение к этой теме, ваше понимание данной проблемы.







«Ладная семья» (китайская притча). (Приложение 6)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И, подумав, добавил: "И мира тоже".

- Ребята, скажите, что, согласно этой притче, лежит в основе лада и согласия в семье?

- Только ли в семейных взаимоотношениях нужно проявлять данные качества?









































Учащиеся знакомятся с международными документами, представленными на слайде.





















































(Ученики на листочках бумаги в форме листа дуба пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)








Выполняют работу в рабочих листах










Выполняют работу, заполняют схему в рабочих листах, сообщают

результаты проделанной работы.


















Ученик анализирует написанное группами.


Проверяют работу.































Трое учащихся разыгрывают сценку (приложение 3):



«Перед вами две дороги, выбирайте»


Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.


- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.


- Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.


- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.


- А нам-то что? Он сам виноват.


- Опусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.


- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?


- Я все равно подойду. – Девушка вырвала руку.


- Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.


- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь! Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.


- Что с вами? – спросила она мужчину. – что с вашей ногой.


- я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.


- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».


- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?


Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и приблизилась к парню.


- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.


- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.


Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.


- У вас открытый перелом, - проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро подошла к телефонному аппарату.


- Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка обернулась и улыбнулась.


- Вы обязательно найдете себе счастье.



Учащиеся высказывают свои мысли по поводу увиденного, отвечают на вопросы и делают вывод:

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.





















Учащиеся делятся на 2 группы и выполняют задание по группам: одна группа выбирает из предлагаемых качеств черты толерантной личности, вторая – интолерантной и крепят их на доску в соответствующие графы таблицы.













































































Работа в группах. Учащиеся на приготовленных плакатах с помощью фломастеров выполняют эмблему толерантности. Затем плакаты с рисунками вывешиваются на доску и спикеры групп комментируют их.



















































Учащиеся отвечают на вопросы.



- Смысл данной притчи в том, что семья здесь – это класс, и школа, друзья и соседи… весь мир. И чтобы избежать ссор, драк и раздоров, сохранить спокойствие, добросердечные отношения, мир и психологическое здоровье, нужно проявлять друг к другу терпение и уметь прощать.

- Я думаю, что не только в семье, но и в школе, и в классе, с соседями и даже, например, со случайными попутчиками в транспорте, с людьми на улице. И чтобы избежать ссор, драк и конфликтов, нужно сохранять спокойствие и добросердечные отношения между людьми.


















Мультимедийный проектор


(слайд 12)

































Мультимедийный проектор


(слайд 13)


























Мультимедийный проектор


(Во время разыгрывания сценки на экране слайд 15)










































































































Мультимедийный проектор


(Вопросы слайд 16)



















Мультимедийный проектор


(Слайд 17)

Музыкальное сопровождение: строки из песен: «Две дороги, два пути» сл. Л. Агутин, исп. Л. Агутин, А. Варум; «Каждый выбирает по себе» сл. Ю. Левитанский, исп. О. Газманов











Мультимедийный проектор


(Слайд 18)




















Мультимедийный проектор


(Слайд 19)



































Мультимедийный проектор


(Слайды 20-22)














Мультимедийный проектор


(Слайд 23)


















































































Мультимедийный проектор


(Слайд 24)




























Мультимедийный проектор


(Слайды 25-27)

Музыкальное сопровождение: строки из песни: «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский, муз. Д. Тухманов в исп. С. Ротару.


Мультимедийный проектор


(Слайд 28)





















Мультимедийный проектор


(Слайд 29)
























6 мин.


































































12 мин.















































































































































5 мин.




























































































8 мин.
















5 мин.

























































































2 мин.






















































4 мин.





















































Просмотр содержимого презентации
«Презентация к занятию»

Толерантное общение – залог психологического здоровья   9 класс педагог-психолог Заколодняя Е.Г.

Толерантное общение – залог психологического здоровья 9 класс

педагог-психолог

Заколодняя Е.Г.

«Теперь, когда мы научились летать  по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает  только одного:  научиться жить на земле,  как люди».  Б. Шоу

«Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под

водой, как рыбы, нам не хватает

только одного:

научиться жить на земле,

как люди».

Б. Шоу

Шарль Морис де Талейран-Перигор  Charles Maurice de Talleyrand-Périgord

Шарль Морис де Талейран-Перигор

Charles Maurice de Talleyrand-Périgord

Праведники толерантности    Махатма Ганди       Альберт Швейцер     Тейяр де Шарден      Альберт Эйнштейн       Праведники толерантности, люди с открытым сознанием.   Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Тейяр де Шарден, Альберт Эйнштейн, Конфуций, Мартин Бубер, Михаил Бахтин, Нильс Бор, Андрей Дмитриевич Сахаров, Лев Выготский, Лев Николаевич Толстой, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Юрий Михайлович Лотман, Януш Корчак, Соломон Михоэлс, Мартин Лютер Кинг и др.

Праведники толерантности

  Махатма Ганди       Альберт Швейцер     Тейяр де Шарден      Альберт Эйнштейн

      Праведники толерантности, люди с открытым сознанием. Махатма Ганди, Альберт Швейцер, Тейяр де Шарден, Альберт Эйнштейн, Конфуций, Мартин Бубер, Михаил Бахтин, Нильс Бор, Андрей Дмитриевич Сахаров, Лев Выготский, Лев Николаевич Толстой, Владимир Иванович Вернадский, Дмитрий Сергеевич Лихачев, Юрий Михайлович Лотман, Януш Корчак, Соломон Михоэлс, Мартин Лютер Кинг и др.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения; Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам; В английском – готовность быть терпимым, снисходительным; В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным; В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Что объединяет эти определения?  Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?  Какое из этих определений вам импонирует больше всего?  Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
  • Что объединяет эти определения?
  • Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
  • Какое из этих определений вам импонирует больше всего?
  • Почему так актуальна толерантность в настоящее время?
Прощение Терпимость к чужим мнениям, верованиям Уважение прав других  ТОЛЕРАНТНОСТЬ Сотрудничество, дух партнерства Сострадание Уважение человеческого достоинства Принятие другого таким, какой он есть Милосердие

Прощение

Терпимость к чужим

мнениям, верованиям

Уважение прав других

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Сотрудничество,

дух партнерства

Сострадание

Уважение человеческого

достоинства

Принятие другого

таким, какой он есть

Милосердие

Т------------------  О------------------  Л------------------  Е------------------  Р------------------  А------------------  Н------------------  Т------------------  Н------------------  О------------------  С------------------  Т------------------  Ь

Т------------------ О------------------ Л------------------ Е------------------ Р------------------ А------------------ Н------------------ Т------------------ Н------------------ О------------------ С------------------ Т------------------ Ь

Т ерпимость  О ткрытость  Л юбовь  Е динство  Р авенство (расположенность к другим) А льтруизм  Н епредвзятое отношение  Т акт Н енасилие О ригинальность  С острадание  (сотрудничество, согласие, снисходительность, стойкость)  Т ворчество Ь

Т ерпимость О ткрытость Л юбовь Е динство Р авенство (расположенность к другим)

А льтруизм Н епредвзятое отношение Т акт

Н енасилие

О ригинальность С острадание (сотрудничество, согласие, снисходительность, стойкость) Т ворчество

Ь

Почему молодой человек отказался помочь?   Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • Почему молодой человек отказался помочь?
  • Как бы вы поступили в этом случае?
  • Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
В жизни всегда есть две дороги: одна лёгкая, а другая твоя

В жизни всегда есть две дороги: одна лёгкая, а другая твоя

Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.   Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь – представление человека о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности, существования в окружающей его действительности, желание власти, неприятие противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей, и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

ТОЛЕРАНТНАЯ     ИНТОЛЕРАНТНАЯ  ЛИЧНОСТЬ  ЛИЧНОСТЬ

ТОЛЕРАНТНАЯ ИНТОЛЕРАНТНАЯ

ЛИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ

  • Уважение мнения других
  • Доброжелательность
  • Желание что-либо делать вместе
  • Понимание и принятие
  • Чуткость, любознательность
  • Снисходительность
  • Доверие, гуманизм
  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Эгоизм
  • Нетерпимость
  • Выражение пренебрежения
  • Раздражительность
  • Равнодушие
  • Цинизм
  • Немотивированная агрессивность
Все люди на планете Земля разные

Все люди на планете Земля разные

Международные соглашения,  в которых раскрываются  основные понятия и принципы толерантности.   1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. 2. Всеобщая декларация прав человека. 3. Международный пакт о гражданских и политических  правах. 4. Международная конвенция о ликвидации всех форм  расовой дискриминации. 5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и  наказании за него. 6. Конвенция о правах ребёнка. 7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и  дискриминации на основе религиозных убеждений. 8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным  или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.

1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.

2. Всеобщая декларация прав человека.

3. Международный пакт о гражданских и политических

правах.

4. Международная конвенция о ликвидации всех форм

расовой дискриминации.

5. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и

наказании за него.

6. Конвенция о правах ребёнка.

7. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и

дискриминации на основе религиозных убеждений.

8. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным

или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ !

МЫ ТАКИЕ РАЗНЫЕ !

До новых встреч!

До новых встреч!

Презентация к занятию: « Толерантное общение – залог психологического здоровья»

Презентация к занятию: « Толерантное общение – залог психологического здоровья»

  • Презентация: Е.Г. Заколодняя.
  • В презентации использованы рисунки и фотографии из интернета свободного доступа.
  • Музыкальное сопровождение: строки из песен «Две дороги, два пути» сл. Л. Агутин, исп. Л. Агутин, А. Варум; «Каждый выбирает по себе» сл. Ю. Левитанский, исп. О. Газманов; «Я, ты, он, она» сл. Р. Рождественский, муз. Д. Тухманов в исп. С. Ротару.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по теме: "Толерантное общение - залог психологического здоровья"

Автор: Заколодняя Елена Григорьевна

Дата: 29.09.2015

Номер свидетельства: 234948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "программа факультатива «Залог успеха. Управление собственными ресурсами»  для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(92) "proghramma-fakul-tativa-zalogh-uspiekha-upravlieniie-sobstviennymi-riesursami-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "223537"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437815207"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Анализ воспитательной работы в 5 классе "
    ["seo_title"] => string(41) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "221492"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435326508"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitateln"
    ["file_id"] => string(6) "574350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614327923"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_klassnogo_rukovoditelia_s_roditeliami_kak_odno_iz_napravlenii_vospitate_1"
    ["file_id"] => string(6) "574357"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1614331328"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства