Занятия кружка «Человековедение» как средство формирования духовно – нравственного развития младших школьников.
Занятия кружка «Человековедение» как средство формирования духовно – нравственного развития младших школьников.
Человек – это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовно-нравственной. В настоящее время система образования направлена в основном на развитие интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической сторон человека. Развитию же духовно-нравственной сферы в современной школе уделяется недостаточно внимания. Данная программа делает акцент именно на этой стороне личности ребенка.
Программа «Человековедение» создана по материалам книги А.А. Лопатиной, М.В. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)» (М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003) и по книге Овчаровой Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
Содержание программы соответствует целям общего образования и действующим образовательным стандартам. Приоритетным направлением в работе педагога по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств человека: доброты, честности, трудолюбия, сострадания и т.д.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятия кружка «Человековедение» как средство формирования духовно – нравственного развития младших школьников. »
Есипова Е.В.
СОШ №2, Лениногорск
Занятия кружка «Человековедение»
как средство формирования духовно – нравственного
развития младших школьников.
Духовно-нравственное развитие российских школьников является важной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования. Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации (с.14, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников).
Программа кружка «Человековедение» отражает систему деятельности в этом направлении.
Человек – это емкое, многогранное существо, которое рассматривается педагогикой с различных сторон: интеллектуальной, физической, психологической и духовно-нравственной. В настоящее время система образования направлена в основном на развитие интеллектуальной, физической, а с недавних пор и психологической сторон человека. Развитию же духовно-нравственной сферы в современной школе уделяется недостаточно внимания. Данная программа делает акцент именно на этой стороне личности ребенка.
Программа «Человековедение» создана по материалам книги А.А. Лопатиной, М.В. Скребцовой «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)» (М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003) и по книге Овчаровой Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
Содержание программы соответствует целям общего образования и действующим образовательным стандартам. Приоритетным направлением в работе педагога по программе является формирование морально-нравственной сферы личности ребенка, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств человека: доброты, честности, трудолюбия, сострадания и т.д.
Специфика программы – в использовании мирового литературного наследия (рассказов, сказок, притч), а так же специально подобранных творческих заданий, системы вопросов и игр - для развития в детях навыков анализа явлений в мире с деятельно-созидательных позиций. Обсуждение стержневых качеств личности на основе личного опыта ребенка, личных переживаний помогает сформировать у учащихся собственное мнение о том, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться. Материал занятий может быть использован на уроках ОРКСЭ.
Каждое занятие по программе включает в себя практические работы детей, направленные на формирование навыков выражения своих чувств и мыслей в творческой форме (инсценировки, рисунки, сочинения на заданную тему). С первой работы необходимо прививать ребенку понимание важности и нужности его мыслей, мнения, способностей. Для этого в ходе занятий по программе дети будут учиться помогать друг другу, а также - делиться с другими своим творчеством. Поэтому практические работы должны предназначаться для тех, кто нуждается в заботе и внимании окружающих. Это поможет ребятам сделать вывод, что их усилия могут сделать мир лучше.
Необходимым элементом является совместная подготовка к проведению проектов (постановка театральных номеров (сценок), изготовление своими руками подарков, импровизированных костюмов для выступлений), благодаря чему у детей развиваются коммуникативные навыки, умение сотрудничать.
В процессе занятий также уделяется внимание развитию в детях актерских способностей в той мере, в какой это необходимо для достижения целей и задач кружка (инсценировки на заданную тему для развития нравственной сферы ребенка, ролевые тренинги, ситуационные задания, постановки небольших спектаклей-сценок и т.д.).
По целевому назначению данная программа является общекультурной; по содержанию и видам деятельности – комплексно-интегрированной; по степени авторства – творческой (модифицированной); по сроку реализации – одногодичной; по особенностям развития – общей.
Цель программы:
• Помощь участникам кружка в успешной социализации, построении гармоничных отношений с собой, окружающими;
• Предоставление ребенку возможности раскрытия и развития потенциальных возможностей своего внутреннего мира;
Задачи:
- Учить детей анализу явлений действительности, художественных произведений с позиций нравственно-этических норм, через активное личностное восприятие;
- Формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику);
- Научить грамотно и доступно формулировать свои мысли;
- Формировать способности любить, сострадать, понимать и принимать инаковость ближнего;
- Помочь в осознании ответственности за свои поступки, мысли;
- Формировать в детях желания помогать людям, делиться своим творчеством с другими;
- Развить у детей коммуникативные навыки, способности к сотрудничеству;
- Развить устную и письменную речь;
- Стимулировать желание детей учиться творчески, пробудить потребности выражать свое отношение к миру средствами искусства в творческой деятельности;
Организационные условия:
Программа рассчитана на 1 год обучения. Периодичность занятий в группах - один раз в неделю. Программа курса кружка состоит из 33 занятий по 8 разделам:
Языки общения
Познай себя
Как мы видим друг друга
Уроки мудрости
Фантазия характеров
Умение владеть собой
Законы гостеприимства (этикет)
Взаимоотношения двух миров - мальчики и девочки
(помимо общих занятий ребята объединяются в группы от 2 до 8 человек для разучивания ролей, изготовления подарков, костюмов и реквизитов при подготовке к участию в благотворительных проектах).
Для участия в кружке привлекаются дети от 8 до 12 лет. При принятии в кружок особых навыков от ребят не требуется.
Занятия проходят с учетом возрастных особенностей учащихся.
Материально-техническое обеспечение:
Занятия должны проходить в просторном, светлом и регулярно проветриваемом помещении. В комнате для занятий необходимо наличие достаточного количества стульев (не менее 15 – по числу участников кружка) и хотя бы одного стола. Так же должно быть достаточно свободного пространства для проведения игр, тренировочных упражнений, репетиций.
Для проведения занятий необходимы: книги для прочтения предлагаемых для анализа текстов (сказки, притчи, рассказы); магнитофон или музыкальный центр, набор кассет, дисков; цветная бумага, картон, фольга, кусочки материи, клей и т.п. для подготовки подарков, украшений и импровизированных костюмов для выступлений.
Нравственность укоренена, прежде всего, в культуре, религии, традициях народа и семьи. Нравственность, имеющая своим источником духовность, воспитывается с малых лет. Такое понимание духовности согласуется с тем пониманием, которое прописано в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников (авторы: Кондаков А.М., Кузнецов А.А.).
Духовно-нравственное воспитание личности начинается в семье. Для сохранения преемственности, непрерывности и, при необходимости, корректировки процесса воспитания ребенка в семье, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей. Нужно создавать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.
Концепция духовно-нравственного воспитания школьников ориентирует педагогическое сообщество на взаимодействие не только с семьей, но и с общественностью, СМИ, учреждениями культуры, спорта, социальными учреждениями..
Программа духовно-нравственного развития детей «Человековедение» на уроках ОРКСЭ в начальной школе направлена на овладение учащимися культуры поведения как неотъемлемой части культуры духовной. Силой воздействия искусства, творчества формируется духовный мир школьника, его нравственность, эстетическая воспитанность.
Программа «Человековедение» способствуют раскрытию талантов и творческих способностей учащихся.
Заключение
Программа духовно-нравственного развития младших школьников «Человековедение» основана на традициях и смыслах российского образования. Она позволяет актуализировать и систематизировать работу по духовно-нравственному воспитанию гражданина России, что является ключевым фактором модернизации образования. Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Список использованных источников:
Лопатина А.А., Скребцова М.В. «Ступени мудрости: 50 уроков о добрых качествах (для занятий с детьми младшего и среднего возраста)» (М.: ООО «Книжный дом Локус», 2003)
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996