Просмотр содержимого документа
««В каждом человеке солнце» »
Тема: «В каждом человеке солнце»
Цели:
Дать понятие основной нравственной категории «Уважение», «Вежливость».
Формирование умения строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе, уметь дарить улыбку.
Задачи:
Показать волшебную силу слов и поступков;
Развивать логическое мышление.
Сегодня мы будем говорить о Солнце!
Но не о том, что по утрам заглядывает в ваше окно, и люди ласково величают «красное».
Красное солнышко греет весной и летом. Зимой оно только светит. Мы будем говорить о солнце, которое не знает время года. Его нельзя закрыть ни облаками, ни тучами. Это солнце спрятано в каждом. Значит и наш вас о каждом из вас.
Стираются лица и даты,
Но всё же до последнего дня
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим, шутливым словцом,
Иль чаем на столике шатком,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идёт доброта на земле.
И я про неё не забуду
Как я забываю о зле…
(Ю. Друнина «Доброта»)
Хорош человек, если солнца не прячет. И когда оно кому-нибудь понадобится, протянет его без раздумий и скажет: «Возьми!» так давайте же откроем это солнце в себе и будем нести его людям.
Как открыть? Как нести? Сейчас мы это и узнаем. Начнём с самого простого.
«Здравствуйте!» это слово одно первых начинает день. Оно постоянно с людьми. Нет дня, чтобы человек не произнёс его. Проснулся, открыл глаза: «Здравствуйте! Доброе утро!» Так на земле начинается день.
Приветствие «»
Право на внимание к человеку стало законом нашей жизни. Вежливость – это твоё лицо. А по тебе судят и о твоей семье, и о школе.
Автор знаменитого «Дон-Кихота» писал: «Ничто не стоит нам так дёшев, и не ценится людьми так дорого как вежливость».
Давайте совершим экскурсию в страну «Добрых слов». Вспомните какие это слова? (Спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, простите, извините).
Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
Если больше есть не в силах, скажи просто тогда … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости, говорим … (прости пожалуйста)
И во Франции и в Дании на прощанье говорят … (До свидание)
Вежливость – понятие нравственное. Словарь так определяет это явление: «Моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими».
Значит вежливость – это проявление уважения. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается, деликатность, такт. И конечно же своевременные и речевые проявления – речевой этикет – неотъемлемый элемент вежливости.
Игра «Созвучие»
Инструкция: Двое детей став спиной друг другу, по сигналу тренера начинают удалятся друг от друга в разные стороны. Они должны одновременно оглянуться, причем без какого – то сигнала со стороны группы или друг друга т.е. они должны почувствовать тот момент, когда партнер хочет оглянуться , и с тоже оглянутся. Затем они обмениваются своими ощущениями.
Игра «Один и вместе»
Инструкция: подумайте, с кем из класса вам уже доводилось что – нибудь делать вместе…Не произносите ответов в слух… а теперь подумайте, с кем из класса вы до сих пор вообще ничего вместе не делали, либо это было очень редко… Сейчас вам будет нужно вместе с партнером нарисовать рисунок. Решайте сами, хотите ли вы что бы вашим партнером стал тот, с кем уже сотрудничали раньше или же вы хотите попробовать, как у вас пойдет совместная работа с учеником, с которым вы еще не сотрудничали…
Теперь разбейтесь на пары так, как вы решили…
Сядьте друг напротив друга и положите между собой лист бумаги. Разделите его на три равных поля двумя линиями. Сначала вы можете нарисовать на своем краю листа, что вам самим захочется. На это у вас пять минут времени.
А теперь вам надо будет вместе нарисовать что – нибудь в середине листа. Обсудите в парах, что вы хотите нарисовать. У вас есть две минуты, чтобы спланировать будущий рисунок.
Посте этого пусть каждая мини – команда представит свои результаты классу.
Вежливость, как правило, родит ответную вежливость, а грубость – ответную грубость.
Это так, а не иначе
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Скинув, голос потеряв
Взаперти, как птицы в клетках
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
(В. Шефнер «Устная речь»)
Пройдёт время, вы закончите школу и станете строителями, учёными, врачами, рабочими, художниками. Но кем бы вы ни были прежде всего вы должны вырасти по-настоящему хорошими людьми – добрыми, смелыми, честными, трудолюбивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться, чтобы не огорчение и досаду, а улыбку и радостные чувства вызывали у окружающих вас людей сказанные вами слова и совершённые вами поступки.
Упражнение "Пожелание".
Каждый участник пишет на листе бумаги пожелание, сворачивает и кладет в центр комнаты. Затем каждый вынимает по одному пожеланию и получается, что все обмениваются пожеланиями.
Разрешение нравственных ситуаций
Спросите, как дети поступят в той или иной ситуации
А . во время тренинга тебе очень хочется поговорить с другом. Если ты проявишь уважение к учителю, как ты поступишь?
Б. у твоей мамы очень важный разговор с подругой. Тебе тоже хочется поговорить с мамой. Если ты проявишь к ним уважение, как поступишь?
В. У тебя на глазах оскорбили твоего одноклассника. Если ты проявляешь к нему уважение. Что ты сделаешь?