2. Создать условия для встречи человека с человеком, с его особенным, индивидуальным миром и взглядами на жизнь.
3. Развивать импрессивную сторону речи, расширять активный словарь.
4. Восстановить познавательный интерес.
Для достижения поставленных целей определен круг воспитательных задач:
- развивать умение выражать свои мысли;
- умение управлять собой, принимать решение;
- умение общаться, ориентироваться в социуме;
- умение устанавливать и поддерживать гармоничные отношения.
План мероприятия.
Организационный момент, создание игровой ситуации.
Круг ассоциаций:
сбор круга ассоциаций, связанных со словом «солнце»;
работа творческих групп:
а)стихи, связанные со словом «солнце»;
б)солнечные полотна известных художников;
3) дополнение ассоциативного ряда
III. Творческая работа
рисование солнца
создание выставки рисунков
экскурсия по выставке
IV. Релаксационная пауза
Солнечные возможности личности
Создание «солнечной» методики
Рефлексивный этап мастерской в кругу
Занятия.
Ребята, мы собрались сегодня с вами в нашу творческую мастерскую поговорить о непреходящих ценностях добра и любви, душевного тепла и света, о ваших творческих возможностях. Наша тема: «В каждом человеке-солнце». Ф. М. Достоевский однажды сказал: «Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека».
Звучит музыка «А у нас сегодня в классе солнце». А что волнует ваши души? (вывесить солнце).
А у вас какие события, настроение, новости? (Каждый отвечает по очереди передавая эстафеты вопросом «А у вас?»).
II. Давайте соберем круг ассоциаций, которые в вашем представлении связаны со
словом «солнце».
Дети отвечают: жара, зной, тепло, пустыня, солнечные очки, солнечный зайчик, солнечный удар, подсолнечник, весна, лето, загар, затмение солнца, веснушки, выбирать путь по солнцу, летние каникулы, сосульки тают на солнце.
Творческой группе было дано задание найти у поэтов стихи связанные со словом «солнце».
В. Маяковский. Светить всегда,
Светить везде,
До дней последних донца,
Светить – и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой – и солнца!
К. Бальмонт. Гимн солнцу
Жизни податель,
Светлый создатель,
Солнце, тебя я пою!
Пусть хоть несчастной
Сделай, но страстной,
Жаркой и властной
Душу мою!
Жизни податель,
Бог и создатель,
Страшный сжигающий свет
Дай мне на лире
Звуком быть в мире, -
Лучшего в мире счастия нет!
А. Пушкин. Мороз и солнце.
А. Ахматова. Солнце в небе, солнце ярко светит.
Уходи к волне про боль шептать.
О, она, наверное ответит, а быть может будет целовать.
Второй творческой группе было дано задание найти у художников «солнечные полотна»
Шишкин. «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем» (яркий солнечный свет на стволах сосен, они рвутся ввысь к солнцу).
Левитан. «Золотая осень» ( картина в золотых тонах, так может раскрасить природу только солнце)
Серов. «Девушка, освещенная солнцем» ( картина нарисована в теплых нежных тонах, солнце в улыбке, в глазах девушки; она нежится на солнце)
Крылов. «Солнечный день» ( солнце светит как будто в глаза, густые тени подчеркивают яркий солнечный день)
Закончим ассоциативный ряд стихотворением Бальмонта «Аромат солнца»
Запах солнца? Что за вздор!
Нет не вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы.
Все слилось в согласный хор,
Все сплелось в один узор.
Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной,
Нежно – светлотканными,
Ландышами пряными,
Что победно расцвели
В остром запахе земли.
Солнце светит звонами,
Листьями зелеными,
Дышит вешним пеньем птиц,
Дышит смехом юных лиц.
III. Творческая работа.
- Послушайте, как говорил Паустовский о роли солнца в русской природе: «На юге Левитан ощутил с полной ясностью, что только солнце властвует над красками. Величайшая живописная сила заключена в солнечном свете и вся кажущаяся серость русской природы хороша лишь потому, что является тем же солнечным светом, но приглушенным, прошедшим через слои влажного воздуха и тонкую пелену облаков».
- Я думаю, что каждый из вас может представить себе образ солнца. И так, вот ваше задание: каким вы видите наше светило, таким и отобразите его на своем рисунке; каким настроением его наполнить – ваше дело; постарайтесь наделить свое солнце характером, индивидуальностью, настроением; подберите эпитеты или названия для рисунка.
(каждый подбирает себе материал и под музыку выполняют работу).
Этап индивидуальной работы завершается созданием выставки «Пусть всегда будет солнце».
- А теперь устроим по нашей картинной галерее экскурсию. Кто хочет быть экскурсоводом? Хозяйкой галереи? Кто художественным критиком? Кто фотографом? Журналистом? Остальные – гости (прикрепить бейджики ).
Хозяйка.Уважаемые, друзья. Я предлагаю вам посетить нашу экспозицию. Слово экскурсоводу.
Экскурсовод. Мы рисовали солнце. Посмотрите, сколько людей – столько и изображений. Как все они не похожи между собой. Мы смотрим на мир и сами в нем отображаемся. Ваши названия рисунков выражают ваш взгляд.
Дети называют свои рисунки (веселое солнце, доброе солнце, проказливое, ушастое, пляшущее, жареное солнце, цветочек, блин, лучистое, озорное, конопатое и др.).
Хозяйка. А что думают критики?
Критики. 1.Удивляет разнообразие красок.
2. Настроение у рисунков различное. Многие выглядят как автопортрет. В них четко просматривается главная идея выставки «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить».
Журналист(берет интервью у гостей). Что вас больше всего удивило на выставке?(какими разными могут быть солнца)
- Какое солнце более всего соответствует вашему настроению? Почему?
IV.Релаксационная пауза.
V.Солнечные возможности личности.
- У вас у каждого самые разнообразные солнечные возможности. Сейчас вы их продемонстрируете.
- Я люблю лепить из пластилина(лепит)
- Я увлекаюсь вязанием крючком(вяжет)
- Нам нравиться мастерить подарки(аппликация)
- Мне нравиться читать забавные истории о животных(читает вслух)
- Мы умеем и любим петь, это радует других(под гитару поют)
-Каждый может найти «свой свет», стоит только поискать его в себе. Мой свет – это моя работа.
VI.Создание «солнечной методики».
- Сейчас каждый из вас попробует сам по-своему закончить сказанные Сократом слова:
«В каждом человеке солнце, только…» так, как подскажет вам ваше сердце.
- … дайте ему понять, что он – солнце.
-…любите его как самого себя.
-…не закрывайте его руками.
-..доверяйте ему.
-…тот светит ровно, кто знает, что его свет нужен, и видит этот свет в других.
-… надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии.
.. встречай его с доброй улыбкой.
-… пусть оно светит ярко, тепло, долго.
-… надо его разбудить.
-… не забывайте про солнечный удар.
VII. Рефлексивный этап.
- Встанем в круг, образуем солнце и подведем итоги нашего участия в мастерской.
-Что в мастерской вам помогло открыть «свой свет»?
(интересные задания, работа вместе, доброе отношение друг к другу)
-Что мешало?
-В чем вы видите смысл мастерской?
(открываются в каждом добрые дела, поступки, способности)
-Какой этап в работе вам доставил радость, удовольствие?
(рисование солнца, участие в выставке, заниматься любимым делом)
-Что в работе мастерской вас огорчило?
(быстро прошло время)
-Как теперь вы можете прокомментировать слова Сократа?
-Человек должен быть добрым, светить везде и всем.
-Одни люди сгорают быстро, вся их жизнь, как вспышка на солнце, другие обречены на одиночество.
-Только тот светит, кто знает, что его свет нужен.
-Видит свет в других, сам дарит свет.
-Быть готовым к подвигу.
-Пусть ваши «солнечные возможности» раскрываются шире и глубже, чтобы вы могли дарить людям свет и тепло своей души, чтобы каждый из вас нашел свое место под солнцем!