Тема урока самопознания в 5 классе : «Быть, а не казаться» Урок 11-12 Учитель КГУ «Экономический лицей» - Тускеева Марина Валерьевна. |
Цель: | Расширить представление о праведном поведении как общечеловеческой ценности через осознание своего собственного Я. |
Задачи: | - Раскрыть значение понятия «единство слов и поступков» и его значение для процесса становления личности человека. -развивать уважение, отзывчивость и доброту в мыслях, словах и поступках. -воспитывать стремление совершенствовать свой характер и ответственность за свои поступки и слова. |
Ценность: | Праведное поведение |
Качества: | Ответственность, отзывчивость, доброта |
Ход урока |
Этапы урока | Запланированная деятельность на уроке |
Организационный момент. Позитивный настрой. | Позитивный настрой Пожалуйста, сядьте поудобнее, спинку держите прямо. Мысленно представьте себе теплый летний день. Яркое солнышко вам улыбается. Птички поют веселые песни. Каждая травинка рада солнышку и теплу, которое оно дарит. На душе у вас тихо и спокойно. Идите вперед. Там, вдали, виднеется синева озера. Подойдите поближе к озеру. Взгляните на его зеркальную гладь, почувствуйте его спокойствие. Никакие бури и ветры не страшны ему, оно спокойно так же, как и ваше сердце. Сейчас, когда вы смотрите на это озеро, в мире ни один человек не обидел другого, ни один человек не причинил вреда Матушке-Природе и братьям нашим меньшим. Ни одно существо на земле не страдает. У всех на душе тишина и спокойствие. На земле царят мир и согласие. Сейчас вы можете ничего не бояться. Человечество забыло о предательстве и унижении, об обиде и страхе. И так будет всегда. На сердце мир и покой. Запомните это чувство, сохраните его как можно дольше. Давайте вспомним о чем мы начали разговор на прошлом уроке (О характере человека) Проверка домашнего задания (проверка сочинения на тему: Рассказ о себе или мой характер. Обсуждение. Притча «Принять себя» Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он умирает, потому что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала, потому что она не может цвести, словно роза. Вскоре он нашел одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ: – Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу - ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества. Ты здесь потому, что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! Взгляни на себя. Ты можешь быть только собой ... невозможно, чтобы ты стал кем-то другим. Ты можешь радоваться и цвести, или можешь завянуть, если ты не принимаешь себя. Твое единственное обязательство на протяжении всей твоей жизни – быть самим собой. • Почему вяли и погибали растения в саду? • Какой ответ получил король от радующего сердце растения? • Объясни, что значит «быть самим собой»? • Как вы думаете, трудно ли быть самим собой? Почему? • Какие лучшие качества вы развиваете в себе? Итак , тема урока: «Быть, а не казаться» (записываем в тетрадь) | |
Позитивное высказывание (цитата) | На лице твоем совесть и честность, А в поступках твоих человечность. Казахская пословица Объясните смысл пословицы. Назовите, какие дела могут сделать честь человеку в вашем возрасте. | |
Разминка | | |
Рассказывание истории (беседа) | Чтение. Дал слово – держи по рассказу Г. Бектемисовой Санжар всегда был самым первым в классе, его уважали не только за отличную учебу, больше – за помощь, которую он оказывал своему другу – Сабиту. Мальчики жили рядом, их отцы когда-то служили вместе, с тех пор и дружили. Сабит старался не отставать от своего друга, так и шел за ним. Пять лет назад погиб отец Сабита, этот сильный удар сказался на здоровье мамы Сабита, и она через несколько лет серьезно заболела. Родители Санжара помогали во всем, но основные заботы все равно легли на плечи Сабита. День и ночь он ухаживал за своей мамой, но с каждым днѐм она слабела всѐ больше и больше. Два месяца Сабит не мог ходить в школу. Санжар каждый день приходил к другу, и они вместе делали уроки, разбирали задания, читали. Санжар дал слово, что его друг закончит год хорошо и обязательно займет первое место в школьной олимпиаде. Когда приблизился конец учебного года, маму Сабита увезли в город на операцию. С ней уехали и родители Санжара. Мальчики стали усердно готовиться к олимпиаде. Но волнение за маму очень сильно мешало заниматься Сабиту. И вот настал день конкурса. Сабит старался и выполнил все задания, быстро справился с работой и Санжар. Все думали, что Санжар займѐт и в этом году первое место. Однако учитель был сильно удивлѐн, когда, проверяя работу Санжара, нашел две грубейшие ошибки. Несмотря на то, что все задания были знакомы и не раз выполнены, Санжар не смог решить некоторые из них. Учитель позвал к себе Санжара и спросил, с какими трудностями он столкнулся при выполнении заданий. Санжар помолчал немного, а потом рассказал учителю свой секрет: – Вы знаете, что все эти годы я занимал первое место. В этом году я дал слово своему другу, что он обязательно займет первое место на олимпиаде, и я ему в этом помогу. Но болезнь его мамы сильно мешала занятиям. Я не выполнил два задания, чтобы Сабит смог набрать больше баллов, чем я, и занять первое место. Это ободрит его и сделает счастливым, поддержит его и будет подарком для его мамы. Если у него получилось, то и мама справится с болезнью. Учитель смахнул слезу со щеки и похлопал Санжара по спине. Он сказал: – Мой мальчик, сегодня я понял, как важно уметь держать свое слово. Твоя дружба, поддержка и ответственность по отношению к Сабиту – великие качества. Они помогут тебе стать хорошим человеком. • Какое обещание дал другу Санжар? Почему он хотел это сделать? • Какие качества, по мнению учителя, помогли Санжару стать хорошим человеком? • Как вы понимаете слова «важно уметь держать свое слово»? • Как вы поддерживаете своих друзей? Расскажите. • Придумайте окончание этой истории. | Стр54 |
5. Творческая деятельность, групповая работа | Задание 1. Есть люди, о которых говорят: это человек слова и дела. Значит, такой человек не предаст, его не надо приневоливать к выполнению своего обещания. На него можно положиться. Воля формирует представление о единстве мысли, слова и дела. Это значит то, что было задумано, нужно сделать, совершить в интересах собственного Я и в интересах общества. Это одинаково важно и для взрослого, и для ребенка. Как стать такими людьми? Расскажите. Задание 2. Человек слова – это человек, который не бросает слов на ветер. Если он уж что-то пообещал, то он непременно это выполнит. О таком человеке можно сказать, что на него всегда можно положиться. Ситуации.. Работа в группах Стр.56 учебника | |
Домашнее задание | Стр.36-37 раб тетрадь. Рефлексия. Сегодня на уроке я…. Научился… Было интересно.. Было трудно… Мои ощущения… Этот урок дал мне для жизни…. Больше всего понравились задания… | |
2урок 1.работа в группах. | Проверка домашнего задания.стр.36 раб.тетрадь Чтение рассказа стр.57 Задание 1. Составьте высказывание о человеке, используя слова: честность, доброта,уважение,любовь к людям, сотрадание, милосердие, готовность помогать другим. Проверка дом.задания .Рисунок на что похожа совесть. Обсуждение 2. Чтение рассказа. Совесть А. Гайдар Характер – отличительные качества, присущие каждому человеку. Характер проявляется в поведении, поступках и в отношении человека к другим людям, к окружающему миру. Каждый человек способен совершенствовать свой характер, трудясь над собой, воспитывая в себе лучшие нравственные качества. Задание для групп. Составьте вопросы по рассказу. Почему Нина, вернувшись к своим вещам, заплакала? Что значит «жить по совести» Случалось ли в вашей жизни. Когда голос совести подсказал вам мудрое решение? 3. Разминка для глаз.(В лесу) Чтение стихотворения.(подарок учителя) Э. Асадов Люблю человека слова: – Приду! – И явился в срок. – Я сделаю. – И готово! Не надо спрашивать снова: – А сможет? – Сказал и смог! 4.Задание . Стр.58 учебника. Работа в группах. Домашнее задание. Стр.38,40 раб.тетрадь. | Стр.57 |
7. От сердца к сердцу Групповое пение | Проснись и пой Слова: В. Луговой Музыка: Г. Гладков Этот закон давно известен – Неинтересен мир без песен! Но если даже дождь идет с утра, Надо, чтоб люди точно знали: Нет оснований для печали, Завтра все будет лучше, чем вчера. Припев: Проснись и пой, Проснись и пой. Попробуй в жизни хоть раз – Не выпускать улыбку из открытых глаз. Пускай капризен успех – Он выбирает из тех, Кто может первым посмеяться над собой. Пой, засыпая, пой во сне, Проснись и пой! Все позабыть, что миновало, Все потерять, что вмиг пропало, Все, что ушло, Обратно не вернешь. Только – «туда» и нет – «обратно», Рефлексия. «БЛАГОДАРЮ» В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. | |