kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок доброты "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе. и общению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок доброты "Общение"»

Ход занятия

I Вступительное слово учителя

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее-

Начнём скорей урок1

II. Игра «Ах, замечательно!»

( Данные слова дети должны произнести с разной интонацией)

III. Сообщение темы занятия

- Сегодня у нас необычный урок. Урок доброты. Мы поговорим о том, что такое хорошо и что такое плохо, вспомним «волшебные слова», которые мы должны использовать в своей речи.

IV. Беседа

- Что такое добро?

- Какие слова предстают перед вами, когда вы слышите это слово?

- Дети, но есть и нечто противоположное добру. Что это такое?

- Мы с вами живём на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали  в жизни добро. (зло)

- Ребята, вы любите путешествовать?! Давайте представим, что мы с вами отправляемся на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземляемся на планете добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем.

- А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела здесь.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла-

Тот людям вовеки не делает зла.

-Какого же человека можно назвать добрым?

М.О. Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Он любит птиц, зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.

- Вспомните, как мы иначе называем добрые слова?

V. Игра «Доскажи словечко»

- Вот сейчас и проверим, знаете ли вы эти «волшебные слова». Я буду читать рассказ, а вы вставлять подходящее слово.

 Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине………. Женщина вежливо поблагодарила Вову………Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал  и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал…..

- Молодцы! А какие ещё вежливые слова вы знаете?

( Дети читают стихи)

- Добрый день!- тебе сказали.

- Добрый день!- ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Нам желают «Доброго пути!»-

Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

-«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

-«Здравствуй!»- улыбнётся он в ответ,

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет человек.

За что мы говорим «Спасибо!»?

За всё, что делают для нас

И мы припомнить не смогли бы,

Кому сказали, сколько раз.

Отменить, что ли, слово «Пожалуйста»

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, без слова  «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать

И что обещал- забывать.

А если я всё же забуду-

Простите. Я больше не буду!

VI. Беседа

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, в природе?

- Как вы думаете, трудно ли быть добрым и почему?

- Что нужно для того чтобы человек был добрым?

VII. Игра «сказочные герои»

- Вы все любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а злой- закрываете лицо ладонями. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

-На какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?

VII. Игра «Чаша весов»

- Как вы думаете, чего на свете больше- добра или зла?

- Сразу ответить трудно. Может быть нам в этом помогут весы. На  одну чашу весов мы будем класть «зло» (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь)

- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. ( Дети подходят к весам называют доброе дело и кладут капельку)

- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реки. Реки в моря добра. Хорошо когда человек прожил свою жизнь не зря, оставил после себя добрый след. Говорят, если человек вырастил сад, построил дом и вырастил сына, то он прожил свою жизнь не зря. Давайте  и мы сейчас сделаем одно общее доброе дело.

 VIII. Составление общей картины.

(Учащиеся наклеивают на ватман дом, деревья, фигуры людей, животных, облака, солнце, цветы)

- Как мы назовём нашу картину?

- Какое чувство вы испытываете делая одно общее доброе дело?

IV. Итог занятия.

- Какими людьми мы должны с вами оставаться?

- Вы ещё дети и вас ждёт впереди ещё много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде всего вы должны оставаться людьми.

Рефлексия.

- Что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?

  • А теперь вы, ребята, попробуйте определить, в каком значении употреблено слово добрый в словосочетаниях, заменив его синонимом: добрая душа, добрые глаза, добрые вести, добрые дела, добрый знакомый, доброе здоровье, доброе имя, добрая часть.

Слова для справок: отзывчивая душа, приветливые (ласковые) глаза, хорошие вести, нравственные (полезные) дела, близкий знакомый, отличное здоровье, честное имя, значительная часть.

Ребята, а вам не кажется, что получившиеся словосочетания вполне можно использовать для составления словесного портрета доброго человека? Давайте дорисуем этот портрет.

  • Как, на ваш взгляд, выглядит добрый человек?

…Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Есть среди окружающих вас такие люди? Конечно.

  • Какой человек может быть добрым?

…Добрым может быть только тот, кто всегда внимателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.

  • Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?

…Любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.

…Да, ребята, доброта, милосердие, вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Поэтому доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье», а великий русский писатель Л. Н. Толстой утверждал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».

4.Подведение итогов. Итак, ребята я, думаю, что уже никто не сомневается, что основное назначение человека – творить добро. Верно? Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!

  • И в заключение нашего разговора предлагаю вспомнить известную песню «Дорога добра».

  1. Рефлексия. На солнце-символе написать, что такое доброта. Ребята зачитывают несколько ответов.


Час общения: «Урок доброты и дружбы».

Цель: способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе.

Подготовка: плакат «Часы жизни», стихотворения, пословицы, энциклопедический словарь, игры — беседы.

План проведения

Часть 1: Сообщение темы и цели.

Проблемная ситуация: «Ребята, о каком нравственном качестве человека будем говорить, догадайтесь по следующим стихотворным строкам?».

Вариант №1

Вариант №2

Вариант №3

Чтоб невзгоды побеждать,

Мало просто много знать

Надо быть активным, смелым

Ну а добрым – непременно!


Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо

Не богаты их корма,

Горсть одна – и не страшна будет им зима.

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день.

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу:

кузнецу, ткачу, врачу.

«С добрым утром»- я кричу.

«Добрый день»- кричу я в след,

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю, Всех, домой спешащих к чаю.

(Предварительно подготовленные учащиеся читают стихотворения).

Обобщение учителя после ответов детей на вопрос проблемной ситуации: «Будем сегодня говорить об очень важном качестве человека - ДОБРОТЕ!»

Часть 2: Развитие темы разговора.

а) « Понятие ДОБРОТА»

- Ребята, каково значение слова «добро», «доброта»? (опрос 2-3 чел).

- Чтобы точно знать значение слова, необходимо обратиться к справочной литературе, в частности к энциклопедическому словарю. (вместе находим значение термина) «Словарь русского языка» С.И. Ожёгова даёт следующее толкование этого слова: добро – всё положительное, хорошее, полезное. (страница 137). От этого слова образовано много других слов. Сейчас их прочитаем и подумаем, есть ли что-то общее между ними?

Добрый, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, добрососедский…(там же в словаре)

- Ребята, если существует понятие «добро», значит существует и понятие «зло». – Можно ли определить, о добром или о злом говорит человек, добрый или злой поступок совершает? Как? А почему человек бывает злой? Как помочь этому человеку? – Надо подойти и ненавязчиво спросить: «Вам не нужна помощь?» - Можно ли отвечать злом на зло? А почему?

- Если вы будете радоваться добрым поступкам других, то, как думаете, будут ли они отвечать вам тем же?

- Что вы чувствуете, когда совершили добрый поступок?

- Назовите, кто и когда совершил добрый поступок по отношению к вам?

- Какие добрые поступки совершали вы? - Почему говорят: «Добрые мамины глаза умеют лечить, успокаивать, помогают малышу расти…»?

_ В каких случаях у вашей мамы бывают добрые глаза? Как заметить, что глаза добрые?

Обобщение: Вот какое огромное значение имеет слово «доброта». Когда мы об этом сейчас говорили, то я заметила, что ваши лица стали светлее, глаза добрее.

б) «Художественная литература учит добру»

- Ребята, как вы думаете, доброте надо учиться или нет?

Почему так думаете? Если надо, то как?

- Ребята, вы все любите сказки и много их знаете. В каждой сказке показано, как добро побеждает зло. Приведите пример победы добра над злом из своей любимой сказки. (4-7 учащихся).

- А сколько существует пословиц, поговорок о доброте:

«Добром на добро платят»

« «Пожелай добра своему ближнему»

«»Поминай добром»

«Судят не по словам, а по добрым делам»

«Жизнь дана на добрые дела»

«При солнышке светло, при матери – добро»

в) «Часы жизни»

- Ребята, посмотрите на этот плакат и скажите, что он обозначает?

В каждом круге иллюстрация с изображением человека на разных

возрастных этапах: от рождения до глубокой старости.

Переводя стрелку, разбираем содержание иллюстраций схеме: какие добрые дела человек уже успел сделать и чем огорчил окружающих?

Например: На этой иллюстрации показано, что человек только родился. Малыш сам ничего не умеет делать. Без помощи других он не выживет. Почему он плачет? Наверное, испугался, ведь не знает, кто рядом с ним, вдруг будут обижать? Но все к нему относятся с добром, заботой, с удовольствием ухаживают за ним. Также и за вами ухаживали, когда вы были совсем маленькими.

Теперь переведём стрелку к следующей иллюстрации, где малышу уже годик. Чем он огорчал своих близких? (плакал ночами, когда резались зубки, болел, может разбил чашку, разлил молоко, пачкал пелёнки и за ним стирали…) – А чем порадовал? (научился сначала ползать, ходить, произносить первые звуки и слова…, все радовались, что он растёт…)

Аналогично разбираем содержание всех иллюстраций, находя свой возраст, возраст родителей, бабушек и дедушек. Рассматривая последнюю иллюстрацию – «старчество» - отмечаем, что особенно по доброму надо относиться к пожилым людям, ведь они становятся как малые дети: им трудно ухаживать за собой, выносить мусор, помыть посуду, ходить в магазин за хлебом… Кто должен им помогать?

Обобщение: «Ребята этот плакат можно назвать «Часы жизни», потому что как один час не может наступить раньше другого часа, так и в жизни человека, один возраст не наступит раньше другого. В каждом возрасте человек совершает добрые поступки по отношению другого и другие люди, окружающие его, тоже совершают добрые поступки по отношению к нему. Малышам кажется, что жизнь очень длинная, но это ошибочно, она пролетает очень быстро. Поэтому человек должен успевать делать добрые дела, тогда ему будет радостнее жить. У него будет много друзей, всегда удача будет с ним.

г) «Мини – этюды». (Игры – беседы, предложенные Алябьевой Е.А.)

- Ребята, а сейчас мы поиграем в волшебные превращения:

Представим, что ты, Саша, превратился в муравья. Я буду беседовать с ним, а ты отвечать за него.

Аналогично проводим игру – беседу по темам: «Бездомному всегда плохо», «Пчела защищается вынуждено», «Представь, что ты – качели», «Ты – скамейка в парке», «Если бы ты был водосточной трубой», «Представь себя камнем у дороги» и др. (учитель по выбору проводит 2-3 игры – беседы).

д) «Правила доброты

- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила, которые соблюдают добрые люди? Какие? (вместе с детьми составляем правила доброго поведения, типа: каким голосом надо говорить?. Надо ли замечать настроение других людей? Надо ли тщательно подбирать слова в общении? Может ли быть добрым ученик, который бегает по школе? Почему? Если ученик забыл ручку дома, надо ли ему помочь? А если этот ученик каждый день забывает ручку, линейку, книгу, доброе ли дело делаем, помогая ему? Почему? И самое, наверное, главное: ученик ходит в школу. Все сидят в одном классе, учитель всем одинаково объясняет учебный материал. Но одни стараются всё понять, точно выполнить, а другие очень неответственно относятся к учёбе. Такие ребята не по-доброму относятся к своей семье, ведь в школе они – представители своей семьи, своей фамилии. Они должны помнить, что надо с гордостью носить свою фамилию и, об этом некоторым следует задуматься, пересмотреть своё отношение к учёбе, одноклассникам…

- Ребята, сейчас познакомимся с законами ДРУЖБЫ. Но я уверена. Что вы многие из них знаете и соблюдаете.

Один за всех и все за одного

Помоги человеку и животному в беде

Не ябедничай, лучше сам поправь

Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, чем у других

Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получается

В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи

Искренне интересуйся делами друзей

Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах

- Ребята, я приготовила пословицы о дружбе, доброте, высказывание разных людей об этих качествах, законы дружбы. Мы разместим этот материал в классе и будем часто читать их, и все запомним и, главное, будем следовать им.. Ведь они очень помогут вам в жизни.



Часть 3. Заключительная.

Обобщение: «Ребята, у нас сегодня был очень важный разговор – мы говорили о доброте, о дружбе. Конечно, не главное, говорить о доброте, дружбе, а главное – поступать всегда по доброму, по дружески, с уважением друг к другу. Надо любить и беречь своих близких, друзей. И даже к незнакомым людям надо относиться уважительно.

Ребята, запомните, СИЛА ЧЕЛОВЕКА - В ДРУЖБЕ.

ДРУЖБА – ЭТО КОГДА ЛЮДИ ХОТЯТ ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ, УВАЖАЮТ ПРАВА ДРУГ ДРУГА, СОБЛЮДАЮТ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ, УМЕЮТ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ, ТЕРПИМЫ И СПРАВЕДЛИВЫ ДРУГ К ДРУГУ!

Игра «Комплименты»

«Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.

Пение, слушание песен о дружбе и чаепитие.
















































Законы дружбы

1. Один за всех и все за одного

2. Помоги друзьям в беде.

3. Не ябедничай, лучше сам поправь.

4. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается.

5. Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получилось.

6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.

7. Искренне интересуйся делами друзей.

8. Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах.







Пословицы о дружбе

Новых друзей наживай, а старых не забывай.

Сам пропадай, а друга выручай.

Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.

Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.

Не тот друг, кто маслом мажет, а тот, кто правду скажет

Нет друга – ищи, нашёл – береги!

С пчёлкой дружить – в медку быть, а с жуком связаться – в беде оказаться.

Для друга семь вёрст не околица.

Конь познаётся при дороге, а друг при беде.

С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.

Хорошие друзья – это твоё богатство!

Сила человека – в дружбе! Дружба – это когда люди хотят доверять друг другу, уважают права друг друга, соблюдают законы дружбы, умеют признавать свои ошибки, терпимы и справедливы друг к другу!




Давайте, люди, дружить друг с другом:

Как птица - с небом, как травы с лугом.

Как ветер - с морем, поля - с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Дружат птицы в вышине

Дружат рыбы в глубине.

Дружит с небом океан,

Дружат люди разных стран.

Дружат солнце и весна

Дружат звёзды и луна!

Дружат в море корабли

Дружат дети всей земли!

Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины». Видеосюжет

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Предположите,  что будет  проблемой в этой ситуации.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? 

Чем вызвана обида?

Ученики отвечают на вопросы учителя

 3 этап. Целеполагание

Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)

Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?

   Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4)

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

План урока:

1. Понятие общения.

 2. Способы общения.

3. Правила общения.

Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение

4 этап. Открытие нового знания

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

общение

Обобщает все сказанное ученикам:

Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:

-обмен информацией;

-взаимопонимание;

-взаимодействие   (слайд № 5).

Учитель:  Познакомьтесь с высказываниями  ученых,  философов об общении. (Работа в группах)(слайд №7)

Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».

Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

Человек по своей природе есть существо общественноеАристотель.

Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.

Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах.

Совершенствоваться можно только в жизни  и в общении с людьми.

 Л.Н. Толстой.   

  Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Виссарион Григорьевич Белинский (ученики

Учитель:  Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

 Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки.  Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы:

5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.  

1 группа                          

Перед вами лежит  перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению



Дружелюбие                              Любознательность

Внимательность                        Жадность

Высокомерие                             Уважение

Равнодушие                                Подлость

Отзывчивость                            Зависть

 Честность                                  Целеустремленность

 Доброта                                      Гнев

 Общительность,                        Восторг

 Чувство юмора

Уважение

 

2 группа

Учитель   Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

Речевое общение

Неречевое общение



Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

3 группа  

Составьте памятку  «Как правильно слушать».

Проявляй терпение: не прерывай, не мешай. Помни, что задача слушающего – помочь в выражении проблем говорящего.

Не давай оценок человеку: если ты будешь оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить тебе.

Не старайся решать, кто прав, а кто виноват. Сосредоточься на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока ты слушаешь.

Не давай советов: помни, что лучшие решения – это те, к которым человек приходит сам, а не те, которые кто – то подсказал.

Не слушай своего собеседника и старайся увидать в его словах и позиции отрицательные моменты.

4 группа

Учитель: Заполните таблицу «Особенности общения со сверстниками, старшими и с младшими».

Особенности общения

Со сверстниками

Со старшими

С младшими




 Найдите в приведенном ниже списке примеры особенностей общения (можно добавить от себя).

  1. обязательное возникновение конфликта

  2. уважение к возрасту старших

  3. сложность с пониманием относиться к фантазиям младших

  4. общение подразумевает полное равенство

  5. для родителей их дети всегда выступают в роли ребенка

- Рассмотри в качестве примера любую ситуацию из своей жизни, в которой ты проявляешь себя в общении?

Физкультминутка.  (Приложение )

 Учитель: давайте попробуем сформулировать определение: Что такое общение? (дети дают свою формулировку)  Запись в тетрадь:

Общение – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности. (Слайд № 8)

Итак,  мы узнали, что такое общение, но для чего люди общаются,  каковы цели общения?

Каким образом происходит общение? Давайте рассмотрим  средства общения

 О них вы узнаете, прочитав  в учебнике с.68-69. (слайд №9).

Учитель:

Назовите средства общения. Составьте схему: Средства общения

Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью

Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания, развитие человека.

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения).  (слайд № 10)

Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения

О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11-13)

6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке  (слайд №14)

Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:

 Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.

Подводит учащихся к  выводу, о том,  что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».  

Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)  

К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты

7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала.

Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины»

Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.

Почему возникают барьеры общения?(слайд №17)

Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?

Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)

 8 этап. Этап  обобщения  м коррекции полученных результатов

Таким образом, ребята,  при общении важно помнить, что

 любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам  (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми

 Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17)

9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

    Тест                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение

Б) ритуал

В) деятельность

Г) нормы

А2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3.Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б            г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а            в) верны оба суждения

б) верно только б           г) оба суждения неверны

10. Этап коррекции знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу. 

Ответы: 1- а 2- б  3- б   4- а 5 – в. (Слайд 19)

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2

11. Этап подведения итогов занятия.  (Слайд№ 20)

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в  жизни? Почему нельзя прожить без общения?  Почему без общения нет человека?  

  -через общение человек получает знания об окружающем мире;

 -с помощью общения происходит передача опыта;

 -усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые  выработаны человечеством;

 -благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

 -усваивают правила поведения и применяют их на практике;

 -такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

 -общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

 -любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Решение вопроса

Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.

8.Этап информации о домашнем задании.

Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради.  Составьте список  ваших личных заповедей общения.

        

9. Этап рефлексии     (Слайд 21)

Мне на уроке было интересно потому, что…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Для меня новым было…

Я получил удовольствие от того, что…

На уроке я себя чувствовала…

Больше всего меня заинтересовала…

Для меня было неожиданным…

Я узнал…

Удивительно было то, что…

 Раньше я не знал (а)…

Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.

- Слово не стрела, а в сердце язвит.

- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.

- Много наговорено, да мало переварено.

- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.

  • Будьте доброжелательны и вежливы.

  • Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.





3. Применение знаний и способов действий

1 группа

Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

- Качества, помогающие общению

- Качества, мешающие общению

  • Дружелюбие Любознательность Внимательность Высокомерие Уважение Равнодушие Подлость Отзывчивость

  • Зависть Честность Доброта Гнев Общительность Восторг Чувство юмора Уважение

2 группа

Учитель: Общение бывает речевое и неречевое. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

Средства

- Речевое общение

- Неречевое общение

  • Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент.

Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.

3 группа

Вербальное общениеВыразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.

Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им– раз!
А тут как раз она ползла,
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я ещё мала:
Я ничего не поняла.

Почему же не поняла сестричка рассказ брата?  (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).

  • Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».

Видит как-то гражданин,
Что сарай пылает.
Он звонит на «01»,

Срочно сообщает:
— Я не знаю, как начать…
Но, как говорится,
Я звоню вам, так сказать,
Чтобы поделиться…
В общем, значит, стало быть,
Тут такое дело…
Можно трубку положить:
Все уже сгорело!

-  Почему все уже сгорело?

-  Как нужно сообщать о пожаре?

  • Говорите правильно, четко, без лишних слов.

  • Подбирайте слова понятные собеседнику.

Задание.

  • Определите по картинкам эмоции людей. (показываются картинки)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и  55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.

Физкультминутка

Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.

Читаем визуальную информацию.

Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.

(Ребята показывают различные позы).

1. Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен.
2. Наклон головы в сторону.
3. Корпус подан вперед, руки на бедрах.
4. Скрещенные конечности.
5. Стоять, сжимая кулаки.

  • Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.

Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.

- Что же помогает и что мешает общению?

Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.

Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

Задание.  Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения").

Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).

Не захватить, а ______________________ (отдать).

Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).

Не спрятать, а __________________________ (поделиться).

Не орать, а ____________________________ (выслушать).

Не разорвать, а _________________________ (склеить).

4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест

А 1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение

Б) ритуал

В) церемония

Г) нормы

А 2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3. Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь


А4. Верны ли суждения об общении:

А) Существует как речевое, так и неречевое общение. 

Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?


а) верно только А в) верны оба суждения

б) верно только Б г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения:

А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами. 

Б)Целью общения часто является само общение?


а) верно только А в) верны оба суждения

б) верно только Б г) оба суждения неверны


5. Коррекция знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.

Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в. 

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2


6. Подведение итогов занятия. 

- Что мы сегодня узнали на уроке?

- О каких правилах надо помнить во время общения?

  • Правила общения:

  1. Будьте доброжелательны и вежливы.

  2. Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.

  3. Говорите правильно, четко, без лишних слов.

  4. Подбирайте слова понятные собеседнику.

  5. Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.

  6. Не перебивайте собеседника, умейте слушать.

  7. Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.


7. Этап информации о домашнем задании. 

Учитель: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.

1. Изучив памятку: «Учимся общаться», составьте список ваших личных заповедей общения.

2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.









Если останется время, провести упражнение "Я рад общаться с тобой".


Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят, стоящих рядом, со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протягивают руку, пожимает ее и протягивает руку другому ребёнку, произнося эти же слова.

Учитель: На протяжении всего упражнения вы произносили замечательную фразу «Я рад общаться с тобой». Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу и слышали ее?



- Ребята, познакомившись с культурой общения, попробуем разыграть сценки. (Ролевая игра, затем обсуждение).

А) Поздоровайся с незнакомым человеком.

-Здравствуйте, извините, пожалуйста, вы не сможете мне помочь найти почту, я впервые в вашем городе.

- Конечно, идите прямо по улице, она выходит на главную площадь и там увидите здание почты.

- Спасибо большое.

- Пожалуйста.

Б) Похвали человека за хороший поступок.

- Андрей, мне папа марки привез.

- Это интересно, покажешь?

- Да, смотри.

- Какие красивые. У твоего папы хороший вкус. А я собираю о спорте. Хочешь, покажу тебе свои марки.

- Конечно.

В) Заговори первым при встрече с человеком, с которым у тебя произошла ссора?

- Марина, привет!

- Привет.

- Ты меня извини за вчерашний разговор. Я была неправа. Не обижайся на меня.

- Я не обижаюсь, давай это не будем вспоминать и продолжим дальше нашу дружбу

- Я согласна.

Г) Попроси приятеля о чем –то.

-Алло! Алеша, здравствуй!

- Здравствуй, Коля!

- У меня к тебе просьба. Я должен передать книгу одному знакомому. Мы договорились встретиться завтра в пять часов у стадиона. Но в это время буду занят. Ты не можешь мне помочь?

- Завтра в пять? Вообще–то могу. А как я его узнаю?

- Ну, это я тебе объясню. Спасибо за помощь.


Закрепление. Составление синквейна на тему «Общение».(5мин)

1строчка – одно существительное

2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна

3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна

4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме

5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение.

2. Речевое, повседневное.

3. Передавать, обмениваться, убеждать.

4. Человек без общения, как без воздуха.

5. Самовыражение.

Давай поболтаем!

Давай поговорим! В 1925 г. в Индии нашли мальчика лет девяти, который около семи лет прожил в волчьей стае. По уровню умственного развития ему было девять месяцев. Прожив четыре года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд.

Почему без общения нет человека? (Слайд 3)

УчительПочему без общения нет человека?

-через общение человек получает знания об окружающем мире;

-с помощью общения происходит передача опыта;

-общение позволяет усвоить нравственные ценности;

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки;

-усваивают правила поведения и применяют их на практике;

-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

-через общение человек получает сведения о самом себе.



 

Рейтинг материала:


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок доброты "Общение"

Автор: Мануйлова Екатерина Александровна

Дата: 30.08.2021

Номер свидетельства: 586036

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) ""Уроки доброты" по рассказу В. Г. Распутина "Уроки французского" "
    ["seo_title"] => string(60) "uroki-dobroty-po-rasskazu-v-g-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "170051"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423496361"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Урок доброты в регулярном классе"
    ["seo_title"] => string(33) "urok_dobroty_v_reguliarnom_klasse"
    ["file_id"] => string(6) "518085"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566391611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(216) "Конспект интегрированной, непосредственно образовательной деятельности в старшей группе: « Урок доброты и мужества»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_integrirovannoi_neposredstvenno_obrazovatelnoi_deiatelnosti_v_starshei_"
    ["file_id"] => string(6) "619503"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1670448704"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспект урока по самопознанию " Дорогой добра""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt_uroka_po_samopoznaniiu_doroghoi_dobra"
    ["file_id"] => string(6) "389907"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486648686"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Конспект Урок - раздумье "Нести добро людям" (по рассказу В. Распутина "Уроки французского") "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-urok-razdum-ie-niesti-dobro-liudiam-po-rasskazu-v-rasputina-uroki-frantsuzskogho"
    ["file_id"] => string(6) "102628"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402538815"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства