Просмотр содержимого документа
«Урок доброты "Общение"»
Ход занятия
I Вступительное слово учителя
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок1
II. Игра «Ах, замечательно!»
( Данные слова дети должны произнести с разной интонацией)
III. Сообщение темы занятия
- Сегодня у нас необычный урок. Урок доброты. Мы поговорим о том, что такое хорошо и что такое плохо, вспомним «волшебные слова», которые мы должны использовать в своей речи.
IV. Беседа
- Что такое добро?
- Какие слова предстают перед вами, когда вы слышите это слово?
- Дети, но есть и нечто противоположное добру. Что это такое?
- Мы с вами живём на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит люди могут творить и добрые, и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро. (зло)
- Ребята, вы любите путешествовать?! Давайте представим, что мы с вами отправляемся на ракете в космическое пространство. Итак, мы приземляемся на планете добра. Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем.
- А теперь вернёмся на родную планету, чтобы делать добрые дела здесь.
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки не делает зла.
-Какого же человека можно назвать добрым?
М.О. Добрый человек- это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Он любит птиц, зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
- Вспомните, как мы иначе называем добрые слова?
V. Игра «Доскажи словечко»
- Вот сейчас и проверим, знаете ли вы эти «волшебные слова». Я буду читать рассказ, а вы вставлять подходящее слово.
Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и сказал женщине………. Женщина вежливо поблагодарила Вову………Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал…..
- Молодцы! А какие ещё вежливые слова вы знаете?
( Дети читают стихи)
- Добрый день!- тебе сказали.
- Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Нам желают «Доброго пути!»-
Будет легче ехать и идти.
Приведёт, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
-«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.
-«Здравствуй!»- улыбнётся он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет человек.
За что мы говорим «Спасибо!»?
За всё, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Отменить, что ли, слово «Пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, без слова «пожалуйста»
Нам становится неуютно.
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать
И что обещал- забывать.
А если я всё же забуду-
Простите. Я больше не буду!
VI. Беседа
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, в природе?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым и почему?
- Что нужно для того чтобы человек был добрым?
VII. Игра «сказочные герои»
- Вы все любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете добрый он или злой. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а злой- закрываете лицо ладонями. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас- Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)
-На какого героя вы бы хотели быть похожими? Почему?
VII. Игра «Чаша весов»
- Как вы думаете, чего на свете больше- добра или зла?
- Сразу ответить трудно. Может быть нам в этом помогут весы. На одну чашу весов мы будем класть «зло» (зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. ( Дети подходят к весам называют доброе дело и кладут капельку)
- Вот видите, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки в реки. Реки в моря добра. Хорошо когда человек прожил свою жизнь не зря, оставил после себя добрый след. Говорят, если человек вырастил сад, построил дом и вырастил сына, то он прожил свою жизнь не зря. Давайте и мы сейчас сделаем одно общее доброе дело.
VIII. Составление общей картины.
(Учащиеся наклеивают на ватман дом, деревья, фигуры людей, животных, облака, солнце, цветы)
- Как мы назовём нашу картину?
- Какое чувство вы испытываете делая одно общее доброе дело?
IV. Итог занятия.
- Какими людьми мы должны с вами оставаться?
- Вы ещё дети и вас ждёт впереди ещё много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде всего вы должны оставаться людьми.
Рефлексия.
- Что вам больше всего запомнилось с нашего занятия?
А теперь вы, ребята, попробуйте определить, в каком значении употреблено слово добрый в словосочетаниях, заменив его синонимом: добрая душа, добрые глаза, добрые вести, добрые дела, добрый знакомый, доброе здоровье, доброе имя, добрая часть.
Слова для справок:отзывчивая душа, приветливые (ласковые) глаза, хорошие вести,нравственные (полезные) дела, близкий знакомый, отличное здоровье,честное имя,значительная часть.
Ребята, а вам не кажется, что получившиеся словосочетания вполне можно использовать для составления словесного портрета доброго человека? Давайте дорисуем этот портрет.
Как, на ваш взгляд, выглядит добрый человек?
…Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах. Есть среди окружающих вас такие люди? Конечно.
Какой человек может быть добрым?
…Добрым может быть только тот, кто всегда внимателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.
Как вы думаете, какие правила доброты необходимо выполнять, чтобы быть добрым?
…Любить людей, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей.
…Да, ребята, доброта, милосердие, вырабатывались человечеством в течение столетий, для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Поэтому доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье», а великий русский писатель Л. Н. Толстой утверждал: «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других».
4.Подведение итогов. Итак, ребята я, думаю, что уже никто не сомневается, что основное назначение человека – творить добро. Верно? Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
И в заключение нашего разговора предлагаю вспомнить известную песню «Дорога добра».
Рефлексия. На солнце-символе написать, что такое доброта. Ребята зачитывают несколько ответов.
Час общения: «Урок доброты и дружбы».
Цель: способствовать формированию представлений о нравственном качестве – доброжелательном отношение к окружающему миру, дружбе.
Обобщение учителя после ответов детей на вопрос проблемной ситуации: «Будем сегодня говорить об очень важном качестве человека - ДОБРОТЕ!»
Часть 2: Развитие темы разговора.
а) « Понятие ДОБРОТА»
- Ребята, каково значение слова «добро», «доброта»? (опрос 2-3 чел).
- Чтобы точно знать значение слова, необходимо обратиться к справочной литературе, в частности к энциклопедическому словарю. (вместе находим значение термина) «Словарь русского языка» С.И. Ожёгова даёт следующее толкование этого слова: добро – всё положительное, хорошее, полезное. (страница 137). От этого слова образовано много других слов. Сейчас их прочитаем и подумаем, есть ли что-то общее между ними?
Добрый, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросовестный, добросердечный, добрососедский…(там же в словаре)
- Ребята, если существует понятие «добро», значит существует и понятие «зло». – Можно ли определить, о добром или о злом говорит человек, добрый или злой поступок совершает? Как? А почему человек бывает злой?Как помочь этому человеку? – Надо подойти и ненавязчиво спросить: «Вам не нужна помощь?» - Можно ли отвечать злом на зло? А почему?
- Если вы будете радоваться добрым поступкам других, то, как думаете, будут ли они отвечать вам тем же?
- Что вы чувствуете, когда совершили добрый поступок?
- Назовите, кто и когда совершил добрый поступок по отношению к вам?
- Какие добрые поступки совершали вы? - Почему говорят: «Добрые мамины глаза умеют лечить, успокаивать, помогают малышу расти…»?
_ В каких случаях у вашей мамы бывают добрые глаза? Как заметить, что глаза добрые?
Обобщение: Вот какое огромное значение имеет слово «доброта». Когда мы об этом сейчас говорили, то я заметила, что ваши лица стали светлее, глаза добрее.
б) «Художественная литература учит добру»
- Ребята, как вы думаете, доброте надо учиться или нет?
Почему так думаете? Если надо, то как?
- Ребята, вы все любите сказки и много их знаете. В каждой сказке показано, как добро побеждает зло. Приведите пример победы добра над злом из своей любимой сказки. (4-7 учащихся).
- А сколько существует пословиц, поговорок о доброте:
«Добром на добро платят»
« «Пожелай добра своему ближнему»
«»Поминай добром»
«Судят не по словам, а по добрым делам»
«Жизнь дана на добрые дела»
«При солнышке светло, при матери – добро»
в) «Часы жизни»
- Ребята, посмотрите на этот плакат и скажите, что он обозначает?
В каждом круге иллюстрация с изображением человека на разных
возрастных этапах: от рождения до глубокой старости.
Переводя стрелку, разбираем содержание иллюстраций схеме: какие добрые дела человек уже успел сделать и чем огорчил окружающих?
Например: На этой иллюстрации показано, что человек только родился. Малыш сам ничего не умеет делать. Без помощи других он не выживет. Почему он плачет? Наверное, испугался, ведь не знает, кто рядом с ним, вдруг будут обижать? Но все к нему относятся с добром, заботой, с удовольствием ухаживают за ним. Также и за вами ухаживали, когда вы были совсем маленькими.
Теперь переведём стрелку к следующей иллюстрации, где малышу уже годик. Чем он огорчал своих близких? (плакал ночами, когда резались зубки, болел, может разбил чашку, разлил молоко, пачкал пелёнки и за ним стирали…) – А чем порадовал? (научился сначала ползать, ходить, произносить первые звуки и слова…, все радовались, что он растёт…)
Аналогично разбираем содержание всех иллюстраций, находя свой возраст, возраст родителей, бабушек и дедушек. Рассматривая последнюю иллюстрацию – «старчество» - отмечаем, что особенно по доброму надо относиться к пожилым людям, ведь они становятся как малые дети: им трудно ухаживать за собой, выносить мусор, помыть посуду, ходить в магазин за хлебом… Кто должен им помогать?
Обобщение: «Ребята этот плакат можно назвать «Часы жизни», потому что как один час не может наступить раньше другого часа, так и в жизни человека, один возраст не наступит раньше другого. В каждом возрасте человек совершает добрые поступки по отношению другого и другие люди, окружающие его, тоже совершают добрые поступки по отношению к нему. Малышам кажется, что жизнь очень длинная, но это ошибочно, она пролетает очень быстро. Поэтому человек должен успевать делать добрые дела, тогда ему будет радостнее жить. У него будет много друзей, всегда удача будет с ним.
- Ребята, а сейчас мы поиграем в волшебные превращения:
Представим, что ты, Саша, превратился в муравья. Я буду беседовать с ним, а ты отвечать за него.
Аналогично проводим игру – беседу по темам: «Бездомному всегда плохо», «Пчела защищается вынуждено», «Представь, что ты – качели», «Ты – скамейка в парке», «Если бы ты был водосточной трубой», «Представь себя камнем у дороги» и др. (учитель по выбору проводит 2-3 игры – беседы).
д) «Правила доброты
- Ребята, как вы думаете, существуют ли правила, которые соблюдают добрые люди? Какие? (вместе с детьми составляем правила доброго поведения, типа: каким голосом надо говорить?. Надо ли замечать настроение других людей? Надо ли тщательно подбирать слова в общении? Может ли быть добрым ученик, который бегает по школе? Почему? Если ученик забыл ручку дома, надо ли ему помочь? А если этот ученик каждый день забывает ручку, линейку, книгу, доброе ли дело делаем, помогая ему? Почему? И самое, наверное, главное: ученик ходит в школу. Все сидят в одном классе, учитель всем одинаково объясняет учебный материал. Но одни стараются всё понять, точно выполнить, а другие очень неответственно относятся к учёбе. Такие ребята не по-доброму относятся к своей семье, ведь в школе они – представители своей семьи, своей фамилии. Они должны помнить, что надо с гордостью носить свою фамилию и, об этом некоторым следует задуматься, пересмотреть своё отношение к учёбе, одноклассникам…
- Ребята, сейчас познакомимся с законами ДРУЖБЫ. Но я уверена. Что вы многие из них знаете и соблюдаете.
Один за всех и все за одного
Помоги человеку и животному в беде
Не ябедничай, лучше сам поправь
Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, чем у других
Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получается
В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи
Искренне интересуйся делами друзей
Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах
- Ребята, я приготовила пословицы о дружбе, доброте, высказывание разных людей об этих качествах, законы дружбы. Мы разместим этот материал в классе и будем часто читать их, и все запомним и, главное, будем следовать им.. Ведь они очень помогут вам в жизни.
Часть 3. Заключительная.
Обобщение: «Ребята, у нас сегодня был очень важный разговор – мы говорили о доброте, о дружбе. Конечно, не главное, говорить о доброте, дружбе, а главное – поступать всегда по доброму, по дружески, с уважением друг к другу. Надо любить и беречь своих близких, друзей. И даже к незнакомым людям надо относиться уважительно.
Ребята, запомните,СИЛА ЧЕЛОВЕКА - В ДРУЖБЕ.
ДРУЖБА – ЭТО КОГДА ЛЮДИ ХОТЯТ ДОВЕРЯТЬ ДРУГ ДРУГУ, УВАЖАЮТ ПРАВА ДРУГ ДРУГА, СОБЛЮДАЮТ ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ, УМЕЮТ ПРИЗНАВАТЬ СВОИ ОШИБКИ, ТЕРПИМЫ И СПРАВЕДЛИВЫ ДРУГ К ДРУГУ!
Игра «Комплименты»
«Ребята, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и, глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу.
Пение, слушание песен о дружбе и чаепитие.
Законы дружбы
1. Один за всех и все за одного
2. Помоги друзьям в беде.
3. Не ябедничай, лучше сам поправь.
4. Не зазнавайся, если у тебя что-то очень хорошо получается.
5. Не сердись, не падай духом, если у тебя что-то не получилось.
6. В разговоре, в игре не будь грубым, не кричи.
7. Искренне интересуйся делами друзей.
8. Будь хорошим слушателем, поощряй друга говорить о своих проблемах.
Пословицы о дружбе
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Сам пропадай, а друга выручай.
Дружба дружбе рознь – иную хоть брось.
Вещь хороша, когда новая, а друг – когда старый.
Не тот друг, кто маслом мажет, а тот, кто правду скажет
Нет друга – ищи, нашёл – береги!
С пчёлкой дружить – в медку быть, а с жуком связаться – в беде оказаться.
Для друга семь вёрст не околица.
Конь познаётся при дороге, а друг при беде.
С хорошим другом веселей при удаче, легче в беде.
Хорошие друзья – это твоё богатство!
Сила человека – в дружбе! Дружба – это когда люди хотят доверять друг другу, уважают права друг друга, соблюдают законы дружбы, умеют признавать свои ошибки, терпимы и справедливы друг к другу!
Давайте, люди, дружить друг с другом:
Как птица - с небом, как травы с лугом.
Как ветер - с морем, поля - с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!
Дружат птицы в вышине
Дружат рыбы в глубине.
Дружит с небом океан,
Дружат люди разных стран.
Дружат солнце и весна
Дружат звёзды и луна!
Дружат в море корабли
Дружат дети всей земли!
Предлагаю вам посмотреть небольшую серию из российского мультипликационного сериала «Барбосскины». Видеосюжет
Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?
Предположите, что будет проблемой в этой ситуации.
Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?
Чем вызвана обида?
Ученики отвечают на вопросы учителя
3 этап. Целеполагание
Далее учитель знакомит учащихся с высказыванием А.Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения” (Слайд 1) и побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.
Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.
Итак, ребята, как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?
Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”. (Слайд 2. тема урока “Общение”.)
Учитель вновь активизирует мыследеятельность детей напоминает им , что общение это один из видов деятельности и задает вопрос по структуре деятельности. Из чего состоит любая деятельность?
Ученики отвечают на вопрос учителя. Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.
Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока. (слайд №4)
Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.
Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.
План урока:
1. Понятие общения.
2. Способы общения.
3. Правила общения.
Учитель организует работу учащихся по составленному плану. Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение” Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение
4 этап. Открытие нового знания
Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.
общение
Обобщает все сказанное ученикам:
Все ваши ассоциации можно систематизировать в следующее:
-обмен информацией;
-взаимопонимание;
-взаимодействие (слайд № 5).
Учитель: Познакомьтесь с высказываниями ученых, философов об общении. (Работа в группах)(слайд №7)
Алексей Максимович Горький: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего».
Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Человек по своей природе есть существо общественное. Аристотель.
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. Уильям Блэкстоун.
Общение облагораживает и возвышает. Людвиг Фейербах.
Совершенствоваться можно только в жизни и в общении с людьми.
Л.Н. Толстой.
Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
Виссарион Григорьевич Белинский (ученики
Учитель: Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Общаться не всегда легко. Но иногда этому могут научить нас русские пословицы и поговорки. Давайте их вспомним вместе. (Ученики называют пословицы:
5 Этап проверки и понимания учащимися нового материала.
1 группа
Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу
Качества, помогающие общению
Качества, мешающие общению
Дружелюбие Любознательность
Внимательность Жадность
Высокомерие Уважение
Равнодушие Подлость
Отзывчивость Зависть
Честность Целеустремленность
Доброта Гнев
Общительность, Восторг
Чувство юмора
Уважение
2 группа
Учитель Общение бывает речевое и неречевое Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.
Итак, мы узнали что такое общение, а сейчас познакомимся со Способами общения
О них вы узнаете, прочитав в учебнике с. 68–69. (слайл№ 11-13)
6 этап. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление
Организация осмысления изучаемого материала Чтобы лучше понять как сочетаются средства общения поработаем по-цепочке (слайд №14)
Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:
Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.
Подводит учащихся к выводу, о том, что в общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».
Посмотрите на диаграмму (Слайд № 15), здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)
К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты
7 этап.Этап проверки понимания учащимися нового материала.
Продолжение просмотра видеоролика «Барбосскины»
Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.
Почему возникают барьеры общения?(слайд №17)
Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?
Какой смысл заложен в этом сюжете? (дети отвечают)
8 этап. Этап обобщения м коррекции полученных результатов
Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что
любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе) Предлагает по группам (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми
Дети сравнивают свои результаты со слайдом (Работа со слайдом №17)
9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) деятельность
Г) нормы
А2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3.Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только а в) верны оба суждения
б) верно только б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?
а) верно только а в) верны оба суждения
б) верно только б г) оба суждения неверны
10. Этап коррекции знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.
Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в. (Слайд 19)
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Более 3 ошибок - 2
11. Этап подведения итогов занятия. (Слайд№ 20)
Учитель: Что нового мы узнали на уроке?Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни?Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?
-через общение человек получает знания об окружающем мире;
-с помощью общения происходит передача опыта;
-усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;
-усваивают правила поведения и применяют их на практике;
-такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;
-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
-любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.
Решение вопроса
Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.
8.Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради. Составьте список ваших личных заповедей общения.
9. Этап рефлексии (Слайд 21)
Мне на уроке было интересно потому, что…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Для меня новым было…
Я получил удовольствие от того, что…
На уроке я себя чувствовала…
Больше всего меня заинтересовала…
Для меня было неожиданным…
Я узнал…
Удивительно было то, что…
Раньше я не знал (а)…
Задание заключается в том, чтобы из половинок фраз, которые изображены на доске, составить пословицу.
- Слово не стрела, а в сердце язвит.
- Доброе слово дом построит, а злое разрушит.
- Много наговорено, да мало переварено.
- Кто говорит, что хочет, сам услышит, чего не хочет.
Будьте доброжелательны и вежливы.
Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
3. Применение знаний и способов действий.
1 группа
Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу
Учитель: А ещё, ребята, во время общения важно с какой интонацией вы произносите слова.
3 группа
Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение А. Л. Барто “Сильное кино”.
Заранее, заранее всё было решено: У школьников собрание, потом у них кино. Домой придёт мой старший брат, Он мне расскажет всё подряд, Он объяснит мне что к чему, А я большая! Я пойму. И вот он начал свой рассказ: – Они ползут, а он им– раз! А тут как раз она ползла, А он как даст ему со зла! Они ей – раз! Она им – раз! Он был с ней заодно… Ух, сильное кино! Нет, видно я ещё мала: Я ничего не поняла.
Почему же не поняла сестричка рассказ брата? (Он пытается рассказать о фильме. О действиях героев, за которых он переживал. Пробует рассказать и не может – не хватает слов (вместо глаголов употребляет слова-заменители).
Прокомментируйте стихотворение А. Хайта «Лишние слова».
Видит как-то гражданин, Что сарай пылает. Он звонит на «01»,
Срочно сообщает: — Я не знаю, как начать… Но, как говорится, Я звоню вам, так сказать, Чтобы поделиться… В общем, значит, стало быть, Тут такое дело… Можно трубку положить: Все уже сгорело!
- Почему все уже сгорело?
- Как нужно сообщать о пожаре?
Говорите правильно, четко,без лишних слов.
Подбирайте слова понятные собеседнику.
Задание.
Определите по картинкам эмоции людей. (показываются картинки)
Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты. Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Да потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать ее наличие элементарно. Проведем эксперимент.
Физкультминутка
Попробуйте развернуть плечи, закинуть руки за голову, откинуться на спинку стула и почувствовать себя несчастными. Получается? А теперь согнитесь «в три погибели», опустите плечи и голову и вызовите состояние радости. Не получается? И не получится, потому что сгибает нас несчастье, а радость, наоборот, заставляет раскрыться.
Читаем визуальную информацию.
Поза тела, мимика, жестикуляция, которыми пользуется человек в каждую минуту, неслучайны, они являются прямыми выражением его психического состояния. Может ли вы определить это психическое состояние сейчас мы и проверим.
(Ребята показывают различные позы).
1. Руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен. 2. Наклон головы в сторону. 3. Корпус подан вперед, руки на бедрах. 4. Скрещенные конечности. 5. Стоять, сжимая кулаки.
Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Многим людям неуютно среди людей именно из-за неумения общаться.
- Что же помогает и что мешает общению?
Для человека важно полноценное общение. А оно зависит от содержания. Под содержанием общения понимается то, что сообщается и как сообщается. Оказывается, для полноценного общения мало иметь какие-то знания, информацию, важно уметь сообщать людям эти сведения. И здесь необходимо не только обладать культурой речи, но и уметь (и хотеть) учитывать интерес других к вашим сообщениям. Именно об этом говорил Л.Н. Толстой, утверждая, что не от недостатка ума нет разговора, а от эгоизма. Всякий человек хочет говорить о себе или о том, что его занимает. Для установления нормальных взаимоотношений между людьми важное значение имеет культура общения.
Есть ещё одна важная черта культуры общения – уступчивость. Иногда общение сравнивается с танцем. Для его успешного исполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра, сделать это с желанием и с тактом. В общении следует вступать без предвзятости, т.е., заранее принятого отрицательного отношения. М.Горький советовал: «Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего». Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
Задание.Культура общения (работа с текстом "Закончи предложения").
Попробуйте не наступать, а ______________________ (уступать).
Не захватить, а ______________________ (отдать).
Не кулак показать, а ______________________________________ (руку протянуть).
Не спрятать, а __________________________ (поделиться).
Не орать, а ____________________________ (выслушать).
Не разорвать, а _________________________ (склеить).
4. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Тест
А 1.Взаимные деловые или дружеские отношения людей:
А) общение
Б) ритуал
В) церемония
Г) нормы
А 2. Какое качество особенно ценится в общении?
А) умение интересно рассказывать
Б) умение слушать
В) умение рассмешить
Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами
А3. Общение – это
а) удовольствие;
б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;
в) дружба
г) любовь
А4. Верны ли суждения об общении:
А) Существует как речевое, так и неречевое общение.
Б) Даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
А5. Верны ли суждения о целях общения:
А) В ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами.
Б)Целью общения часто является само общение?
а) верно только А в) верны оба суждения
б) верно только Б г) оба суждения неверны
5. Коррекция знаний и способов действий.
Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.
Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в.
0 ошибок – 5
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Более 3 ошибок - 2
6. Подведение итогов занятия.
- Что мы сегодня узнали на уроке?
- О каких правилах надо помнить во время общения?
Правила общения:
Будьте доброжелательны и вежливы.
Взвешивайте каждое слово, сначала думайте, а потом говорите.
Говорите правильно, четко, без лишних слов.
Подбирайте слова понятные собеседнику.
Во время общения помнить, что поза, мимика и жесты тоже несут информацию.
Не перебивайте собеседника, умейте слушать.
Общение должно быть интересно всем собеседникам, не будьте навязчивы.
7. Этап информации о домашнем задании.
Учитель: Параграф 8, выберите одно из этих заданий.
2. Подобрать 3 пословицы (поговорки) или стихотворение об общении. Записать их в тетрадь.
Если останется время, провести упражнение "Я рад общаться с тобой".
Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает одному из участников протянуть руку кому-нибудь из ребят, стоящих рядом, со словами: «Я рад общаться с тобой». Тот, кому протягивают руку, пожимает ее и протягивает руку другому ребёнку, произнося эти же слова.
Учитель: На протяжении всего упражнения вы произносили замечательную фразу «Я рад общаться с тобой». Что вы чувствовали, когда произносили эту фразу и слышали ее?
- Ребята, познакомившись с культурой общения, попробуем разыграть сценки. (Ролевая игра, затем обсуждение).
А) Поздоровайся с незнакомым человеком.
-Здравствуйте, извините, пожалуйста, вы не сможете мне помочь найти почту, я впервые в вашем городе.
- Конечно, идите прямо по улице, она выходит на главную площадь и там увидите здание почты.
- Спасибо большое.
- Пожалуйста.
Б) Похвали человека за хороший поступок.
- Андрей, мне папа марки привез.
- Это интересно, покажешь?
- Да, смотри.
- Какие красивые. У твоего папы хороший вкус. А я собираю о спорте. Хочешь, покажу тебе свои марки.
- Конечно.
В) Заговори первым при встрече с человеком, с которым у тебя произошла ссора?
- Марина, привет!
- Привет.
- Ты меня извини за вчерашний разговор. Я была неправа. Не обижайся на меня.
- Я не обижаюсь, давай это не будем вспоминать и продолжим дальше нашу дружбу
- Я согласна.
Г) Попроси приятеля о чем –то.
-Алло! Алеша, здравствуй!
- Здравствуй, Коля!
- У меня к тебе просьба. Я должен передать книгу одному знакомому. Мы договорились встретиться завтра в пять часов у стадиона. Но в это время буду занят. Ты не можешь мне помочь?
- Завтра в пять? Вообще–то могу. А как я его узнаю?
- Ну, это я тебе объясню. Спасибо за помощь.
Закрепление. Составление синквейна на тему «Общение».(5мин)
1строчка – одно существительное
2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна
3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна
4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме
5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение.
2. Речевое, повседневное.
3. Передавать, обмениваться, убеждать.
4. Человек без общения, как без воздуха.
5. Самовыражение.
Давай поболтаем!
Давай поговорим! В 1925 г. в Индии нашли мальчика лет девяти, который около семи лет прожил в волчьей стае. По уровню умственного развития ему было девять месяцев. Прожив четыре года среди людей, он выучил несколько простых слов и команд.
Почему без общения нет человека? (Слайд 3)
Учитель: Почему без общения нет человека?
-через общение человек получает знания об окружающем мире;
-с помощью общения происходит передача опыта;
-общение позволяет усвоить нравственные ценности;
-благодаря общению люди учатся оценивать поступки;
-усваивают правила поведения и применяют их на практике;
-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;
-через общение человек получает сведения о самом себе.