kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Конфликт и пути его разрешения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: уточнение понятия "конфликт", осознание причин возникновения конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов. Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Конфликт и пути его разрешения"»

Урок по психологии по теме: «Конфликт и пути его разрешения»


Урок посвящён способам эффективного общения, так как многие дети просто не научены мирно решать конфликты.

Цель: уточнение понятия "конфликт", осознание причин возникновения конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Задачи:

• ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
• применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;
• развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Участники: учащиеся 8-11 классов.
Занятие рассчитано на 45мин.

Ход занятия

Эпиграф: «Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец

Организационный момент

1. ИГРА «ХОРОШО – ПЛОХО»

Играют по кругу. Первый человек начинает фразу со слов «Это хорошо…», называя какое-то событие, следующий опровергает его утверждение словами «Это плохо…» и т.д.
- Молодцы! Как вы думаете, чему учит эта игра?
В любом событии можно найти хорошее и плохое. И от того, как мы относимся к разным событиям в жизни, могут возникать различные ссоры и недопонимания.

Основная часть.

- Прошу вас занять места в зависимости от того, как вы относитесь к такому явлению социальной жизни, как конфликт.

Положительно не знаю отрицательно

Учащиеся садятся по группам.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В связи с этим , проблема социальных конфликтов стала предметом изучения многих наук. И, поскольку в нашей жизни все чаще конфликты неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностей. Но все мы знаем, что конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.

Давайте попробуем разобраться в этом наиболее доступным нам способом- способом изучения проблемы. Наша цель - найти наиболее эффективные способы выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения. Сегодня мы с вами поговорим о том, что же такое конфликты, о причинах возникновения конфликтов, их функции, а так же об основных моделях поведения личности в конфликтной ситуации. Но прежде я бы хотела узнать, а что же такое конфликт для каждого из вас?

2. Упражнение «Незаконченные предложения…»

Закончите фразу «Конфликт-это …..»

Определение конфликта.

Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация скрытого или явного противоборства сторон. И то, как будет протекать и разрешится конфликт зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Уже не вы управляете конфликтом, а он вами… Конфликт начинает жить своей жизнью.

Но здесь хотелось бы, чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни, так как выполняют важные функции в жизни человека и общества. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.

3. Игра практикум.
Существуют разные способы выхода из конфликта. 
В ходе этой игры мы рассмотрим некоторые из путей выхода из конфликта. Выбирают задания. Обсудить конфликтную ситуацию, предложить выход из этой ситуации.

Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

Ситуация №3

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.
Итак, как же выйти из конфликтной ситуации?!

Как видите, путей выхода из конфликта множество, но выделяют пять основных стратегий поведения:
Стратегия поведения в конфликтной ситуации – это направление и особенности действия конфликтующей стороны, выдерживаемые до завершения конфликта.

Итак:

  1. Соперничество оценивается практиками двояко, так как иногда приносит мгновенные позитивные последствия, но может также наносить значительный ущерб одной из сторон конфликта.

  2. Избегание - при отсутствии желания активных действий по достижению цели или времени на ее реализацию выбирают стратегию избегания. Если избегание используется на начальном этапе развития противоречия, конфликт затухает и сохраняет силы и ресурсы субъектов конфликта нерастраченными.

3. Приспособление – это вынужденная стратегия действия, обусловленная потерей сил, пониманием

невозможности альтернативного исхода или другими субъективными причинами.

4. Компромисс предпочтителен, когда субъекты конфликта обладают равными статусами и

ресурсными возможностями или существует опасность их потери при любом другом выборе

действия. Компромисс – самая распространенная стратегия в реальной жизни, так как позволяет

достаточно быстро урегулировать конфликт..

5. Сотрудничество – самая эффективная стратегия поведения. Позиции сторон приравниваются к

позициям союзников и партнеров, по этому возможно конструктивное разрешение конфликта.

Выбор сотрудничества обусловливается высокой значимостью разрешаемой проблемы для всех

сторон конфликта, а также их взаимозависимостью.

Так а что же такое сотрудничество? Давайте попробуем подобрать синонимы, которые вызывает у вас это слово:

поддержка, помощь, деловое общение, партнерство, заинтересованность, взаимодействие и т.д.

4. Игра «пчелы и змеи»

Чувствовали ли вы помощь со стороны команды?

Можно ли сказать что вы были сотрудниками?


Проживая жизнь, мы вновь и вновь попадаем в конфликтогенную зону, но мы не должны пугаться этого объективного обстоятельства. Нам необходимо разрешать конфликты так, чтобы никто не видел, что конфликты были.

5. Упражнение «Стиль поведения в конфликтной ситуации»

Группа 1- «Чтобы я победил, ты должен проиграть»

Группа 2 - « Чтобы ты выиграл, я должен проиграть»

Группа 3 - « Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»

Группа 4 - « Чтобы я выиграл, ты должен тоже выиграть»

Ребята работают в группах 3 минуты, затем каждая группа представляет свой результат - выбирают стиль поведения в конфликтной ситуации, дают ему краткую характеристику и заменяют девиз одним словом: 1. Конкуренция. 2. Приспособление. 3. Компромисс. 4. Сотрудничество.

Рефлексия урока.

6. Упражнение «Обратный отсчет…»

Ребята изменилось ли ваше представление о конфликте? Как? Что нового вы сегодня для себя открыли? Что и кому вы хотели бы пожелать?

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА: 
И в заключении хочется вам сказать - использование конструктивных путей решения конфликта поможет вам сохранить друзей и не обрести врагов.






































Также велась работа с молодыми педагогами: проведена диагностика(психологический портрет учителя и самооценка эмпатических способностей), проведены индивидуальные консультации. Проводились заседания школы молодого учителя:

- как быстрее адаптироваться к школе,обзор переодической психологической и педагогической печати, проблемы дисциплины на уроках(практикум по решению педагогических ситуаций), принципы эффективного взаимодействия с родителями учеников.


Также велась работа с молодыми педагогами - проводились заседания школы молодого учителя:

- практикум по решению педагогических ситуаций- проблемы дисциплины на уроках (методика «Педагогические ситуации», которая позволяет судить о педагогических способностях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описанных в ней педагогических ситуаций), организация ситуации успеха на уроке(с просмотром презентации), психологическая защита как ответная реакция на стрессовую ситуацию.

Подготовила и провела тренинговое занятие с педагогами:

«ОТ ЗДОРОВОГО, ТВОРЧЕСКОГО УЧИТЕЛЯ К ЗДОРОВОМУ, ТВОРЧЕСКОМУ УЧЕНИКУ!»

Положительно

не знаю

отрицательно







Ситуация №1

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?



Ситуация №2

В класс пришла новая девочка. Очень симпатичной внешности, хорошо одевается, хорошо учиться, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками.Естественно девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?



Ситуация №3

Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.


Чтобы я победил, ты должен проиграть



Чтобы ты выиграл, я должен проиграть



Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть



Чтобы я выиграл, ты должен тоже выиграть



Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….


Конфликт - это …………………………………………………………………….





«Будьте самоучками, не ждите, пока вас научит жизнь»

Станислав Ежи Лец



Конфликт - это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок "Конфликт и пути его разрешения"

Автор: Хмыз Юлия Владимировна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Социальный конфликт и пути его разрешения"
    ["seo_title"] => string(43) "sotsialnyi_konflikt_i_puti_ego_razresheniia"
    ["file_id"] => string(6) "538379"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580798505"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Социальный конфликт и пути его разрешения"
    ["seo_title"] => string(45) "sotsialnyi_konflikt_i_puti_ego_razresheniia_1"
    ["file_id"] => string(6) "538381"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1580799063"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Урок обществознания по теме: Конфликты в обществе "
    ["seo_title"] => string(60) "urok-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-konflikty-v-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "115043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411801510"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конфликты и пути их разрешения"
    ["seo_title"] => string(31) "konfliktyiputiikhrazrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "301556"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456937557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок "Конфликт и пути его разрешения""
    ["seo_title"] => string(40) "urok-konflikt-i-uti-iegho-razrieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181229"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1425312984"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства