Акмолинская область
Жаркаинский район
Отрадненская средняя школа
Тренинг
на тему:
«Зачем нам чувства?»
Педагог-психолог: Мынбаева Ж.Т.
Класс: 9-11
2015-2016 учебный год
Добрый день. Сегодня на нашем тренинге мы с вами поговорим о роли чувств в нашей жизни. Это будет одно из занятий обмена опытом привычным для подростков и взрослых, выражения своих чувств. Очень часто такой обмен опытом бывает полезен, так как участники предлагают конструктивные способы выражения сильных чувств.
Естественно, не всегда происходит, так как мы планируем, поэтому мы предоставляем им возможность научиться новым, возможно еще неизвестным им способам выражения и отреагирования чувств.
Программа. Путь к себе.
Занятие на тему: «Зачем нам чувства?»
Цели: Создание условий для обращения участников к собственному миру
чувств. Осознание важности всех чувств без исключения. Обогащение словаря чувств.
Материалы: ручки, бумага А4, проектор, компьютер, спокойная музыка и магнитофон, воздушные шарики для каждого участника и ведущего, маркеры, цветные фломастеры и карандаши.
Навыки, над которыми работаем: Правило поднятой руки Умение слушать Умение вступать в обсуждение Умение осознавать свои предпочтения Умение распознавать собственные чувства |
Ход работы:
Вступительное слово, настрой – 5 минуты
Знакомство – 5 минут
Основная часть – 15 минут
Исполнение песни - 2 минуты
Пожелание на шарах, выпускание в небо - 10 минут
Заключение – 2 минуты.
Работа группы
Вступительная беседа
Поприветствуйте ребят, Спросить у зала: с каким настроением вы пришли сегодня?, с каким чувством?, что вас волнует? Сегодняшнее наше занятие будет посвящено именно чувствам. Мы с вами поговорим о роли чувств в нашей жизни. Это будет одно из занятии обмена опытом привычным для подростков и взрослых, выражения своих чувств. Очень часто такой обмен опытом бывает полезен, так как участники предлагают конструктивные способы выражения сильных чувств.
Естественно, не всегда происходит, так как мы планируем, поэтому мы предоставляем им возможность научиться новым, возможно еще неизвестным им способам выражения и отреагирования чувств.
Коробочка: «С каким настроением ты сегодня пришел в школу?»
Красный, желтый, синий – выбирают и ложу в коробочку.
Далее работа с залом, раздаю листки на выбор продолжите предложения:
Я радуюсь, когда…
Я сильно удивился, когда…
Я сильно испугался, когда…
Я злюсь, когда…
Я был в ярости, когда…
Я спокоен, когда…
Я чувствую удовольствие, когда…
- Я чувствую одиночество, когда…
- Я смущаюсь, когда…
- Я тревожусь, когда…
Знакомство игра «имена». Мы с вами познакомились, узнали какое настроение и переходим к основному этапу для работы вам понадобятся листы бумаги и ручки.
Основная часть:
Для этого действия ребятам понадобятся ручки и бумага. Назовите те чувства и их оттенки, которые вы знаете. Запишите их на бумаге. Эта информация понадобится вам для следующего действия. (тихая музыка).
Пожалуйста, сначала выберите, те чувства, которые вы когда-нибудь испытывали, и подчеркнуть их одной чертой. Те чувства, которые они испытываете часто необходимо подчеркнуть 2 чертами. Обведите пожалуйста в кружочек те чувства, которые вам хотелось бы испытывать как можно чаще. А те, которые не хотелось бы испытывать никогда, пожалуйста зачеркните.
Все закончили, теперь пожалуйста, обратите внимание, что какие-то чувства в вашем словаре, в ваших записях, являются фаворитами, а какие-то аутсайдерами. То есть у вас есть предпочитаемые чувства, которые хотят испытывать все, а есть чувства отвергаемые – их мало кто хочет переживать. Вы сидите в микрогруппах, от каждой микрогруппы выберите, пожалуйста по 1 спикеру, передайте ему пожалуйста листы с записями и пусть он составит рейтинг чувств каждой микрогруппы. Спикеры должны посчитать, сколько положительных и отрицательных голосов набрало каждое чувство. На основании этого подсчета вы можете выделить несколько самых предпочитаемых и несколько самых отвергаемых чувства в каждой микрогруппе. А пока спикеры посчитывают рейтинг для всех остальных физкультминутка.
После физкультминутки итоги работы со словарем чувств. Спикеры, встают и рассказывают, какой рейтинг чувств удалось установить в своей микрогруппе.
Обсуждение. Так зачем нам нужны чувства? Есть ли полезные чувства и вредные? И что будет, если испытывать только то, что хочется?
Предложите ребятам необычное задание. Скажите: «Сейчас вам необходимо будет найти пользу и вред, который могут принести нам самые разные чувства. Причем, и пользу, и вред нужно будет найти у любого чувства – и у радости, и у гнева, и у обиды. Не сомневайтесь в том, что каждое чувство может принести как пользу, так и вред».
Провести сказку терапию. Задания по карточкам. Карточки:
Карточка № 1. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством печали, следующие строки из стихотворения: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
Карточка № 2. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством гнева следующие строки из стихотворения: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь она завоет, то заплачет, как дитя.
Карточка № 3. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством радости следующие строки из стихотворения: Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч.
Карточка № 4. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством интереса следующие строки из стихотворения: Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч.
Карточка № 5. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством боязни следующие строки из стихотворения: Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч.
Карточка № 6. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством обиды следующие строки из стихотворения: Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч.
Карточка № 7. Задание ни кому из участников тренинга ни показывается, ни с кем не обсуждается, после того как вы прочитаете в слух, участники должны догадаться какое чувство вы хотели показать.
Прочитайте, пожалуйста, с интонацией и чувством спокойствия следующие строки из стихотворения: Наша Таня, громко плачет, уронила в речку мячик, тише Танечка не плачь, не утонит в речке мяч.
Показывают.
Обсуждение. Кого что удивило? Было ли что-то неожиданным?
Предложите ребятам подумать, зачем нужны чувства, и зачем вообще их выражать? Возможность желающим высказаться.
Все раздаются воздушные шарики. Показ участникам небольшой демонстрации с воздушным шариком. Возьмите, пожалуйста, в руки не надутый воздушный шарик. Обратите, пожалуйста, внимание на то, что такой шарик очень податлив, ему можно придать любую форму, и он не будет сопротивляться. В нем очень мало энергии. Так и человек, у которого очень мало чувств – он пассивен, ничто его не задевает, все проходит мимо. Жизнь кажется как будто бесцветной.
Теперь, пожалуйста, немного надуйте шарик. Зажмите горлышко, чтобы воздух не выходил. В таком шарике уже больше энергии – у него появилась своя форма, которую не так просто изменить, появилась ясно выраженная граница с окружающим миром. Так и у человека – чувства не только делают нашу жизнь ярче, но и помогают устанавливать комфортные отношения с окружающим миром. Чувства помогают понимать человеку, что ему нравиться, что доставляет удовольствие, а что, напротив, не устраивает. Чувства, которые человек выражает – сообщают окружающим о его состоянии, настроении, границах, помогают устанавливать с ним отношения. При этом, когда воздуха в шарике не слишком много, он остается пластичным. Если на него нажать – он, на секунду изменив форму, вернется в прежнее состояние.
Теперь, пожалуйста, очень сильно надуйте шарик. Когда шарик переполнен воздухом – любое нажатие на него может быть опасно. Или шарик лопнет, если же не зажимать пальцами горлышко – шарик начнет носиться по комнате, ударяясь о потолок и стены, пока весь воздух не выйдет из него без остатка. Отпустите шарик в «свободный полет» по комнате. Обратите внимание на то, что и человек, который долго не выражает свои чувства, может в какой-то момент перестать с ними справляться. Теперь не человек будет управлять своими чувствами, а чувства будут управлять им. Когда мы перестаем контролировать выражение своих чувств, мы можем задеть других людей, задеть их чувства, возможно, причинить им боль. Можно сделать вывод, что чувства стоит выражать, а не накапливать - не только ради своего психологического комфорта, но и ради психологического комфорта других людей.
После демонстрации каждый. Сначала все вместе попробуйте растянуть шарик, после надуйте немного, затем попросите ребят надуть шарик очень сильно, пусть отпустят, когда будут готовы. Оставьте, пожалуйста шарики при себе они вам еще понадобятся.
NB Если у кого-то из группы шарик лопнул – не стоит оставлять это без внимания. Это хорошая аналогия. Ведь очень часто у людей встречаются запреты на выражение каких-либо чувств – и, в конце концов, происходит «взрыв». Человек выплескивает свои чувства на окружающих, перестает их контролировать, вредит себе и окружающим. Приведите пример с кипящим чайником. Если его плотно закрыть, закупорить носик, он, в конце концов, взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил и самому себе.
7. Раздаю слова песни. Дорогие участники, для того, чтобы все мы смогли понять еще сильнее себя, давайте исполним песню: «От улыбки хмурый день светлей» - текст песни из мультфильма Крошка Енот. Автор слов — Пляцковский М., композитор — Шаинский В. После исполнения скажите, пожалуйста какие чувства и оттенки чувств вы ощутили при исполнении песни?
8. Теперь нам понадобятся шары, на которых мы все напишем по 3 желания, накинем одежду и выйдем на улицу для массового отпускания наших желании в небо. Пожалуйста, ждите друг-друга, так как есть заветные слова, которые я скажу вам всем на улице: шарик, шарик ты лети, и мои желания исполни, выпускаем шары в небо. Возвращаемся назад в класс.
Заключительное обсуждение
Спросите участников, с каким чувством они уходят с занятия.
Коробочка: «С каким настроением ты сегодня уходишь с занятий?»
7