Цель: формирование ответственности за себя, свои действия.
Задачи:
Продиагностировать первоначальное эмоциональное состояние в игровой форме
повышать уровень социально–психологической компетенции учащейся молодежи;
формировать навыки принятия решения, умений противостоять давлению, побуждающему к правонарушениям;
Способствовать выработки у учащейся молодежи защитных личных качеств: уверенности в себе, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.
Просмотр содержимого документа
«Тренинг по предупреждению правонарушений.»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Тренинг по предупреждению правонарушений и наркомании среди несовершеннолетних
"Стоп! Подумай! Действуй!"
Класс 6-9 классы
Выполнила педагог-психолог
МОУ СОШ № 4 г. Морозовск
ИВАНЧЕНКО ВАЛЕНТИНА ТИМОФЕЕВНА
г. МОРОЗОВСК
Цель: формирование ответственности за себя, свои действия.
Задачи:
Продиагностировать первоначальное эмоциональное состояние в игровой форме
повышать уровень социально–психологической компетенции учащейся молодежи;
формировать навыки принятия решения, умений противостоять давлению, побуждающему к правонарушениям;
Способствовать выработки у учащейся молодежи защитных личных качеств: уверенности в себе, умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, принимать решения, преодолевать кризисные ситуации.
Способствовать созданию атмосферы доброжелательности и доверия среди участников тренинга через игровое взаимодействие с собой и другими.
Целевая группа: ученики 6 -11 классов.
Форма работы: групповая (12 – 15 человек)
Продолжительность тренинга: 40 минут.
Методика проведения упражнений:
- Групповая дискуссия;
- Кооперативное обучение;
- Психогимнастика,
- Упражнения – энергизаторы.
Средства, необходимые для проведения мероприятия:
-бейджи;
- чистые листы А 4;
- ручки;
- компьютер;
- памятки
Тренинг проходит с компьютерным сопровождением.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Этап
Продолжительность
1.Приветствие
2 мин
2. Разминка - разогрев, погружение
Упражнение «Поменяйтесь местами те….»
2 мин
3. Основная часть
30 мин
Вступительное слово, определение темы тренинга
3 мин
СТОП!
Мозговой штурм
4 мин
«ПОДУМАЙ!»
Курение, алкоголь, наркотики.
3 мин
Поведение человека
Упражнение “Марионетка”
4 мин
Упражнение «Да - нет»
5 мин
Эмоции
Упражнение «Аукцион»
6 мин
ДЕЙСТВУЙ!
Упражнение "Ответ: "Нет".
5 мин
4. Заключительная часть.
6 мин
Упражнение «Костёр проблем»
Притча о бабочке
3 мин
Упражнение «Чего и тебе желаю»
2 мин
5. Рефлексия
1 мин
Всего
40 мин
Ход занятия
Приветствие (2 мин).
Представление участников, повторение законов тренинга
Цель: сделать вывод о некоторых особенностях самопрезентации участников тренинга, получить некоторое представление о том, с каким настроением пришли участники.
- Добрый день, рада снова видеть вас на занятии. Сегодня вы будете участвовать в тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполнить различные задания. Важно, не кто лучше и быстрее их выполнит, а чтобы делали все.
Вы уже давно знакомы и со мной, и друг с другом, я вижу ваши тренинговые имена. По очереди назовём их и то положительное качество, что вы цените в себе, на первую букву вашего имени и один из законов тренинга. ( Участники называют свои имена и рассказывают про законы тренинга, которые высвечиваются на экране компьютера).
Закон «00».
Все участники тренинга вовремя приходят к началу занятия в заранее оговоренное время.
Закон микрофона.
Говорит тот, у кого в руках «микрофон».
Закон активности.
Вы имеете право не участвовать в каком – либо упражнении, но заранее сообщите об этом намерении.
Закон «Я – высказывания».
Излагайте свою точку зрения только от первого лица.
Закон тактичного и доброжелательного отношения ко всем участникам группы.
Во время тренинга необходимо терпимо относится к чужим особенностям.
Закон имени.
Называйте своё имя перед каждым высказыванием в незнакомой группе.
Закон вежливости.
Называйте всех участников представленным именем.
Закон «Здесь и сейчас».
Всё происходящее рассматривайте только в рамках тренинга.
Закон конфиденциальности.
Всё что происходит на тренинге остаётся здесь, ни с кем из людей не участвующих в тренинге, не обсуждается.
Закон предложения только своего участия.
Предлагать в добровольцы только себя.
Мы не учителя на уроке, поэтому оценок никому не ставим.
Каждый имеет право на своё мнение.
Итог: Какие ощущения испытывали?
Разминка- разогрев, погружение (2 мин).
Задача этапа выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
Упражнение «Поменяйтесь местами те….»
Цель: диагностика поведения школьников; сплочение группы и выравнивание эмоционального фона.
Поменяйтесь местами те, …
- У кого сейчас хорошее настроение
- У кого было неприятное событие в жизни, которое расстроило тебя и твоих близких? - Кого беспокоит страх возврата неприятного события?
- Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе; - Кто легко становится нервным и возбужденным? - Кто желает избежать неприятных чувств и эмоций?
Основная часть.
Вступительное слово, определение темы тренинга (3 мин).
Древнегреческий философ Демокрит сказал (слайд):
«Не из страха, а из чувства долга должно воздерживаться от дурных поступков»
- Какой смысл несут слова Демокрита?
- Чему будет посвящён тренинг?
- Самостоятельно принимать решение - значит, принять необходимость того или иного действия и осознавать ответственность за результат совершения этого действия. Люди, живущие в ситуации манипулирования, становятся совершенно не способными к принятию самостоятельных решений и не могут справится с ситуацией выбора. Человек теряет свою индивидуальность.
Цель сегодняшнего тренинга: формирование ответственности за себя, свои действия и поступки, чтобы не потерять себя как личность и не навредить обществу.
Работу проведём под девизом, который может стать жизненно важным планом (слайд):
"Стоп! Подумай! Действуй!"
Мозговой штурм
Когда, в каких случаях мы можем сказать себе «СТОП!»?
Объединитесь в группы и обсудите.
Просмотрите слайды, соотнесите ваши полученные данные с увиденным.
и т. д.
Обсуждение: Какие ответы вы получили во время обсуждения?
Чем вы дополнили список?
Вывод: В каких случаях человек должен сказать себе «СТОП!»
- Почему мы должны в некоторых случаях остановить свои желания, поступить каким либо действием?
Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях (слайды):
1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.4.Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
Чтобы быть законопослушным гражданином, нужно хорошо понимать ответственность за свои поступки и действия.
Мы переходим на следующую ступеньку жизненного плана - «ПОДУМАЙ!»
Курение, алкоголь, наркотики.
Подумай!
-Каким образом курение, алкоголь, наркотики могут повлиять на жизнь человека?
-К каким правонарушениям они могут привести?
.
Эксперимент.
Тренер показывает участникам тренинга белок яйца и обращает внимание, что клетки белка идентичны клеткам человека. Добавляем спирт в белок и наблюдает за происходящей реакцией (клетки белка «сворачиваются», становятся похожими на белые хлопья).
- То же самое происходит с частью клеток человека после употребления спиртных напитков. После употребления 100 граммов водки погибает до 90 тыс. клеток.
Готовы ли вы выглядеть таким же образом или бывать в подобных ситуациях после употребления психотропных веществ?
Слайды человека, принимавшего психотропные вещества и слайды последствий после действий таких людей
и др.
Выводы: - Почему все одурманивающие вещества называют братьями, что между ними общего? (они наносят вред здоровью и порой толкают человека на неправильные поступки, которые караются законом, т. е. человек совершает правонарушительные действия).
- Каков ваш ответ: «да» или «нет» психотропным веществам?
Поведение человека
Человек может совершить правонарушения не только под воздействием психотропных веществ, но и под влиянием других людей.
Упражнение “Марионетка”
Сейчас я вам предлагаю почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.
Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника- марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов- перевести “куклу” с одного стула на другой. При этом человек, который выполняет роль “куклы”, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды.
Обсуждение:
- Что чувствовали участники игры, когда были в роли “куклы”?
- Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?
- Хотелось ли что-то сделать самому?
Вывод: подумайте, проанализируйте предыдущее упражнение, сделайте вывод: хорошо ли быть «марионеткой» ?
Упражнение «Да - нет»
Цель: показать участникам, насколько может быть сильна зависимость человека от эмоционального фона группы, зависимость от одобрения или отказа в коллективе.
Из группы выбираются два участника. Когда они уходят, остальным членам группы говорится, что на каждый вопрос первого участника все отвечают с серьёзным выражением лица «нет», а на каждый вопрос второго участника - «да». Выбранные участники заходят в комнату по очереди. Тренер просит задать каждому члену группы по одному закрытому вопросу (ответить на который можно либо «да», либо «нет»). После проведения упражнения проводится обсуждение.
- Какие ощущения испытывали, когда задавали вопросы?
- Какие ощущения испытывали при ответах?
Вывод: говорить неправду неприятно, возникает ощущение опасности быть раскрытым и боязнь понести за это наказание. Неправда может погубить невинного человека.
Эмоции
Упражнение «Аукцион»
По типу аукциона участниками предлагается как можно больше способов, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы, принятые тренером, записываются и обсуждаются в группе. По результатам обсуждения составляется рейтинг "эффективных способов".
Вывод: Мы выбрали одни из самых важных тем, над которыми каждому человеку нужно задуматься, чтобы ваша жизнь была правильной, а вы были бы достойным человеком. Для этого надо действовать!
ДЕЙСТВУЙ!
Эффективные способы борьбы с плохим настроением мы уже назвали. Попробуем выяснить, что значит правильный отказ?
(Сохранить положительное эмоциональное отношение друг у другу. Предупредить возникновение агрессии в момент отказа. Достичь уверенности в обеспечении своих интересов и свободы. Сохранить возможность продуктивно взаимодействовать в будущем).
Упражнение "Ответ: "Нет".
Цель: участники учатся говорить "нет" в различных ситуациях.
Для каждой предложенной ситуации нужнонайти выход из создавшегося положения, говоря "нет" (работа в парах)
Твой друг предлагает тебе:
— прогулять занятия;
— убежать из дому:
— выпить пиво:
— покурить;
- сделать кому-нибудь пакость.
После завершения упражнения следует обсудить два вопроса:
- Как чувствовали себя участники в ролях?
- Легко ли подбирать достойные отказы?
- Всегда ли вам давали утвердительный отказ?
Зачастую мы слишком быстро соглашаемся сделать то, о чем нас просят, боясь неодобрения или гнева окружающих, считая себя "хорошим", только если уступили кому-нибудь, чтобы доставить удовольствие..
Вывод: Умей сказать "НЕТ!"
Давайте научимся правильно отказывать
Как эффективно сказать «Нет!»:
Первый раз сказать «Нет!» и не объяснять почему.
Второй раз сказать «Нет!» и усилить его путем прямого заявления своей позиции «я не хочу!», «не буду!» и т.п.
Третий раз сказать "Нет!" и усилить его еще более твердым отказом от предлагаемого поступка или дела на основе их несовпадения с вашей идеологией «это – не мой стиль!», «мне это не надо!» и т.п.
После обсуждения правильного отказа ситуация предложения снова повторяется и осуждается.
В заключении каждому участнику тренинга выдаётся памятка «Умей сказать «НЕТ!»
4. Заключительная часть.
Упражнение «Костёр проблем»
Цель: формировать установку на возможность внутреннего самосовершенствования, снижения тревожности и повышения уровня безопасности.
Раздать полоски бумаги. На полосках написать проблемы, от которых бы хотелось избавиться. Тренер собирает «проблемы» участников в железную посуду, поджигает их и говорит: «Это горит не бумага, а проблемы. Их больше нет, а пепел развеем на улице».
А в заключении, я хочу вам рассказать еще одну интересную историю (мультфильм):
Притча о бабочке
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей. Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: “Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся”. Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: “Все в твоих руках”.
Вывод: каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.
Упражнение «Чего и тебе желаю»
Цель: рефлексия своего поведения, поднятие эмоционального фона.
В произвольном порядке по кругу от участника к участнику перекидывается мяч со словами «Я понял, что …… чего и тебе желаю».