Просмотр содержимого документа
«Способы управления эмоциями»
Занятиепо программе«Учитесь властвовать собой»
Способы управления эмоциями
Обмоина Ираида Ивановна,
педагог психолог
МБОУ Школа № 10 «Успех» г. о. Самара
Цель
Задачи
Научить детей владеть негативными эмоциями,
в частности гневом,
Познакомить детей с характеристикой эмоции
Целевая аудитория
Длительность занятия
гнева и злобы.
Учащиеся 1- 4 классов
находить выход из трудной ситуации
Материал
40 минут
Помочь осознать ответственность
Мягкая игрушка мамонтёнок, шары для надувания,
за внешнее проявление негативных эмоций.
листы для рисования, текст сказки
Научить детей прогнозировать ситуацию
и находить безопасный выход.
Развивать творческие способности детей,
словарный запас
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Вступление.
Слово психолога
(постановка цели, мотивация к занятию)
о гневе, о разрушительной силе
негативных эмоций,
о возможности управлять ими.
Вводное упражнение «Ладошка».
Приложить руку к листу бумаги,
обвести ладонь, у каждого пальца написать (или условно обозначить) то,
что вызывало(или вызывает) гнев. Охарактеризовать состояние, эмоцию гнева,
дать название вашему гневу.
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
2. Упражнение «Шарики».
«В гневе, по нашим наблюдениям,
человек меняется внешне,
меняется мимика, голос, дыхание.
Он как бы весь раздувается, наполняется злобой, теряет контроль над собой».
Дети наполняют шарики воздухом, имитируя гнев.
Задача: как избавиться от гнева?
Обсуждаются 2 способа:
лопнуть шарик
(ассоциация - шум, взрыв, конфликт)
или понемногу, осторожно выпустить из шарика воздух
(постараться найти средства избавиться от гнева).
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
3. Чтение фрагмента сказки.
Однажды мамонтенок Степан пришел в гости
к мамонтёнку Диме. Дима был в ярости.
Он кричал: «Я злюсь! Я не могу это выносить!»
- Чего ты не можешь терпеть? - спросил Степан.
- Я злюсь, когда другие корчат мне рожи и дразнят меня! Они выводят меня из себя!
- Успокойся, Дима, - сказал Степан, - ты сейчас рассержен, мы сможем поговорить, когда ты успокоишься.
- О, Степан, как обидно, когда другие корчат мне рожи и обзывают меня! Я ужасно злюсь, я готов не знаю что сделать! Тёмные мысли прыгают в голове от злобы, как хищники.
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
4. Вопросы после прочтения:
- Какие чувства испытывает Степан?
- Похожи ли они на ваши чувства?
Постановка задачи:
Как научиться владеть гневом?
Какие способы использовать?
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
Психолог вместе с детьми обсуждает предлагаемые детьми
и им способы избавления от гнева или управления им.
Принять холодный душ
Пожаловаться маме, приятелю
Съесть сладкое
Сделать глубокие вдохи
Побить подушку
Послушать музыку
Поколотить обидчика
Придумать сказку
Поиграть в мяч, побегать
Нарисовать лица обидчиков
Привести в порядок стол
(полку, диски и др.)
Поговорить с обидчиком
Помириться и др.
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
5. Физкультминутка
«Вулкан» (изображение телом нарастания гнева и его выход)
6. Чтение второго фрагмента сказки.
- Дима, разве ты можешь заставить других действовать иначе? - спросил Степан.
- Конечно, нет. Это же их мысли и действия.
- Но у тебя, Дима, есть то, что ты можешь изменить, если захочешь.
- Да, я вспомнил, это мои мысли. Но когда я злюсь, они очень плохие.
- Но есть, Дима, блестящие прекрасные мысли. Вот они тебе и помогут. Подумай!
ХОД ЗАНЯТИЯ (продолжение)
На следующий день, когда Дима встретил своего обидчика мамонта Бодена, и тот стал обзываться и корчить рожи, мамонтёнок уверенно подошёл и спокойно сказал: «Разве это рожи? Настоящие рожи, когда шевелят ушами.» Боден застыл от изумления, а Дима повернулся и ушёл.
Каждый раз, как Боден начинал дразнить Диму, тот напоминал ему про уши. В первый раз Дима сказал, что Бодену нужны большие тренировки; во второй раз, что у него никогда не получатся настоящие рожи.
Боден был ужасно зол, что Дима не реагирует на его оскорбления и даже смеётся над ним. Он стал искать кого-то другого, кого легко вывести из себя.