Круг радости . Все студенты садятся в круг. Преподаватель « Давайте начнем сегодняшнее занятие с того. Что скажем, друг другу пожелания на день и сделаем мы это так. Первый участник встанет, подойдет к любому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодняшний день. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, должен подойти к следующему и т.д. до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день.» [ 1]
Позитивный настрой. ( под спокойную музыку) Преподаватель: Ребята, прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Когда мы концентрируемся на дыхании у нас успокаивается ум. При вдохе мы будем вбирать в себя все положительные человеческие качества( доброту, любовь, щедрость, покой, честность). А при вдохе будем выдыхать из себя негативные качества ( злость, ненависть, обиду).
Давайте приготовимся ребята. Закройте глаза, спинки прямо, руки положите на колени. Вдо-о-ох…. вы-ы-дох…(10раз)
Можете открыть глаза. Спасибо.[2 ]
Цитата урока. (слайд1)
Самая большая роскошь-это роскошь человеческого общения.
Антуан де сент Экзюпери
На доброе слово не надо скупиться:
Сказать это слово -что дать напиться.
Николай Рыленков
Преподаватель. « Ребята внимательно прочитайте цитату, и ответьте на вопрос, какая тема нашего занятия» ( ответы студентов). Преподаватель « Тема нашего занятия « Радость общения». Вопросы к студентам:
Что такое общение?
Какую роль играет общение в жизни человека?
Что люди получают и передают при общении? ( ответы студентов)
Определение общения (слайд 2)
Общение- одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой люди физически и духовно творят друг друга. [3 ]
Беседа «Уровни общения людей» [1 ] ( слайд 3)
Выделяют 4 уровня общения людей.
Первый уровень – манипулирование. ( рассуждение студентов). Преподаватель. « Это общение с человеком как с вещью. Нужная вещь в данный момент -я ее использую. Манипулятор предполагает и просчитывает, как он в последующим использует этого человека.
Второй уровень- уровень игры. ( студенты рассуждают). Преподаватель « У каждого участника такого общения есть планы, цели, намерения в этих отношениях. Каждый ведет свою игру. Я не люблю этого человека, но стараюсь быть в его друзьях, потому что он отличник, потому что он сильный, и т.д.
Третий уровень – правового общения ( ответы студентов) Преподаватель « все участники общения уважают права каждого человека, участвующего в общении. Нормы и правила общения распространяются на всех.
Четвертый уровень- это уровень нравственного общения. ( рассуждения и высказывание студентов) Преподаватель « На этом уровне общения происходит на основе духовности- честности, прямоты, справедливости, порядочности и т.д.».
Виды общения ( слайд 4) В общении выделяют вербальную и невербальную стороны
( схема1). [ 3]
Общение
Вербальная сторона общения
Невербальная сторона общения
Интонация, тембр, мимика, поза, расстояние между партнерами по общению
Слова, смысл сказанного
Игра « Невербальный контакт» [3;84] вопросы для обсуждения:
Легко ли было установить контакт?
Что помогло определить желание общаться ?
Какими средствами показали нежелание общаться?
Какая сторона общения наиболее важна? И почему?
Расстояние при общении. ( слайд 5)
Публичная зона
Социальная зона
Персональная или личная зона
Интимная зона
Задание « круг общения» [3; 85] ( обсуждение) раздаточный материал
Знакомство с правилами эффективного общения «6 правил Д. Карнеги» [4] (слайд 5) каждое правило анализируют и обсуждают.
Домашнее задание. Прочитать текст « Культура общения народов мира» в приложении №3.[3; 215] Проанализировать невербальную сторону общения у разных народов мира. Выписать наиболее интересные и заинтересовавшие элементы ( жесты, мимика, позы) общения в разных культурах.
Творческая работа студентов Расшифровать слово ОБЩЕНИЕ. Например:
О-объединение
Б-близость
Щ-щедрость
Е-единение
Н-необходимость
И-искренность и т.д. ( студентам примеры не предлагаются). Затем обсуждают результаты.
Круг « От сердца к сердцу» Студенты закрывают глаза и думают о том, что нового узнали на уроке. Затем поют песню « Давайте восклицать» Булат Окуджава.
Литература.
Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/авт-сост. Ю.А. Голубева. Волгоград: Учитель,2014.-206с
Методика преподавания дисциплины « Самопознание» в школе. Учебно-методическое пособие для учителей. / Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.-Алматы: ННПООЦ « Бобек», 2013.-176с
Самопознание. Учебное пособие для студентов колледжей. Б.К. Кудышева, Г.И. Калиева / Алматы. ИНПООЦ « Бобек», 2010-272с
Как завоевать друзей и оказывать влиянте на людей…/ Карнеги Д.-Мн.:ООО « СЛК», 1996.-640с