www.Kineschmafurman.iv-edu.ru тел.(факс) 49331 56664 тел. 55048
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Гармония»
Составитель: педагог-психолог
Панкратова К. Е.
2016г.
Пояснительная записка.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигает на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавления).
Почти в каждом классе есть агрессивный ребенок, неспособный контролировать свои поступки, эмоции. Столкновение ребенка с миром других детей, а также миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Агрессивные дети, как правило, не умеют общаться, в группе живут обособленно, чаще других детей вступают в конфликт с взрослыми и сверстниками, часто отказываются от взаимодействия с ними. У нихформируются внутренние взгляды, враждебные по отношению к другим. Такие дети считают агрессивное поведение приемлемым, они не имеют в своем поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта. Агрессивные дети имеют низкий уровень эмпатии, им сложно распознать свои и чужие эмоции.
Программа коррекции агрессивного поведения подростков предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Цель программы
Формирование личной и социальной компетентности детей, развитие у них позитивного отношения к себе и к окружающему обществу.
Задачи программы
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим.
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильныйвыбор форм поведения.
3. Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
4. Оптимизировать положительный опыт, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками 10-13 лет с отклонением в поведении. Курс включает 5 занятий, по 1 часу в неделю.
Формы работы:
групповая работа,
тренинг,
дискуссии,
беседы,
ролевые игры.
В целях проведения успешной коррекционной работы можно выделить следующие принципы, на которых должно строится взаимодействие психолога с ребенком в ходе совместной работы:
- контакт с ребенком;
- уважительное отношение к личности ребенка;
- внимание к внутреннему миру ребенка;
-безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ребенком - оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.
Ожидаемые результаты
Формирование нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Подготовительный этап:
Проведение диагностической работы с целью выявления детей «группы риска» с использованием методики первичной диагностики и выявления подростков «группы риска» (М.И. Рожков, М.А. Ковальчук).
Тематическое планирование по реализации программы.
№
Тема
Содержание
Методическое, техническое обеспечение
Кол-во часов
1.
Вводное занятие. Знакомство.
1. «Снежный ком»
2. Упр. «Добрые слова»
3.Упр. «Море волнуется раз…»
мяч
1 час
2.
Работаем с агрессией.
1.Разминка «Обзывалки»
2. Упр. «Чудовище»
3. Синквейн
шарики, нитки, скотч, мяч
1 час
3.
Учимся понимать эмоции других людей
1.Разминка
2. Упр. «Рассказы по фотографиям»
3. Упр. «Море волнуется раз…»
фотографии людей с выражениями различных эмоций
1 час
4.
Учимся доверять окружающим
1.Разминка «Обзывалки»
2. Упр. «Пилот и диспетчер»
3. Синквейн
повязка на глаза, мяч
1 час
5.
Учимся выражать недовольство без обиды
1.Разминка
2. Упр. «Критикуй, не обижая»
3. Упр. «Я желаю себе…»
карточки с фразами, мяч
1 час
Список литературы
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон Вашей жизни и особенностей Вашего поведения! Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, у Вас будет возможность лучше узнать самого себя. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны – «нет». Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни – это заботиться прежде всего о себе?
Легко ли ты заводишь друзей?
Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
Часто ли ты нервничаешь?
Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
Ты не любишь, когда тебя критикуют?
Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
Способен ли ты на грубые шутки?
Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
Много ли у тебя близких друзей?
Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
Раздражают ли тебя родители?
Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
Ты всегда уверен в себе?
Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
Свои неудачи ты переживаешь сам?
Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
Бывает, что ты злишься на всех?
Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
Можешь ли ты ударить человека?
Ты иногда угрожаешь людям?
Часто ли родители наказывали тебя?
Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой как с ребенком?
Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
Легко ли ты можешь рассердиться?
Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
Считаешь ли ты, что есть много глупых моральных норм поведения?
Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
Твои родители живут отдельно от тебя?
Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за внешнего вида7
Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
Ты подвижный человек?
Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
Критикуют ли родители твой внешний вид?
Завидуешь ли ты иногда счастью других?
Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
Часто ли ты дерешься?
Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
Легко ли тебе усидеть на месте?
Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
Часто ли ты ругаешься?
Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
Является ли один из твоих родителей очень нервным?
Часто ли ты чувствуешь ты себя ничтожным?
Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак «-» соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает степень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показатель и тем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
1.Отношения в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
Напряженной ситуацией в семье;
Неприязнью;
Ограничениям и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
Страхом перед родителями и т.д.;
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2.Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах – недоброжелательности и озлобленности. Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3.Недоверие к людям
Высокие баллы по этой школе говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4.Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствии со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим людям внутренний мир, в мир фантазий и грез.
Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется крайней непредсказуемой изменчивостью настроения. Сон, аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.
«Снежный ком»игра на знакомство участников и для создания доброй, дружной и рабочей атмосферы.
Содержание: группа встает в круг и первый называет свое имя; второй называет имя первого и свое, а третий имя первого, второго и свое.
Разминка: «Обзывалки»
Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты - морковка!»
В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!»
Примечание: Игра интереснее, если проводить ее в быстром темпе.
Упражнение «Добрые слова».
Цель игры – создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Какой-либо предмет (игрушка, сувенир, мяч, и т.п.) передается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплементов.
Продолжительность игры 10 минут.
Упражнение «Море волнуется раз…»
Ведущий произносит следующие слова: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три... замри”. В данном упражнении детей просят изобразить разные эмоции, например, радость, гнев, обида, счастье и т.д.
Упражнение «Чудовище»
Цель: снятие агрессии, раскрепощение, создание благоприятного эмоционального настроя.
Материалы: воздушные шары, нитки, скотч.
Инструкция: Каждый участник игры сейчас получит воздушный шарик. Его нужно надуть и завязать. После того, как шары готовы: разделитесь на две команды по цвету шаров. Каждая команда с помощью скотча делает из шариков фигуру «чудовища». После того, как «чудовища» готовы: команды, поменяйтесь своими фигурами. Ваша задача – без помощи рук, только спинами, животами, плечами лопнуть это чудовище до последнего шарика.
Упражнение «Рассказы по фотографиям»
Цель: эмоциональное развитие, стимулирование интереса и внимания к собственному внутреннему миру, к пониманию чужих эмоций и сопереживанию.
Материалы: фотографии людей с выражением различных эмоций.
Инструкция. Каждый ребенок получает по одной фотографии: «Посмотрите внимательно на фотографию, которая у вас в руках. Подумайте, какое настроение у человека на фотографии, какие эмоции он испытывает? Попробуйте придумать, почему человек испытывает такие эмоции, что произошло до того, как его сфотографировали?»
Упражнение «Пилот и диспетчер»
Цель: приобретение опыта доверия окружающим.
Материалы: повязки на глаза, мягкие формы.
Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пилот и диспетчер». Самолеты летают на большие расстояния, и бывает так, что они попадают в зону плохой видимости. Тогда не сбиться с пути помогает диспетчер. Давайте выберем того, кто будет пилотом на самолете и диспетчера. Остальные дети будут наблюдать, как летит наш самолет. Диспетчер встает сзади пилота на расстоянии и управляет полетом исключительно словами. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен пролететь беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения.
Каждый ребенок должен попробовать себя диспетчером и пилотом.
Эта игра является очень важной частью программы работы с агрессивным ребенком, так как она тренирует умение направлять свое недовольство не на бумагу, песок или воду, а непосредственно на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Конечно, форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не "сделать больно в отместку", а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике, а это - целое искусство.
Материалы: Заранее заготовленный и напечатанный на отдельных листочках набор фраз, которыми воспитанники склонны пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. В этой копилке могут оказаться предложения типа: "Ты дурак", "Смотри, куда прешься, корова!", "С тобой со скуки помрешь!" и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого.
Содержание: Ознакомьте детей с законами правильной критики, к которым относятся:
- критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;
- говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;
- предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь;
- покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;
- избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;
- не приказывай, а предлагай человеку выбор.
Если теория усвоена, начинайте практиковаться. Раздайте участникам игры листки с обидными фразами. Предложите каждому изменить фразу, которая ему досталась, таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза "С тобой со скуки помрешь!" может перетечь в предложение типа: "Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?". Каким именно будет ответ ребенка, зависит от его возраста и от того, какую ситуацию он себе представил.
Примечание. Взрослым придется помогать детям на первом этапе, так как речевое развитие и мышление детей еще недостаточны, чтобы придать мыслям и чувствам другую словесную форму. Поэтому подготовьтесь заранее. При этом, предлагая какой-то вежливый вариант, подумайте, соответствует ли такая формулировка возрасту ребенка и особенностям речи современных детей. Замена грубым фразам, которую вы предлагаете, должна гармонично влиться в речь ребенка, чтобы у окружающих не возникало ощущения, будто он играет какую-то роль.
Упражнение «Я желаю себе…»
Цель: закрепление полученных знаний.
Инструкция
Участники группы встают в круг. Ведущий присоединяется к ним.
Мы закончили тренинг. Надеюсь, что он был полезен для вас. Предлагаю вам упражнение, которое поможет вам закрепить полеченные знания.
У меня в руках мяч. Мы будем передавать его друг другу. Тот, у кого он оказывается, громко произносит свое имя и говорит: «Я желаю себе в дальнейшем…» и произносит, то, что он желает себе. Это довольно важный момент в тренинге,и я прошу поддерживать стремление наших участников аплодисментами.