Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников
Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников»
13
Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников
Разработала:
педагог-психолог
МОБУ СОШ №1 с. Исянгулово
Юрина Марина Радиковна
с. Исянгулово, 2017 г.
Пояснительная записка
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают не стабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли. Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности как в период адаптации в первом классе, так и на всем протяжении обучения в младших классах. Причем учебная деятельность понимается не только как проявление интеллектуально-познавательной активности детей, а как «...явление целостной и полнокровной жизни детей в школьный период развития.» (В. В. Давыдов). Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности. Так, в частности, в процессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л. С. Выготским — спонтанное и реактивное обучение. Спонтанное обучение, прежде всего, характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов. Школьная практика опирается на реактивное обучение, т. е. на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов учиться в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т. е. спонтанно. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются.
Таким образом, традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельностный опыт.
Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности. Таким образом, система представленных на занятиях по задач и упражнений позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение срисовывать с доски, умение контролировать и оценивать свою работу).
Развивающий аспект:
- развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.
- развитие мышления ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук).
- развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).
Цель: создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков обучающихся.
Задачи:
1. Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
2. Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.
3. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
Принципы построения занятий:
1. От простого к сложному.
2. По актуальности задач в период адаптации и на каждом возрастном этапе.
3. Каждое занятие рассчитано на 30—40 мин., темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей класса.
4. Смена разных видов деятельности.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, продуктивно-творческая деятельность.
Структура занятия:
1) организационная часть
2) разминка
3) основная часть занятия
4) рефлексия занятия (подведение итогов).
Длительность занятий: 30-40 минут
Количество занятий: 4
Стимульный материал:
- раздаточный материал в виде рисуночных лабиринтов;
- листы формата А4 для упражнений с рисунками;
- свитки с правилами поведения;
- смайлы для рефлексии.
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Занятие №1
Тема: Правила поведения в школе
Цель: Знакомство первоклассников с правилами поведения в школе.
Задачи:
знакомство со школьными правилами
развитие умения рассуждать, думать о последствиях своих действий.
Оборудование: свитки с изображениями школьных правил, конверты с заданиями, картинка с изображением снеговика.
Ход занятия
Знакомство.
Педагог-психолог представляется и рассказывает, с какой целью проводит занятия у первоклассников.
Разминка.
Знакомство с детьми. Упражнение «Микрофон». Дети поочередно берут микрофон, называют своё имя и говорят, какое настроение у них.
Основная часть занятия.
Итак, наш сегодняшнее занятие будет посвящено правилам поведения в школе. К нам в гости шел снеговик (картинка снеговика со свитком на доске). Он нес письмо, в котором было что-то для вас написано, но он упал и из письма высыпались все слова. Для того чтобы понять, что за текст был написан в этом письме, надо помочь снеговику ответить на вопросы. Эти ответы и будут текстом письма.
Сейчас я прочитаю вам стихотворения, а вы громко говорите слово, которое пропущено. Эта игра поможет вам найти первое правило поведения. 1 команда
Если встретился знакомый, Хоть на улице, хоть дома - Не стесняйся, не лукавствуй, А скажи погромче ….(здравствуй) Вылез Крот на белый свет И сказал Ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь, То сначала не забудь Разомкнуть свои уста И сказать …(пожалуйста) Если невежей прослыть не хотите, Очень прошу вас - будьте мудры, Вежливым словом просьбу начните: Будьте ….(любезны) Будьте ….(добры)
2 команда Порвал Воробей Паутинные нити. Чирикнул смущенно: Ну ….(извините) Если встретилась компания, не поспешно, не заранее, А в минуту расставания Всем скажите: ... (до свидания) Когда я что-то подарю, Мне говорят:...(благодарю) Если словом или делом Вам помог кто-либо, Не стесняйтесь громко, смело Говорить:...(Спасибо) Играл Медвежонок на кухне в футбол И перебил ненароком посуду. К Медведице- маме понурый пришёл: …(Прости) меня, мама, я больше не буду!
Какое правило нужно соблюдать культурным людям?
(Необходимо быть вежливым и при встрече с людьми)
Как вы можете поздороваться со знакомыми вам детьми?
-здравствуй, привет, доброе утро.
А со взрослыми?
-Здравствуйте.
Разминка
Упражнение «Правильно-неправильно»
Сейчас я буду зачитывать определенные действия, если это можно сделать в школе - хлопаете, если нет - топаете.
Прыгать
Бегать
Читать
Писать
Скакать
Орать
Спать
Сидеть за партой ровно.
Сейчас я прочитаю, другое стихотворение, прослушайте внимательно его и назовите неправильные поступки героев. Это поможет нам определить второе правило поведения .
«Перемена, перемена!» - Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог.
Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, С ним бо-о-льшая перемена! Не угонишься за Вовой! Он, гляди, какой бедовый! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом, Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил, С ходу дал кому-то сдачи, Попросил списать задачи, - Словом, сделал всё, что мог! Ну а тут – опять звонок… Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём! - Ничего, - вздыхает Вова, - - На уроке отдохнём! Я бываю нем как рыба, Часто бегаю, как лось, По-собачьи как-то плавать Мне на речке довелось. Говорят я очень хитрый, Словно лис в лесу густом. Иногда труслив как заяц, Что укрылся под кустом. А ещё могу реветь Очень громко, как медведь! Тихой быть могу овечкой И упрямым как осёл. Говорят, как черепаха, Я из школы с двойкой шёл. Я болтливый как сорока, Забияка – как петух! Во дворе, в жестокой схватке, Заменяю сразу двух. А ещё бываю я Изворотлив как змея. Как мартышка я кривляюсь, Ржу как лошадь: Иго-го! – А вообще-то я нормальный, Я как все, я ничего!
Какие правила нарушили герои этих стихов?
Сформулируйте, чего нельзя делать на перемене и на уроке.
-бегать, кричать, дразнить одноклассников, кривляться, специально не выполнять требования взрослых.
А сейчас давайте, выясним самые основные правила поведения в школе, которые прозвучали сегодня на нашем уроке. (правила вывешиваются на доске)
Рефлексия
Что понравилось на уроке?
Что узнали нового?
Что не понравилось?
Занятие № 2
Тема: Формирование сенсомоторной координации
Цель: развитие сенсомоторной координации первоклассников
Задачи:
развитие мелкой моторики;
развитие умения работать по образцу;
развитие зрительно-моторной координации;
формирование произвольности и контроля.
Оборудование: стандартный лист бумаги (формат А4) на каждого обучающегося, простые карандаши, тетрадный лист на каждого обучающегося.
Ход занятия.
Приветствие.
Психолог приветствует первоклассников. Рассказывают о сути сегодняшнего занятия.
Упражнение «Домик».
Психолог раздает детям подписанные листы бумаги формата А4, простые карандаши и предлагает «скопировать» рисунок.
Инструкция: «Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Я прошу вас на этом листе нарисовать точно такую картинку, как нарисована на доске (на классной доске изображение домика). Не торопитесь, будьте внимательны, постарайтесь, чтобы рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если вы что-то нарисуете не так, не стирайте ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступайте к работе».
Разминка
Упражнение «Волшебный фонарик»
Поочерёдно сжимать в кулак и разжимать пальцы.
Упражнение «Нос-потолок-пол»
Ведущий показывает движения, означающие следующие слова:
Нос – ведущий кладет указательный палец на свой нос;
Потолок – указательный палец вверх;
Пол – опускает указательный палец вниз.
Дальше ведущий предупреждает группу, что сейчас он в произвольном порядке будет называть вышеперечисленные понятия (слова), а задача участников их показывать так, как он только что продемонстрировал. При этом сам ведущий будет путать участников – называть одно, а показывать другое. Участники должны следовать словам. При этом опускать глаза нельзя, надо смотреть на ведущего во время упражнения, показывать движения за его словами и не ошибаться.
Показ геометрических фигур пальцами:
1.Треугольник – соединяют большой и указательный пальцы обеих рук, остальные пальцы прижимают к ладоням;
2. Прямоугольник – соединяют большие и средние пальцы или большие и безымянные;
3.Круг или овал – соединяют большие и указательные пальцы, затем прикасаются к большим пальцам каждыми последующими пальцами.
Игра с листом бумаги
Скомкайте лист бумаги одной рукой, а затем разгладьте его пальцами другой руки (не помогая второй рукой)
Использовать по 1 тетрадному листу на каждого участника.
Рефлексия.
Первоклассники делятся своими впечатлениями. Что нового узнали на занятии? Рассказывают о том, что им понравилось и что не понравилось.
Занятие № 3
Тема: Выделение существенных признаков, предметов и явлений
Цель: развитие понимания существенных признаков у первоклассников.
Задачи:
Формирование умения выделять существенные признаки понятия;
Развитие произвольности;
Развитие зрительно-моторной координации и памяти детей
Оборудование: стандартный лист бумаги (формат А4) на каждого обучающегося, цветные карандаши.
Ход занятия
Приветствие. Психолог приветствует обучающихся. Рассказывает о сегодняшнем занятии.
Разминка
Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие способности к переключению внимания, произвольности выполнения движений.
Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Игра « Птица, рыба»
Правила игры
Дети цепочкой по очереди называют по одному слову: первый ученик — название птицы, второй — рыбы, третий — снова птицы и т. д. Игра может проходить на выбывание: ученик, повторивший ранее сказанное слово или перепутавший тему ответа, выбывает из игры.
В конце игры — обсуждение: по каким признакам можно отличить эти группы живых существ друг от друга. Часто дети называют отдельные внешние признаки (например, птицы — это те, кто летают; рыбы — плавают и т.п.
Таким образом необходимо подвести детей к пониманию того, что выделение понятия должно происходить не по одному отдельному признаку, а по совокупности признаков, причем существенных (для птиц это наличие перьев, клюва, крыльев, рождение детенышей из яиц; для рыб: наличие жабр, чешуи, плавников и т. п.).
Упражнение «Съедобное-несъедобное»
Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.
Игра «Да –нет ка»
Загадывается животное, дети при помощи вопросов должны угадать его.
Игра “Плохо или хорошо?”
Детям предлагается некий объект (ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Упражнение «Чудо-юдо-рыба-птица-зверь»
Нарисовать фантастическое животное «чудо-юдо-рыба-птица-зверь», которое должно обладать соответствующими признаками.
Рефлексия
Что дети узнали на занятии нового. Было ли интересно? Что понравилось?
Занятие № 4
Тема: Развитие общей осведомленности
Цель: формирование общей осведомленности первоклассников, развитие наблюдательности и внимания
Задачи:
формировать умение наблюдать и анализировать
обучить объединять предметы по главному признаку и называть их обобщенными словами
обогащение и словарного запаса
Оборудование: отсутствует
Ход занятия
Приветствие. Психолог приветствует детей. С помощью смайликов, определяет сегодняшнее настроение детей.
Разминка «Делай по заданию».
Психолог называет ребенку различные слова: стол, чашка, банан, змея, ручка и т.д. Ученик должен, по договоренности, отреагировать на определенные слова. Например, хлопнуть, когда встретится слово, обозначающее растение.
Словесная игра «Угадай по описанию».
Психолог описывает предмет, находящийся в комнате, обращая внимание на его отличительные свойства и признаки. Ребенок угадывают.
Упражнения, направленные на развитие наглядно-образного мышления.
Дидактическая игра «Что не дорисовано?».
Ребенку даются картинки и достаточное время (1-2 минуты) для того, чтобы ребенок смог найти недостающую деталь.
Игра-соревнование «Слова».
Надо вспомнить как можно больше слов, относящихся к заданной теме: школа, математика, музыка, книга, искусство, зима, лето и т.д. На каждую тему дается 2-3 минуты.
Физкультминутки для глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
Круг.
Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.
Квадрат.
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Ещё раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
Покорчим рожи.
Психолог предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ёжика-губки вытянуты вперёд - влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону.
Рисование носом.
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал, длинным и рисуют предложенный учителем предмет, букву и т.д.
Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причём за каждым пальцем сле-дит свой глаз. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места, но каждый глаз следит за своим пальчиком. Вернуться на свои места.
Упражнение «Бывает – не бывает».
Ведущий называет какую-нибудь ситуаци. Дети должны хлопнуть в том случае, если названная ситуация бывает, а если – нет, то топнуть.
Ситуации:
Кошка варит кашу. Человек вьет гнездо.
Папа ушел на работу. Собака хочет есть.
Поезд летит по небу. Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу. Дом пошел гулять.
Яблоко соленое. На березе выросли шишки.
Бегемот залез на дерево. Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве. В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше. Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик. Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце. Зимой идет снег.
Зимой гремит гром. Рыба поет песни.
Корова жует траву Мальчик виляет хвостом.
Кошка бежит за мышкой. Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья. Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги. Птичка поет песенки.
Рефлексия.
Первоклассники делятся своими впечатлениями. Что нового узнали на занятии? Рассказывают о том, что им понравилось и что не понравилось.
Используемая литература
А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина “Как преодолеть трудности в обучении детей”, Москва, 2000.
А.В. Благонравова. “Лучшие обучающие тесты и задания”, “Академия развития”, 2008.
Н.П. Локалова “120 уроков психологического развития младших школьников”, “Ось-89”, 2008.
Электронное пособие В помощь школьному психологу. Психологическая работа в школе. Выпуск 2. – М.: Изд-во «Учитель», 2009.
К. Фопель. Как учить детей сотрудничать? ч. 1-4. – М.: “Генезис”, 1999
Газета “Школьный психолог” № 2 – 2000.
А. Фромм. Азбука для родителей. – М., 1994.
Битянова М.Р., Азарова Т.В.,Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М “Совершнство”, 1998.
Диагностика школьной дезадаптации(научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов). – М.; Редакционного-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.