kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум. Тренировка памяти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставленный материал направлен на развитие гигиены памяти. Искуство запоминания мнемоника.

Просмотр содержимого документа
«Практикум. Тренировка памяти.»

Баянжанова Ж.К.

Практикум. Тренировка памяти.


Упражнение 1. Повторение

Повторение – самый распространенный метод запоминания. Здесь нужно знать следующие правила:

а) большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

б) число повторений должно быть несколько большим того, которое оказалось достаточным для первого полного воспроизведения заучиваемого материала;

в) повторение информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в памяти человека остается менее 50 % запомненного, а через день эта цифра доходит до 30-35%).

Упражнение 2. Развитие памяти.

Рекомендуем следующие приемы:

а) повторение заученного. Человек должен периодически освежать в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и т.д.);

б) целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти: а) заучивание цифрового материала; б) заучивание текстов прозы и стихов; в) запоминание образов.

К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. При известной тренировке зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. При мгновенной оценке обстановки или когда вам понадобится в считанные секунды запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные этим методом очень пригодятся.

в) тренировка наблюдательности. Чтобы запомнить виденное, надо развивать наблюдательность, которая способствует улучшению непроизвольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать регулярные упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т.д.

Упражнение 3. Гигиена памяти.

Память является важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать: есть память – есть человек, нет памяти – нет человека. Поэтому каждый должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:

а) при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими напитками (чай, кофе, курение, алкоголь), ведь с их помощью, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимет утомления и переутомления; длительное «взбадривание» приводит к нервным расстройствам;

б) при интенсивном занятии умственного характера (чтение, письмо, составление документов, подготовка к важным оперативным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; очень полезны физкультпаузы; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;

в) существенное значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;

г) благотворное влияние на развитие всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти, имеют хорошие, человеческие взаимоотношения в семье и на службе.

Тем, кому не помогают приведенные выше упражнения, и кто от этого страдает, может помочь мнемоника; с помощью ее приемов можно запоминать отдельные слова и смысловые единицы, цифровые материалы, имена и фамилии.

Упражнение 4. Мнемоника

Искусство запоминания – мнемоника – появилось еще в Древней Греции. Ее зарождение связывают с именем древнегреческого поэта Симонида, жившего в v веке до н.э.

Запоминание отдельных смысловых единиц

Для начала попробуем запомнить десять простых слов: глаз, рукава, дожди, Мцыри, зять, шест, пень, фобия, веха, чаща.

Вы прочли эти слова. Теперь отложите в сторону этот текст и постарайтесь воспроизвести все слова по порядку. Если вам не удалось, прочтите снова слова. Так повторите несколько раз. Вы почувствовали, что это не так уж и легко, как кажется. А если надо запомнить 20 или даже 50 слов? Здесь нам окажет существенную помощь мнемоника. Применяя мнемонические правила, мы вполне свободно можем оперировать целой сотней слов: называть слова по порядку и указывать места их расположения.

Давайте присоединим приведенные выше слова к цифрам:

1 (раз) – глаз 6 - шест

2 – рукава 7- пень

3 – дожди 8 - фобия

4 – Мцыри 9 - веха

5 – зять 10 – чаща

Если проговорить эту цепь цифр и слов хотя бы один раз, она сразу же запомнится. Попробуем: раз-глаз; два – рукава; три- дожди и т.д. Запомнили слова в паре с цифрами. Вычлененные пары (цифра и слово) назовем ассоциативными рядами. Это есть фундамент для запоминания любых словарных единиц.

Теперь возьмем для запоминания другой десяток слов: линейка, часы, сосна, картина, кустарник, дорога, заяц, сосед, гитара, дом.

Каждое слово, чтобы его запомнить, связывайте во фразу с ключевым ассоциативным рядом. Например, со словом «линейка» можно построить фразу: «Глаз направлен на линейку». Слово «часы»: «Я достаю часы из рукава». Проделайте подобное с остальными словами: сосна, картина, кустарник и т.д. Примите во внимание: чем необычнее будет построена фраза, тем крепче ассоциация.

Отложите в сторону текст и скажите, какое слово было шестым номером, а какое восьмым…Вы делаете это без ошибок. Проверьте себя: каким номером по порядку было названо слово «кустарник»? Для того чтобы почувствовать уверенность в овладении этим приемом, потренируйтесь еще над десятком слов.

Как видите, у вас получается. Вы радуетесь! А что, если постараться запомнить таким же образом не десять, а тридцать, сорок или даже пятьдесят слов. Получится? Конечно, получится. У вас возникает ощущение гордости за себя, и это отдаляет от вас разрушительные стрессы. Используя данный метод, вы можете запоминать практически неограниченное количество слов и отдельных объектов, но для этого необходимо подготовить соответствующее количество ключевых слов.

Запоминание цифрового материала

Без особого труда почти любой может запомнить трехзначное число, например, 721. Если сюда добавить три знака – 673, то получим 721 673. И здесь наша память почти не подводит нас. Но вот добавим еще три знака – 341, получим 721 673 341. Это число уже труднее удержать в памяти. А если нужно запомнить каскад таких чисел? На помощь приходит мнемоника.

Чтобы запомнить цифровой материал, нужно создать для него звуковой образ. Это возможно с помощью слов, то есть цифры нужно превратить в буквы, а буквы в слова. После непродолжительной тренировки мы будем способны запоминать море цифр.

Для начала составим цифровой алфавит. На помощь снова приходят наши ассоциативные ряды:

глаз

рукава

дожди

Мцыри

зять

шест

пень

фобия

веха

чаща

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

г

р

д

м

з

ш

п

ф

в

ч

л

к

ж

ц

т

с

н

б

х

ш


Ключевые слова в ассоциативных рядах подобраны таким образом, что они покрывают все буквы, обозначающие согласные звуки русского языка. Причем в каждом слове во внимание принимаются только две согласные. Это надо твердо запомнить. Таким образом, единица обозначается буквами г и л (глаз), двойка – р и к (рукава), тройка – д и ж (дожди) и т.д. Это запоминается без особых усилий.

Поупражняемся в составлении звуковых образов чисел. Так, нам нужно, например, запомнить число 721 673 582. Разбиваем его на части таким образом, чтобы в каждой было не больше трех знаков. Так удобнее работать. Под число 721 вместо цифр подписываем буквы, а справа формируем из них слова, которые при расшифровке дали бы это же число:

7

2

1


п

н

р

к

г

л

апрель, пурга, упругий

Нерль, Николь


6

7

3


ш

с

п

н

д

ж

шпажист

спад, Сенеж, сундук


5

8

2


з

т

ф

б

р

к

зубок, зебра, зубр

табак, тюбик


Запомним два правила:

  1. Звуковой образ создают имена существительные, имена прилагательные, наречия и числительные.

  2. В сформированном слове учитываются только три первые согласные.

Другие части речи в расчет не принимаются. Они используются лишь для создания звукового образа.

Мы подобрали несколько слов. Из них возьмем только три: пурга (721), Сенеж (673), табак (582). Составим фразу: «В пургу на Сенеже он потерял табак». Как только вслух или даже про себя произнесем эту фразу, нужное число прочно врезается в память. Оно будет сохраняться там до тех пор, пока мы сознательно не откажемся от него сами.

Подобным путем запоминаются большие массивы цифрового материала. При некоторой тренировке можно выработать хорошие навыки подбора звуковых образов без записи на бумагу. Но во всех случаях нужно придерживаться правил: 1) в общем тексте «ч» и «щ» обозначают «о»; 2) отдельно взятые, эти буквы принимаются за 10.

Потренируйтесь несколько дней, и вы увидите, что приобретаете полезный опыт. А это очень важно.

Способ Цицерона


Предлагаемый способ запоминания логически не связанной информации, в том числе ряда слов, был известен еще в Древней Греции, хотя он вошел в историю как способ Цицерона. Он помогает запомнить необходимую информацию в определенной последовательности. Суть его состоит в следующем. Элементы запоминаемой информации ассоциативно связываются с чем-либо хорошо знакомым, например, с обстановкой известной вам комнаты. Совершая мысленно обход этой комнаты в определенном направлении, следует образовывать ассоциации, позволяющие соединить элементы запоминаемой информации с элементами обстановки. При воспроизведении, переходя от одного элемента обстановки к другому, необходимо припоминать образованные ранее ассоциации, которые, в свою очередь, помогут воспроизвести элементы запоминавшейся информации.

Этот способ тем эффективнее, чем лучше вы можете представить себе воображаемую комнату и чем ярче образуете ассоциации, которые хорошо запоминаются. Количеству запоминаемых по этому способу элементов информации практически неограничено.

Тренировка.

  1. Вообразите мысленно комнату, которая будет использоваться вами для запоминания информации по способу Цицерона. Определите 25-30 элементов ее обстановки, пригодных для образования запоминающихся ассоциаций.

  2. Составьте произвольный ряд в 25-30 не связанных между собой слов и попытайтесь запомнить его в прямом и обратном порядке, пользуясь способом Цицерона.

  3. Применяя названный способ, попытайтесь запомнить отрывок из газетной статьи объемом в 25-30 слов.

  4. Увеличьте количество используемых элементов обстановки в 2-3 раза и проделайте два предыдущих упражнения для запоминания 50-90 элементов различной информации.

Запоминание фамилий (имен)

Некоторые люди не в состоянии запомнить фамилии и имена своих собеседников. Это приводит их в волнение, переходящее порой в стресс. Между тем с помощью мнемотехники можно преодолеть и это. Здесь следует опираться на четыре принципа: внимание, концентрация, ассимиляция, ассоциация.

Внимание. Внимательно прислушайтесь, как звучит фамилия (имя) собеседника. Постарайтесь отчетливо представить звучание всех составных компонентов. Посмотрите на человека, внушите себе идею о том, что вы действительно в нем заинтересованы.

Концентрация. Присмотритесь к вашему собеседнику, стараясь вычленить особенное: рост, упитанность, осанка, форма головы, нос, уши, цвет волос. Обязательно сделайте вывод о том, приятное или неприятное впечатление он производит на других людей. Итак, имея два вида данных (звучание фамилии и картина внешнего вида), можно уже приступить к составлению ассимиляции. Задача состоит в том, чтобы связать это вместе.

Ассимиляция. После того, как запомнили звучание фамилии (имени) и картину внешнего вида собеседника, постарайтесь подобрать слово или группу слов, близких по звучанию к фамилии (имени). Здесь можно дать отпор своему воображению. Лучше. Если найденное слово и фамилия будут начинаться с одного и того же звука.

Фамилия

Ассимиляция

Беляков

Сергеев

Тишкин

белка, белуга

серьга, Сергий

тишина, Тишка


Ассоциация. Теперь нужно соединить ассимиляцию с краткой характеристикой собеседника. Это будет одно или два слова. В данном случае устанавливается цепь: фамилия (имя), ассимиляция, ассоциация. Ассоциация в этом случае может составляться как можно изобретательнее:

Фамилия

Ассимиляция

Ассоциация

Беляков


Сергеев

белка


серьга

лысеющий, живые глаза, высокий, блондин

волосы с блеском, невысокого роста, грустные глаза


Общий мысленный образ собеседника примет следующий вид: «Беляков, лысеющий, высокого роста блондин, с живыми, как у белки. глазами». Главное здесь подметить наиболее характерную черту, которая при повторной встрече с человеком вызвала бы в памяти ассимиляцию (с живыми, как у белки, глазами). Последняя вызовет звучание фамилии: «Беляков».

Как запомнить инициалы? Допустим Белякова зовут Петром Ивановичем. Тогда мысленный образ примет примерно такой вид: «Лысеющий, высокого роста блондин, с живыми как у БЕЛКИ глазами, сложенный ПОПОЛАМ равен Ивану». Здесь первые буквы слов «пополам» и «Иван» будут служить инициалами имени и отчества Белякова. Конечно. В каждом конкретном случае подобный образ будет зависеть от воображения того, кто запоминает. При соответствующей тренировке мысленные образы людей составляются довольно легко.

Те, кто проделал большинство из предложенных упражнений, должны задать себе вопрос: «прибавилось ли уверенности в моем поведении?» Если да, то стресс несомненно удалился от вас.

Продолжайте тренироваться.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум. Тренировка памяти.

Автор: Баянжанова Жанна Калидоллиновна

Дата: 16.06.2017

Номер свидетельства: 422167

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Классный час «Тренировка памяти»"
    ["seo_title"] => string(30) "klassnyichastrienirovkapamiati"
    ["file_id"] => string(6) "271338"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451463958"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Классный час на тему "Память" "
    ["seo_title"] => string(29) "klassnyi-chas-na-tiemu-pamiat"
    ["file_id"] => string(6) "150805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420558039"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Учителю начальной школы "
    ["seo_title"] => string(28) "uchitieliu-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "132831"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416413184"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(74) "formirovaniieghrafichieskikhnavykovudietieistarshieghodoshkolnoghovozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "295694"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455863474"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Задания, игры и упражнения для младших школьников, направленные на формирование познавательных универсальных действий"
    ["seo_title"] => string(117) "zadaniiaighryiuprazhnieniiadliamladshikhshkolnikovnapravliennyienaformirovaniiepoznavatielnykhuniviersalnykhdieistvii"
    ["file_id"] => string(6) "318551"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460615894"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства