Открытый урок по ОЗОЖ: «Конфликтная ситуация и выработка терпеливого отношения к людям».
Открытый урок по ОЗОЖ: «Конфликтная ситуация и выработка терпеливого отношения к людям».
Здоровье – это одно из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного социального и экономического развития человека и общества. Поэтому на этом уроке мы рассматриваем такие понятия как личность, ответственность, конфликт, взаимодействие, терпимость. Анализируем мотивы поступков детей. Определяем признаки конфликтной ситуации, умение договариваться между собой, вырабатываем правила общения. Учащиеся учатся правильно восстанавливать гармоничное состояние души.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Определение признаков конфликтной ситуации, умение договариваться между собой, правила общения.
Показать уч-ся как правильно восстанавливать гармоничное состояние души и снимать напряжение.
Оборудование: Изображение двух ромашек с положительными и отрицательными качествами.
Плакат: Правила общения.
«Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется» (Генри Форд).
Весь (нравственный) закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. (Апостол Павел).
I. На этом уроке мы с вами поговорим о межличностных проблемах возникающих у людей, необходимости договариваться между собой, об ответственности перед своими товарищами, друзьями, о терпимости к любому человеку, какой бы он ни был. Мы с вами дадим понятие слову конфликт и как он возникает.
Я постараюсь научить вас как правильно восстанавливать гармоничное состояние души и снимать напряжение.
II. Мы живем среди людей.
Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг люди трудятся, идут с работы, на работу отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут, не зная во имя чего они живут, иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели. Вокруг нас и в нас происходит сложная, неисчерпаемая жизнь.
III. Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретены- ми в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества.
Благодаря его жизни в обществе формируется личность человека, его индивидуальность.
«А как вы думаете, что подразумевается под словами личность, индивидуальность?»
(Дети размышляют над этими словами, высказывают свое мнение. Дать определение для записи в тетради.)
Индивидуальность-своеобразие психики и личности индивида их, неповторимость (характер, интересы, убеждения, интеллект, способности человека. Это отличает его от других).
Личность - это человек, способный поступать по собственному убеждению сложных жизненных ситуациях, умеющий брать ответственность на себя, проявлял свою волю свой характер.
Человек является зрелой личностью, обладающий таким уровнем психического и социального развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью. Главным признаком человека- личности является его способность поступать по своему внутреннему убеждению, не перекладывать ответственность на другого, противостоять обстоятельствам, брать ответственность за все происходящее.
Очень важно помнить, что другой человек отличается от меня, он не хуже и не лучше меня, он другой. Он самостоятельная личность, Которая сама определяет свое поведение.
IV. У каждого человека могут возникнуть межличностные проб-лемы. Жизнь невозможно прожить без конфликтов, не найдется ни одного человека, который бы сказал, что у него не было конфликтов. Так что же такое конфликт? Почему он возникает? Можно ли избежать конфликтной ситуации?
Обсуждение. Ответы на вопросы.
V. Игра «Нарисуем картину вместе»
Два ватмана, два фломастера.
Приглашаются желающие нарисовать картину каждым двум участникам дается по ватману и одному фломастеру. Два ребенка берут вместе фломастер и рисуют на ватмане. Остальные (зрители) следят за действиями этих пар. Обсуждение.
VI. Раздаются карточки с текстом:
Ситуация 1. ...Дай мне, пожалуйста, книгу.
Отстань от меня. Мне не до тебя, голова болит.
Почему ты так грубо со мной разговариваешь?
Ну что я тебе такого сказала?
Этот конфликт пустой ( на основе неустойчивого психического самочувствия одного партнера). Нет объекта столкновения, нет противоречия между интересами. Разрешение данного конфликта заключается в снятии психологического напряжения путем проявления заботы внимания или предоставления возможности побыть одному.
Ситуация 2: -Вася, ты плохо вымыл пол! -Вы всегда ко мне придираетесь.
Это конфликт содержательный - наличие как минимум двух мнений, вступающих в противоречие.
VII. Конфликт - это столкновение противоположных интересов, вглядов, серьезное разногласие, острый спор.
VIII. Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.Быть терпимее к другому.
Прочитать сказку «Солнце и ветер» (дидактический материал, приложение) Дети обсуждают и отвечают на вопросы:
1 .Кто выиграл в этом споре?
2.Всегда ли можно добиться своего силой?
З.Как еще можно добиться своего?
IX. Упражнение для снятия напряжения и восстановления гармоничного состояния «Прогулка к морю»(дидактический материал, приложение)
X. - Ребята, обратите пожалуйста свое внимание на доску.
На ней приклеены два кружочка со словами дружба и конфликт. А Рядом в пакете лепестки на которых написаны слова. Ваша задача состоит в том, чтобы прочитав слово на лепестке ( с переводом на другой стороне) вы смогли собрать два цветка с названием дружба и конфликт.
«ДРУЖБА»
1 .Добросердечность - душевная чуткость, отзывчивость души, расположение к людям.
2.Благодарность- признательность за доброе отношение, помощь. 3.Совесть- это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека.
4.Честь- внутренне нравственное достоинство человека, доблесть, честность благородство души и чистая совесть. 5.Достоинство- совокупность моральных качеств в самом себе, самоуважение.
6.Терпение- не жалуясь, безропотно переносить бедственное, тяжелое, неприятное.
7.Взаимопомощь- оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
6.Оскорбление- крайне унизить, обидеть причинить моральный
ущерб.
7.Агрессия- враждебное отношение к людям.
XI. В чем самая большая цель в жизни?
В увеличении добра в окружающем. Важно только, чтобы добро, которое человек делает, было его внутренней потребностью, шло от умного сердца, а не только из головы. Главной жизненной задачей должна быть обязательно задача шире, чем просто личностная, она не должна быть замкнута только на собственных удачах и неудачах. Она должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему городу, к своему народу, стране, ко всей вселенной.
XII. Домашнее задание.
Ребята у каждого из вас на парте лежит тест «Конфликт без
насилия».
Выберите, на ваш взгляд, правильные ответы.
Выставление оценок
И в конце нашего урока я хочу рассказать вам восточную притчу «Пророк и длинные ложки».
(дидактический материал, приложение)
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. С. Колмогорова «Диагностика психологической культуры школьников» издательство Владос пресс 2002 г.
И.Ахметова Т. Иванова «Мой выбор» Учебно-методическое пособие для учителей издательство Москва 2003 г.
Н. П. Майорова «Обучение жизненно важным навыкам в школе» издательство «Образование-культура» С. Петербург 2002 г.
Р. В. Самоукина «Игры в школе и дома». «Психологические упражнения, коррекционные программы» издательство Ярославль. Академия развития.2004г
В.А.Родионов «Я и все-все-все» Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 кл.» издательство Ярославль. Академия развития 2004 г.
О.Мухина. Г. Родионова «Приручи свой гнев»
О. Хухлаева Т. Кирилина «Счастливый подросток» Программа профилактики нарушений психологического здоровья.