Актуализация представлений обучающихся о конфликтах, структуре, динамике протекания. Создать условия для амбивалентного понимания смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»
Тема: «Понятие конфликта в современном мире»
Автор:
Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель
Сыктывкар, 2016 г.
Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»
Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.
Цели урока:
1.воспитания:
- формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;
-совершенствование механизма сотрудничества.
2. развития:
- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,
- научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.
3. обучения:
-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;
-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).
Содержание знаний, умений и навыков:
обучающиеся должны знать:
-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;
-динамику развития и протекания конфликта;
обучающиеся должны уметь:
-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;
-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.
Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».
Методы:
-беседа с элементами объяснения;
-опрос;
-постановка проблемных ситуации;
-игровые методы - игра «Постройте пять кораблей».
Формы организации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная.
Литература для преподавателей:
1.
Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с.
2.
Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005.
3.
Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70
4.
Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.
Литература для обучающихся:
1.
Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с.
2.
Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с.
3.
Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.
Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире»
№
Название этапа
Время
мин
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Методы деятельности
Средства
Формы деятельности
1
2
3
4
5
6
7
8
I.
Организационная часть урока
2 мин
Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу
Журнал теоретического обучения
II.
Вводная часть
2.1
Привлечение внимания к актуальности проблемы
3 мин
Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом
Воспринимают информацию.
Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске
Беседа, анализ ассоциации, опрос
доска, листы бумаги
Фронтальная
2.2
Постановка целей и задач встречи.
5 мин
Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше?
Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»?
Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия.
Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?»
Организует формулирование целей урока
Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение
Отвечают на вопросы
Принимают цель
Опрос, проблемная ситуация
доска
Фронтальная
III.
Основная часть
3.1
Понятие конфликта, основные подходы к изучению
Изучение понятие конфликта
15 мин
Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода:
-конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями;
-конфликт – это выигрыш.
Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми»
Воспринимают информацию.
Отвечают на вопрос, решают проблему
Проблемная ситуация
Апельсин
Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов»
Фронтальная
3.2
Усвоение новых знаний
Динамика протекания конфликта:
3.2.1 Объективная конфликтная ситуация
3.2.2 Осознание конфликтной ситуации
3.2.3 Переход к конфликтному поведению
35 мин
Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей.
Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары - желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать.
Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение.
Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация
на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2)
Воспринимают информацию
Отвечают на вопросы.
Принимают выводы
Работают самостоятельно.
Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание
(Приложение 2)
Проблемная ситуация
Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу»
Фронтальная
Индивидуальная
3.2.4 Разрешение конфликта
Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц.
Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3)
Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3)
Проблемная ситуация
Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии»
Индивидуальная
IV.
Заключительная часть
4.1
Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия
18 мин
Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?»
Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5)
В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы.
Я осознал (а)….
Я понял (а)…
Я решил (а) …
Я задумался (ась)…
Я пришел (а) к выводу, что…
Таким образом, конфликт это….
Воспринимают информацию.
Отвечают на вопросы.
Примерные ответы:
Понимать свои потребности и другие
Открытая позиция в конфликте
Найти время на решение проблемы
Идти на сотрудничество
Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле
Отвечают на вопросы.
Принимают решение, делают свой выбор
Проблемная ситуация Рефлексия
Интерактивная доска
Фронтальная
Домашнее задание
2 мин.
Записывают задание на дом
Приложение 1
Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов
Позитивные
Влияние на личность
Влияние на группу
Познание друг друга участниками конфликта (своих интересов и интересов другого);
Ослабление психической напряженности;
Стимуляция активности человека;
Улучшение качества деятельности;
Повышения авторитета в случае правильного поведения;
Развитие личности.
Устранение противоречий в функционировании группы;
Толчок к изменению и развитию;
Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)
Объединение единомышленников
Негативные
Ухудшение настроения;
Ощущение насилия;
Ухудшение качества индивидуальной деятельности;
Социальная пассивность;
Угроза здоровью.
Нарушение межличностных отношений;
Ухудшение социально – психологического климата;
Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)
Снижение сплоченности группы
Угроза жизни и здоровью людей.
Приложение 2
Рисунок 1
Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)
Ориентация на себя
ориентация на других
Приложение 3
Таблица № 2
Конфликт «В студенческом общежитии»
Параметр конфликта
Сценарий конфликта
Позиции
Студент А – слушать музыку
Студент Б – лечь отдохнуть, поспать
Интересы
Студент А – приятно провести время, послушать музыку
Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть
Избегание (уход)
Уступка
Соперничество
Компромисс
Сотрудничество
Приложение 4
Игра «Постройте пять кораблей»
Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание