kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по психологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуализация представлений обучающихся о конфликтах, структуре, динамике протекания. Создать условия для амбивалентного понимания смысла конфликтов (положительного и отрицательного). 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по психологии»

6


Коми Республикаса йöзöс да том йöз политика министерство

велöдан министерство

«Сыктывкарса сервис да связь колледж»

уджсикасö велöдан канму учреждение

Министерство образования и молодежной политики Республики Коми

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Сыктывкарский колледж сервиса и связи»

(ГПОУ «СКСиС»)







Методическая разработка урока по дисциплине «Психология общения»

Тема: «Понятие конфликта в современном мире»



Автор:

Н.В. Еголаева, педагог-психолог, преподаватель
















Сыктывкар, 2016 г.



Тема урока: «Понятие конфликта в современном мире»

Тип урока: комбинированный урок, с использованием игровых методов обучения.

Цели урока:

1.воспитания:

- формирование толерантного отношения студентов и обучающихся;

-совершенствование механизма сотрудничества.

2. развития:

- содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности,

- научить управлять конфликтом, так, чтобы деструктивные элементы держать под контролем, а конструктивные вводить и использовать для эффективного разрешения или урегулирования.

3. обучения:

-способствовать актуализации представлений обучающихся о конфликтах, их структуре, динамике протекания;

-создать условия для понимания амбивалентного смысла конфликтов (положительного и отрицательного).

Содержание знаний, умений и навыков:

обучающиеся должны знать:

-основные понятия: конфликт, противоречие, причины конфликта, участники конфликта, предмет и объект конфликта;

-динамику развития и протекания конфликта;

обучающиеся должны уметь:

-уметь находить пути ликвидации и разрешения конфликтов;

-применять эффективные способы и методы выхода из напряженной ситуации.

Обеспечение занятия: интерактивная доска, наглядный материал: Таблица № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов», Таблица № 2 «Типология конфликтов», Рисунок 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу», игра «Постройте пять кораблей».

Методы:

-беседа с элементами объяснения;

-опрос;

-постановка проблемных ситуации;

-игровые методы - игра «Постройте пять кораблей».

Формы организации деятельности:

- фронтальная;

- индивидуальная.

Литература для преподавателей:

1.

Иванова С. В. Кандидат, новичок, сотрудник. Инструменты управления персоналом, которые реально работают на практике. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

2.

Гришина Н. В. Психология конфликта. Спб.: Питер, 2005.

3.

Моргунов Е., Рязанова Н. Бизнес – конфликтология // Управление персоналом, 2005, № 16. С. 11-70

4.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.

Литература для обучающихся:

1.

Психология и этика делового общения / сост. М.А. Поваляева. Ростов н/Д: Феникс, 2004, 352 с.

2.

Барышева А. Д. Матюхина Ю. А. Этика и психология делового общения. М.: Альфа-М: ИНФРА – М, 2006. 256 с.

3.

Шейнов В. П. Секретарь: Секреты профессии. М.: Ось – 89, 2003. 208 с.





































Тематический ход урока «Понятие конфликта в современном мире»


Название этапа

Время

мин

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методы деятельности

Средства

Формы деятельности

1

2

3

4

5

6

7

8

I.

Организационная часть урока

2 мин

Приветствие обучающихся. Проверка отсутствующих по журналу



Журнал теоретического обучения


II.

Вводная часть







2.1

Привлечение внимания к актуальности проблемы

3 мин

Преподаватель сообщает тему, обосновывает актуальность темы. Раздает листы бумаги, просит написать слова-ассоциации связанные конфликтом

Воспринимают информацию.

Пишут слова-ассоциации, вывешивают их на доске

Беседа, анализ ассоциации, опрос

доска, листы бумаги

Фронтальная

2.2

Постановка целей и задач встречи.

5 мин

Организует обсуждение. Каких ассоциаций больше?

Создает мотивацию путем постановки проблемного вопроса «А как вы думаете, почему конфликт всегда ассоциируется с чем- то плохим, негативным»?

Организует беседу, задает вопросы, которые способствуют определению целей занятия.

Например, «Можно ли избежать в столкновении негативных эмоций?»

Организует формулирование целей урока




Воспринимают информацию. Обсуждают, принимают решение



Отвечают на вопросы




Принимают цель

Опрос, проблемная ситуация

доска

Фронтальная

III.

Основная часть







3.1

Понятие конфликта, основные подходы к изучению


Изучение понятие конфликта









15 мин

Определение понятия конфликта в рамках традиционного и современного подхода:

-конфликт как явление, которое всегда сопровождается негативными эмоциями;

-конфликт – это выигрыш.


Задает решить проблемную ситуацию «Как поделить один апельсин между двумя детьми»


Воспринимают информацию.

Отвечают на вопрос, решают проблему


Проблемная ситуация

Апельсин

Табл. № 1 «Положительные и отрицательные функции конфликтов»


Фронтальная

3.2

Усвоение новых знаний

Динамика протекания конфликта:

3.2.1 Объективная конфликтная ситуация



3.2.2 Осознание конфликтной ситуации





3.2.3 Переход к конфликтному поведению





35 мин

Преподаватель на примере столкновения интересов объясняет динамику протекания конфликта. Моделирует сложную коммуникативную ситуацию с конфликтом целей.

Ситуация: Два студента, проживают в одной комнате, студент А, у которого было три пары - желает слушать музыку, студент Б, у которого было четыре пары – отдохнуть, поспать.


Помогает расширить восприятие обучающихся и показать, что на этой стадии можно разрешить столкновение, найти решение.


Преподаватель объясняет стили конфликтного поведения. Для закрепления материала дает задание разместить 5 стилей конфликтного поведения на оси координат. Ось X – ориентация

на других, ось Y – ориентация на себя. Организация работы с рис 1 (Приложение 2)

Воспринимают информацию




Отвечают на вопросы.


Принимают выводы



Работают самостоятельно.


Расставляют 5 точек – стиль сотрудничество, компромисс, соперничество, уступка, избегание

(Приложение 2)


Проблемная ситуация

Рис. 1 «Стратегии конфликтного реагирования по К. Томасу»


Фронтальная

Индивидуальная




3.2.4 Разрешение конфликта


Преподаватель рассказывает о двух способах разрешения конфликта самостоятельно или вмешательство 3-х лиц.

Ставит перед обучающимися задачу решить проблемную ситуацию, конфликт интересов между двумя студентами А и Б, проживающими в одной комнате (Приложение 3)


Решают конфликт на примере использования различных стратегий поведения, заполняют таб. 2 (Приложение 3)

Проблемная ситуация

Таблица 2 «Конфликт в студенческом общежитии»


Индивидуальная

IV.

Заключительная часть







4.1

Закрепление и систематизация знаний. Рефлексия


18 мин

Преподаватель перед аудиторией ставит проблему «Возможно ли конструктивно разрешать конфликт?»








Для выявления принятия осознанной конструктивной позиции конфликта и освоения навыками разрешения столкновений преподаватель включает обучающих в игру «Постройте пять кораблей» (Приложение 5)


В конце, подводя итоги урока, обучающимся было предложено продолжить фразы.

Я осознал (а)….

Я понял (а)…

Я решил (а) …

Я задумался (ась)…

Я пришел (а) к выводу, что…

Таким образом, конфликт это….


Воспринимают информацию.

Отвечают на вопросы.

Примерные ответы:

  1. Понимать свои потребности и другие

  2. Открытая позиция в конфликте

  3. Найти время на решение проблемы

  4. Идти на сотрудничество

Делятся на две группы, задача каждой группы построить 5 кораблей на одном поле




Отвечают на вопросы.

Принимают решение, делают свой выбор


Проблемная ситуация Рефлексия

Интерактивная доска

Фронтальная



Домашнее задание

2 мин.


Записывают задание на дом




Приложение 1

Таблица № 1 Положительные и отрицательные функции конфликтов



Позитивные
Влияние на личность

Влияние на группу

  • Познание друг друга участниками конфликта (своих интересов и интересов другого);

  • Ослабление психической напряженности;

  • Стимуляция активности человека;

  • Улучшение качества деятельности;

  • Повышения авторитета в случае правильного поведения;

  • Развитие личности.

  • Устранение противоречий в функционировании группы;

  • Толчок к изменению и развитию;

  • Стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем)

  • Объединение единомышленников

Негативные
  • Ухудшение настроения;

  • Ощущение насилия;

  • Ухудшение качества индивидуальной деятельности;

  • Социальная пассивность;

  • Угроза здоровью.

  • Нарушение межличностных отношений;

  • Ухудшение социально – психологического климата;

  • Ухудшение качества совместной деятельности (непонимание друг друга)

  • Снижение сплоченности группы

  • Угроза жизни и здоровью людей.





















Приложение 2


Рисунок 1

Стратегии конфликтного реагирования (по К. Томасу)



Ориентация на себя

ориентация на других


Приложение 3

Таблица № 2

Конфликт «В студенческом общежитии»

Параметр конфликта

Сценарий конфликта

Позиции

Студент А – слушать музыку

Студент Б – лечь отдохнуть, поспать

Интересы

Студент А – приятно провести время, послушать музыку

Студент Б – устал после четырех пар, отдохнуть

Избегание (уход)


Уступка


Соперничество


Компромисс


Сотрудничество






















Приложение 4

Игра «Постройте пять кораблей»

Задание: аудитория делится на две группы и каждая группа должна выстроить на представленном поле пять пятипалубных кораблей. Каждая группа по очереди делает ход, который фиксирует преподаватель. По необходимости можно сделать акцент, что эта игра не морской бой, и снова повторить задание


1




2

3

4

5

6

7

8

9

10

А














Б














В














Г














Д














Е














Ж

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по психологии

Автор: Еголаева Наталия Владимировна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Методическая разработка урока по теме: «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто!» "
    ["seo_title"] => string(92) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-tiemie-zdorov-ie-nie-vsio-no-vsio-biez-zdorov-ia-nichto"
    ["file_id"] => string(6) "108852"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403880016"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Методическая разработка урока"Строение и работа сердца 8 класс" "
    ["seo_title"] => string(70) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-stroieniie-i-rabota-sierdtsa-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "199773"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428649290"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "методическая разработка урока "Кислоты" "
    ["seo_title"] => string(41) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "209727"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431273508"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Методическая разработка урока на тему" Понятие конфликта, его виды""
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_na_tiemu_poniatiie_konflikta_iegho_vidy"
    ["file_id"] => string(6) "418113"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495566887"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства